ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1024/20 от 18.09.2020 Брянского областного суда (Брянская область)

дело № 3а-1024/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Брянск 18 сентября 2020 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего

судьи областного суда Богородской Н.А.,

при секретаре Шепеленко Е.В.,

с участием административного истца Проничева С.С., представителя администрации Жуковского района Брянской области Наумовой Т.В., представителя департамента финансов Брянской области Малаева С.С., ведущего судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области Цыркуновой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Проничева Сергея Семеновича о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

У С Т А Н О В И Л :

вступившим в законную силу решением Жуковского районного суда Брянской области от 01 марта 2018 года частично удовлетворен иск Проничева С.С. к администрации Жуковского района Брянской области и департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. Суд обязал администрацию Жуковского района Брянской области предоставить Проничеву С.С. на основании договора найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в муниципальном образовании «Жуковский район» Брянской области.

Административный истец Проничев С.С. обратился в Брянский областной суд с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, ссылаясь на то, что общая продолжительность ожидания исполнения указанного решения Жуковского районного суда Брянской области от 01 марта 2018 года составляет 19 календарных месяцев, а без учета периода отсрочки исполнения решения – 13 календарных месяцев, что нарушает его право на судопроизводство в разумный срок. Считает, что существенное затягивание сроков исполнения судебного постановления имело место по обстоятельствам, не зависящим от административного истца, а именно вследствие отсутствия у административного ответчика достаточного бюджетного финансирования за счет средств регионального и федерального бюджетов, а также дополнительного бюджетного финансирования в целях приобретения жилых помещений для последующего их предоставления детям-сиротам и лицам из их числа. Доказательства запроса со стороны административного ответчика дополнительного финансирования для осуществления исполнения судебного решения в интересах именно административного истца отсутствуют.

В связи с нарушением его права на исполнение судебного акта в разумный срок он постоянно несет материальные убытки, связанные с необходимостью оплаты коммунальных и эксплуатационно-бытовых расходов по адресу фактического проживания в жилом помещении, не принадлежащем ему ни на каком праве. Нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок доставляет ему также моральные страдания, связанные с необходимостью проживания в чужом жилом помещении с посторонними лицами и постоянной атмосферой стресса и напряжения.

Просит взыскать в его пользу с администрации Жуковского района Брянской области и департамента финансов Брянской области компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 83 659,68 руб.

В судебном заседании административный истец Проничев С.С. административный иск поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просит взыскать в его пользу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разменный срок в размере 83659,68 руб. с администрации Жуковского района Брянской области.

Представитель администрации Жуковского района Брянской области Наумова Т.В. против удовлетворения заявленных требований возражала, просит отказать Проничеву С.С. в удовлетворении административных исковых требований о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, ссылаясь на то, что администрацией Жуковского района Брянской области принимались все необходимые меры для исполнения решения Жуковского районного суда Брянской области от 01 марта 2018 года и не нарушены процедурные условия, обеспечивающие реализацию права Проничева С.С. на исполнение судебного решения в разумный срок. Так, в течение 2019 года в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями и освоения выделенных из бюджета Брянской области финансовых средств, администрацией района было объявлено 24 электронных конкурса на приобретение жилых помещений для детей-сирот, однако по независящим от администрации причинам в 2019 году не удалось приобрести жилые помещения и обеспечить детей-сирот квартирами, т.к. из 24 объявленных конкурсов на 21 не поступило ни одной заявки и они были признаны несостоявшимися, а по 3 конкурсам из 24, контракты с победителями расторгнуты по причине несоответствия жилых помещений на дату приема-передачи требованиям аукционной документации. В 2020 году администрацией района было объявлено 19 конкурсов на приобретение жилых помещений для обеспечения детей-сирот, из них 9 конкурсов признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в конкурсе, 10 конкурсов признаны состоявшимися и по ним заключены муниципальные контракты на приобретение жилых помещений путем участия в долевом строительстве в целях предоставления детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений. В настоящее время в рамках исполнения решения суда Проничеву С.С. предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, что подтверждается заключенным с ним договором найма жилого помещения специализированного жилищного фонда от 29 августа 2020 года.

