ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-102/2022 от 30.09.2022 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Дело № 3а-102/2022

УИД: 79RS0002-01-2022-000044-53

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Суд Еврейской автономной области в составе:

председательствующего судьи Тимирова Р.В.

при секретаре судебного заседания Корсуковой Т.С.

с участием:

представителей административного истца Проходцева И.Д.

Голуб Е.М.

Черных Н.В.

представителя административного ответчика Сезёмова Н.А.

представителя заинтересованного лица Гумирова В.В.

помощника прокурора ЕАО Волохович А.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Дом-Строй» к департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области об оспаривании приказа департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области от 20.12.2021 № <...>, признании Территориальной схемы обращения с отходами Еврейской автономной области, утверждённой приказом департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области от 20.12.2021 № <...> противоречащей федеральному законодательству и не действующей со дня принятия,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Дом-Строй» (далее - ООО «Дом-Строй», общество), являющееся региональным оператором по обращению с отходами на территории ЕАО, обратилось в суд с административным иском об оспаривании нормативного правового акта, просило признать не действующим со дня принятия Территориальную схему обращения с отходами ЕАО, утверждённую приказом департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО (далее - Департамент) от 20.12.2021 № <...>, ссылаясь на нарушение порядка принятия нормативного правового акта и несоответствие оспариваемой Территориальной схемы нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Требования мотивированы тем, что указанный нормативный правовой акт полностью противоречит требованиям статьи 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ), при его принятии не соблюдены Правила разработки, общественного обсуждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 22.09.2018 № 1130 (далее - Правила № 1130).

Указывает, что в ходе прохождения проекта Территориальной схемы общественного обсуждения с 01.09.2021 по 30.09.2021 обществом направлены замечания к проекту письмом от 14.09.2021 № <...>.

Согласно размещённому на официальном сайте заключению об учёте замечаний к проекту Территориальной схемы от 26.09.2021, всего поступило 36 замечаний, учтено - 24, отклонено - 12.

Полагает, что в связи с тем, что было учтено 24 замечания, имелась необходимость в доработке проекта Территориальной схемы.

Считает, что административным ответчиком нарушен предусмотренный Правилами № 1130 срок, так как проект Территориальной схемы на повторное обсуждение размещен на сайте только 07.12.2021.

Утверждает, что замечания к проекту Территориальной схемы, обозначенные в заключении от 26.09.2021 учтены не были, так как:

- в разделе 3, в нарушение положений пункта 6 Правил № 1130, не представлена обязательная информация, а именно: отсутствуют почтовые адреса источников образования отходов на территории ЕАО (относительно жилых домов) или их географические координаты с нанесением на карту ЕАО;

- в разделе 4 приведены статистические данные за 2018 год, при этом проект Территориальной схемы представлялся на общественное обсуждение в сентябре 2021 года, что свидетельствует о не актуальности приведённых данных. Кроме того, объём и масса твёрдых коммунальных отходов (далее - ТКО), представленные в Территориальной схеме не отличаются от показателей 2017-2018 г.г., что свидетельствует об отсутствии актуальных данных, в связи с чем невозможно определить действительное количество ТКО, образующихся на территории ЕАО;

- в разделе 5, в нарушение подпунктов «а», «б» - «е» пункта 8 Правил № 1130, не содержатся сведения о достигнутых целевых показателях на 2021 год, последние показатели приведены за 2018 год. Показатели за 2019, 2020, 2021 г.г. указаны как планируемые;

- в разделе 6, в нарушение пункта 9 Правил № 1130, не содержится информации о нанесении мест накопления отходов на карту ЕАО, в том числе в приложениях. Приведены неверные сведения относительно имеющихся контейнеров для размещения ТКО населением;

- в разделе 7 приведены данные о количестве отходов, датированные 2018 годом, что является не актуальной информацией.

В нарушение пункта 10 Правил № 1130 не приведена разбивка по видам и классам опасности, содержится только перечисление мест утилизации и размещения ТКО. Неправомерно, в нарушение пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, объект для размещения ТКО - ООО «Полигон» г. Биробиджан, лицензия № <...>-СОР/П от 29.06.2021, внесён в государственный реестр по размещению отходов (далее - ГРОРО) (пункт 7.2.1 Территориальной схемы);

- раздел 8 содержит сведения за 2015-2018 г.г., которые не могут быть приняты как актуальные, что существенно затрудняет проведение реформы в сфере обращения с ТКО, приводит к препятствиям в деятельности общества, приступившего к работе только с 01.06.2021;

- раздел 9 содержит 4 варианта схемы потоков ТКО: действующая - период 2019-2020 г.г.; переходная - период 2021-2025 г.г.; перспективная - период с 2026 г.; аварийная - действующая в случае выведения из эксплуатации или временного приостановления деятельности объектов размещения отходов. При этом проект Территориальной схемы вынесен на публичное слушание в сентябре 2021 года, то есть в период времени, когда должна действовать переходная схема, в связи с чем, по мнению общества, предложенный проект являлся не актуальным, существенно затрудняет деятельность регионального оператора.

В этом же разделе, в нарушение подпункта «а» пункта 12 Правил № 1130, отсутствует графическое отображение движения отходов. Наличие приложения 9.6 не устраняет имеющееся нарушение, так как не содержит графического изображения движения ТКО по переходной и аварийной схемам, которые действуют в период 2021-2025 г.г. Фактически схема потоков ТКО отсутствует.

В раздел 10 Территориальной схемы не внесены корректировки в части сведений о проектных мощностях и планируемых технологических решениях, данные сведения отсутствуют.

По мнению административного истца, вышеизложенное нарушает право на благоприятную окружающую среду и здоровье населения, права и законные интересы общества, являющегося региональным оператором, как субъекта в сфере обращения с отходами.

Определениями суда от 13.09.2022, 20.09.2022 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены правительство ЕАО, общество с ограниченной ответственностью «Полигон» (далее - ООО «Полигон»).

В судебном заседании генеральный директор ООО «Дом-Строй» Проходцев И.Д., действующий на основании прав по должности, с учётом предоставленных заявлений об уточнении административных исковых требований до начала рассмотрения административного дела по существу от 20.09.2022, 23.09.2022, а также в судебном заседании, в окончательном варианте просил суд:

- признать приказ департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО от 20.12.2021 № <...> «Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами Еврейской автономной области» и Территориальную схему обращения с отходами ЕАО, утверждённую указанным приказом противоречащими федеральному законодательству и не действующими со дня принятия.

Уточнённые административные исковые требования поддержал по доводам, указанным в административном исковом заявлении, заявлениях об уточнении требований от 20.09.2022, 23.09.2022.

