ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 12 апреля 2022 года № 3а-102/2022
г. Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой М.В.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дементьевой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Чистый след» об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Чистый след» (далее - ООО «Чистый след», Общество), являясь региональным оператором в области обращения с твердыми коммунальными отходами, обратилось в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим приказа Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (далее также Департамент) от 17 декабря 2021 года № 593-р «Об утверждении ООО «Чистый след» предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Западной зоне Вологодской области».
В обоснование административных исковых требований административный истец указал, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует положениям действующего законодательства, а именно Основам ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, Правилам регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», приказу Федеральной антимонопольной службы России от 21 ноября 2016 года № 1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами».
По мнению административного истца при утверждении тарифов у административного ответчика отсутствовало экспертное заключение, Департамент располагал лишь его проектом. Регулятор при принятии обжалуемого нормативного акта вышел за рамки допустимых методик определения тарифа, не указал, какой метод был применён в конкретном случае. Регулятором не были приняты в необходимую валовую выручку (далее - НВВ) на 2022 год следующие выпадающие доходы и расходы: недополученные доходы за 2020 год в размере 38 725 тыс.руб., выпадающие расходы в размере 162 201,36 тыс.руб., сбытовые расходы в размере 37 496,28 тыс.руб., субсидия в размере 31 044,3 тыс.руб.
ООО «Чистый след» просило суд признать не действующим приказ Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 17 декабря 2021 года № 593-р «Об утверждении ООО «Чистый след» предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Западной зоне Вологодской области» с 01 января 2022 года.
Представитель административного истца ООО «Чистый след» по доверенности ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержал.
Представители административного ответчика Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области по доверенностям ФИО2, ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования не признали по основаниям, изложенным в возражениях и дополнениях к ним.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив материалы тарифного дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Иволги О.В., полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой устанавливаются предельные тарифы.
Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы России от 21 ноября 2016 года № 1638/16 (далее - Методические указания).
В соответствии со статьей 6 Закона № 89-ФЗ предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Вологодской области
от 16 ноября 2015 года № 958 «Об утверждении Положения о Департаменте топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области» (далее - Положение) Департамент является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим функции в области государственного регулирования тарифов, в сфере электроэнергетики, газоснабжения, теплоснабжения, энергосбережения, повышения энергетической эффективности.
Основными задачами Департамента являются, в том числе, установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в области обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 3.3.1 Положения Департамент утверждает предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Частью 4 статьи 68 Устава Вологодской области (принят постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 03 октября 2001 года № 481) предусмотрено, что органы исполнительной государственной власти области по вопросам, входящим в их компетенцию, издают приказы, инструкции, распоряжения.
Статьей 3 закона Вологодской области от 05 июля 2012 года № 2806-ОЗ «О нормативных правовых актах Вологодской области» определено, что органы исполнительной государственной власти области издают нормативные правовые акты в форме приказа.
Приказом Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 17 декабря 2021 года № 593-р утверждены ООО «Чистый след» предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в Западной зоне Вологодской области согласно приложению к приказу, установлен срок действия тарифов с 01 января 2022 года по 31 декабря 2028 года, приказ вступает в силу с 01 января 2022 года.
Статьёй 5 закона Вологодской области от 02 мая 2011 года № 2506-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области» предусмотрено, что официальным опубликованием нормативного правового акта области является первая публикация его полного текста в областной газете «Красный Север» или первое размещение (опубликование) его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Из материалов дела следует, что приказ от 17 декабря 2021 года № 593-р принят при наличии необходимого кворума Правления Департамента (пункты 1.1, 2.2, 5.9, 3.3.1 Положения о Департаменте топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области), приказ № 593-р опубликован 21 декабря 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, номер опубликования 3501202112210013.
Учитывая вышеизложенное, суд пришёл к выводу о том, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом в пределах его компетенции. Соблюдены форма, в которой Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области вправе принимать нормативные правовые акты и порядок их опубликования.
Пунктом 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу пункта 2 статьи 24.9 Закона № 89-ФЗ тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.
Методы регулирования тарифов, в том числе на основе долгосрочных параметров, критерии их применения определяются Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.9 Закона № 89-ФЗ).
Пунктом 16 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования и с учетом предложения регулируемой организации.
В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования, пунктом 7 Методических указаний № 1638/16 тарифы рассчитываются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
Необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами плановых значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов (пункт 2 Основ ценообразования).
31 августа 2021 года региональным оператором в области обращения с ТКО ООО «Чистый след» в Департамент подано заявление входящий номер № 14-7781/21 об установлении цен (тарифов) на 2022 год.
