ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1028/2021 от 12.07.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

66OS0000-01-2021-001081-64 Дело № 3а-236/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Екатеринбург 12 июля 2022 года

Свердловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Старкова М.В.,

при секретаре Куракиной Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Специализированный застройщик «ЛСР. Недвижимость-Урал» об установлении кадастровых стоимостей земельных участков в размерах их рыночных стоимостей по состоянию на 12 августа 2020 года

УСТАНОВИЛ:

в Свердловский областной суд 29 октября 2021 года поступило названное административное исковое заявление, подлежащее рассмотрению в порядке главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Административный истец полагает нарушенными свои права и законные интересы; ссылается на имеющийся отчёт об оценке земельных участков и утверждает, что кадастровые стоимости четырёх земельных участков не соответствуют их рыночным стоимостям, в связи с чем, просит установить кадастровые стоимости равными рыночным.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки» (административные ответчики), а также заинтересованное лицо – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Уральскому федеральному округу о возражениях против возможности установления в судебном порядке кадастровых стоимостей рассматриваемых земельных участков в размерах равных их рыночным стоимостям не сообщили.

От государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки» поступили письменные возражения, в которых административный ответчик полагает заключение эксперта недопустимым доказательством по причине несогласия с его содержанием.

В судебное заседание стороны и заинтересованное лицо своих представителей не направили. О месте и времени судебного заседания были надлежаще извещены, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда. Учитывая положения части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, надлежащее извещение не явившихся сторон и заинтересованного лица, суд считает возможным рассмотреть административное дело без участия представителей.

Исследовав собранные доказательства, суд приходит к следующему.

Из положений части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Производство по данным административным делам осуществляется на основании главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учётом особенностей установленных названной главой.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Как предусмотрено пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Существует два способа установления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путём установления рыночной стоимости, определённой индивидуально для объекта недвижимости. Определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в кадастр в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 01 марта 2011 года № 280-О-О, от 23 октября 2014 года № 2343-О это не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Постановлением Правительства Свердловской области от 31 августа 2017 года № 633-ПП создано государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки», которое приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 24 января 2018 года № 121 наделено полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 3 Федерального закона). В статье 22 этого же Федерального закона предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определённой на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусмотрено установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость (часть 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как видно из материалов административного дела, 12 августа 2020 года на государственный кадастровый учёт поставлены земельные участки с кадастровыми номерами <№>. Перечисленные земельные участки принадлежат на праве собственности административному истцу (записи о регистрации права собственности в ЕГРН от 12 августа 2020 года).

Следовательно, для административного истца, который является плательщиком земельного налога, кадастровые стоимости земельных участков являются налоговыми базами, и поэтому он имеет право обжаловать результаты определения кадастровых стоимостей земельных участков.

Перечень объектов недвижимости – земельных участков на территории Свердловской области, подлежащих государственной кадастровой оценке, был сформирован и передан для проведения государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2020 года. В связи с этим, земельные участки с кадастровыми номерами <№>, поставленные на государственный кадастровый учёт только 12 августа 2020 года, не вошли в этот перечень.

Ранее, приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15 января 2013 года № 32 утверждались по состоянию на 15 ноября 2012 года результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург».

Этим же нормативным правовым актом, с целью определения уполномоченным органом кадастровой стоимости в силу положений статьи 2419 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», утверждён средний уровень кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург».

12 августа 2020 года при постановке вышеназванных четырёх земельных участков на государственный кадастровый учёт их кадастровые стоимости были рассчитаны и установлены филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу с использованием соответствующего утверждённого вышеназванным нормативным правовым актом удельного показателя (акт определения кадастровой стоимости т. 1 л.д. 208, 209).

В тот же день – 12 августа 2020 года сведения об этих кадастровых стоимостях земельных участков внесены в ЕГРН и стали действующими (при этом, следует учитывать, что само по себе понятие «действующая кадастровая стоимость» не тождественно понятию «кадастровая стоимость, подлежащая применению). Следует отметить, что при рассмотрении дел по правилам главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации региональный суд первой инстанции не рассматривает и никоим образом не касается вопроса о периодах применения кадастровых стоимостей. В данном виде судопроизводства целью и задачей суда является только лишь установление кадастровой стоимости (действующей или архивной) равной рыночной стоимости на конкретно установленную (имеющуюся) дату. Вопросы же применения кадастровых стоимостей в различных ситуациях и различных правоотношениях отнесены к полномочиям иных органов, иных судов, а также иных видов судопроизводства.