Дополнительно при рассмотрении административного дела по существу пояснил, что предоставленные ООО «Дом-Строй» замечания к проекту Территориальной схемы фактически учтены не были. Предоставленные документы и объект, включённый в Территориальную схему, являются различными объектами.

В судебном заседании представитель административного истца Голуб Е.М., действующая на основании доверенности от 23.08.2022, уточнённые административные исковые требования поддержала по доводам, указанным в административном исковом заявлении, заявлениях об уточнении требований от 20.09.2022, 23.09.2022. Дополнительно пояснила, что объект размещения отходов Полигон г. Биробиджан включён в Территориальную схему в нарушение требований Федерального закона № 89-ФЗ, Правил № 1130, так как данный объект не введён в эксплуатацию.

В судебном заседании представитель административного истца Черных Н.В., действующая на основании доверенности от 12.09.2022, уточнённые административные исковые требования поддержала. Пояснила, что доработанный проект Территориальной схемы был размещён на официальном сайте 07.12.2021. 09.12.2021 ООО «Дом-Строй» направило в адрес Департамента письмо, в котором указало на нарушение срока размещения и не установление срока повторных обсуждений. Фактически были поданы повторные замечания, заключение по которым вынесено не было. Неопубликование сроков проведения повторных обсуждений нарушило права иных лиц, которые могли бы подать замечания. Для включения объекта размещения отходов в Территориальную схему необходимо наличие следующих фактов: наличие объекта, экспертиза, акт ввода в эксплуатацию. Исходя из имеющихся в материалах дела документов, объект, в отношении которого проведена экспертиза и объект, включённый в схему, два разных объекта. Департамент должен был проверить наименование указанных объектов. На объект, на который имеется экспертиза, акт ввода в эксплуатацию отсутствует. Внесение объекта в ГРОРО не означает, что объект соответствует требованиям градостроительного законодательства.

Суду предоставлены письменные возражения заместителя начальника Департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО ФИО1 от 16.08.2022, согласно которым оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением процедуры принятия, соответствует требованиям закона. Замечания к Территориальной схеме учтены, в настоящее время внесены изменения и приказом от 18.07.2022 «О проведении общественного обсуждения проекта изменений в Территориальную схему обращения с отходами ЕАО», проходят общественные обсуждения. С доводами административного истца о признании Полигона ТКО в г. Биробиджане незаконно построенным, что влечёт неправомерность его включения в Территориальную схему, не согласны. В 2020 году между управлением ЖКХ и энергетики правительства ЕАО и ООО «Дом-Строй» на основании проведённого конкурсного отбора регионального оператора было заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории ЕАО, согласно условиям которого, основной обязанностью регионального оператора является соблюдение схемы потоков ТКО, предусмотренной Территориальной схемой обращения с отходами ЕАО. Схемы потоков ТКО предусмотрены разделом 9 Территориальной схемы обращения с отходами ЕАО: действующая - период 2019-2020 г.г.; переходная - период 2021 г.; перспективная - период с 2022 г.; аварийная - действующая в случае выведения из эксплуатации или временного приостановления деятельности объектов размещения отходов. В Территориальной схеме обращения с отходами ЕАО имеются два объекта размещения отходов, которые прошли государственную экспертизу, имеют лицензию и состоят в ГРОРО - полигоны, расположенные в г. <...>, п. <...>. В настоящее время действует перспективная схема потоков ТКО, которую региональный оператор не соблюдает, чем нарушает законодательство в сфере обращения с ТКО, а также пункт 3.5 Соглашения. В постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2022 указано, что ссылка административного истца на обстоятельства, установленные решением по делу № А16-2880/2018 не служат безусловным основанием для удовлетворения заявления, поскольку выдача разрешения на строительство объекта после начала строительства или после создания объекта имеет иные последствия, но само по себе не приводит к недействительности разрешения на строительство. В связи с указанным, довод административного истца о возможной угрозе экологической безопасности документально не доказан, является предположением. Само по себе разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию объекта ТКО - Полигона в г. Биробиджане не нарушает прав и законных интересов заявителя в области экономической и предпринимательской деятельности и не может являться доказательством в деле об оспаривании указанного нормативного правового акта. Просили в удовлетворении административных исковых требованиях отказать.

В судебном заседании представитель административного ответчика Сезёмов Н.А. административные исковые требования ООО «Дом-Строй» не признал. Доводы, указанные в письменных возражениях, поддержал. Дополнительно пояснил, что Департаментом был разработан проект Территориальной схемы обращения с отходами ЕАО, проект был опубликован на официальном сайте, определены даты проведения общественного обсуждения проекта Территориальной схемы. Поступившие замечания были рассмотрены, часть из них была учтена. Проект Территориальной схемы был доработан, повторно размещён на официальном сайте 07.12.2021. Информация с указанием дат начала и окончания проведения повторных общественных обсуждений доработанного проекта Территориальной схемы, на сайте не размещалась. Согласно законодательству, повторные обсуждения после размещения доработанного проекта Территориальной схемы проводятся в течение 15 дней. В связи с тем, что иные замечания не поступили, 20.12.2021 Территориальная схема была утверждена приказом Департамента № <...>.

Не оспаривал, что в разделе 3 Территориальной схемы отсутствуют почтовые адреса и (или) их географические координаты с нанесением на карту ЕАО источников образования отходов на территории ЕАО относительно жилого фонда. В настоящее время ведутся работы по корректировке Территориальной схемы, в том числе и в указанной части. Проходит процедура общественных обсуждений.

В разделе 4 Территориальной схемы статистические данные указаны за 2018 год, которые перенесены с аналогичного раздела предыдущей Территориальной схемы, утверждённой приказом Департамента 27.05.2021 № <...>, так как указанная схема разрабатывалась специализированной организацией ПАО «Ростелеком» согласно заключённому государственному контракту от 01.10.2019 № <...>. При расчёте количества образующихся отходов принимался во внимание приказ от 20.06.2018 № <...>, который является действующим. Новые замеры для выполнения расчётов нормативов накопления ТКО не проводились в связи с отсутствием финансирования. Методическими рекомендациями предусмотрено, что работы по определению нормативов ТКО рекомендуется проводить каждые 5 лет. Считает, что права административного истца в данной части не нарушаются, так как количество населения на территории ЕАО в 2021 году меньше, чем в 2018 году.

Информация о нанесении мест накопления отходов на карту ЕАО содержится в электронной модели Территориальной схемы. Доступ к электронной модели Территориальной схемы в настоящее время отсутствует в связи техническими неполадками. Проводятся мероприятия по устранению указанного недостатка.

Сведения о количестве контейнерных площадок и контейнеров вносились исходя их данных, предоставленных муниципальными образованиями. В настоящее время имеются данные об увеличения количества контейнерных площадок до 613, контейнеров - до 1 862. В настоящее время ведутся работы по корректировке Территориальной схемы, в том числе и в указанной части.

