ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-102/2021 от 10.06.2021 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3а-102/2021

УИД 75OS0000-01-2021-000177-29

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июня 2021 года г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.,

при секретаре Нагайцевой Т.В.,

с участием:

прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Дьячковой Ж.В.,

административного истца Коротченковой Т.Н.,

представителя административного истца Коноваловой Е.В.,

представителя административного ответчика Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края Тестовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коротченковой Т.Н. о признании недействующими пункта 398 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2017 год, утвержденного распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 26 декабря 2016 года № 6914/р, пункта 389 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2018 год, утвержденного распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 25 декабря 2017 года № 5912/р, пункта 378 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2019 год, утвержденного распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 25 декабря 2018 года № 5311/р, пункта 372 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2020 год, утвержденного распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 25 декабря 2019 года № 5994/р, пункта 361 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2021 год, утвержденного распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 25 декабря 2020 года № 4972/р,

установил:

распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 26 декабря 2016 года № 6914/р определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2017 год (далее – Перечень на 2017 год). Названный Перечень опубликован 26 декабря 2016 года на официальном сайте Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (куги.забайкальскийкрай.рф).

Распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 25 декабря 2017 года № 5912/р определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2018 год (далее – Перечень на 2018 год). Названный Перечень опубликован 25 декабря 2017 года на официальном сайте Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (куги.забайкальскийкрай.рф).

Распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 25 декабря 2018 года № 5311/р определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2019 год (далее – Перечень на 2019 год). Названный Перечень опубликован 26 декабря 2018 года на официальном сайте Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (куги.забайкальскийкрай.рф).

Распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 25 декабря 2019 года № 5994/р определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2020 год (далее – Перечень на 2020 год). Названный Перечень опубликован 29 декабря 2019 года на официальном сайте Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (www.gosim.75.ru).

Распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 25 декабря 2020 года № 4972/р определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2021 год (далее – Перечень на 2021 год). Названный Перечень опубликован 29 декабря 2020 года на официальном сайте Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (www.gosim.75.ru).

Пунктом 398 Перечня на 2017 год, пунктом 389 Перечня на 2018 год, пунктом 378 Перечня на 2019 год, пунктом 372 Перечня на 2020 год, пунктом 361 Перечня на 2021 год в названные перечни включено здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

13 мая 2021 года Коротченкова Т.Н., являясь собственником данного объекта недвижимости, в лице представителя по доверенности Коноваловой Е.В. обратилась в Забайкальский краевой суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, уточненным 31 мая 2021 года, полагая незаконным включение здания в Перечни, поскольку данный объект не обладает признаками объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, следовательно, включение его в Перечень объектов недвижимого имущества противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс РФ), и нарушает законные интересы административного истца, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

Наименование здания с кадастровым номером «административное здание» не является достаточным основанием для включения объекта недвижимости в Перечни. Согласно техническому плану назначение помещений в здании: складское, трансформаторная, конторское, гараж, сауна, магазин и места общего пользования. Однако наименование помещений «конторское» не означает, что эти помещения являются офисом, а площадь помещения торгового назначения и помещения, использование которого возможно для оказания бытовых услуг, составляет менее 20% от общей площади здания.

Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, «под административное здание» не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В письменных возражениях на административное исковое заявление и дополнениях к ним административный ответчик Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее также – Департамент) в лице представителя Тестовой А.В. в удовлетворении заявленных требований просил отказать, указав, что оспариваемые распоряжения приняты Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в рамках предоставленных ему полномочий, в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, и размещены на официальном сайте Департамента. Принадлежащее административному истцу здание с наименованием «административное», расположенное на земельном участке с видом разрешенного использования «под административное здание, для размещения административных зданий», было включено в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества на основании подпунктов 1 и 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, как здание, расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий административного назначения, а также как здание, предназначенное для использования в целях административного назначения.

Административный истец Коротченкова Т.Н., надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась.

В судебном заседании представитель административного истца Коновалова Е.В. уточненные заявленные требования поддержала по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, пояснив, что здание фактически не используется и законсервировано с 2018 года. Департаментом проводилось обследование здания на предмет его фактического использования, однако объект недвижимости из Перечня на 2021 год исключен не был.