Кадастровые стоимости, рассчитанные и установленные филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу при постановке на государственный кадастровый учёт, с 15 февраля 2021 года являются архивными стоимостями и не пересматриваются в данном административном деле. Предметом судебного пересмотра в рассматриваемом случае являются только кадастровые стоимости, которые в дальнейшем были рассчитаны и установлены государственным бюджетным учреждением Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки».

В целях реализации части 7 статьи 15 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки» направлен перечень земельных участков (в том числе, вновь учтённых в период после 01 января 2020 года).

Вышеназванный Федеральный закон от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», регулируя в статье 16 вопросы определения кадастровой стоимости вне проведения государственной кадастровой оценки, предусматривает, что определение кадастровой стоимости в отношении вновь учтённых объектов недвижимости осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

На основании обозначенной нормы, актом государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки» от 09 февраля 2021 года определены кадастровые стоимости.

Кадастровые стоимости рассматриваемых земельных участков рассчитаны по состоянию на 12 августа 2020 года в следующих размерах:

с кадастровым номером <№> – 34169368 руб. 32 коп.;

с кадастровым номером <№> – 161344313 руб. 50 коп.;

с кадастровым номером <№> – 207991329 руб. 25 коп.;

с кадастровым номером <№> – 103362920 руб. 25 коп.

Сведения об этих кадастровых стоимостях были внесены 15 февраля 2021 года в ЕГРН и стали действующими (при этом, понятие «действующая кадастровая стоимость» не тождественно понятию «кадастровая стоимость, подлежащая применению). Следует помнить, что при рассмотрении дел по правилам главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд никоим образом не касается вопроса о периодах применения кадастровой стоимости; в данном виде судопроизводства суд вправе только установить кадастровую стоимость (действующую или архивную) равной рыночной стоимости на конкретно установленную (имеющуюся) дату.

Полагая, что такие кадастровые стоимости земельных участков не соответствуют их рыночным стоимостям, административный истец ссылается в обоснование своих требований на отчёт об определении рыночных стоимостей, в котором указано, что, по мнению оценщика, по состоянию на дату оценки, вероятные рыночные стоимости земельных участков составляли:

– с кадастровым номером <№> – 20753000 руб.;

– с кадастровым номером <№> – 45921000 руб.;

– с кадастровым номером <№> – 59198000 руб.;

– с кадастровым номером <№> – 31119000 руб.

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 28 декабря 2019 года № 3433 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Свердловской области (далее – Комиссия). Материалы дела не содержат, и в распоряжении суда не имеется никаких сведений о том, что в Комиссию поступали заявления о пересмотре результатов определения кадастровых стоимостей рассматриваемых земельных участков. Из положений вышеназванного Федерального закона соблюдение юридическим лицом досудебного порядка не является обязательным.

Обращение административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области с заявлением о пересмотре архивных результатов определения кадастровых стоимостей земельных участков не имеет правового значения. В данном случае пересматриваются кадастровые стоимости, которые созданы по правилам Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

В ходе рассмотрения требования об установлении кадастровых стоимостей равными рыночным от административного истца поступило ходатайство о назначении по делу экспертизы для определения рыночных стоимостей земельных участков; предложена кандидатура эксперта.

При возникновении вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Удовлетворив заявленное ходатайство, определением суда от 18 февраля 2022 года по рассматриваемому делу была назначена и проведена судебная экспертиза по определению рыночных стоимостей земельных участков.

По результатам проведённой судебной экспертизы в материалы административного дела 29 апреля 202 года поступило заключение эксперта.

В соответствии с заключением эксперта рыночные стоимости рассматриваемых земельных участков по состоянию на 12 августа 2020 года составляли:

– с кадастровым номером <№> – 28099803 руб.;

– с кадастровым номером <№> – 65772559 руб.;

– с кадастровым номером <№> – 70943958 руб.;

– с кадастровым номером <№> – 42136247 руб.