В разделе 7 данные о количестве отходов носят информационный характер. При поступлении актуальных данных будет проведена корректировка территориальной схемы.

При прохождении общественного обсуждения от ППК «РЭО» поступили замечания относительно Полигона г. Биробиджана, указано на отсутствие акта введения указанного объекта в эксплуатацию и перевода его в статус «перспективный». Было указано, что данное замечание подлежит учёту. При доработке проекта от ООО «Полигон» поступил акт ввода полигона в эксплуатацию, в связи с чем сведения о полигоне были включены в схему. Департамент располагал сведениями о том, что указанный объект был внесён в ГРОРО, у ООО «Полигон» имелась лицензия, право собственности было зарегистрировано. Иных замечаний после доработки проекта схемы от ППК «РЭО» не поступало.

В разделе 8 сведения за 2015-2018 г.г. перенесены с аналогичного раздела предыдущей Территориальной схемы.

Не оспаривал, что в разделе 9 отсутствует графическое отображение движения отходов по перспективной и аварийной схемам потоков отходов, но в разделе имеются описания указанных схем потоков.

Суду представлен письменный отзыв на административное исковое заявление представителя заинтересованного лица ООО «Полигон» - ФИО2, действующей на основании доверенности от 19.11.2021, согласно которому с требованиями ООО «Дом-Строй» о нарушении Департаментом Правил № 1130 при включении полигона ТКО г. Биробиджана в реестр действующих объектов размещения ТКО, не согласны. Административный истец, ссылаясь на нарушение Департаментом Правил № 1130 не приводит доводов, в какой части Территориальная схема не соответствует указанным нормам, какая информация относительно объекта размещения отходов не включена в схему. Довод административного истца о наличии у объекта размещения ТКО признаков самовольной постройки выходит за пределы доказывания административного ответчика. Считает, что административным истцом избран ненадлежащий способ защиты своих прав. Полагает, что в указанной части требования являются незаконными, необоснованными, не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Гумиров В.В., действующий на основании доверенности от 01.12.2021, доводы, указанные в письменном отзыве, поддержал. Дополнительно пояснил, что в материалах дела имеются все документы, подтверждающие прохождение ООО «Полигон» процедур разрешения на строительство, экспертизы, ввода в эксплуатацию объекта размещения ТКО - полигона, включённого в Территориальную схему. У ООО «Полигон» имеется лицензия на соответствующий вид деятельности, объект поставлен на кадастровый учёт, включён в ГРОРО. Между ООО «Дом-Строй» и ООО «Полигон» в настоящее время отсутствуют какие-либо споры. Все документы имелись до утверждения Территориальной схемы и были представлены в Департамент, в связи с чем включение полигона в Территориальную схему законно. Считает, что административному истцу было известно о проведении повторных обсуждений проекта Территориальной схемы, что подтверждается его обращением 09.12.2021 в Департамент, в связи с чем права ООО «Дом-Строй» нарушены не были. Полномочий обращаться в защиту прав иных лиц, административному истцу не предоставлено. Полагает, что срок, предусмотренный статьёй 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), административным истцом пропущен.

Правительство ЕАО, привлечённое судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, участие своего представителя, в судебных заседаниях не обеспечило. О времени и месте судебного заседания, объявленных судом перерывах, извещались надлежащим образом, каких-либо ходатайств не поступало.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 5 статьи 213 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя правительства ЕАО.

Заслушав пояснения представителей административного истца Проходцева И.Д., Голуб Е.М., Черных Н.В., представителя административного ответчика Сезёмова Н.А., представителя заинтересованного лица Гумирова В.В., принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Довод представителя заинтересованного лица Гумирова В.В. о пропуске административным истцом установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ трёхмесячного срока на обращение с данным исковым заявлением, суд признаёт необоснованным, так как указанная правовая норма регулирует сроки обращения с административным иском в порядке статьи 22 КАС РФ, при том, что предметом рассмотрения настоящего спора является оспаривание нормативного правового акта в порядке главы 21 КАС РФ, статья 208 которой прямо предусматривает возможность подачи административного иска в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

В соответствии с пунктами «д» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов: организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами; установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора), нормативов накопления твердых коммунальных отходов, тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждения территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Согласно статье 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся: разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением; организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами.

Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.

Пунктом 1 Положения о департаменте строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области, утверждённого постановлением правительства ЕАО от 30.06.2021 № 209-пп департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области является органом исполнительной власти ЕАО, формируемым правительством ЕАО, осуществляющим реализацию государственной политики в сферах строительного комплекса, градостроительной деятельности на территории области, обеспечивающим государственное управление и координацию деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, перспективного развития и инновационной деятельности топливно-энергетического комплекса в области.

Пунктом 5.14.6 указанного выше Положения, в области обращения с ТКО на департамент возложена функция по разработке и утверждению территориальной схемы обращения с отходами в ЕАО.

Оспариваемая административным истцом Территориальная схема обращения с отходами ЕАО утверждена приказом Департамента от 20.12.2021 № <...>, опубликованным в сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» № <...>, 22.12.2021, включённым в региональный компонент федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 28.12.2021 (учётный номер № <...>).

В соответствии с пунктом 5 статьи 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ Порядок разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами и порядок разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию указанных схем устанавливаются Правительством Российской Федерации. Проект территориальной схемы обращения с отходами направляется на рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти, российскому экологическому оператору и на общественное обсуждение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти и российский экологический оператор рассматривают территориальную схему обращения с отходами на предмет соответствия проекта территориальной схемы обращения с отходами требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на предмет экономической обоснованности решений о размещении и технических характеристиках объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твёрдых коммунальных отходов, а также рассматривают схему потоков отходов на предмет достоверности информации, содержащейся в проекте территориальной схемы обращения с отходами. Российский экологический оператор проводит экспертизу проекта территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с учётом позиции федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности в отношении обращения с отходами I и II классов опасности, и при необходимости представляет рекомендации по корректировке проекта территориальной схемы обращения с отходами. Рассмотрение разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, российским экологическим оператором, федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности или между субъектами Российской Федерации при разработке и корректировке территориальных схем обращения с отходами, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При разработке и корректировке федеральной схемы обращения с твёрдыми коммунальными отходами российский экологический оператор вправе представить субъекту Российской Федерации рекомендации по корректировке территориальной схемы обращения с отходами.

Процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта регламентируется пунктами 19 - 28 Правил № 1130, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130, согласно которым:

Разработанный уполномоченным органом проект территориальной схемы до его утверждения подлежит общественному обсуждению (пункт 19 Правил № 1130).