Представитель административного ответчика Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края Тестова А.В. заявленные требования полагала не подлежащими удовлетворению, поддержав письменные возражения на административное исковое заявление, пояснив, что действительно, по результатам проведенного обследования на предмет фактического использования объекта недвижимости установлено, что здание не используется, но оно не было исключено из Перечней, поскольку по другим критериям подпадает под признаки объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации рассматриваются краевым судом в качестве суда первой инстанции.

Порядок и особенности рассмотрения указанной категории административных дел закреплены в главе 21 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В статье 57 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного Кодекса).

Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.

Законом Забайкальского края от 18 ноября 2014 года № 1081-ЗЗК «О реализации абзаца третьего пункта 1 статьи 402 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» установлена единая дата начала применения на территории Забайкальского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 1 января 2015 года.

Решением Думы городского округа «Город Чита» от 27 ноября 2014 года № 71 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории городского округа «Город Чита» установлен налог на имущество физических лиц, в том числе в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом, Коротченковой Т.Н. принадлежит на праве собственности здание с кадастровым номером , площадью 729 кв.м, назначение: нежилое, наименование: административное здание, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 2 июня 2021 года (л.д. 92-95 т. 2).

Таким образом, Коротченкова Т.Н., как лицо, владеющее на праве собственности объектом недвижимости, включенным в Перечни объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 годы, утвержденные соответствующими распоряжениями Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, в силу части 1 статьи 208 КАС РФ относится к числу лиц, имеющих право на предъявление в суд административного искового заявления о признании указанных нормативных правовых актов недействующими.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; 2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; 3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Постановлением Правительства Забайкальского края от 27 апреля 2017 года № 171 «О реализации некоторых положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» определено, что Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Забайкальского края по: 1) определению на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества; 2) направлению перечня в электронной форме в налоговый орган по Забайкальскому краю; 3) размещению перечня на официальном сайте Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Указанным постановлением также утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

В соответствии с пунктом 12.2.3 Положения о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 29 декабря 2017 года № 585, Департамент на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законов края, нормативных правовых актов Губернатора края и Правительства края самостоятельно принимает нормативные правовые акты об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В статье 46 Устава Забайкальского края закреплено, что к нормативным правовым актам относятся, в том числе постановления Правительства Забайкальского края, приказы иных органов исполнительной власти края. К правовым актам ненормативного характера (индивидуальным актам) относятся, в том числе распоряжения Правительства Забайкальского края, приказы и распоряжения иных органов исполнительной власти края.

Согласно статье 1 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 321-ЗЗК «О нормативных правовых актах Забайкальского края» нормативный правовой акт Забайкальского края – принятый (изданный) в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти Забайкальского края или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Нормативными правовыми актами осуществляется правовое регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и Забайкальского края в пределах полномочий Забайкальского края, а также по предметам ведения Забайкальского края.

Источниками официального опубликования приказов иных исполнительных органов государственной власти Забайкальского края являются периодические печатные издания - газета «Забайкальский рабочий», газета «Азия-Экспресс», а также сетевое издание - сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» «Официальный интернет-портал правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края» (http://право.забайкальскийкрай.рф) (часть 2 статьи 26 указанного Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 321-ЗЗК (в редакции Закона Забайкальского края от 10 июня 2016 года № 1345-ЗЗК).

Распоряжения Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 26 декабря 2016 года № 6914/р, от 25 декабря 2017 года № 5912/р, от 25 декабря 2018 года № 5311/р, от 25 декабря 2019 года № 5994/р, от 25 декабря 2020 года № 4972/р об определении Перечней объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, отвечают признакам, характеризующим нормативный правовой акт: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

Тот факт, что оспариваемые Перечни определены распоряжениями, а не приказами Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, и не были опубликованы, как предписано в части 2 статьи 26 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 321-ЗЗК «О нормативных правовых актах Забайкальского края», на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф), не может свидетельствовать о нарушении порядка их принятия и опубликования.

Перечни объектов недвижимого имущества опубликованы соответственно 26 декабря 2016 года, 25 декабря 2017 года, 26 декабря 2018 года, 29 декабря 2019 года, 29 декабря 2020 года на официальном сайте Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (www.gosim.75.ru; ранее – куги.забайкальскийкрай.рф) согласно установленному пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ порядку, и лицам, права и свободы которых они затрагивают, была обеспечена возможность ознакомиться с содержанием этих актов.

