Дело № 3а-102/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Буланкова Р.В.,
при секретаре Нициевской Л.Н.,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Вохмяниной Ю.М.,
представителей административного ответчика Думы Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края – ФИО1, ФИО2, действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 5 июня 2017 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 о признании недействующими:
- решение Думы Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края от 5 апреля 2017 года № 277 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского поселения – главы администрации Октябрьского городского поселения» в части нарушения процедуры принятия нормативного правового акта, поскольку проект решения разработан и передан для утверждения лицом, не являющимся субъектом правотворческой инициативы,
- пункты 2, 3 решения Думы Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края от 5 апреля 2017 года № 277 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского поселения – главы администрации Октябрьского городского поселения»;
- пункты 4.1, 5.1 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского поселения – главы администрации Октябрьского городского поселения, утвержденного решением Думы Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края от 5 апреля 2017 года № 277,
у с т а н о в и л:
Решением Думы Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края от 5 апреля 2017 года № 277 утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Октябрьского городского поселения – главы администрации Октябрьского городского поселения.
Указанное решение было обнародовано 6 апреля 2017 года в порядке, предусмотренном статьей 28 Устава Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края и Порядком опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, утвержденным решением Думы Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края от 24 февраля 2011 года № 229.
Пунктами 2 и 3 решения Думы Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края от 5 апреля 2017 года № 277 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского поселения – главы администрации Октябрьского городского поселения»: - (2) признано утратившим силу решение Думы Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края от 22 декабря 2016 года № 244 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского поселения – главы администрации Октябрьского городского поселения»; - (3) регламентировано, что решение вступает в силу после обнародования в установленном порядке и подлежит размещению на официальном сайте Октябрьского городского поселения.
Пунктами 4.1 и 5.1 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского поселения – главы администрации Октябрьского городского поселения, утвержденного решением Думы Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края от 5 апреля 2017 года № 277 предусмотрено, что:
- (4.1) о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Октябрьского городского поселения – главы администрации Октябрьского городского поселения представительным органом принимается решение, в котором определяются: - сроки проведения конкурса; - срок опубликования объявления о проведении конкурса; - члены конкурсной комиссии, назначаемые представительным органом.
- (5.1) для оценки профессиональных и личностных качеств кандидата на должность главы проводится конкурс-испытание. Конкурс-испытание проводится при личном участии кандидата в форме изложения тезисов Программы, а также индивидуального собеседования.
Критериями оценки кандидата на должность главы является определяемое на основе Программы кандидата видение перспектив развития Октябрьского городского поселения, понимание проблем хозяйства и путей их решения, а также личные профессиональные качества кандидата: - наличие высшего образования; - знание Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Пермского края, законов и иных нормативных правовых актов Пермского края, Устава муниципального образования и иных муниципальных правовых актов; - навыки работы с персональным компьютером и другой организационной техникой.
Направления, по которым осуществляется оценка Программы: - предполагаемая результативность в достижении позитивных изменений в социально-экономическом развитии муниципального образования; - выявление резервов бюджета муниципального образования по доходам; - эффективное использование муниципального имущества; - оптимизация структуры исполнительно-распорядительного органа; - повышение качества предоставляемых муниципальных услуг; - эффективность решения вопросов местного значения.
ФИО3, подавший документы для участия в конкурсе на должность главы Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края, обратился в суд с заявлением о признании недействующими: - решение Думы Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края от 5 апреля 2017 года № 277 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского поселения – главы администрации Октябрьского городского поселения» в части нарушения процедуры принятия нормативного правового акта, поскольку проект решения разработан и передан для утверждения лицом, не являющимся субъектом правотворческой инициативы; - пункты 2, 3 решения Думы Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края от 5 апреля 2017 года № 277 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского поселения – главы администрации Октябрьского городского поселения» (далее – решение Думы от 5 апреля 2017 года № 277); - пункты 4.1, 5.1 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского поселения – главы администрации Октябрьского городского поселения, утвержденного решением Думы Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края от 5 апреля 2017 года № 277 (далее – Положение о порядке проведения конкурса от 5 апреля 2017 года № 277).