Общественное обсуждение территориальной схемы включает:

а) размещение уполномоченным органом уведомления о датах начала и окончания проведения общественного обсуждения проекта территориальной схемы и размещение проекта территориальной схемы на сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт);

б) направление уполномоченным органом уведомления о размещении проекта территориальной схемы в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов;

в) рассмотрение проекта территориальной схемы заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов, региональными операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, гражданами, организациями, иными заинтересованными лицами;

г) направление федеральными органами исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов, и лицами, указанными в подпункте «в» настоящего пункта, в уполномоченный орган предложений и замечаний;

д) подготовка уполномоченным органом заключения по результатам рассмотрения предложений и замечаний, указанных в подпункте «г» данного пункта (пункт 20 Правил № 1130).

Уполномоченный орган размещает проект территориальной схемы на официальном сайте с указанием дат начала и окончания проведения общественного обсуждения проекта территориальной схемы.

Срок общественного обсуждения проекта территориальной схемы не может быть менее одного месяца и более 3 месяцев со дня его размещения на официальном сайте. Решение о сроке (датах начала и окончания) проведения общественного обсуждения проекта территориальной схемы на официальном сайте принимает уполномоченный орган (пункт 21 Правил № 1130).

Уполномоченный орган в 2-дневный срок со дня размещения проекта территориальной схемы на официальном сайте направляет уведомление о размещении проекта территориальной схемы с приложением проекта территориальной схемы на электронном носителе в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов (пункт 22 Правил № 1130).

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов, указанные в пункте 22 настоящих Правил, а также региональные операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, граждане, организации, иные заинтересованные лица по результатам рассмотрения проекта территориальной схемы в срок не позднее 15 дней до дня истечения срока общественного обсуждения проекта территориальной схемы направляют в уполномоченный орган свои замечания и предложения при их наличии (пункт 23 Правил № 1130).

Уполномоченный орган рассматривает все замечания и предложения, указанные в пункте 23 Правил, поступившие в установленный пунктом 23 Правил срок, и подготавливает по итогам их рассмотрения заключение, содержащее информацию об учёте поступивших замечаний и предложений и (или) о причинах их отклонения.

Заключение об учёте поступивших замечаний и предложений и (или) о причинах их отклонения размещается уполномоченным органом на официальном сайте не позднее 4 дней до дня окончания срока общественного обсуждения (пункт 24 Правил № 1130).

По результатам общественного обсуждения уполномоченный орган дорабатывает в 30-дневный срок проект территориальной схемы (при необходимости) (пункт 25 Правил № 1130).

Проект территориальной схемы подлежит повторному размещению на официальном сайте в целях повторного проведения общественного обсуждения, при этом сроки проведения процедуры повторного общественного обсуждения устанавливаются в размере половины срока, предусмотренного пунктом 21 настоящих Правил, в случае, если в результате доработки проекта территориальной схемы уполномоченным органом внесены изменения: в данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; в объём соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; в прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами более чем на установленный уровень инфляции; в количество зон деятельности региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами; в схему потоков отходов (пункт 26 Правил № 1130).

30.08.2021 Департаментом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещён приказ № 84 от 30.08.2021 «О проведении общественного обсуждения проекта Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами Еврейской автономной области», в котором указано о проведении общественного обсуждения проекта Территориальной схемы с 01.09.2021 по 30.09.2021 включительно, что соответствует положениям подпункта «а» пункта 20, пункта 21 Правил № 1130).

В указанном приказе также указано на направление уведомления о размещении проекта Территориальной схемы в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, что соответствует положениям подпункта «б» пункта 20, пункта 22 Правил № 1130).

01.09.2021 проект Территориальной схемы размещён Департаментом на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По результатам рассмотрения поступивших предложений и замечаний, Департаментом подготовлено заключение об учёте поступивших замечаний и предложений и (или) о причинах их отклонения, которое размещено на официальном сайте 26.09.2021. Из поступивших 36 замечаний: учтено (в том числе частично) - 24, отклонено - 12.

В заключении указано, что все замечания и предложения по результатам общественного обсуждения, учтённые Департаментом, будут внесены в доработанном проекте корректировки Территориальной схемы, который будет размещён повторно на официальном сайте с уведомлением о датах начала и окончания проведения общественного обсуждения с целью повторного проведения общественного обсуждения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.

Каких-либо нарушений, которые бы свидетельствовали о существенном нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, влекущем признание его недействующим, судом при рассмотрении дела не установлено.

Суд учитывает, что срок проведения процедуры повторного общественного обсуждения установлен пунктом 26 Правил.

В связи с тем, что Департаментом было учтено (в том числе частично) 24 замечания к проекту Территориальной схемы, в том числе и в части, касающейся внесение изменений в схему потоков отходов (пункты 20, 21 заключения от 26.09.2021), в соответствии с пунктом 26 Правил № 1130 доработанный проект Территориальной схемы подлежал повторному размещению на официальном сайте в целях повторного проведения общественного обсуждения.

Суд учитывает, что само по себе нарушение Департаментом срока, установленного пунктом 25 Правил № 1130 для доработки проекта Территориальной схемы и его повторного размещения, нельзя признать существенными нарушениями процедуры общественного обсуждения, данное обстоятельство не повлекло нарушение прав и законных интересов административного истца на участие в общественном обсуждении проекта Территориальной схемы, а потому не может повлечь признание не действующим оспариваемого нормативного правового акта по указанным основаниям, в связи с чем указанный довод административного истца признаётся судом несостоятельным.

Доработанный проект Территориальной схемы был размещён Департаментом на официальном сайте 07.12.2021.

Территориальная схема утверждена уполномоченным органом 20.12.2021, 22.12.2021 размещена на официальном сайте Департамента (пункт 28 Правил № 1130).

Каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении прав административного истца на участие в общественных обсуждениях проекта Территориальной схемы и получение дополнительной информации по порядку общественных обсуждений с целью своевременного направления замечаний, материалы дела не содержат.

Напротив, поступившие на проект Территориальной схемы замечания ООО «Дом-Строй» от 14.09.2021, а также письмо от 09.12.2021 (исх. № 1607), поступившее в Департамент 10.12.2021, свидетельствуют о том, что административному истцу было достоверно известно о проведении общественного обсуждения проекта Территориальной схемы (как первичного, так и повторного).

Вопреки доводу представителя административного истца Черных Н.В., иных замечаний, кроме как представленных в Департамент 14.09.2021, от административного истца не поступало, так как письмо от 09.12.2021 (исх. № 1607) не содержит новых замечаний на проект Территориальной схемы.