Представитель департамента финансов Брянской области Малаев С.С. административный иск не признал, ссылаясь на то, что департамент финансов Брянской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему административному делу, считает, что в данном случае соответствующим финансовым органом является финансовое управление администрации Жуковского района Брянской области. Полагает, что оснований для удовлетворения административных исковых требований Проничева С.С. не имеется, т.к. не доказаны длительность неисполнения судебного решения в связи с неэффективными действиями администрации Жуковского района Брянской области, а также причинение убытков административному истцу неисполнением решения суда.

Ведущий судебный пристав-исполнитель межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области Цыркунова Ю.В. рассмотрение спора оставила на усмотрение суда.

Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области, финансовое управление администрации Жуковского района Брянской области и управление Федерального казначейства по Брянской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители указанных органов не явились, ходатайств об отложении дела не заявляли.

В ходатайстве от 17 сентября 2020 года представитель департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области Логвенок М.В. просит рассмотреть дело в отсутствие представителя департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области и отказать в удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что оснований для удовлетворения административных исковых требований Проничева С.С. не имеется.

В ходатайстве от 14 сентября 2020 года заместитель главы администрации Жуковского района Брянской области Кузнецова Л.П. просит рассмотреть дело в отсутствие представителя финансового управления администрации Жуковского района Брянской области.

В соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, финансового управления администрации Жуковского района Брянской области и управления Федерального казначейства по Брянской области.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, материалы гражданского дела № 2-86/2018, материалы исполнительного производства № 14899/20/32033-ИП, суд приходит к следующему.

Согласно статье 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации (часть 1).

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (часть 2).

Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц

(часть 3).

В соответствии со статьей 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее также - административное исковое заявление о присуждении компенсации) (часть 1).

Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта (часть 4).

Аналогичные требования содержатся в части 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».

Согласно части 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.

Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В соответствии со статьей 37 указанного Федерального закона «Об исполнительном производстве» взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку.

Согласно части 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: 1) правовая и фактическая сложность дела; 2) поведение административного истца и иных участников судебного процесса; 3) достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; 4) достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; 5) общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.

В силу разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта. При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, часть 4 статьи 222.4 АПК РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ) (пункт 46).

При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ). Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ) ( пункты 55-56).

Как следует из материалов гражданского дела № 2-86/2018 по иску Проничева С.С. к администрации Жуковского района Брянской области и департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, согласно решению Жуковского районного суда Брянской области от 01 марта 2018 года администрация Жуковского района Брянской области обязана предоставить Проничеву С.С. на основании договора найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в муниципальном образовании «Жуковский район» Брянской области.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 10 июля 2018 года решение Жуковского районного суда Брянской области от 01 марта 2018 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы Проничева С.С. и главы администрации Жуковского района Брянской области – без удовлетворения.

31 октября 2018 года Проничев С.С. обратился в Жуковский районный суд Брянской области с заявлением о выдаче исполнительного листа на исполнение указанного решения суда.

31 октября 2018 года Жуковским районным судом Брянской области выдан исполнительный лист серии ФС № 015144978 по делу № 2-86/2018.

Согласно материалам исполнительного производства № 14899/20/32033-ИП, 19 ноября 2018 года в Жуковский РО СП УФССП по Брянской области поступило заявление Проничева С.С. о возбуждении исполнительного производства на основании указанного исполнительного документа.

Заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Жуковского РОСП Афанасьевой Л.Е. 19 ноября 2018 года вынесено постановление № 32012/18/75839 о возбуждении исполнительного производства в отношении должника - администрации Жуковского района Брянской области, предмет исполнения: обязать администрацию Жуковского района предоставить Проничеву С.С. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям населенного пункта по месту жительства жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в соответствующем муниципальном образовании Брянской области.

Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

Из информации, представленной администрацией Жуковского района Брянской области в рамках указанного исполнительного производства, следует, что решение Жуковского районного суда Брянской области от 01 марта 2018 года, вступившее в законную силу 10 июля 2018 года, о предоставлении Проничеву С.С. жилого помещения значится в реестре судебных решений по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под № 5.

Определением Жуковского районного суда Брянской области от 19 декабря 2018 года администрации Жуковского района Брянской области предоставлена отсрочка исполнения судебного решения Жуковского районного суда Брянской области от 01 марта 2018 года на срок 6 месяцев, т.е. по 19 июня 2019 года.

Согласно решению Жуковского районного суда Брянской области от 12 декабря 2019 года администрация Жуковского района Брянской области освобождена от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по постановлению заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Жуковского районного отдела судебных приставов УФССП России по Брянской области от 02 октября 2019 года № 32012/19/79851 по исполнительному производству от 19 ноября 2018 года № 15996/18/32012-ИП. При этом судом принято во внимание, что исполнение судебного акта в рассматриваемом случае связано с необходимостью совершения администрацией района комплекса мероприятий, требующих существенных временных и финансовых затрат, а именно соблюдения процедуры приобретения жилых помещений посредством проведения электронных аукционов, иные организационно-правовые механизмы исполнения данного решения отсутствуют, администрацией Жуковского района Брянской области были приняты все зависящие от нее меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

На момент обращения Проничева С.С. с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок указанное выше исполнительное производство № 15996/18/32012-ИП от 19 ноября 2018 года не окончено и не прекращено.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 5 которого предусмотрено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Брянской области от 29 декабря 2012 года № 107-З «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области» жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в соответствующем муниципальном образовании Брянской области (статья 1).

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями по вопросам формирования специализированного жилищного фонда, заключения договоров найма специализированных жилых помещений и предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с законами Брянской области (статья 5).

В соответствии со статьей 2 Закона Брянской области от 02 декабря 2011 года № 124-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих в соответствии с Законом Брянской области статусом городского округа, муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по вопросам формирования специализированного жилищного фонда, заключения договоров найма специализированных жилых помещений, предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятия решений об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда и заключения договоров социального найма в отношении данных жилых помещений в порядке, установленном законодательством.

При этом статьей 6 указанного Закона Брянской области от 02 декабря 2011 года № 124-З предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется за счет средств областного бюджета в форме субвенций. Методика расчета норматива расходов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления отдельных государственных полномочий Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, устанавливается согласно приложению к настоящему Закону.

Как следует из материалов исполнительного производства № 14899/20/32033-ИП, объяснений представителей администрации Жуковского района Брянской области, департамента финансов Брянской области и представленных доказательств, решением Жуковского районного Совета народных депутатов от 18 декабря 2018 года № 675/55-5 «О бюджете муниципального образования «Жуковский муниципальный район» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» на 2019 год были запланированы ассигнования на предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений в сумме 10 035 960 руб.

Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области, который в соответствии с Порядком предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утв.постановлением Правительства Брянской области от 22 апреля 2013 года N 58-п, является главным распорядителем средств областного бюджета вышеуказанных расходов, расчет субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов), в том числе Жуковскому району Брянской области, на обеспечение предоставления жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений на 2019 год исчислен исходя из числа детей-сирот и лиц из их числа, которым планируется предоставление жилья – 10 человек, социальной нормы площади жилого помещения на одиноко проживаемого гражданина, принимаемой для расчета субвенций – 33 кв.м, средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по Брянской области, устанавливаемой федеральным органом власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации – 30 412,00 руб.