В обоснование заявленных требований, с учетом уточненного административного искового заявления (л.д. 5-6, 194-197) указал, что оспариваемые положения названного нормативного правового акта, нарушают его права и законные интересы, как претендента на указанную выше муниципальную должность, поскольку:
1) порядок принятия решения Думы от 5 апреля 2017 года № 277 противоречит положениям статьи 46 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в виду того, что текст утвержденного Положения о порядке проведения конкурса от 5 апреля 2017 года № 277 разработан и передан для утверждения Думе Октябрьского городского поселения лицом (ФИО2), не являющимся субъектом правотворческой инициативы.
2) пункт 2 решения Думы от 5 апреля 2017 года № 277 противоречит положениям части 4 статьи 3 Закона Пермского края от 26 ноября 2014 года № 401-ПК «О порядке формирования представительных органов муниципальных образований Пермского края и порядке избрания глав муниципальных образований Пермского края» как исключающий возможность применения ранее утвержденного решением Думы Октябрьского городского поселения от 22 декабря 2016 года № 244 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Октябрьского городского поселения – главы администрации Октябрьского городского поселения.
3) пункт 3 решения Думы от 5 апреля 2017 года № 277 противоречит положениям части 5 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» как не предусматривающий обязательный способ опубликования решения в официальном печатном издании.
4) пункт 4.1 Положения о порядке проведения конкурса от 5 апреля 2017 года № 277 противоречит положениям частей 2 и 5 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» как не предусматривающий условий конкурса, а именно срок полномочий вновь избранного главы.
5) пункт 5.1 Положения о порядке проведения конкурса от 5 апреля 2017 года № 277 противоречит положениям части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» как устанавливающий необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, как содержащий неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к кандидатам, в виду отсутствия установленного порядка оценки критериев кандидатов, что не позволяет выявить лучшее условие выполнения условий конкурса. Необходимо определить порядок присвоения баллов по каждому из критериев.
Административный истец ФИО4 извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель административного истца ФИО5 извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании участия не принимала. Просила отложить рассмотрение дела. Ходатайство представителя административного истца об отложении рассмотрения дела определением суда оставлено без удовлетворения в виду отсутствия документального подтверждения объективной невозможности участия в судебном заседании.
Представители административного ответчика ФИО1, ФИО2 в судебном заседании возражали об удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора полагавшего, что заявленные требования не обоснованы, исследовав доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регламентированы общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
В соответствии с частью 2.1 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования.
Согласно статье 17 Устава Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края представительным органом муниципального образования является Дума Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края (далее – Дума городского поселения).
В соответствии со статьей 18 Устава Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края Дума городского поселения состоит из 15 депутатов. Дума городского поселения может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Протоколом заседания Думы Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края от 5 апреля 2017 года № 48 подтверждаются обстоятельства, что оспариваемое решение Думой городского поселения было принято большинством голосов (за – 10, против – 0, воздержались – 1) от установленного числа депутатов Думы и подписано временно исполняющим полномочия главы городского поселения – главы администрации Октябрьского городского поселения и председателем Думы Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края.
Доводы уточненного административного искового заявления о внесении проекта оспариваемого решения в Думу городского поселения лицом, не являющимся субъектом правотворческой инициативы, судом признаются необоснованными в виду следующего.
Согласно статье 46 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.
Статьей 27 Устава Октябрьского городского поселения предусмотрено, что проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами Думы Октябрьского городского поселения, комиссиями Думы городского поселения, главой Октябрьского городского поселения, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, прокурором Октябрьского района Пермского края.
В соответствии с представленным стороной административного ответчика листом согласования от 4 апреля 2017 года, автором проекта оспариваемого решения Думы городского поселения является временно исполняющий полномочия главы городского поселения – главы администрации Октябрьского городского поселения К., что свидетельствует о надлежащем лице, являющемся субъектом правотворческой инициативы, которым разработан и передан для утверждения Думе Октябрьского городского поселения проект оспариваемого решения.
Вопреки доводам стороны административного истца обстоятельства, что на заседании Думы городского поселения 5 апреля 2017 года доклад по проекту оспариваемого решения осуществляла ФИО2 – начальник кадрового, информационного аналитического сектора, не изменяет субъекта правотворческой инициативы в лице автора проекта решения – временно исполняющего полномочия главы городского поселения – главы администрации Октябрьского городского поселения К. (л.д. 92).