Довод представителя административного истца Черных Н.В. о том, что неуказание Департаментом на сайте дат начала и окончания повторных обсуждений проекта Территориальной схемы нарушает права иных лиц, которые могли бы представить замечания, суд признаёт также необоснованным, так как ООО «Дом-Строй» не наделён правом на обращение в суд за защитой прав неопределенного круга лиц.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к его форме, подписанию, порядку принятия и опубликования (обнародования) и введения его в действие.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемой Территориальной схемы нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, судом установлено, что предъявляемые федеральным законодательством требования к разработке, составу и содержанию Территориальной схемы, Департаментом соблюдены не в полном объеме.

Согласно пункту 2 Правил № 1130, источник образования отходов - объект капитального строительства или другой объект, а также их совокупность, объединённые единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых образуются отходы.

В соответствии с пунктом 5 Правил № 1130 территориальная схема включает, в том числе, раздел «Нахождение источников образования отходов», содержание которого определено в пункте 6 указанных Правил, согласно которому он содержит: наименование источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации; сведения о почтовом адресе и (или) географических координатах источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации).

Частью 5 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ предусмотрено, что данные об источниках образования твёрдых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов, должны быть включены в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, который согласно положениям части 4 указанной статьи ведёт орган местного самоуправления.

Согласно Заключению об учёте поступивших замечаний и предложений и (или) о причинах их отклонения от 26.09.2021 от ООО «Дом-Строй» в период проведения общественного обсуждения поступило замечание о том, что в разделе 3 не представлена обязательная информация, а именно отсутствуют почтовые адреса источников образования отходов на территории ЕАО.

Как следует из материалов дела, в раздел 3 Территориальной схемыдобавлена ссылка на приложения 3.1, 3.2.

Приложение 3.1 к Территориальной схеме содержит перечень источников образования отходов (жилой фонд), в котором имеется ссылка на муниципальные образования области, количество жителей области, проживающих в МКД и ИЖС.

Сведений о почтовых адресах и (или) географических координатах источников образования отходов (жилого фонда) раздел 3 и приложение 3.1 не содержит, соответственно, замечание ООО «Дом-Строй» в данной части учтено не было.

Приложение 3.2 к Территориальной схеме содержит реестр юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в результате деятельности которых на территории ЕАО образуются отходы, с указанием их почтовых адресов.

Отсутствие в разделе «Нахождение источников образования отходов» сведений о почтовых адресах и (или) географических координатах источников образования отходов (жилого фонда), карты ЕАО с нанесением на неё источников образования отходов, не соответствует требованиям пункта 6 Правил, не позволяет оценить точность и корректность сведений.

Ссылка в приложении 3.1 Территориальной схемы на муниципальные образования как места нахождения источников образования отходов не может рассматриваться достаточной, поскольку данный критерий не учитывает расположенные в разрезе муниципальных образований различные с точки зрения наименования источники образования мусора (школа, детский сад, магазин, жилой фонд, объекты производства отходов), влияющие на виды отходов и их объёмы, информация о которых, в свою очередь, в Территориальной схеме должна быть систематизирована с привязкой к источникам образования твёрдых коммунальных отходов.

Ссылка в разделе 3 на электронную модель Территориальной схемы при указании источника образования ТКО (жилой фонд), является несостоятельной, поскольку электронная модель, согласно пункту 2 Правил, представляет собой информационную систему, включающую в себя базы данных, программное и техническое обеспечение, предназначенные для ввода, хранения, актуализации, обработки, анализа, представления, визуализации данных о системе организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, образующихся на территории субъекта Российской Федерации, и (или) отходов, поступающих из других субъектов Российской Федерации, и не может заменять утверждённую в установленном законом порядке территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами.

Указанная ссылка противоречит также пункту 17 Правил № 1130, в котором закреплено, что электронная модель является самостоятельным разделом Территориальной схемы и должна содержать сведения, указанные в пунктах 6 - 16 данных Правил.

При этом суд учитывает, что при рассмотрении административного дела было установлено, что доступ к электронной модели Территориальной схемы, размещенной на официальном сайте, отсутствует.

Таким образом, проанализировав Территориальную схему в указанной части на предмет соответствия вышеприведённым нормативным правовым актам, суд приходит к выводу о несоответствии раздела 3, приложений 3.1, 3.2 в части отсутствия сведений о почтовых адресах и (или) географических координатах источников образования отходов на территории ЕАО (с нанесением их на карту ЕАО) законодательству, имеющему большую юридическую силу, наличии правовых оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта в указанной части не действующим.

Данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 Правил № 1130 должны содержать данные об образовании отходов, систематизированные по видам отходов согласно федеральному классификационному каталогу отходов и их классам опасности с I до V.

Суд приходит к выводу о наличии в разделе 4 Территориальной схемы всех предусмотренных пунктом 7 Правил № 1130 сведений.

Утверждение административного истца о не актуальности приведённых в разделе 4 статистических данных (2018 год), при представлении проекта на обсуждение в 2021 году, суд признаёт несостоятельным.

Согласно пункту 4 Правил № 1130 при разработке территориальной схемы учитываются сведения из нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы; данные государственного статистического наблюдения об организации, использовании, обезвреживании, о транспортировании и размещении отходов производства и потребления; нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов (далее - Правила № 269).

Порядок определения нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчёта данных о массе и объёме накапливаемых отходов с учётом их сезонных изменений, установлен указанными Правилами (пункт 1 Правил № 269).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 269 установление нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Таким образом, полномочиями по установлению нормативов накопления ТКО и выбору расчётных единиц для каждой категории объектов, в отношении которых могут устанавливаться такие нормативы, наделены органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Приказом управления ЖКХ и энергетики ЕАО от 20.06.2018 № 52 утверждены нормативы накопления ТКО на территории ЕАО, введённые в действие с 01.01.2019.

Указанный приказ об утверждениинормативов накопления ТКО на территории ЕАО не отменён, в судебном порядке недействующим не признан, таким образом правомерно применялся при расчёте количества образования ТКО на территории субъекта.

Сведения о количестве образования отходов на территории ЕАО, систематизированные по классам опасности и муниципальным образованиям, на территории которых они были произведены (по данным за 2018 год) представлены в приложении 4.1.

Данные о количестве отходов, образуемых объектами общественного назначения в 2018 году, представлены в приложении 4.2.

Общее расчётное количество ТКО, образующихся на территории ЕАО в течение года, представлены в приложении 4.3.

Количество образуемых отходов производства по основным производственным предприятиям представлено в таблице 4.6 раздела.

Таким образом, проанализировав Территориальную схему в указанной части на предмет соответствия вышеприведенным нормативным правовым актам, суд приходит к выводу о необоснованности утверждения административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований в указанной части.

Пункт 8 Правил № 1130 предусматривает, что раздел «Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов» должен содержать, помимо прочих, данные об установленных в субъекте Российской Федерации целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов (с разбивкой по годам) и о достигнутых значениях указанных целевых показателей (на дату утверждения территориальной схемы) (подпункт «а»).

