ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1021/20 от 21.01.2021 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

КОПИЯ

Дело № 3а-81/2021

(№ 3а-1021/2020)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 21 января 2021 года

Нижегородский областной суд в составе:

председательствующего судьи Буруновой С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Новожениным Б.А.,

с участием административного истца Афиногеновой О.А., представителя административного истца Сорокина В.Н.,

прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Четайкина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Афиногеновой Ольги Александровны о признании частично недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год,

УСТАНОВИЛ:

25 ноября 2019 года Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ № 326-13-369863/19 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее также - приказ от 25 ноября 2019 года № 326-13-369863/19, Перечень 2020).

Приказ от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

В пункт [номер] раздела <данные изъяты> Перечня на 2020 год, включен объект недвижимости - встроенное помещение с кадастровым номером [номер] (наименование и назначение «нежилое помещение»), этаж 1, общая площадь 176,4 кв.м., расположенное [адрес].

В пункт [номер] раздела <данные изъяты> Перечня на 2020 год, включен объект недвижимости – пристроенное помещение с кадастровым номером [номер] (наименование и назначение «нежилое помещение»), этаж 2, общая площадь 176,8 кв.м., расположенное [адрес].

Афиногенова О.А. (далее также – административный истец) обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим нормативного правового акта в указанных частях.

Как указал административный истец, объекты недвижимости с кадастровыми номерами [номер], [номер], принадлежащие ей на праве собственности, не отвечают признакам, предусмотренным ст.378.2 НК РФ.

Спорный объект недвижимости - встроенное помещение, с кадастровым номером: [номер], назначение: нежилое, этаж 1, общая площадь 176.4 кв.м., расположенное [адрес], пом.П5, находится на земельном участке с кадастровым номером [номер], расположенном [адрес], категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под многоквартирный дом. В спорном объекте недвижимости, исходя из экспликации технического плана расположено 10 нежилых помещений с различными наименованиями (кабинет, умывальник, туалет, комната, зал, коридор, касса). Фактически в 2020 году: часть помещения площадью 80 кв.м, используется для размещения центра оперативной полиграфии, согласно договору №2 аренды нежилого помещения от 05.12.2019г. и договору №4 от 30.10.2020г. заключенным между ИП Афиногенова О.А. (ИНН [номер]) и ИП Жарикова О.А. ([номер]), часть помещения площадью 20 кв.м, использовалось с 01.01.2020 г. по 31.03.2020г. для размещения производственного помещения согласно договору №1 аренды нежилого помещения от 24.10.2019г., заключенного ИП Афиногенова О.А. (ИНН [номер]) и ООО <данные изъяты> (ИНН [номер]), часть помещения 96,4 кв.м, используется для размещения типографии согласно договору №3 аренды нежилого помещения от 22.07.2020г. заключенного между ИП Афиногенова О.А. (ИНН [номер]) и ООО <данные изъяты> (ИНН [номер]).

Спорный объект недвижимости - пристроенное помещение, с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, этаж, общая площадь 176.8 кв.м., расположенное [адрес], находится на земельном участке с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под многоквартирный жилой дом. В спорном объекте недвижимости, исходя из экспликации технического плана расположено 10 нежилых помещений с различными наименованиями. Фактически в 2020 году: часть помещения площадью 53 кв.м., 23 кв.м., 15 кв.м, используются для размещения мастерской по изготовлению сувенирной продукции и ее складированию, согласно договору аренды б/н от 25.08.2020 г., договору аренды б/н от 01.10.2019г. заключенным между ИП Афиногенова О.А. (ИНН [номер]) и ИП Д.А.В. (ИНН [номер]); часть помещения площадью 8,5 кв.м, используется для размещения складского помещения согласно договору аренды б/н от 27.03.2019 года, и договору аренды б/н от 28.02.2020г. заключенному между ИП Афиногенова О.А. (ИНН [номер]) и ИП Р.М.В. (ИНН [номер]); часть помещения площадью 10,5 кв.м, используется для размещения швейной мастерской, согласно договору аренды от 31.10.2019г., договору аренды от 01.10.2020г. заключенным между ИП Афиногенова О.А. (ИНН [номер]) и С.Н.А. паспорт <данные изъяты>; часть помещения площадью 15 кв.м, используется для размещения парикмахерской, согласно договору аренды от 31.10.2019г., договору аренды от 01.10.2020г. заключенному между ИП Афиногенова О.А. (ИНН [номер]) и С.Е.Г. паспорт <данные изъяты> Остальные площади данного пристроенного помещения не использовались.