Департаментом было рассмотрено заявление Общества и направлено в адрес ООО «Чистый след» уведомление о необходимости представления материалов в полном объеме.
Дополнительные документы ООО «Чистый след» представило письмами от 10, 15, 24 сентября 2021 года; от 06, 08,15 октября 2021 года, от 08, 15, 30 ноября 2021 года; от 02, 03, 08, 09,13,14 декабря 2021 года.
На основании представленных Обществом документов и материалов регулирующий орган провёл экспертизу с целью определения экономически обоснованных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2022-2028 годы, о чём составлено экспертное заключение.
В необходимую валовую выручку регионального оператора по обращению с ТКО включены расходы на транспортирование ТКО, расходы операторов на обработку и захоронение ТКО, собственные расходы регионального оператора.
Приказом Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области 17 декабря 2021 года № 593-р утверждены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в Западной зоне Вологодской области, которые составили:
- с 1 января по 30 июня 2022 года - 449,79 руб./куб.м, с 1 июля по 31 декабря 2022 года - 467,90 руб./куб.м, с 1 января по 30 июня 2022 года - 3459,97 руб./т, с 1 июля по 31 декабря 2022 года - 3599,18 руб./т;
- с 1 января по 30 июня 2023 года - 467,90 руб./куб.м, с 1 июля по 31 декабря 2023 года - 487,36 руб./куб.м, с 1 января по 30 июня 2023 года - 3599,18 руб./т, с 1 июля по 31 декабря 2023 года - 3748,95 руб./т;
- с 1 января по 30 июня 2024 года - 487,36 руб./куб.м, с 1 июля по 31 декабря 2024 года - 507,52 руб./куб.м, с 1 января по 30 июня 2024 года - 3748,95 руб./т, с 1 июля по 31 декабря 2024 года - 3904,01 руб./т;
- с 1 января по 30 июня 2025 года - 507,52 руб./куб.м, с 1 июля по 31 декабря 2025 года - 528,50 руб./куб.м, с 1 января по 30 июня 2025 года - 3904,01 руб./т, с 1 июля по 31 декабря 2025 года - 4065,39 руб./т;
- с 1 января по 30 июня 2026 года - 528,50 руб./куб.м, с 1 июля по 31 декабря 2026 года - 550,64 руб./куб.м, с 1 января по 30 июня 2026 года - 4065,39 руб./т, с 1 июля по 31 декабря 2026 года - 4235,66 руб./т;
- с 1 января по 30 июня 2027 года - 550,64 руб./куб.м, с 1 июля по 31 декабря 2027 года - 574,77 руб./куб.м, с 1 января по 30 июня 2027 года - 4235,66 руб./т, с 1 июля по 31 декабря 2027 года - 4421,32 руб./т;
- с 1 января по 30 июня 2028 года - 574,77 руб./куб.м, с 1 июля по 31 декабря 2028 года - 596,83 руб./куб.м, с 1 января по 30 июня 2028 года - 4421,32 руб./т, с 1 июля по 31 декабря 2028 года - 4590,99 руб./т.
Довод административного истца о том, что оспариваемый нормативный акт принят Департаментом по итогам рассмотрения проекта экспертного заключения, так как в протоколах заседаний правления Департамента от 07 декабря 2021 года № 321 и от 14 декабря 2021 года № 363 содержатся сведения о рассмотрении проекта экспертного заключения, несостоятелен.
В соответствии с пунктом 17 Правил регулирования тарифов орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решения правления (коллегии) органа регулирования принимаются на основании представляемых регулируемой организацией обосновывающих материалов и экспертного заключения органа регулирования.
На заседаниях правления Департамента, состоявшихся 07 и 14 декабря 2021 года, экспертом были доложены результаты экспертизы членам правления и присутствовавшим на заседании представителям ООО «Чистый след».
В материалы административного дела ответчиком представлено экспертное заключение, протоколы заседания правления, сводные таблицы, подтверждающие, что при установлении тарифа проводилась экспертиза его экономической обоснованности. В представленном экспертном заключении по статьям расходов, заявленных организацией, отражен анализ их экономической обоснованности со ссылкой на обосновывающие материалы и документы, содержащиеся в тарифном деле.
Указание в протоколах заседаний правления Департамента на «проект экспертного заключения» не свидетельствует о нарушении административным ответчиком порядка принятия нормативного правового акта и нарушении прав и законных интересов Общества.
Согласно экспертному заключению НВВ и тарифы на услугу регионального оператора ООО «Чистый след» в сфере обращения с ТКО определены согласно Главе XI «Особенности расчета необходимой валовой выручки регионального оператора» Основ ценообразования, Главе VI «Особенности формирования единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Методических рекомендаций.
