ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-102/18 от 31.08.2018 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

№ 3а-102/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

31 августа 2018 г. г.Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Кудряшовой Е.П.при секретаре Филимоновой А.А., с участием прокурора Крылова Д.И., представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «БНК» Чехонина М.Г., представителя административного ответчика Правительства Республики Карелия и заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Алешиной С.С., представителя заинтересованного лицаУправления Министерства юстиции Российской Федерациипо Республике Карелия Кальяновой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлениюобщества с ограниченной ответственностью «БНК» о признании не действующими в части подпунктов 1 и 4 пункта 3 Порядка переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 14 июля 2010 г. № 138-П, в части требования о приложении к заявке на переоформление лицензии документа,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью«БНК» (далее – ООО «БНК», Общество) обратилось с административным исковым заявлением, с учетом изменения и дополнения исковых требований, предусмотренных ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), о признании недействующимисо дня вступления решения в законную силу подпункта 1 пункта 3 Порядка переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 14 июля 2010 г. № 138-П, в связи с тем, что изложенное в нем требование о приложении к заявке на переоформление лицензии документа, подтверждающего согласие владельца лицензии на переоформление лицензии на претендента в случае приобретения субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством Российской Федерации.

И подпункта4 пункта 3 Порядка переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 14 июля 2010 г. № 138-П, в части приложения к заявке на переоформление лицензии решения уполномоченных органов управления претендента и владельца лицензии об одобрении перехода права пользования участком недр и переоформления лицензии на пользование недрами с указаниемоснования перехода, предусмотренного статьей 17.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», в случае, если на момент подачи заявки владелец лицензии сохраняет статус юридического лица, полагая, что этот подпункт фактически дублирует подпункт 1 пункта 3, поскольку порождают неоднозначное толкование, допуская правовую неопределенность, противоречат положениям статьи 17.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. №2395-1 «О недрах».

В судебном заседании представитель административного ответчика, а также заинтересованного лица Министерстваприродных ресурсов и экологии Республики Карелия, привлеченного к участию в деле определением суда от 20 августа 2018 г.,просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия указывает, что условие по наличию согласия владельца лицензии не является дополнительным требованием, предъявляемым к претенденту на получение переоформленной лицензии, а выступает в качестве одного из элементов процедурного механизма оформления перехода права, поскольку в Законе №2395-1 подразумевается не автоматический переход права пользования, а гражданско-правовой характер передачи данного имущественного права. При этом пояснила, что подпункт 4 пункта 3 фактически тождествененподпункту 1, выполнение претендентом одного из этих подпунктов является достаточным, чтобы считать представление указанных в подпунктах 1 и 4 пункта 3 документа достаточным. Просила в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетеля Т., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Крылова Д.И., полагавшего административные требования,не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Республики Карелия от 24 октября 2014 г. ООО «Беломорский карьер» признано банкротом, в отношении должника введена процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим назначен Чу Э.С.

Решением собрания кредиторов ООО «Беломорский карьер», оформленным протоколом от 23 декабря 2015 г. № 4, утверждено положение о порядке и сроках реализации имущества должника, создано акционерное общество, утвержден перечень имущества, вносимый в уставной капитал (в уставной капитал внесены лицензии на право пользования недрами серии (...), величина уставного капитала определена в размере 18575000 руб.).

10 апреля 2017 г. между ООО «Беломорский карьер» в лице Конкурсного управляющего Чу Э.С. и ООО «БНК» заключен договор купли-продажи № 19, согласно которому ООО «БНК» приобрело все имущество должника, в том числе, акции АО «Беломорский карьер» общим объемом размещенного выпуска 18585000 руб.

16 февраля 2018 г. административный истец обратился в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия с заявлением о переоформлении лицензии (...).

03 мая 2018 г.на заседании Комиссии по вопросам пользования участками недр местного значения Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия отклонена заявка ООО «БНК»на переоформление лицензии (...), предоставленной ООО «Беломорский карьер», на пользование недрами для геологического изучения и добычи строительного камня на участке недр «Рамручейский» (Беломорский район), поскольку в нарушение пункта 3 Порядка переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 14 июля 2010 г. № 138-П, заявителем не представлен документ, подтверждающий согласие владельца лицензии на переоформление лицензии на претендента.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Учитывая, что на основании оспариваемых административным истцом нормативных положений была отклонена его заявка на переоформление лицензии на пользование недрами, а также ООО «БНК»является субъектом отношений, регулируемых данным актом, следовательно, административный истец имеет правона обращение с настоящим административным иском.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 14 июля 2010 г. №138-П утвержден Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, участками недр местного значения для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Указанный нормативный правовой акт официально опубликован в сборнике «Собрание законодательства РК» № 7, июль, 2010, ст. 841.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2012 г. № 294-П внесены изменения в оспариваемый акт (опубликовано в «Собрании законодательства РК», № 9 (Часть I), сентябрь, 2012, ст. 1641).

Положениями части 5 статьи 17.1 Закона Российской Федерации№2395-1, определяющего правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, закрепляющего разрешительный режим пользования недрами, предусмотрено, что порядок переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр, а порядок переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения - законодательством субъекта Российской Федерации.