По указанным основаниям административный истец (с учетом заявления об описке в административном исковом заявлении) просит суд признать недействующим с момента принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утв. приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25.11.2019 г. № 326-13-369863/19 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» в части включения:

- пункта [номер] раздела <данные изъяты> (объект недвижимости - встроенное помещение с кадастровым номером [номер] (наименование и назначение «нежилое помещение»), этаж 1, общая площадь 176,4 кв.м., расположенное [адрес]);

- пункта [номер] раздела <данные изъяты> (объект недвижимости – пристроенное помещение с кадастровым номером [номер] (наименование и назначение «нежилое помещение»), этаж 2, общая площадь 176,8 кв.м., расположенное [адрес]).

В судебном заседании Афиногенова О.А. и ее представитель - Сорокин В.Н. (по доверенности) поддержал доводы и требования административного искового заявления.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в судебное заседание не явился, представлен письменный отзыв на административное исковое заявление.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего требования административного истца подлежащими удовлетворению, обсудив доводы административного искового заявления и отзыва на него, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 19 ноября 2014 года № 169 «О налоге на имущество физических лиц» установлены ставки налога в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения в следующих размерах:

для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации – 2 процента (пункт 2.2);

для прочих объектов налогообложения – 0,5 процента (пункт 2.3).

Из материалов дела следует, что Афиногеновой О.А. на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества

- встроенное помещение с кадастровым номером [номер] (наименование и назначение «нежилое помещение»), этаж 1, общая площадь 176,4 кв.м., расположенное [адрес],

- пристроенное помещение с кадастровым номером [номер] (наименование и назначение «нежилое помещение»), этаж 2, общая площадь 176.8 кв.м., расположенное [адрес], что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Объект недвижимости с кадастровым номером [номер] включен в пункт [номер], объект недвижимости с кадастровым номером [номер] включен в пункт [номер] раздела <данные изъяты> Перечня на 2020 год.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Афиногенова О.А. является надлежащим административным истцом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Проанализировав указанные положения НК РФ во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 5 ноября 2014 года №140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» (далее – Закон №140-З), Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года № 635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» (далее - Порядок), постановления Правительства Нижегородской области от 20 февраля 2006 года № 50 «Об утверждении Положения о Министерстве государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области», Положения о Министерстве, постановления Правительства Нижегородской области от 16 октября 2015 года № 666 «Об утверждении Положения о Министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области», Положения о Министерстве, постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года № 183 «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области», Положения о Министерстве, суд приходит к выводу о том, что приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-369863/19 от 25.11.2019, являющийся нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принят как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Данный приказ размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области, Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Административным истцом компетенция Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на издание указанного нормативного правового акта не оспаривалась.

Проверив приказ № 326-13-369863/19 от 25.11.2019 в оспариваемых частях на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В силу положений пункта «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации.

Статьей 15 и пунктом 1 статьи 399 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Согласно статье 1 Закона №140-З на территории Нижегородской области порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, применяется с 1 января 2015 года.

Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; (нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Понятие административно-делового центра и торгового центра (комплекса), основания отнесения к ним отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определены пунктами 3-5 статьи 378.2 НК РФ.

Согласно пункту 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

По смыслу ст.378.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие здания (помещения), не снятые с кадастрового учета.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015г. №635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.

В соответствии с пунктом 3 названного Порядка уполномоченный орган осуществляет организационно-техническую работу по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

В соответствии с пунктом 5 Порядка для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления Перечня используются:

- сведения государственного кадастра недвижимости и Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (сведения Единого государственного реестра недвижимости, - в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 14.12.2017 № 910).

В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются:

- документы технического учета (инвентаризации);

- иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;

- информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. В соответствии с п.3 ч.2 ст.62 КАС РФ лицо, обратившееся в суд, обязано подтвердить факты, на которые ссылается как на основание своих требований.