В соответствии с пунктом 19 Основ ценообразования при установлении тарифов применяются следующие методы:
а) метод экономически обоснованных расходов (затрат);
б) метод индексации;
в) метод доходности инвестированного капитала.
Согласно пункту 20 Основ ценообразования выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов в соответствии с положениями пунктов 28 и 61 настоящего документа.
Метод экономически обоснованных расходов (затрат) может применяться в случае, если в отношении регулируемой организации (в отношении отдельных регулируемых видов деятельности) в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование тарифов (пункт 28 Основ ценообразования).
Метод индексации (пункт 19 Основ ценообразования) не предусмотрен для регулирования деятельности регионального оператора.
Выбор метода доходности инвестированного капитала осуществляется по решению органа регулирования тарифов в отношении регулируемых организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами, созданных не ранее 1 января 2015 года (пункт 61 Основ ценообразования).
Учитывая условия, при которых возможно применение метода экономически обоснованных расходов (затрат), метода доходности инвестированного капитала, метода индексации, ни один из указанных методов не применим к ООО «Чистый след», поскольку Общество не соответствует предусмотренным для их применения условиям, указанным в пунктах 28, 61 Основ ценообразования, предложений по методу регулирования тарифов от регулируемой организации не поступало.
Абзацем 2 пункта 16 Правил регулирования тарифов установлено, что регулирование единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования, осуществляется в соответствии с особенностями, предусмотренными пунктами 89 - 92 Основ ценообразования и методическими указаниями.
На основании пункта 16 Правил регулирования тарифов для регионального оператора ООО «Чистый след» установлен долгосрочный период регулирования на 2022-2028 годы.
В соответствии с пунктом 91 Методических указаний, если иное не предусмотрено соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, применяется индексация собственных расходов регионального оператора.
При расчете тарифов на 2022 год Департаментом проведена комплексная оценка заявленных Обществом расходов и определена НВВ на основании экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов.
При расчете тарифов на 2023-2028 годы Департамент применил индексацию собственных расходов регионального оператора согласно Главе VI «Особенности формирования единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами» Методических указаний, что является обоснованным в силу вышеприведенных правовых норм.
На 2022 год Обществом заявлены расходы на оплату услуг по транспортированию ТКО в размере 1072051,1 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 88 Методических указаний расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование твердых коммунальных отходов, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования.
Подпунктом «б» пункта 12 Основ ценообразования определено, что при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.
Согласно пункту 14 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом следующих данных (в приоритетном порядке). Подпункт «б» определяет использование цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 ноября 2016 года № 1133 утверждены Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, устанавливающие порядок проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов, в том числе определяют случаи, когда условия проведения торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также порядок такого согласования (пункт 1).
Подпунктом «а» пункта 3 вышеуказанных Правил определено, что цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в случае, если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации.
По расчетам согласно данным Территориальной схемы в зоне деятельности ООО «Чистый след» образуется 44 % ТКО.
13 декабря 2021 года ООО «Чистый след» представило Департаменту копии контрактов на транспортирование ТКО на 2022 год.
После анализа представленных контрактов Департамент пришел к выводу об их несоответствии требованиям пунктов 90 (1), 90 (2), 90 (3) Основ ценообразования, введенным в действие 18 марта 2021 года.
Расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов, в том числе цена предмета аукциона, проводимого в соответствии с Правилами проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, определяются с учетом расстояния транспортирования твердых коммунальных отходов в соответствии с территориальной схемой, утвержденной в установленном порядке, и планируемого количества транспортируемых твердых коммунальных отходов как сумма планируемых на очередной период регулирования расходов, перечисленных в пункте 90(1) Основ ценообразования.
В соответствии с пунктом 90(2) Основ ценообразования в случае если в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор привлекает операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, учет расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов производится в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, с учетом положений пунктов 12, 14 и 90(1) настоящего документа.
Согласно пункту 90(3) Основ ценообразования в случае если аукцион, в том числе аукцион, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, проводимый региональным оператором в соответствии с Правилами проведения торгов, признан несостоявшимся по основаниям, указанным в части 4 статьи 71 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и региональный оператор принимает решение в соответствии с пунктом 13 Правил проведения торгов самостоятельно (без привлечения операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов) обеспечить транспортирование твердых коммунальных отходов, экономически обоснованный размер расходов на транспортирование указанных твердых коммунальных отходов, учитываемый в необходимой валовой выручке регионального оператора, определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями, пунктами 12, 14 и 90(1) в размере, не превышающем цену предмета несостоявшегося аукциона.
Пунктом 4 Правил проведения торгов установлено, что торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.