Таким образом, при разрешении спорных правоотношений установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Думы Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края, с соблюдением порядка и процедуры его принятия.
Оспаривая пункт 2 решения Думы городского поселения от 5 апреля 2017 года № 277, административный истец ссылается на его несоответствие положениям части 4 статьи 3 Закона Пермского края от 26 ноября 2014 года № 401-ПК «О порядке формирования представительных органов муниципальных образований Пермского края и порядке избрания глав муниципальных образований Пермского края».
Согласно части 4 статьи 3 Закона Пермского края от 26 ноября 2014 года № 401-ПК «О порядке формирования представительных органов муниципальных образований Пермского края и порядке избрания глав муниципальных образований Пермского края» в случае принятия представительным органом муниципального образования решения, изменяющего порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования, данный порядок применяется после окончания проведения конкурса, объявленного до дня вступления в силу указанного решения представительного органа.
Между тем, в данном случае принятие оспариваемого Положения о порядке проведения конкурса от 5 апреля 2017 года № 277 не противоречит указанной правовой норме, поскольку ранее объявленный конкурс по отбору кандидатур, который проводился с 8 февраля 2017 года по 31 марта 2017 года, Конкурсной комиссией 31 марта 2017 года признан несостоявшимся в виду поступления от конкурсантов заявлений об исключении из состава участников конкурса (л.д. 136).
Учитывая обстоятельства назначения предыдущего конкурса с указанием конкретных дат его проведения с 8 февраля 2017 года по 31 марта 2017 года, принимая во внимание основания признания его несостоявшимся следует исходить из обстоятельств, что ранее назначенный конкурс окончен.
При этом конкурс по отбору кандидатур на должность главы городского поселения проводимый с 17 апреля 2017 года по 8 июня 2017 года назначен решением Думы Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края от 7 апреля 2017 года № 280 (л.д. 131), то есть после вступления в силу Положения о порядке проведения конкурса от 5 апреля 2017 года № 277.
Таким образом, в данном случае основания для применения положений Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского поселения – главы администрации Октябрьского городского поселения, утвержденного решением Думы Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края от 22 декабря 2016 года № 244 отсутствуют.
Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что пункт 2 решения Думы от 5 апреля 2017 года № 277, которым признано утратившим силу решение Думы Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края от 22 декабря 2016 года № 244 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского поселения – главы администрации Октябрьского городского поселения», вопреки доводам стороны административного истца не противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Оспаривая пункт 3 решения Думы Октябрьского городского поселения от 5 апреля 2017 года № 277, административный истец указывает на его несоответствие положениям части 5 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно части 5 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ) порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Вопреки доводам стороны административного истца, приведенные положения Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ не устанавливают обязательный способ опубликования в газете «Вперед» оспариваемого решения Думы Октябрьского городского поселения от 5 апреля 2017 года № 277, а регламентируют содержание Порядка проведения конкурса в части необходимости указания в Порядке на опубликование условий конкурса.
При этом пункт 4.1 Положения о порядке проведения конкурса от 5 апреля 2017 года № 277, содержит положения о том, что о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Октябрьского городского поселения – главы администрации Октябрьского городского поселения принимается решение представительным органом муниципального образования, которое в свою очередь подлежит опубликованию.
Кроме того, доводы административного истца, что в данном случае нарушен порядок опубликования оспариваемого решения Думы Октябрьского городского поселения следует признать необоснованными в виду следующего.
Согласно статье 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Таким образом, по смыслу приведенной правовой нормы вступление в силу муниципальных правовых актов связано с обстоятельствами доведения содержания соответствующего акта до сведения всех заинтересованных лиц. При этом действующим законодательством допускается доведение содержания соответствующего акта до сведения заинтересованных лиц, как путем «официального опубликования» так и путем «официального обнародования».