В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что спорные объекты недвижимого имущества

- встроенное помещение с кадастровым номером [номер], этаж 1, общая площадь 176,4 кв.м., расположенное [адрес], имеет назначение и наименование «нежилое помещение»,

- пристроенное помещение с кадастровым номером [номер], этаж 2, общая площадь 176.8 кв.м., расположенное [адрес], имеет назначение и наименование «нежилое помещение», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Встроенное помещение с кадастровым номером [номер] расположено в многоквартирном доме с кадастровым номером [номер], а здание, соответственно - на земельном участке с кадастровым номером [номер], относящемся к категории земель: земли населенных пунктов, имеющем вид разрешенного использования: многоквартирный дом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Земельный участок с кадастровым номером [номер], на котором находится здание с кадастровым номером [номер], в котором расположено спорное помещение, имеет вид разрешенного использования «многоквартирный дом, для многоквартирной застройки», что не предполагает размещение на нем зданий административно-делового или коммерческого назначения, а также объектов общественного питания, бытового обслуживания или офисных помещений.

Пристроенное помещение с кадастровым номером [номер] расположено в многоквартирном доме с кадастровым номером [номер], а здание, соответственно - на земельном участке с кадастровым номером [номер], относящемся к категории земель: земли населенных пунктов, имеющем вид разрешенного использования: под многоквартирный жилой дом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Земельный участок с кадастровым номером [номер], на котором находится здание с кадастровым номером [номер], в котором расположено спорное помещение, имеет вид разрешенного использования «под многоквартирный жилой дом, для объектов жилой застройки», что не предполагает размещение на нем зданий административно-делового или коммерческого назначения, а также объектов общественного питания, бытового обслуживания или офисных помещений.

Доказательств фактического использования помещений в спорный период как торгового, офисного или объекта бытового обслуживания, общественного питания, в материалах дела не имеется.

Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года №39, действовавшего на момент установления вида разрешенного использования указанного земельного участка, земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (код 1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (код.1.2.7), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (код 1.2.9.).

Такой вид разрешенного использования земельного участка как «многоквартирный дом, для многоквартирной застройки» и «под многоквартирный жилой дом, для объектов жилой застройки» не соответствует в полной мере кодам 1.2.5, 1.2.7 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года №39, относится к иным группам видов разрешенного использования земельных участков, и, следовательно, не позволяет размещать на нем только офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года №540, вступившим в силу 24.12.2014 года, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.

Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» вышеуказанный земельный участок также не отнесен к земельным участкам, на которых возможно размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.Анализ изложенного указывает на то, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено нежилое здание, не подпадает под критерии, установленные статьей 387.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), в силу чего указанный объект недвижимости, не может быть признан объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Помимо вышеуказанного, из содержания подпункта 2 пункта 3, подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что объекты недвижимости должны быть предназначены для использования или фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 02 октября 2015 года №635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения», пунктами 4 и 6 которого предусмотрено, что уполномоченный орган на конкурсной основе привлекает организацию для установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью подготовки Перечня, а также что Перечень формируется на основе данных, полученных от организации, с указанием вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и обозначением источника получения информации о данном виде фактического использования.

Из экспликации площади помещения, содержащейся в техническом паспорте, составленном по состоянию на 31.03.2011 года, усматривается, что в помещении пом.П5, площадью 176,4 кв.м., расположенном [адрес], расположены: кабинеты (2), умывальник, туалет, комнаты (3), зал (2), коридор, касса (4,7 кв.м.).

Согласно представленному в материалы дела договору аренды нежилого помещения от 24.10.2019 г., заключенному между ИП Афиногеновой О.А. и ООО <данные изъяты>, ООО <данные изъяты> является Арендатором нежилого помещения, расположенного [адрес], площадью 20 кв.м., являющегося частью встроенного нежилого помещения П5 общей площадью 176,4 кв.м.; арендуемое помещение предоставляется для размещения производственного помещения; договор действителен с 01.11.2019 г. по 31.10.2020 г.; Актом от 31.03.2020 г. нежилое помещение было возвращено Арендодателю.

Согласно представленному в материалы дела договору аренды нежилого помещения № 2 от 05.12.2019 г., заключенному между ИП Афиногеновой О.А. и ИП Ж.О.А., ИП Ж.О.А. является Арендатором нежилого помещения, расположенного [адрес], площадью 80 кв.м., являющегося частью встроенного нежилого помещения П5 общей площадью 176,4 кв.м.; арендуемое помещение предоставляется для осуществления предпринимательской деятельности и Центра оперативной полиграфии.