Согласно абзацу восьмому части 1 статьи 17.1 Закона Российской Федерации № 2395-1 право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случае приобретения субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом«О несостоятельности (банкротстве)», имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователюзаконодательством Российской Федерации о недрах.

В силу части 1 статьи 8 Закона Республики Карелия от 26 октября 2007 г.№ 1122-ЗРК «О некоторых вопросах недропользования на территории Республики Карелия» (в редакции, действовавшей на момент внесения изменений в принятый оспариваемый нормативный правовой акт) порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензии на пользование участками недр местного значения, порядок переоформления лицензии на пользование участками недр местного значения устанавливаются Правительством Республики Карелия.

Закрепляя последовательность действий уполномоченного органа государственной власти Республики Карелия при исполнении государственной функции по осуществлению переоформления лицензий на пользование участками недр, оспариваемый нормативный правовой акт в подпункте 1 пункта 3 предусматривает, что к заявке на переоформление лицензии прилагается, среди прочих, документ, подтверждающий согласие владельца лицензии на переоформление лицензии на претендента с указанием основания ее переоформления, в случае, если на момент подачи заявки владелец лицензии сохраняет статус юридического лица, также подпункт 4 пункта 3 закрепляет необходимость предоставить решения уполномоченных органов управления претендента и владельца лицензии об одобрении перехода права пользования участком недр и переоформления лицензии на пользование недрами с указанием основания перехода.

Такие требования Порядка переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 14 июля 2010 г. № 138-П, не учитывают содержаниечасти 1 статьи 17.1Закона Российской Федерации №2395-1 о переходе права пользования участками недр и переоформления лицензий на пользование участками недр, когда при переоформлении лицензии по основаниям, установленным абзацем 8 части 1 статьи 17.1 названного Закона, согласия и одобрения владельца лицензии на ее переоформление не требуется.

В судебном заседании представитель административного ответчика, а также допрошенный свидетель Т., не дали однозначного толкования оспариваемым нормам, не представили убедительных аргументов, свидетельствующих о том, что подпункты 1 и 4 пункта 3 в случае переоформления лицензии претендентом в соответствии с абзацем 8 статьи 17.1 Закона Российской Федерации №2395-1 не являются тождественными.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения по своему содержанию вызывают неоднозначное толкование, допуская правовую неопределенность, что в соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»(далее – постановление № 48) является основанием для признания оспариваемой нормы недействующей.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части принимается судом, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с пунктом 28 постановления №48, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемые нормы не соответствуют положениям части 1 статьи 17.1Закона Российской Федерации №2395-1, а также с учетом того, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся и на его основе реализованы права юридических лиц, суд признает его не действующим в части с момента вступления решения суда в законную силу.

Пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Согласно пункту 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» вопрос о том, что подлежит опубликованию (решение или сообщение о его принятии), разрешается судом с учетом конкретных обстоятельств дела. При этом следует иметь в виду, что в случае, если судебное разбирательство по делу об оспаривании нормативного правового акта осуществлялось в закрытом судебном заседании, опубликованию подлежит сообщение о принятии решения.

Принимая во внимание то обстоятельство, что оспариваемые административным истцом положения применялись и к иным лицам, не участвующим в деле, суд полагает достаточным возложение на административного ответчика обязанности по публикации сообщения о принятии настоящего решения в официальном печатном издании Правительства Республики Карелия.

Суд не находит предусмотренных частью 4 статьи 216 КАС РФ оснований для возложения на административного ответчика обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Последствия признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части предусмотрены частями 1-3 статьи 216 КАС РФ и не нуждаются в отражении в решении суда.

По существу удовлетворяя требования ООО «БНК» в полном объеме, суд, руководствуясь статьей 111КАС РФ, взыскивает в его пользу с Правительства Республики Карелияпонесенные административным истцом судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 111, 175-180, 215-217КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявлениеобщества с ограниченной ответственностью «БНК» удовлетворить.

Признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу подпункт 1 пункта 3 Порядка переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 14 июля 2010 г. № 138-П, в части требования о приложении к заявке на переоформление лицензии документа, подтверждающего согласие владельца лицензии на переоформление лицензии на претендента вслучае приобретения субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством Российской Федерации.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункта 4 пункта 3 Порядка переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 14 июля 2010 г. № 138-П, в части приложения к заявке на переоформление лицензии решения уполномоченных органов управления претендента и владельца лицензии об одобрении перехода права пользования участком недр и переоформления лицензии на пользование недрами с указанием основания перехода, предусмотренного статьей 17.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», в случае, если на момент подачи заявки владелец лицензии сохраняет статус юридического лица.

Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Правительства Республики Карелия.

Взыскать с Правительства Республики Карелия за счет бюджета Республики Карелия в пользу общества с ограниченной ответственностью «БНК» понесенные административным истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.

СудьяЕ.П. Кудряшова

Решение в окончательной форме изготовлено 03 сентября 2018 г.