Вопреки доводам административного истца, приведённым в обоснование заявленных административных исковых требований в иске, в разделе 4 Территориальной схемы имеются все предусмотренные пунктом 8 Правил № 1130 данные.

Действующие на территории ЕАО целевые показатели в области обращения с отходами приведены в таблице 5.3 раздела.

Достигнутые целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов приведены в таблице 5.5 раздела.

В таблице 5.7 раздела представлены достигнутые целевые показатели обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО и подобных им.

Таким образом, проанализировав Территориальную схему в указанной части на предмет соответствия вышеприведенным нормативным правовым актам, суд приходит к выводу о необоснованности утверждения административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований в указанной части.

Пункт 9 Правил № 1130 предусматривает, что раздел «Места накопления отходов» содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления ТКО и реестрами мест (площадок) накопления ТКО, а также данные о необходимом количестве контейнеров и бункеров в соответствующей зоне деятельности регионального оператора, данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором по годам.

В нарушение пункта 9 Правил № 1130 раздел 6 Территориальной схемы не содержит данных о нахождении мест накопления отходов с нанесением их на карту ЕАО. Таблицы 6.1, 6.3 закрепляет только общее количество контейнеров, контейнерных площадок.

Суд приходит к выводу несоответствии раздела 6 в части отсутствия данных о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту ЕАО) законодательству, имеющему большую юридическую силу, наличии правовых оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта в указанной части не действующим.

Относительно довода административного истца о приведении в разделе 6 неточных сведений относительно имеющихся контейнеров для размещения ТКО населением, суд учитывает, что согласно приведённой в таблице 6.1, общее количество контейнерных площадок для сбора отходов населения на территории ЕАО указано 538 с установленными на них 1 660 контейнерами.

Указанные сведения соответствуют сведениям, приведённым в приложениях 6.1 - 6.6 Территориальной схемы.

Как указано в подразделе 6.4 Территориальной схемы указанные сведения были получены от администраций городских и сельских поселений, а также от организаций, осуществляющих сбор и вывоз отходов.

Представитель административного истца Проходцев И.Д. в судебном заседании указал, что контейнерных площадок на территории ЕАО и контейнеров намного больше.

В соответствии с положениями пунктов 29, 30 Правил № 1130, корректировка территориальных схем осуществляется путём внесения в нее изменений по мере необходимости.

Основаниями для корректировки территориальной схемы являются: изменение условий реализации территориальной схемы, в том числе соответствующие изменения законодательства Российской Федерации, выявление новых источников образования отходов, мест накопления отходов, объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; выявление способов оптимизации потоков, с учетом действующих и вновь введенных объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; ввод в эксплуатацию новых объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; вывод из эксплуатации (ликвидация) объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; заключение соглашений между субъектами Российской Федерации по вопросам обращения с отходами.

Региональным оператором при обсуждении проекта Территориальной схемы были внесены замечания относительно несоответствия внесённых в раздел 6 Территориальной схемы сведений о количестве контейнерных площадок и контейнеров, с приведением данных о фактическом количестве контейнерных площадок - 504, контейнеров - 1615, то есть замечания ООО «Дом-Строй» были учтены, данные о количестве контейнерных площадок и контейнеров скорректированы в таблице 6.1, приложениях 6.1 - 6.6 Территориальной схемы.

Как следует из пункта 3.16 Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории ЕАО от 12.11.2020 в случае если в Территориальной схеме отсутствует информация о местах накопления отходов региональный оператор обязан в срок не более 30 календарных дней со дня их обнаружения направить информацию о выявленных местах накопления отходов в Правительство ЕАО для включения сведений о местах накопления отходов в Территориальную схему.

Суд учитывает, что в случае выявления новых источников образования отходов, мест накопления отходов Территориальная схема может быть скорректирована. Территориальная схема является лишь одним из базовых нормативных документов, на основе которого осуществляется деятельность регионального оператора по обращению с ТКО.

Из положений пункта 10 Правил № 1130 следует, что раздел «Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов» должен содержать:

а) наименования расположенных на территории субъекта Российской Федерации объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;

б) сведения о почтовом адресе и (или) географические координаты местонахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включённых в государственный реестр объектов размещения отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации);

в) данные о количестве отходов (суммарно и с разбивкой по видам и классам опасности отходов), принимаемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, а также данные о количестве обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещённых отходов;

г) сведения из проектной документации объектов обработки, утилизации, обезвреживания и объектов размещения отходов, включённых в государственный реестр объектов размещения отходов:

о производственной мощности (тонн/единиц в год, суммарно по видам отходов), применяемых технологических решениях и об оборудовании объектов обработки, утилизации, обезвреживания и объектов размещения отходов, включённых в государственный реестр объектов размещения отходов;

о проектной мощности объектов размещения отходов, включённых в государственный реестр объектов размещения отходов;

д) сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, согласованной в установленном порядке санитарно-защитной зоне, лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности у эксплуатирующей объект обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов организации, индивидуального предпринимателя, реквизитах документа, содержащего информацию о включении объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов;

е) данные о состоянии объектов, включая информацию о свободной мощности для объектов размещения отходов, оставшемся сроке службы для мусоросжигательных заводов и мощности (фактической и проектной) для сортировочных объектов.

В разделе 7.1 Территориальной схемы указано, что на 01.01.2019 лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности выдана 30 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, реестр которых представлен в приложении 7.1.

Сведений о том, что указанные данные являлись не актуальными при утверждении Территориальной схемы, в материалы дела не представлены.

В указанном разделе имеются сведения о наименовании расположенных на территории ЕАО объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов (раздел 7.3) и объектов размещения отходов, включенных в ГРОРО (приложения 7.2 - 7.5).

В приложениях 7.4, 7.5 имеются данные о географических координатах местонахождения объектов размещения отходов, включённых в ГРОРО, а также данные о наличии заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, иные сведения, предусмотренные пунктом 10 Правил № 1130, в том числе, вопреки доводам административного истца, и сведения из проектной документации.

В качестве действующего объекта по размещению ТКО на территории ЕАО включён Полигон ТБО IV-V классов опасности.

Относительно довода административного истца о неправомерном включении в Территориальную схему объекта размещения ТКО, принадлежащий ООО «Полигон», суд учитывает следующее.

По смыслу статьи 24.6 и пункта 3 статьи 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, пункта 10 Правил № 1130 Территориальная схема должна содержать сведения (наименования, адреса и (или) географические координаты объектов обработки и т.д.) обо всех существующих объектах по обработке отходов, отвечающих санитарным и экологическим требованиям, и действующих в зоне деятельности регионального оператора.

