Дело № 3а-102/2018
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Юридическое агентство по недвижимости» к Министерству по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле Калининградской области об оспаривании пункта 5519 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденного приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле от 26 декабря 2017 года № 161,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Юридическое агентство по недвижимости» (далее ООО «ЮРАН») обратилось в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что под пунктом 5519 в названный Перечень включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером 39:16:010112:114, который принадлежит административному истцу на праве собственности и не обладает признаками, установленными статьей 378.2 НК РФ.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные требования поддержала, указав, что Перечень оспариваемой части нарушает законные права и интересы Общества, возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество юридического лица в завышенном размере при том, что сумма налога на имущество, исходя из остаточной стоимости объекта, составляет 12822 рубля, а сумма налога на имущество, исчисленного исходя из кадастровой стоимости здания по состоянию на 2018 год, - 290 935 рублей.
Представитель Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле Калининградской области – ФИО2 поддержала доводы, изложенные в представленном в суд письменном отзыве на административное исковое заявление, настаивая на правомерности включения указанного объекта в Перечень, указывая, что объект с кадастровым номером 39:16:010112:114 является по документам «столовой» и подпадает под критерии ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Просила в иске отказать.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора о наличии оснований к удовлетворению административного иска, судебные прения, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 14, 372 НК РФ налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. После принятия такого закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Постановлением Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года № 625 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости жилого и нежилого фондов», которым утверждена кадастровая стоимость объектов недвижимости (за исключением земельных участков), подлежащая применению для целей налогообложения с 1 января 2018 года.
Кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу объекта с кадастровым номером 39:16:010112:114 составляет 19395657,45 рублей.
Пунктами 1, 2 части 2 статьи 1.1 Закона Калининградской области от 27 ноября 2003 года № 336 «О налоге на имущество организаций» (в редакции Закона области от 27 ноября 2015 года № 480) предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2017 году и в последующие годы определяется, в частности, в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
2) нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Постановлением Правительства Калининградской области от 18 мая 2016 года № 254 «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Калининградской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» определение соответствующего перечня возложено на Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле Калининградской области.
Приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле Калининградской области от 26 декабря 2017 года № 161 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год.
Под пунктом 5519 в Перечень был включен принадлежащий административному истцу объект недвижимого имущества с кадастровым номером 39:16:010112:114.
Приказ от 26 декабря 2017 года № 161 размещен на официальном сайте Министерства http:/minprom.gov39.ru и направлен в налоговый орган 26 декабря 2017 года.
Как следует из материалов административного дела, принадлежащее административному истцу нежилое здание «столовая» с кадастровым номером 39:16:010112:114 (ранее учтено за к/н 39:16:010112:0:25), общей площадью 721,1 кв.м, расположено на земельном участке с кадастровым номером 39:16:010112:32, площадью 9611 кв.м, принадлежащем ООО «ЮРАН» на праве собственности, категория земель: земли населенных пунктов – под производственную базу, что подтверждается копией свидетельств о государственной регистрации права (л.д.22, 23), сведениями из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (справочная информация в режиме онлайн).
Названный вид разрешённого использования земельного участка не предусматривает размещения объектов общественного питания, в связи с чем по признаку вида разрешённого использования земельного участка объект – здание «столовая» не подлежал включению в Перечень.
Включение в Перечень объекта с кадастровым номером 39:16:010112:114 произведено по мотиву наличия в нем наименования слова «столовая», что свидетельствует, по мнению административного ответчика, о том, что это отдельно стоящее здания предназначено для использования в целях размещения объекта общественного питания (п.п. 2 п. 1, п.п. 2 п. 4 ст. 378.2 НК РФ).
В то же время, само по себе наличие в наименовании объекта слова «столовая» без оценки иных фактических обстоятельств по делу не свидетельствует о правомерности отнесения его к объектам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В отношении земельного участка, на котором расположен перечисленный объект – нежилое здание «столовая», не установлен вид разрешенного использования, предусматривающий размещение объектов общественного питания.
Земельный участок, как указано выше, предназначен для размещения производственной базы.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО «ЮРАН» является покупка и продажа собственного недвижимого имущества, операции с недвижимым имуществом (л.д.61 п.п.56, 68.1).
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 г., в группировку 68.1 включен вид деятельности – покупка и продажа недвижимого имущества.
Согласно "ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения" (далее - ГОСТ 31985-2013) общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг. При этом под предприятием общественного питания (предприятие питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления) как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.
Столовая - предприятие общественного питания, общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей, производящее и реализующее блюда и кулинарные изделия в соответствии с разнообразным по дням недели меню ( пункт 33 ГОСТ 31985-2013).
В соответствии с пунктом 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц).
Из пункта 42 ГОСТ 31985-2013 следует, что исполнителем услуги общественного питания является предприятие общественного питания (юридическое лицо), оказывающее услуги общественного питания.
В силу пункта 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 года N 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
Согласно пункту 3.1 ГОСТ 30389-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания. В названном стандарте приведены определения кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, столовой.
Из приведенных положений закона следует, что оказание услуг общественного питания является самостоятельным видом деятельности.
Однако объект недвижимости с кадастровым номером 39:16:010112:114 не предназначен для оказания населению подобного рода услуг.
Здание расположено на земельном участке, предназначенном для размещения производственной базы.
Объект являлся составной частью инфраструктуры производственного предприятия ОАО «Советский ЦБЗ» и не предназначен для использования в качестве самостоятельного объекта общественного питания. С 2012 года здание «столовая» является самостоятельным объектом, однако не может быть использован в качестве самостоятельного объекта общественного питания, поскольку находится на охраняемой производственной территории, где ведется пропускной режим, подходы (подъезды) к объекту с улицы отсутствуют (л.д. 11-21, 111-112, 118-119).
25 октября 2018 года осуществлены мероприятия по обследованию объекта недвижимости на предмет его фактического использования, о чем составлен акт, из которого следует, что здание с кадастровым номером 39:16:010112:114 расположено по адресу: <...>, фактически не используется.
Суд полагает, что здание «столовая» не является объектом налогообложения, в отношении которого при действующем правовом регулировании допустимо использовать его кадастровую стоимость для определения налоговой базы, поскольку такой объект недвижимости не приносит самостоятельного дохода и его использование возможно только в составе инфраструктуры производственного предприятия.
С учетом изложенного суд полагает обоснованной позицию административного истца об отсутствии у данного объекта признаков, перечисленных в подпунктах 1, 2 пункта 1 и подпунктах 1,2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденного приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле от 26 декабря 2017 года № 161, в части пункта 5519 противоречит приведенным выше нормам статьи 378.2 НК РФ и статьи 1.1 Закона Калининградской области «О налоге на имущество организаций», административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Разрешая вопрос о том, с какой даты оспариваемый Перечень подлежит признанию незаконным и не подлежащим применению, суд учитывает, что оспариваемый пункт Перечня, не соответствующие закону, применены к административному истцу с 1 января 2018 года, в связи с чем с этой даты пункт 5519 Перечня не подлежат применению
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ООО «Юридическое агентство по недвижимости» удовлетворить.
Признать незаконным и не подлежащим к применению с 01 января 2018 года пункт 5519 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденного приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле от 26 декабря 2017 года № 161.
Сообщение о решении суда сообщить на официальном сайте Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Калининградский областной суд в течение месяца.
Мотивированное решение составлено 28 ноября 2018 года.
Судья Калининградского
областного суда М.А. Быстрова
Дело № 3а-102/2018