Статьей 28 Устава Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края установлено, что муниципальные правовые акты, подлежащие официальному опубликованию (обнародованию), направляются в официальное печатное средство массовой информации в течение 7 дней после дня их подписания. В случае невозможности их официального опубликования (обнародования) в официально печатном средстве массовой информации муниципальные правовые акты подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в здании Администрации Октябрьского городского поселения, библиотеках, магазинах, клубах и в других общественных местах в течение 7 дней после дня их подписания (л.д. 61 оборот).
Согласно пункту 1.4 Порядка опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов Октябрьского городского поселения, утвержденного решением Думы Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края от 24 февраля 2011 года № 229, правовые акты муниципального образования подлежат: - официальному опубликованию в средствах массовой информации, - размещению на официальном сайте администрации Октябрьского городского поселения, - обнародованию в помещении, занимаемом администрацией Октябрьского городского поселения, а также через библиотечный фонд Октябрьского муниципального района (л.д. 90).
Содержащимися в материалах дела доказательствами подтверждены обстоятельства обнародования оспариваемого решения Думы городского поселения: 6 апреля 2017 года через библиотечный фонд (л.д. 95), а также на информационном стенде здания администрации Октябрьского городского поселения (л.д. 224-229), кроме того оспариваемое решение Думы городского поселения было размещено на официальном интернет сайте (л.д. 96).
Таким образом, в совокупности с содержанием финансово-экономического обоснования (л.д. 230) к оспариваемому решению Думы Октябрьского городского поселения о рекомендации обнародования указанного решения в виду отсутствия в бюджете средств для опубликования решения, суд приходит к выводу, что в данном случае были приняты исчерпывающие меры для доведения до сведения жителей поселения и всех заинтересованных лиц содержания оспариваемого административным истцом решения Думы Октябрьского городского поселения.
С учетом установленных обстоятельств была обеспечена реальная возможность ознакомиться с содержанием оспариваемого акта. Текст указанного акта, помимо того, что он находился в специально установленных местах в помещении администрации и в библиотеке, был дополнительно размещен на интернет сайте администрации Октябрьского городского поселения, что в совокупности, безусловно, свидетельствует об обстоятельствах, что оспариваемый нормативный правовой акт был доступен для всех заинтересованных лиц.
Таким образом, указание в оспариваемом пункте 3 решения Думы Октябрьского городского поселения от 5 апреля 2017 года № 277 на вступление его в законную силу после обнародования оспариваемого решения не свидетельствует о его несоответствии нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Оспаривая пункт 4.1 Положения о порядке проведения конкурса от 5 апреля 2017 года № 277, административный истец ссылается на его несоответствие положениям частей 2 и 5 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» как не предусматривающего условий конкурса, а именно «срок полномочий вновь избранного главы».
Согласно частям 2, 5 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Из содержания указанных положений следует, что главой местной администрации может быть либо – глава муниципального образования, либо –лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту.
При этом доводы стороны административного истца о сроках полномочий вновь избранного главы относятся к случаю назначения на должность главы местной администрации по контракту.
Однако статьями 19, 20.1 Устава Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края (л.д. 55, 58) предусмотрено, что глава Октябрьского городского поселения возглавляет местную администрацию. Срок полномочий главы Октябрьского городского поселения составляет 5 лет.
Таким образом, ссылка стороны административного истца на положения статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ не является обоснованной, поскольку в данном случае требования к порядку проведения конкурса главы городского поселения установлены статьей 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, содержанию которой оспариваемый пункт 4.1 Положения о порядке проведения конкурса от 5 апреля 2017 года № 277 соответствует.
Оспаривая пункт 5.1 Положения о порядке проведения конкурса от 5 апреля 2017 года № 277, административный истец указывает на его несоответствие положениям части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» полагая, что оспариваемым пунктом Положения о порядке проведения конкурса установлены необоснованно широкие пределы усмотрения, что пункт содержит неопределенные, трудновыполнимые, обременительные требования к кандидатам, в виду отсутствия установленного порядка оценки критериев кандидатов, порядок присвоения баллов по каждому из критериев не приведен.
Согласно части 2.1 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения такого конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Таким образом, установление порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского поселения является правом представительного органа местного самоуправления.