Как разъяснено в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50, в том случае, когда нормативный правовой акт был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается только в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме.

Кроме того, соблюдение порядка принятия и опубликования Перечней на 2017-2020 годы было проверено в рамках ранее рассмотренных Забайкальским краевым судом административных дел, в том числе по административному делу по административному исковому заявлению Е.А.А., по административному делу по административному исковому заявлению Е.Л.О. об оспаривании данных Перечней объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, в части включения принадлежащих указанным лицам объектов недвижимости.

Принимая во внимание вышесказанное, суд приходит к выводу о соблюдении административным ответчиком порядка принятия и опубликования оспариваемых нормативных правовых актов, принятых в пределах полномочий субъектов Российской Федерации.

Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в статье 378.2 Налогового кодекса РФ, в которой указаны, в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1), а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1).

Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом) отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.

Как следует из пояснений представителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края Тестовой А.В., принадлежащий административному истцу объект недвижимости включен в оспариваемые Перечни на основании подпунктов 1 и 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, как здание, расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий административного назначения, а также как здание, предназначенное для использования в целях административного назначения.

Из материалов дела следует, что объект недвижимости: здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, площадью 729 кв.м, имеет назначение – нежилое, наименование – административное здание (л.д. 92-95 т. 2).

Указанное здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – под административное здание, что удостоверяется выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 14 и 18 мая 2021 года (л.д. 74-83 т. 2, 69-73 т. 1). Согласно письму филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Забайкальскому краю от 20 мая 2021 года указанный вид разрешенного использования земельного участка с момента постановки на государственный кадастровый учет 24 октября 2005 года по настоящее время не изменялся (л.д. 100 т. 1).

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования, которым определены виды разрешенного использования земельных участков (утратил силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 12 февраля 2021 года № 68).

Классификатор видов разрешенного использования не содержит такого вида разрешенного использования «под административное здание».

Вместе с тем приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 были утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, которые действовали на момент проведения государственной кадастровой оценки в отношении земельного участка с кадастровым номером .

Указанными Методическими указаниями определено 17 видов разрешенного использования, в том числе:

земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5);

земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7);

земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).

Из системного анализа положений статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и Методических указаний следует, что к видам разрешенного использования земельных участков, в отношении которые налоговая база определяется как кадастровая стоимость, отнесены виды разрешенного использования, указанные в пунктах 1.2.5 и 1.2.7. При этом вид разрешенного использования земельного участка «под административное здание» не тождественен понятию офисного здания делового, административного и коммерческого назначения.

В силу положений пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 75:32:030761:2 «под административное здание» не позволяет сделать вывод, что он однозначно предусматривает размещение объектов, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса РФ, следовательно, по данному критерию здание с кадастровым номером 75:32:030761:229 в оспариваемые Перечни включено быть не могло.

Наименование здания «административное здание», на что указано административным ответчиком, не свидетельствует о том, что здание предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, поскольку правовое значение в соответствии с приведенными нормами налогового законодательства имеет назначение, разрешенное использование или наименование помещений в этом здании.

Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 16 января 2004 года, здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, является административным зданием, гаражом, назначение – конторское, использование – конторско-складское, гаражное, общей площадью 836,1 кв.м, двухэтажное. Из экспликации № 1 к техническому паспорту следует, что помещения в здании классифицированы по назначению частей помещения в подвале: техническое (25,9); на 1 этаже: тамбур (18,0), подсобное (13,7), складское (12,4), складское (30,8), трансформаторная (8,8), складское (40), конторское (6,6), складское (14,9), складское (29,3), складское (42,2), конторское (16,7), сауна (3,9), сауна (5,9), подсобное (10,2), коридор (7,9), саунзел (10,9), складское (17,7), складское (30,0), коридор (47,7), гараж (81,2); на 2 этаже: лестница (17,3), конторское (14,6), конторское (11,6), конторское (9,7), конторское (18,5), подсобное (9,9), складское (39,9), складское (22,3), складское (29,6), коридор (51,0), складское (42,6), конторское (14,3), конторское (23,3), конторское (20,9), конторское (6,8), магазин (29,1).