В течение 2019 года администрацией Жуковского района Брянской области в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями и освоения выделенных из бюджета Брянской области финансовых средств, было объявлено 24 электронных конкурса на приобретение жилых помещений для детей-сирот, путем размещения конкурсной документации в единой информационной системе извещений о проведении таких конкурсов: 11 апреля 2019 года, 19 июля 2019 года, 23 июля 2019 года, 24 июля 2019 года, 09 сентября 2019 года, 10 сентября 2019 года, 13 ноября 2019 года и 14 ноября 2019 года.

Из 24 объявленных конкурсов в 2019 году на 21 не поступило ни одной заявки и они в соответствии с частью 13 статьи 51 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» были признаны несостоявшимися. По 3 конкурсам контракты с победителями расторгнуты по причине несоответствия жилых помещений на дату приема-передачи требованиям аукционной документации.

Решением Жуковского районного Совета народных депутатов от 12 декабря 2019 года № 55/6-6 «О бюджете Жуковского муниципального района Брянской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» на 2020 год были запланированы ассигнования на предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений в сумме 27 097 092 руб.

Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области расчет субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов), в том числе Жуковскому району Брянской области, на обеспечение предоставления жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений на 2020 год исчислен исходя из числа детей-сирот и лиц из их числа, которым планируется предоставление жилья – 27 человек, социальной нормы площади жилого помещения на одиноко проживаемого гражданина, принимаемой для расчета субвенций – 33 кв.м, средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по Брянской области, устанавливаемой федеральным органом власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации – 30 412,00 руб.

В ходе рассмотрения административного дела установлено, что в течение 2020 года администрацией Жуковского района Брянской области в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями и освоения выделенных из бюджета Брянской области финансовых средств, было объявлено 24 электронных конкурса на приобретение жилых помещений для детей-сирот, путем размещения конкурсной документации в единой информационной системе извещений о проведении таких конкурсов: 26 февраля 2020 года, 06 апреля 2020 года, 02 июля 2020 года и 15 июля 2020 года. 9 конкурсов признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие (на участие в открытом конкурсе не подано ни одной заявки), 15 конкурсов признаны состоявшимися и по ним заключены муниципальные контракты на приобретение жилых помещений путем участия в долевом строительстве в целях предоставления детям – сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений.

29 августа 2020 года между администрацией Жуковского района (наймодатель) и Проничевым С.С. (наниматель) заключен договор № 5-2020 найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, согласно которому наймодатель передает нанимателю за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о государственной регистрации права от 28 августа 2020 года , состоящее из квартиры, общей площадью 34,3 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, для временного проживания в нем с правом оформления регистрации по месту жительства. Жилое помещение является благоустроенным применительно к условиям Жуковского района. Предоставляемое жилое помещение отнесено к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании постановления администрации Жуковского района Брянской области от 28 апреля 2015 года № 499.

Согласно постановлению ведущего судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Брянской области Цыркуновой Ю.В. от 07 сентября 2020 года исполнительное производство № 14899/20/32033-ИП окончено на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме.

Таким образом, на момент обращения административного истца Проничева С.С. с настоящим административным иском в суд общая продолжительность исполнения решения Жуковского районного суда Брянской области от 01 марта 2018 года составляет 1 год 6 месяцев 29 дней (с 19 ноября 2018 года по 17 июня 2020 года), а на момент вынесения судебного решения – 1 год 10 месяцев, без учета периода отсрочки исполнения решения (6 месяцев) соответственно - 1 год 29 дней и 1 год 4 месяца.

Вместе с тем, исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Исходя из конкретных обстоятельств дела, суд соглашается с доводами представителя администрации Жуковского района Брянской области о том, что нарушение сроков исполнения решения суда связано с обстоятельствами, не зависящими от администрации района, поскольку исполнение указанного выше решения суда имеет свои особенности, т.к. представляет собой не прямое исполнение денежного обязательства, а обременено совокупностью процедурных требований и ограничений, связанных с приобретением готового либо возведением нового жилья, подлежащего последующей передаче указанной категории граждан, отсутствием у ответчика свободных благоустроенных жилых помещений, отвечающих установленным техническим требованиям.