В силу пункта 16 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ (в редакции от 02 июля 2021 года) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся.
Поскольку контракты заключены Обществом с контрагентами по единственной заявке, вывод Департамента о несоответствии контрактов на транспортирование ТКО на 2022 год требованиям пунктов 90 (1), 90 (2), 90 (3) Основ ценообразования, а также требованиям Правил проведения торгов (пункты 5(1),12,62,63 является верным.
Представленные контракты не содержали порядка расчёта цены и её обоснование. По причине отсутствия контрактов, заключенных по результатам торгов, Департамент не имел возможности учесть стоимость представленных контрактов, в связи с чем правомерно признал заявленные расходы Общества на транспортирование ТКО в размерах 1072051,1 тыс.руб. и 514595,4 тыс.руб. экономически необоснованными и документально не подтвержденными.
Департаментом проанализирован рост цен, планируемых на 2022 год, сложившихся по результатам конкурсных процедур, в сравнении с ценами на 2021 год. Рост цен, планируемый ООО «Чистый след» на 2022 год по услуге транспортирование ТКО, зафиксирован выше индекса потребительских цен. Рост цен не обоснован и документально не подтвержден.
В соответствии с формулой 49 пункта 91 Методических указаний расходы регионального оператора на транспортирование ТКО учитываются в течение долгосрочного периода регулирования с индексом потребительских цен.
Расходы на оплату услуг по транспортированию ТКО определены Департаментом в размере, установленном на 2021 год, в сопоставимом виде к 2022 году (с учетом индекса потребительских цен согласно Прогнозу Минэкономразвития от 27 сентября 2021 года - 104,3 %).
Согласно пункту 7 Правил регулирования тарифов предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности и необходимых обосновывающих материалов.
Исходя из положений пунктов 7, 8 Правил регулирования тарифов, в силу которых регулируемая организация представляет в орган регулирования предложение об установлении тарифов, включающее в числе обосновывающих материалов расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и НВВ от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов), следует, что обязанность предоставления соответствующего комплекта документов (обосновывающих материалов), содержащего необходимые и достаточные сведения для установления тарифов возложена на организацию, подающую предложение об установлении тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет своим последствием неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех возможно и объективно существующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 22 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, не подтверждена.
При таких обстоятельствах Департамент обоснованно оценил фактические показатели массы/объема транспортируемых отходов, учел документально подтвержденные расходы по транспортированию по прошлому периоду и не принял во внимание представленные договоры на транспортирование.
Согласно Основам ценообразования «недополученные доходы» - доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением объема и (или) массы твердых коммунальных отходов по сравнению с объемом и (или) массой твердых коммунальных отходов, учтенных при установлении тарифов.
В соответствии с пунктом 11 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Административный истец заявил о недополученных доходах за 2020 год на сумму 38725,8 тыс. руб. и выпадающих расходах за 2019-2020 годы в размере 162201,36 тыс. руб., при этом расчет заявленных показателей не представил, не указал, на основании каких документов и материалов определены показатели.
Департамент проанализировал экономически обоснованные документально подтвержденные доходы и расходы регионального оператора за 2019 год и за 2020 год и установил, что по итогам за 2019 год излишне полученные доходы ООО «Чистый След» составили 62291,48 тыс.руб.; недополученные доходы по итогам за 2020 год составили - 8452,40 тыс.руб.
Таким образом, недополученные доходы за 2020 год на сумму 38725,8 тыс. руб. определены не в соответствии с Основами ценообразования в области обращение с твердыми коммунальными отходами, Методическими указаниями и не являются экономически обоснованными и документально подтвержденными.
Согласно пункту 92 главы VI Методических указаний производится корректировка НВВ регионального оператора по обращению с ТКО на очередной период регулирования.
В соответствии с пунктом 91 Основ ценообразования при корректировке необходимой валовой выручки операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, учитываемой при определении необходимой валовой выручки регионального оператора, необходимая валовая выручка регионального оператора корректируется на ту же величину. Другие расходы, учитываемые в необходимой валовой выручке регионального оператора, ежегодно корректируются с учетом: а) отклонения фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы при установлении тарифов; б) изменений законодательства Российской Федерации; в) отклонения фактического объема (массы) твердых коммунальных отходов от объема (массы), учтенного при установлении тарифов; г) изменений территориальной схемы; д) возмещения расходов, предусмотренных пунктом 11 Основ ценообразования.
Департамент произвел корректировку НВВ регионального оператора ООО «Чистый след» в сфере обращения с ТКО на очередной период регулирования 2022 год в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.
Корректировка по 2019 году учтена в структуре НВВ на 2022-2027 годы; по 2020 году учтена в полном объёме в структуре НВВ на 2022 год.