Согласно представленному в материалы дела договору аренды нежилого помещения № 4 от 30.10.2020 г., заключенному между ИП Афиногеновой О.А. и ИП Жариковой О.А., ИП Жарикова Оксана Арсеньевна является Арендатором нежилого помещения, расположенного [адрес], площадью 80 кв.м., являющегося частью встроенного нежилого помещения П5 общей площадью 176,4 кв.м.; арендуемое помещение предоставляется для осуществления предпринимательской деятельности и Центра оперативной полиграфии.

Согласно представленному в материалы дела договору аренды нежилого помещения № 3 от 22.07.2020 г., заключенному между ИП Афиногеновой О.А. и ООО <данные изъяты>, ООО <данные изъяты> является Арендатором нежилого помещения, расположенного [адрес], площадью 96,4 кв.м., являющегося частью встроенного нежилого помещения П5 общей площадью 176,4 кв.м.; арендуемое помещение предоставляется для осуществления предпринимательской деятельности и Центра оперативной полиграфии.

Административным ответчиком Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области суду представлен Акт от 07.04.2020 г. [номер] обследования нежилого помещения пом.П5, расположенного [адрес], кадастровый номер [номер], согласно которому не менее 20% общей площади помещения используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; при обследовании было выявлено, что помещения используются в целях делового, административного или коммерческого назначения (под офисы «Нижегородской полиграфии» (центр оперативной печати)) и др. часть помещения сдается в аренду.

Таким образом, площадь помещения (в составе спорного нежилого помещения с кадастровым номером [номер], [адрес], наименование которого в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов - «касса» (4,7 кв.м.), менее 20% от общей площади помещения (176,4 кв.м.).

Суд не соглашается с позицией стороны административного ответчика о фактическом использовании ООО <данные изъяты> помещения в целях делового, административного или коммерческого назначения (под офисы «Нижегородской полиграфии» (центр оперативной печати)), поскольку, как из договоров аренды между Афиногеновой О.А. и ООО <данные изъяты>, так и из приложенных к Акту фотоматериалов усматривается осуществление Арендатором производственной деятельности, не связанной с размещением объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Из экспликации площади помещения, содержащейся в техническом паспорте, составленном по состоянию на 31.03.2011 года, усматривается, что в помещении пом.П1, площадью 176,8 кв.м., расположенном [адрес], расположены: зал, коридоры (3), кабинеты (3), помещение, туалет.

Согласно представленному в материалы дела договору аренды нежилого помещения от 27.03.2019 г., заключенному между ИП Афиногеновой О.А. и ИП Р.М.В., ИП Р.М.В. является Арендатором нежилого помещения, номер 2, 2 этаж, расположенного [адрес], площадью 8,5 кв.м.; арендуемое помещение предоставляется как складское помещение; договор действителен с 01.04.2019 г. по 29.02.2020 г.

Согласно представленному в материалы дела договору аренды нежилого помещения от 28.02.2020 г., заключенному между ИП Афиногеновой О.А. и ИП Р.М.В., ИП Р.М.В. является Арендатором нежилого помещения, номер 2, 2 этаж, расположенного [адрес], площадью 8,5 кв.м.; арендуемое помещение предоставляется как складское помещение; договор действителен с 01.03.2020 г. по 31.01.2021 г.

Согласно представленному в материалы дела договору аренды нежилого помещения от 01.10.2019 г., заключенному между ИП Афиногеновой О.А. и ИП Д.А.В., ИП Д.А.В. является Арендатором нежилого помещения, расположенного [адрес], площадью 53 кв.м., на основании договора аренды от 01.10.2019 г.; арендуемое помещение предоставляется для оборудования мастерской по изготовлению сувенирной продукции и ее складированию; договор действителен с 01.10.2019 г. по 31.08.2020 г.

Согласно представленному в материалы дела договору аренды нежилого помещения от 25.08.2020 г., заключенному между ИП Афиногеновой О.А. и ИП Д.А.В., ИП Д.А.В. является Арендатором нежилого помещения, расположенного [адрес], площадью 53 кв.м., 23 кв.м., 15 кв.м., на основании договора аренды от 25.08.2020 г., Арендуемое помещение предоставляется для оборудования мастерской по изготовлению сувенирной продукции и ее складированию; договор действителен с 01.09.2020 года по 31.07.2021 года.