Несмотря на мнение административного ответчика, изложенное в письменных возражениях, у суда, тем не менее, отсутствуют какие-либо основания сомневаться в правильности выводов проведённой экспертизы; экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупреждённым об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Итоговое суждение о рыночных стоимостях оцениваемых земельных участков не является произвольным, а содержит результаты исследования сегмента рынка, анализ иных факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, при соблюдении принципов федеральных стандартов оценки. При этом, определение рыночных стоимостей с использованием сравнительного подхода является мотивированным и корректным; с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последующим использованием факторов, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов-аналогов; и последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Полученное заключение мотивировано, выводы ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами, не содержит очевидных противоречий, отвечает требованиям относимости, допустимости, достоверности.

Вопреки суждениям государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки», суд приходит к выводу, что сами по себе различные существующие мнения оценщиков о порядке проведения экспертизы, об анализе рынка, об отборе объектов аналогов, о необходимостях применения корректировок, никоим образом не опровергают по существу имеющееся экспертное заключение. В свою очередь, целью и задачей суда при рассмотрении административного дела по правилам главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является, прежде всего, установление кадастровой стоимости равной рыночной стоимости; то есть, суд не вправе отказать в установлении кадастровой стоимости равной рыночной стоимости. Преследуя достижение цели установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости суд не должен без каких-либо явных и убедительных оснований, к тому же в отсутствие доказательств об иной рыночной стоимости, формально ориентироваться на возражения административного ответчика (заинтересованного лица) и соглашаться с ними. Что же касается процессуально предусмотренной возможности назначения повторной экспертизы, то действительно, часть 2 статьи 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту. Но, в определении суда о назначении повторной экспертизы должны быть изложены мотивы несогласия суда с ранее данным заключением эксперта.

Кроме того, назначение дополнительной и (или) повторной экспертизы является, прежде всего, правом, а не обязанностью суда. При этом, для назначения дополнительной и (или) повторной экспертизы необходимо наличие предусмотренных оснований: это неполнота или неясность имеющегося заключения эксперта, либо сомнения в обоснованности полученного заключения или наличие противоречий в выводах эксперта.

Однако, ничего из перечисленных оснований не установлено; противоречий в выводе эксперта при ответе на поставленный вопрос судом также не усматривается, вывод о рыночных стоимостях земельных участков является проверяемым, никаких противоречий этот вывод не содержит.

Поэтому, отклоняя возражения административного ответчика, суд, вопреки мнению государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки», считает, что экспертное заключение в данном административном деле является надлежащим и допустимым доказательством, на основании и с использованием которого возможно рассмотрение и разрешение требований административного истца. По мнению суда, на основании полученного заключения экспертов более чем возможно вынести судебный акт. Таким образом, оценив заключение экспертизы по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оно является надлежащим и допустимым доказательством. Принимая также во внимание, что иных доказательств, которые опровергли бы эти рыночные стоимости земельных участков, административными ответчиками и заинтересованным лицом в суд не представлено, суд соглашается с результатом, изложенным в экспертном заключении.

Следовательно, при рассмотрении административного дела установлены и нашли своё подтверждение надлежащим и допустимым доказательством (в виде заключения эксперта) рыночные стоимости вышеназванных земельных участков; именно в таких размерах, удовлетворяя заявленные требования, и следует установить кадастровые стоимости рассмотренных объектов.

Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в резолютивной части решения суда по делу указываются дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости; данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление акционерного общества «Специализированный застройщик «ЛСР. Недвижимость-Урал» об установлении по состоянию на 12 августа 2020 года кадастровых стоимостей земельных участков в размерах их рыночных стоимостей удовлетворить.

Установить кадастровые стоимости земельных участков равными их рыночным стоимостям, по состоянию на 12 августа 2020 года, на период их действия с 15 февраля 2021 года и до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости, в размерах:

– с кадастровым номером <№> – 28099803 руб.;

– с кадастровым номером <№> – 65772559 руб.;

– с кадастровым номером <№> – 70943958 руб.;

– с кадастровым номером <№> – 42136247 руб.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровых стоимостей земельных участков, которая применяется для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, считать 29 октября 2021 года.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия.

Решение изготовлено 25 июля 2022 года.

Судья

М.В. Старков