ООО «Чистый след» просило включить в единый тариф 2022 года сбытовые расходы регионального оператора в размере 37496,28 тыс.руб.
Согласно пункту 33 Основ ценообразования сбытовые расходы регионального оператора определяются в соответствии с методическими указаниями и включают расходы по сомнительным долгам в размере фактической дебиторской задолженности, но не более 5 процентов необходимой валовой выручки, установленной для регионального оператора на предыдущий период регулирования.
Пунктом 89 Методических указаний установлено, что к сбытовым расходам регионального оператора относятся расходы по сомнительным долгам в размере фактической дебиторской задолженности, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, установленной для регионального оператора на предыдущий период регулирования, за который имеются подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью данные.
В соответствии с пунктом 70 приказа Минфина России от 29 июля 1998 года № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Таким образом, в случае признания дебиторской задолженности сомнительной по ней должен быть создан резерв по сомнительным долгам.
ООО «Чистый след» заявил для расчета сбытовых расходов сумму просроченной дебиторской задолженности в размере 175420 тыс. руб.
В пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности за 2020 год (том, представленный 8.12.2021 ВХ.№ 14-11408/21, стр. 22-24) в разделе 6.1.4 «Дебиторская задолженность» указано, что дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, составляет 175 420 тыс. руб. В этом же разделе указано, что по состоянию на 31 декабря 2020 года резерв по сомнительным долгам составил 15282 тыс. руб. (в целом по всем видам деятельности). По счету 63 отдельно создан резерв по сомнительным долгам по регулируемому виду деятельности в размере 12386,92 тыс. руб. по дебиторам - юридическим лицам, в размере 2117,71552 тыс. руб. по дебиторам - физическим лицам.
Сбытовые расходы на 2022 год Департаментом определены в размере фактической дебиторской задолженности по сомнительным долгам в размере 14504,6 тыс. руб.
Сбытовые расходы, которые определены Обществом в размере фактической дебиторской задолженности, обоснованно не включены Департаментом в НВВ, поскольку в нарушение пункта 70 приказа Минфина России от 29 июля 1998 года № 34н региональным оператором не создан резерв по сомнительным долгам, который подтверждал бы статус дебиторской задолженности как сомнительной.
Фактическая дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются, автоматически не может считаться сомнительной. Резерв создают только по сомнительным долгам, платежи по которым с высокой степенью вероятности не поступят и не ожидаются.
В соответствии с соглашением от 20 августа 2020 года № 10-2020-03604 «О предоставлении из бюджета Вологодской области субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения) - производителю услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с оказанием услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в Западной зоне Вологодской области» (далее - Соглашение), в распоряжение регионального оператора ООО «Чистый след» предоставлена субсидия (глава 1 Соглашения):
1. в целях возмещения части затрат по оплате услуг операторов по обращению с ТКО, возникших не ранее 28 марта 2020 года, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, связанных с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО;
2. в целях обеспечения непрерывной работы регионального оператора по обращению с ТКО в Западной зоне Вологодской области, обеспечивающего достижением целей, показателей и результатов федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология» на территории Западной зоны Вологодской области.
Субсидия предоставлена в 2020 году в размере 31044,3 тыс. рублей (глава 2 Соглашения).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 года № 1534 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2020 года № 473 и установлении особенностей государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами на 2021 год и последующие годы» сумма средств, предоставленная Вологодской областью региональному оператору ООО «Чистый след» в размере 31044,3 тыс. руб. при установлении тарифов на услугу регионального оператора ООО «Чистый след», не исключена из необходимой валовой выручки на 2021 год и последующие периоды регулирования, а учтена в полном объеме в целях компенсации (сокращения) величины экономически обоснованных расходов и недополученных доходов за 2020 год, что подтверждается экспертным заключением.
Таким образом, доводы, изложенные в административном исковом заявлении, основаны на неправильном толковании положений действующего федерального законодательства и не свидетельствуют о нарушении Департаментом законодательства при принятии оспариваемого нормативного правового акта.
В случае надлежащего подтверждения ООО «Чистый след» понесенных и заявленных в тариф расходов они могут быть учтены тарифным органом в последующем в соответствии с вышеуказанным пунктом 11 Основ ценообразования.
В соответствии со статьёй 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать обществу с ограниченной ответственностью «Чистый След» в удовлетворении требований административного искового заявления о признании не действующим приказа Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской от 17 декабря 2021 года № 593-р «Об утверждении ООО «Чистый след» предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Западной зоне Вологодской области».
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.В. Соколова
Мотивированное решение изготовлено 22 апреля 2022 года.