Согласно представленному в материалы дела договору аренды нежилого помещения от 31.10.2019 г., заключенному между ИП Афиногеновой О.А. и С.Н.А., С.Н.А. является Арендатором нежилого помещения, номер комнаты 2, 2 этаж, расположенного [адрес], площадью 10,5 кв.м., на основании договора аренды от 31.10.2019 года, Арендуемое помещение предоставляется под швейную мастерскую; договор действителен с 01.11.2019 г. по 30.09.2020 г.

Согласно представленному в материалы дела договору аренды нежилого помещения от 01.10.2020 года, заключенному между ИП Афиногеновой О.А. и С.Н.А., С.Н.А. является Арендатором нежилого помещения, номер комнаты 2, 2 этаж, расположенного [адрес], площадью 10,5 кв.м.; арендуемое помещение предоставляется под швейную мастерскую; договор действителен с 01.10.2020 г. по 31.08.2020 г.

Согласно представленному в материалы дела договору аренды нежилого помещения от 31.10.2019 г., заключенному между ИП Афиногеновой О.А. и С.Е.Г.С.Е.Г. является Арендатором нежилого помещения, номер комнаты 2, 2 этаж, расположенного [адрес], площадью 15 кв.м.; арендуемое помещение предоставляется под парикмахерскую; договор действителен с 01.11.2019 г. по 30.09.2020 г.

Согласно представленному в материалы дела договору аренды нежилого помещения от 01.10.2020 г., заключенного между ИП Афиногеновой О.А. и С.Е.Г., С.Е.Г. является Арендатором нежилого помещения, номер комнаты 2, 2 этаж, расположенного [адрес], площадью 15 кв.м.; арендуемое помещение предоставляется под парикмахерскую; договор действителен с 01.10.2020 г. по 31.08.2021 г.

Административным ответчиком Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области суду представлен Акт от 16.04.2020 г. [номер] обследования нежилого помещения пом.П1, расположенного [адрес], кадастровый номер [номер], согласно которому часть помещений используется в целях размещения объектов бытового обслуживания – 27,87 кв.м. – 15,76%; при визуальном обследовании было выявлено, что в помещении расположены парикмахерская и ателье (помещения №6 и помещение №5, часть помещения №6 в соответствии с поэтажным планом объекта); в помещения №1 и №9 в соответствии с поэтажным планом доступ был предоставлен, но по причине отказа арендаторов фотофиксация не производилась; эти помещения используются в производственных целях (производство сувенирной продукции (помещение №1) и пошивочный цех (помещение №9), площадь этих помещений составляет 96,7 кв.м.; к Акту обследования приложены фотографии здания и спорного помещения в нем расположенного, исследованные в судебном заседании.

Таким образом, помещений, наименование которых в соответствии со сведениями ЕГРН и (или) документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости прямо предусматривает размещение объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в составе спорного нежилого помещения с кадастровым номером [номер], [адрес], не имеется.

Из представленных сторонами доказательств (договоры аренды, акт обследования) следует, что менее 20 % общей площади помещения с кадастровым номером [номер], [адрес], используется для размещения объектов бытового обслуживания (оказания бытовых услуг).

Как установлено судом и указано в данном судебном решении, спорные нежилые помещения с кадастровыми номерами [номер] и [номер] согласно документам технического и кадастрового учета не относятся к объектам недвижимости, в которых прямо предусмотрено размещение объектов торговли, бытового обслуживания, общественного питания, офисов. Определенное документами технического и кадастрового учета назначение и наименование помещения – нежилое помещение.

Сами помещения не расположены в торговом либо административно-деловом комплексе (центре), помещение либо встроено, либо пристроено к многоквартирному дому.

Доказательств с достоверностью подтверждающих факт использования спорных объектов недвижимости исключительно под цели, указанные в ст.378.2 НК РФ, материалы дела не содержат.

Судом установлено, что мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости на момент их включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, не проводились. Вышеуказанные объекты недвижимости были включены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, только на основании сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (по совокупности сведений об объекте капитального строительства).

Федеральный законодатель, устанавливая с 01 января 2014 года особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 НК РФ предусмотрел отдельные требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношении в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, обязав устанавливать вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).

Таким образом, исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, включение в Перечень спорного помещения по его фактическому использованию (для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания) является правомерным при условии, если обследование проводилось в строгом соответствии с региональными правилами и акты содержат конкретные сведения, подтверждающие использование конкретных помещений для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади объекта недвижимости.

Кроме того, суд учитывает, что согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ определено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.