В федеральном законодательстве и законодательстве Пермского края не установлены какие-либо критерии для оценки кандидатов, участвующих в конкурсе на должность глав городских поселений, с которыми следовало бы сопоставлять оспариваемые истцом критерии, содержащиеся в Положении о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского поселения, и запрет на самостоятельное установление критериев нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Кроме того, положениями действующего законодательства обязательность установления порядка оценки критериев кандидатов (бальной системы каждого из критериев) не предусмотрена.
Доводы административного истца о том, что оспариваемые им положения пункта 5.1 Положения о порядке проведения конкурса содержат коррупциогенные факторы, не влекут признание пункта недействующим в виду следующего.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и, тем самым, создающие условия для проявления коррупции.
Подпунктом «а» пункта 3, подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, определено, что коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения; коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
Предусмотренные пунктом 5.1 Положения о порядке проведения конкурса критерии оценки не являются неопределенными в виду следующего.
Исходя из непосредственного содержания оспариваемого пункта 5.1 Положения о порядке проведения конкурса, по мнению суда, отсутствуют основания для вывода о наличии неопределенности в понимании его содержания, соответственно и в правоприменении, поскольку приведенные в нем критерии оценки кандидатов, такие как: наличие высшего образования, знание нормативных правовых актов, навыки работы с персональным компьютером, оценка представленной Программы развития муниципального образования в части выявления резервов бюджета, эффективного использования муниципального имущества, оптимизации структуры исполнительно-распорядительного органа, повышение качества предоставляемых муниципальных услуг, эффективности решения вопросов местного значения, могут быть подтверждены объективными данными.
Критерий определенности правовой нормы как конституционное требование к законодателю был сформулирован в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года по делу о проверке конституционности статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР. Общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона.
Определяющее значение для решения вопроса о том, являются ли указанные выше критерии определенными и понятными, отвечают ли они критериям ясности, точности и недвусмысленности, имеет то обстоятельство, что при их применении учитывается содержание представленных кандидатами программ, и результаты индивидуального собеседования, а также то, что в оспариваемом пункте идет речь не о каком-либо абстрактном видении перспектив развития и хозяйственных проблемах, не имеющих непосредственного отношения к перспективам и проблемам указанного муниципального района, речь идет о видении перспектив и проблем именно Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края, который кандидаты намерены возглавить.
То есть отсутствие в оспариваемом пункте Положения о порядке проведения конкурса признаков неопределенности, трудновыполнимых и (или) обременительных требований позволяет прийти к выводу, что оспариваемое положение нормативного правового акта не создает условие для проявления коррупции.
Процедура проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского поселения регламентирована в оспариваемом Положении (устанавливает конкретный перечень условий для участия в конкурсе, критерии оценки кандидата на должность, срок и порядок проведения этапов конкурса и избрания главы), что вопреки доводам стороны административного истца не свидетельствует о наличии норм, указывающих на необоснованное применение исключений из общих правил для некоторых участников отбора, отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения по итогам конкурса.
Таким образом, оспариваемые административным истцом пункты решения Думы Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края от 5 апреля 2017 года № 277 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского поселения – главы администрации Октябрьского городского поселения» не нарушают права ФИО3 и его законные интересы, так как закрепленный в них порядок избрания главы Октябрьского городского поселения, в том числе с учетом приведенных критериев оценки, не лишает административного истца гарантированного Конституцией Российской Федерации права быть избранными на должность главы Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
В совокупности изложенные выводы свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований ФИО3.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 о признании недействующими:
- решение Думы Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края от 5 апреля 2017 года № 277 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского поселения – главы администрации Октябрьского городского поселения» в части нарушения процедуры принятия нормативного правового акта, поскольку проект решения разработан и передан для утверждения лицом, не являющимся субъектом правотворческой инициативы,
- пункты 2, 3 решения Думы Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края от 5 апреля 2017 года № 277 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского поселения – главы администрации Октябрьского городского поселения»;
- пункты 4.1, 5.1 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского поселения – главы администрации Октябрьского городского поселения, утвержденного решением Думы Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края от 5 апреля 2017 года № 277,
отказать.
Решение суда может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 9 июня 2017 года.
Судья -подпись-