При этом из ответа от 20 января 2020 года прокурора Жуковского района Брянской области на обращение Проничева С.С. следует, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Жуковского района Брянской области, фактов нарушении администрацией района очередности исполнения судебных решений по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не установлено.

Кроме того, как следует из материалов дела, с целью возможности предоставления административному истцу временного жилья из спецфонда гор.Брянска департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области в адрес директора МУП «Жилспецсервис» гор.Брянска было направлено соответствующее ходатайство. Административному истцу было разъяснено, что предоставление жилья из спецфонда гор.Брянска возможно в случае его трудоустройства в одном из муниципальных предприятий гор.Брянска, и в случае трудоустройства вопрос о предоставлении ему жилья на территории гор.Брянска будет решен положительно.

Указанные обстоятельства не оспаривались Проничевым С.С. в ходе рассмотрении дела, при этом из объяснений административного истца следует, что вопрос о его трудоустройстве на указанном предприятии решен не был в связи с его болезнью. Вместе с тем, данных, свидетельствующих о том, что ему были предложены должности и (или) выполнение работы, к которым у него имеются противопоказания по состоянию здоровья, административным истцом не представлено.

Доводы административного истца о неэффективности действий администрации района по приобретению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с недостаточным выделением средств и, как следствие, занижением начальной (максимальной) цены контрактов, суд находит несостоятельными, поскольку, как следует из материалов дела, начальная (максимальная) цена контрактов определялась в соответствии с Методикой расчета норматива расходов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществлениям отдельных государственных полномочий Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, утвержденной Законом Брянской области от 02 декабря 2011 года № 124-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа». Цена одного квадратного метра общей площади приобретаемого жилого помещения в данных расчетах применялась с учетом приказов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04 июля 2018 года № 387/пр и от 19 декабря 2019 года № 827/пр.

Суд также находит необоснованными доводы административного истца о выявленных нарушениях закона при проведении электронных аукционов по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, в отношении главы района возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку, как следует из постановления от 29 апреля 2020 года по делу № 032/04/7.30-403/2020 об административном правонарушении в отношении главы администрации Жуковского района Брянской области Лучкина Н.С., основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности послужило нарушение требований Закона о контрактной системе в части описания потребности (объекта закупки) заказчика в приобретении исключительно благоустроенной квартиры в многоквартирном доме. При этом в постановлении по делу об административном правонарушении указано, что оснований считать, что определенная в документации о закупках потребность заказчика в приобретении исключительно благоустроенной квартиры только в многоквартирном доме повлекла ограничение количества участников закупки, не имеется, т.к. каких-либо доказательств, подтверждающих факт ограничения участия участников непосредственно в рассматриваемых электронных аукционах, в материалах дела не представлено. Не установлено также факта намерения заказчика приобрести квартиру у конкретного застройщика и факта наличия в гор.Брянске единственной квартиры с теми характеристиками, которые нашли отражение в техническом задании. Кроме того, согласно информации, размещенной на официальном сайте Жуковского районного суда Брянской области, решением Жуковского районного суда Брянской области от 19 августа 2020 года указанное постановление по делу об административном правонарушении отменено и дело направлено на новое рассмотрение.

Доводы административного истца о том, что в связи с неисполнением решения суда он несет материальные убытки, связанные с необходимостью оплаты коммунальных и эксплуатационно-бытовых расходов по адресу фактического проживания, не являются основанием для удовлетворения его требований, т.к. компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещение имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»).

На основании изложенного, оценив собранные по делу доказательства, учитывая достаточность и эффективность мер, принимавшихся администрацией Жуковского района Брянской области для исполнения решения суда о предоставлении административному истцу жилого помещения, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Проничева С.С. о взыскании в его пользу компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Руководствуясь статьями 175-180, 259-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного искового заявления Проничева Сергея Семеновича о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А.Богородская