Таким образом, по смыслу указанных норм определение перечня объектов недвижимого имущества, подлежащих включению и проведение обследования таких объектов должно проводиться до начала налогового периода, на который уполномоченным органом определяется перечень объектов недвижимого имущества, т.е. в данном случае до 01.01.2020 г. соответственно.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что в отношении вышеназванных объектов недвижимости проводились мероприятия по обследованию помещений с целью определения вида их фактического использования.

На основании изложенного суд находит, что правовых и фактических оснований для включения нежилого помещения, расположенного [адрес], кадастровый номер [номер], в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, а также нежилого помещения, расположенного [адрес], кадастровый номер [номер], в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, не имелось.

Кроме того, решением Нижегородского областного суда по делу №3а-1035/2019 от 26 декабря 2019 года признаны недействующими аналогичные приказы ответчика за период 2016, 2018, 2019 годы. В данном решении было установлено, что спорные объекты недвижимости не соответствуют требованиям ст. 378.2 НК РФ. Решение вступило в законную силу.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что объекты недвижимого имущества: встроенное помещение с кадастровым номером [номер] (наименование и назначение «нежилое помещение»), этаж 1, общая площадь 176,4 кв.м., расположенное [адрес]; пристроенное помещение с кадастровым номером [номер] (наименование и назначение «нежилое помещение»), этаж 2, общая площадь 176,8 кв.м., расположенное [адрес], исходя из их назначения, наименования в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, при отсутствии доказательств фактического использования объектов в качестве офисного, торгового, как объектов бытового обслуживания или общественного питания, не относились к видам недвижимого имущества, признаваемыми объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, не подлежали включению в Перечень.

Суд полагает, что административным ответчиком по настоящему делу не представлено доказательств того, что оспариваемый приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-369863/19 от 25.11.2019, в части включения в пункт [номер] раздела <данные изъяты> Перечня на 2020 год, встроенного помещения с кадастровым номером [номер] (наименование и назначение «нежилое помещение»), этаж 1, общая площадь 176,4 кв.м., расположенное [адрес], в пункт [номер] раздела <данные изъяты> Перечня на 2020 год, пристроенного помещения с кадастровым номером [номер] (наименование и назначение «нежилое помещение»), этаж 2, общая площадь 176,8 кв.м., расположенное [адрес], приняты в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, а именно, положениями статьи 378.2 НК РФ и Закона № 140-З.

Суд считает, что окончание 2020 года в данном случае само по себе не влечет необходимость прекращения производства по делу в части оспаривания Перечня на 2020 год, так как не имеется правовых оснований, препятствующих рассмотрению данного дела и принятию по нему судебного решения.

Исходя из изложенного, административное исковое заявление Афиногеновой О.А. подлежит удовлетворению в полном объеме.

Частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-369863/19 от 25.11.2019 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» на день рассмотрения настоящего дела не признан утратившим силу.

Учитывая, вышеизложенное, а также то, что обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2020 год и возможность его взыскания существуют, суд считает, что оспариваемое административным истцом положение подлежит судебной проверке в рамках судебного нормоконтроля, поскольку были применены и могут быть применены к административному истцу Афиногеновой О.А., как к плательщику налога на имущество физических лиц.

Исходя из изложенного, административное исковое заявление Афиногеновой О.А. подлежит удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что административный истец являлся плательщиком налога на имущество физических лиц в 2020 году, и то обстоятельство, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2020 год). Признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вынесения решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.

Следовательно, пункты [номер], [номер] раздела <данные изъяты> Перечня 2020 подлежат признанию недействующими со дня принятия приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-369863/19 от 25.11.2019.

Согласно пункту 5.6 раздела 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2006 года № 41 «О Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области» нормативный акт органа исполнительной власти размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте органа исполнительной власти Нижегородской области.

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (переименовано в Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области) является уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по направлению перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

Соответственно, сведения об изменениях, внесенных в Перечни, в том числе, вследствие принятых судом судебных актов, также подлежат направлению Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанности разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика, и направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Афиногеновой Ольги Александровны удовлетворить.

Признать недействующими пункты [номер], [номер] раздела <данные изъяты> Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-369863/19 от 25.11.2019, со дня принятия.

Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о решении на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу направить настоящее решение суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

П.П. Судья областного суда Бурунова С.В.: подпись

Решение в окончательной форме принято 28 января 2021 года.

Судья областного суда Бурунова С.В.: подпись

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья областного суда С.В. Бурунова