Исходя только из наименований помещений в техническом паспорте, не следует вывод, что содержащиеся в технической документации сведения предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). При этом помещения с наименованием «конторское» не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, термин «конторское» равным по значению с термином «офис» не является.

Общая площадь помещений, с наименованием «магазин» с назначением, разрешенным использованием «торговая» составляет 29,1 кв.м, а общая площадь помещений, предусматривающих размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (магазин, сауна) составляет 38,9 кв.м, что менее 20 процентов общей площади этого здания.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» под торговым объектом понимается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Согласно позиции 38 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», устанавливающего термины и определения основных понятий в области торговли, магазин представляет собой один из типов предприятий розничной торговли, стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения. Исходя из позиции 20 этого же национального стандарта, торговое предприятие (предприятие торговли) составляет имущественный комплекс, расположенный в торговом объекте и вне торгового объекта, используемый торговыми организациями или индивидуальными предпринимателями для осуществления продажи товаров и/или оказания услуг торговли.

Аналогичное по своему содержанию понятие «магазина» определено в подпункте 3 пункта 3 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации: магазин – специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.

Из приведенных норм следует, что магазин может включать в себя различные помещения, в том числе торговые залы, складские и иные помещения, предназначенные для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.

Под складским помещением понимается специально оборудованная часть помещения торгового предприятия, предназначенная для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже (позиция 91 названного национального стандарта).

При этом под «торговым объектом» понимается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (позиция 14 Национального стандарта).

Из анализа приведенных федеральных норм в их системном единстве следует, что не все объекты недвижимости, используемые в деятельности по продаже товаров (услуг), могут быть предназначенными и используемыми для размещения торговых объектов. Для того, чтобы признать складские помещения торговым объектом, их площадь, согласно статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», должна включать в себя помещения для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, а для включения такого объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ необходимо, чтобы общая площадь помещений, предназначенных для торговой деятельности, составляла не менее 20 процентов общей площади этого здания.

Между тем обследование спорного здания и помещений в нем на предмет их фактического использования до определения Перечней 2017-2020 годы не проводилось, соответственно, определить площадь помещений, предназначенных для торговой деятельности, исключительно на основании данных технической документации не представляется возможным, в связи с чем по данному критерию спорный объект недвижимости включению в Перечни не подлежал.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным Налоговым кодексом РФ и необходимым для включения его в Перечень, не представлено. При этом результаты проведенного в 2020 году обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером в целях определения вида его фактического использования в материалы дела административным ответчиком не представлены. Из пояснений представителя Тестовой А.В. следует, что спорное здание на момент его обследования по назначению не использовалось.

Таким образом, признать принадлежащее административному истцу здание объектом недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, ни предназначение здания, ни его фактическое использование, ни вид разрешенного использования земельного участка не позволяют.

При установленных обстоятельствах, оспариваемые административным истцом Перечни объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 годы в части включения в них здания с кадастровым номером подлежат признанию не действующими, как противоречащие приведенным выше нормам федерального законодательства, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд, исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц за 2017-2021 годы, при этом признание оспариваемых норм с момента вынесения решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемые пункты Перечней объектов недвижимого имущества недействующими со дня их принятия.

В связи с удовлетворением требований о признании части оспариваемых нормативных правовых актов недействующими уплаченная при подаче административного искового заявления государственная пошлина в общей сумме 1 500 (300х5) рублей в силу положений статей 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Коротченковой Т.Н. удовлетворить.

Признать не действующими с момента принятия:

пункт 398 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2017 год, утвержденного распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 26 декабря 2016 года № 6914/р;

пункт 389 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2018 год, утвержденного распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 25 декабря 2017 года № 5912/р;

пункт 378 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2019 год, утвержденного распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 25 декабря 2018 года № 5311/р;

пункт 372 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2020 год, утвержденного распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 25 декабря 2019 года № 5994/р;

пункт 361 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2021 год, утвержденного распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 25 декабря 2020 года № 4972/р.

Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края и на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф).

Взыскать с Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в пользу Коротченковой Т.Н. сумму уплаченной государственной пошлины в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.

Судья О.Ч. Цыдендамбаева

Решение в окончательной форме изготовлено 17 июня 2021 года.