Согласно абзацу 10 статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ под объектами размещения отходов понимаются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В силу пункта 6 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

Размещение отходов на объектах, не внесённых в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается (пункт 7 статьи 12 поименованного Федерального закона).

Решением Биробиджанской городской Думы ЕАО от 26.03.2015 № 108 внесены изменения в генеральный план относительно границ населённого пункта, из которых исключена территория от т.22 до т.33, предусмотренная описанием границы городского округа «Город Биробиджан», утверждённого законом ЕАО от 26.11.2003 № 226-ОЗ, ориентировочной площадью 543 га, с изменением категории земли с «земли населённых пунктов» на «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» для размещения полигона бытовых отходов.

19.09.2018 Управлением Росприроднадзора по ЕАО утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Полигон ТБО IV-V классов опасности, мощностью 350 000 куб.м. в год в г. Биробиджан ЕАО», согласно выводам которой проектная документация соответствовала экологическим требованиям, представленные материалы одобрены.

Разрешение на строительство полигона ТБО IV-V классов опасности, выдано мэрией города МО «Город Биробиджан» ЕАО 21.11.2019 за № <...>.

Основным видом деятельности ООО «Полигон» согласно выписке из ЕГРЮЛ является сбор опасных отходов. Общество имеет действующую лицензию на осуществление деятельности по сбору, обработке, размещению отходов IV классов опасности, с осуществлением лицензируемой деятельности по адресу: <...>, ул. <...>. <...>, земельный участок № <...>.

Разрешение на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости - Полигон ТБО IV-V классов опасности, выдано мэрией города МО «<...>» ЕАО 06.02.2020 за № <...>.

Право собственности на указанный объект зарегистрировано за ООО «Полигон» 26.02.2020 (выписка из ЕГРН от 07.04.2022 № <...>).

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14.10.2020 № <...> полигон был включён в ГРОРО.

Таким образом, правовых оснований для не включения принадлежащего ООО «Полигон» объекта «Полигон ТКО» в названный раздел Территориальной схемы, исходя из материалов дела, не усматривается.

На основании изложенного суд критически оценивает доводы административного истца о том, что принадлежащий ООО «Полигон» объект не мог быть включён в Территориальную схему.

Представленные административным истцом копии решений Арбитражного суда ЕАО, деловой переписки, не опровергают установленные судом обстоятельства наличия всех обстоятельств, позволяющих включить в Территориальную схему в качестве объекта размещения ТКО, полигон, принадлежащий ООО «Полигон».

При этом, анализируя оспариваемый нормативный правовой акт в указанной части, суд приходит к выводу о том, что:

в нарушение подпункта «б» пункта 10 Правил № 1130 раздел 7 Территориальной схемы не содержит данные о почтовом адресе и (или) географических координатах местонахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов, указанных в подразделе 7.3 - МУП «Водоканал», ООО «Центр утилизации «Мастер»;

в нарушение статьи 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ, подпункта «в» пункта 10 Правил № 1130 раздел 7 Территориальной схемы не содержит данных о ежегодном количестве отходов с разбивкой по видам и классам опасности отходов на весь срок действия Территориальной схемы, в то время как буквальное толкование приведённых положений федерального законодательства свидетельствует о том, что раздел 7 спорной Территориальной схемы должен содержать такие данные для каждого объекта по обращению с ТКО на весь срок действия Территориальной схемы.

Суд приходит к выводу несоответствии раздела 7 в указанной выше части законодательству, имеющему большую юридическую силу, наличии правовых оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта в указанной части не действующим.

Также суд считает обоснованными доводы административного истца о несоответствии раздела 8 «Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов» Территориальной схемы статье 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ, положениям пункта 11 Правил № 1130.

Согласно пункту 11 Правил № 1130 раздел «Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов» содержит сведения о соотношении количества образующихся на территории субъекта Российской Федерации и поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов (по видам и классам опасности отходов) и количественных характеристик их обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, передачи в другие субъекты Российской Федерации для последующих обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, в том числе: а) о количестве отходов, образовавшихся на территории субъекта Российской Федерации; б) о количестве отходов, обработанных на территории субъекта Российской Федерации; в) о количестве отходов, утилизированных на территории субъекта Российской Федерации; г) о количестве отходов, обезвреженных на территории субъекта Российской Федерации; д) о количестве отходов, размещенных на территории субъекта Российской Федерации; е) о количестве отходов, переданных в другие субъекты Российской Федерации для последующих обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; ж) о количестве отходов, поступивших из других субъектов Российской Федерации для последующих обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Как видно из материалов дела, оспариваемый раздел Территориальной схемы не содержит данных о ежегодном количестве отходов, обработанных на территории ЕАО, начиная с 2019 года, в то время как буквальное толкование приведенных положений федерального законодательства свидетельствует о том, что раздел 8 должен содержать такие данные на весь срок действия Территориальной схемы.

В связи с чем, суд приходит к выводу о несоответствии раздела 8 Территориальной схемы имеющему большую силу законодательству.

Из положений пункта 12 Правил № 1130 следует, что раздел «Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включённых в государственный реестр объектов размещения отходов» должна содержать:

а) графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, указанных в подпункте «а» пункта 10 Правил № 1130 и расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, а также информацию о количестве образующихся и поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов;

б) графическое отображение движения отходов, направляемых в другие субъекты Российской Федерации, от источников образования отходов либо от объектов обработки отходов.

Как следует из раздела 9 Территориальной схемы, представлено 4 варианта схемы потоков ТКО: действующая - период 2019-2020 гг. (приложение 9.1); Переходная - период 2021 г. (приложение 9.2); Перспективная - период с 2022 г. (Приложение 9.3); Аварийная - действующая в случае выведения из эксплуатации или временного приостановления деятельности объектов замещения отходов (приложение 9.4).

Указано, что графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включённых в ГРОРО, представлено в приложении 9.6.

Из анализа оспариваемого нормативного правового акта следует, что в нарушение статьи 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, пункта 12 Правил № 1130 Территориальная схема не содержит графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в ГРОРО и расположенных в границах территории ЕАО на весь период её действия, в том числе в случае действия переходной и аварийной схем потоков ТКО.

В указанном разделе не имеется информации о количестве образующихся и поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов, не имеется информации, направляются ли отходы в другие субъекты Российской Федерации, в связи с чем не имеется возможности оценить правомерность отсутствия в Территориальной схеме графического отображения движения отходов, направляемых в другие субъекты Российской Федерации, от источников образования отходов либо от объектов обработки отходов.

Наличие в разделе 9 Территориальной схемы ссылки на приложение 9.6 не свидетельствует о соблюдении Департаментом, как разработчиком, требований к разработке, составу и содержанию Территориальной схемы, предусмотренных пункта 12 Правил № 1130, так как имеющееся в указанном приложении графическое отображение движения ТКО по действующей и перспективной схемам потоков содержит неопределенность, двусмысленность, вызывает неоднозначное толкование, так как из представленной схемы не ясен чёткий маршрут движения отходов, не указаны конкретные индивидуально-определенные объекты, куда идёт поток отходов (для их обработки, утилизации, обезвреживания либо для размещения).

Таким образом, имеющееся в Территориальной схеме графическое отображение движения ТКО не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, не обеспечивает единообразное понимание всеми правоприменителями, допускает возможность произвольного применения, что затрудняет деятельность регионального оператора по обращению с ТКО, так как фактически схема потоков ТКО отсутствует.

Механизм действия нормативного правового акта должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений, прежде всего из содержания конкретного нормативного положения.

Указанное свидетельствует о нарушении принципа равенства всех перед законом и судом и является самостоятельным и достаточным основанием для признания не действующим указанного нормативного правового акта в данной части.

Суд приходит к выводу о несоответствии раздела 9, приложения 9.6 Территориальной схемы в части отсутствия графического отображения движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включённых в ГРОРО и расположенных в границах территории ЕАО, а также отсутствия информации о количестве образующихся и поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов, законодательству, имеющему большую юридическую силу, наличии правовых оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта в указанной части не действующим.

Относительно довода административного истца, указанного в заявлении об уточнении требований от 20.09.2022, о несоответствии раздела 10 Территориальной схемы положениям пункта 13 Правил № 1130 суд учитывает, что в соответствии с подпунктом «б» пункта 13 Правил № 13 раздел «Данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов» должен содержать сведения о предполагаемых сроках строительства, реконструкции, вывода из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твёрдых коммунальных отходов, включая сведения о проектных мощностях и планируемых технологических решениях.

В разделе 10 Территориальной схемы в подразделе 10.1 «Планируемое строительство» в таблице 10.1 указано наименование объектов, которые планируется использовать под объекты обработки, утилизации и размещения отходов производства и потребления, с указанием сроков предполагаемого строительства и проектных мощностей (графы 5, 6 таблицы), при этом сведения о планируемых технологических решениях не указаны, что не согласуется с положениями абзаца 10 пункта 3 статьи 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ, подпункта «б»пункта 13 Правил № 1130.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Территориальная схема обращения с отходами ЕАО, утверждённая административным ответчиком 20.12.2021 № <...> в указанной выше судом части не отвечает предъявляемым к ней требованиям закона, допускает неоднозначное толкование содержания указанных выше разделов и носит неопределённый характер.

Проанализировав положения Территориальной схемы на предмет соответствия вышеприведённым нормативным правовым актам, суд приходит к выводу о несоответствии законодательству, имеющему большую юридическую силу и необходимости признания не действующими указанных выше положений Территориальной схемы.

Доводы представителя административного ответчика о том, что в настоящее время проводится корректировка Территориальной схемы, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении административного иска в данной части, так как изменения в установленном законом порядке в Территориальную схему на дату рассмотрения данного административного дела не внесены.

Суд учитывает, что Территориальная схема обращения с отходами является одним из базовых нормативных документов, на основе которого предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, осуществляется деятельность региональных операторов по обращению с ТКО, устанавливаются предельные тарифы в области обращения с отходами, разрабатываются и проводятся конкретные мероприятия по реконструкции, модернизации и строительству объектов размещения, захоронения, хранения, обезвреживания отходов и иных объектов, необходимых в области обращения с отходами, создаются места накопления ТКО, разрабатываются мероприятия по предотвращению, снижению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Разрешая вопрос о дате, с которой положения Территориальной схемы признаются не действующими, суд учитывает, что в связи с тем, что оспариваемые положения Территориальной схемы применялись, на их основании реализовывались права граждан и организаций, суд приходит к выводу о необходимости признания положений Территориальной схемы не действующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

В остальной части заявленных административных исковых требований суд не усматривает оснований для их удовлетворения, поскольку оснований для этого административным истцом не представлено, судом правовых оснований для удовлетворения заявленного административного иска в полном объёме не усматривается.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ и статьи 35 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» суд находит необходимым указать резолютивной части решения суда на необходимость по вступлению настоящего решения суда в законную силу опубликования сообщения о нём в официальных источниках опубликования нормативных правовых актов ЕАО.

Руководствуясь статьями 175-180, 194, 195, 213-215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Дом-Строй» к департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области об оспаривании приказа департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области от 20.12.2021 № <...>, признании Территориальной схемы обращения с отходами Еврейской автономной области, утверждённой приказом департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области от 20.12.2021 № <...> противоречащей федеральному законодательству и не действующей со дня принятия - удовлетворить частично.

Признать противоречащими федеральному законодательству и не действующими со дня вступления настоящего судебного решения в законную силу, следующие положения Территориальной схемыобращения с отходами Еврейской автономной области, утверждённой приказом департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области от 20.12.2021 № <...>:

раздел 3 «Нахождение источников образования отходов», приложения 3.1, 3.2 в части отсутствия сведений о почтовых адресах и (или) географических координатах источников образования отходов на территории Еврейской автономной области (с нанесением их на карту Еврейской автономной области);

раздел 6 «Места накопления отходов» в части отсутствия данных о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту Еврейской автономной области);

раздел 7 «Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включённых в государственный реестр объектов размещения отходов» в части отсутствия: данных о почтовом адресе и (или) географических координатах местонахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов, указанных в подразделе 7.3 - МУП <...>, ООО <...>; данных о ежегодном количестве отходов с разбивкой по видам и классам опасности отходов на весь срок действия Территориальной схемы;

раздел 8 «Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов» в части отсутствия данных о ежегодном количестве отходов, обработанных на территории Еврейской автономной области, начиная с 2019 года, на весь срок действия Территориальной схемы;

раздел 9 «Схема потоков от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включённых в государственный реестр объектов размещения отходов», приложение 9.6 в части отсутствия графического отображения движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включённых в государственный реестр объектов размещения отходов, информации о количестве образующихся и поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов;

раздел 10 «Данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, вариантная проработка и оценка альтернативных сценариев развития системы обращения с отходами на территории Еврейской автономной области» в части отсутствия сведений о планируемых технологических решениях при указании предполагаемых сроках строительства объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твёрдых коммунальных отходов.

В удовлетворении остальной части требований общества с ограниченной ответственностью «Дом-Строй» отказать.

Обязать департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области опубликовать сообщение о данном решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в одном из официальных источников опубликования нормативных правовых актов.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через суд Еврейской автономной области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Р.В. Тимиров

Мотивированное решение по делу составлено 10.10.2022.