ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-102/2023 от 14.11.2023 Ярославского областного суда (Ярославская область)

УИД 76OS0000-01-2023-000131-77

Дело № 3а-102\2023

Принято в окончательной форме 14.11.2023г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 ноября 2023г. гор. Ярославль

Ярославский областной суд в составе судьи Преснова В.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Чистяковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ефимова Антона Александровича, Прокофьевой Надежда Геннадьевны, Дербиной Анастасии Михайловны, Федорова Геннадия Евгеньевича, Волковой Виктории Григорьевны, Пантелиной Тамары Алексеевны, Потаповой Нины Константиновны к мэрии города Ярославля, департаменту финансов мэрии города Ярославля о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

Установил:

Ефимов А. А., Волкова В. Г., Пантелина Т. А., Потапова Н. К., Дербина А. М., Прокофьева Н. Г., Федоров Г. Е в административном исковом заявлении просят присудить им компенсацию в размере 200 000 руб. в пользу каждого за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Административные исковые требования мотивированы тем, что вступившим в законную силу решением Красноперекопского районного суда города Ярославля от 05.06.2013 г. на мэрию города Ярославля возложена обязанность выполнить работы капитального характера многоквартирного жилого <адрес>, города Ярославля, в котором проживают административные истцы. Решение суда вынесено в пользу административных истцов. Однако до настоящего времени решение суда не исполнено, чем нарушаются права административных истцов на исполнение судебного акта в разумный срок. Решениями Ярославского областного суда от 19 ноября 2018 г., 09 марта 2021г., 08 сентября 2022г. административным истцам присуждалась компенсация за неисполнение судебного акта в разумный срок. Однако после вынесения указанных решений должник мэрия города Ярославля каких-либо действий, направленных на исполнение решения суда о проведении капитального ремонта не предпринял.

В судебном заседании представитель административных истцов по доверенностям Степанычев В.В., административный иск поддержал.

Представитель административного ответчика мэрии города Ярославля по доверенности Москвина Ю.С. административные исковые требования не признала.

Административный ответчик департамент финансов мэрии города Ярославля, заинтересованное лицо специализированное отделение судебных приставов по Ярославской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.

Заслушав представителя административных истцов, представителя административного ответчика мэрии города Ярославля, исследовав материалы административного дела, материалы исполнительного производства, предметом которого является осуществление капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: <адрес>, материалы гражданского дела, рассмотренного Красноперекопским районным судом города Ярославля, суд полагает, что требования административного иска подлежат удовлетворению частично.

В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закона № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Как следует из разъяснений, приведенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (пункт 39) принятие решения по делу о компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации, если основанием для его подачи будут являться другие фактические обстоятельства, связанные с иным периодом длительного рассмотрения дела, исполнения судебного акта, осуществления уголовного преследования. При этом обстоятельства, ранее исследованные судом по первоначальному требованию о присуждении компенсации, не доказываются и не могут оспариваться в другом аналогичном деле, в котором участвует тот же заявитель, административный истец.

Решением Красноперекопского районного суда города Ярославля от 05 июня 2013г., вступившим в законную силу 27 июля 2013г., постановлено о возложении на мэрию города Ярославля обязанности произвести ремонтные работы капитального характера многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, в срок до июня 2014г.: капитальный ремонт кровли, выборочный капитальный ремонт крыши с теплоизоляцией чердачного покрытия, утепление фасадов, капитальный ремонт инженерных коммуникаций (водопровода, канализации, отопления с восстановлением системы отопления в подъездах дома, электроснабжения), капитальный ремонт балконных плит и козырьков входов, замену оконных и дверных блоков в местах общего пользования.

Однако в установленный судом срок решение суда исполнено не было.

18 сентября 2013г. судебным приставом-исполнителем Красноперекопского РОСП г. Ярославля возбуждено исполнительное производство на основании предъявленного исполнительного листа, предметом исполнения которого является проведение мэрией города Ярославля ремонтных работ капитального характера жилого <адрес> города Ярославля (взыскатель ФИО2). Этим постановлением установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, пять дней с момента получения должником копии постановления.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена мэрией города Ярославля 30 сентября 2013г.

24 февраля 2015г. судебным приставом-исполнителем Красноперекопского РОСП г. Ярославля возбуждено исполнительное производство на основании предъявленного исполнительного листа, предметом исполнения которого является проведение мэрией города Ярославля ремонтных работ капитального характера жилого <адрес> (взыскатель ФИО1). Этим постановлением установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, пять дней с момента получения должником копии постановления.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена мэрией города Ярославля 27 февраля 2015г.

13 сентября 2016г. исполнительное производство постановлением руководителя УФССП России по Ярославской области – главного судебного пристава Ярославской области передано в Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области.

Решениями Ярославского областного суда от 19 ноября 2018 года, 09 марта 2021г., 08 сентября 2022г. установлено нарушение права административных истцов на исполнение в разумный срок решения Красноперекопского районного суда города Ярославля от 19 ноября 2013 года, которым мэрия города Ярославля обязана к проведению капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: <адрес>.

Решением Ярославского областного суда от 08 сентября 2022г. в пользу административных истцов взыскана компенсация за неисполнение судебного акта в разумный срок, за период длительного исполнения судебного акта до 08 сентября 2022г. В связи с этим новым периодом исполнения судебного акта, подлежащим оценке, является период с 09 сентября 2022г. по 08 ноября 2023г.

В данном административном деле судом установлено следующее движение по исполнительному производству с 09 сентября 2022г.

14 июня 2023г. мэрии города Ярославля вручено требование о предоставлении в пятидневный срок информации об исполнении решения суда, а также о мерах, принятых во исполнение решения с момента возбуждения исполнительного производства. При фактическом исполнении требований исполнительного документа предписывалось предоставить подтверждающие документы.

15 июня 2023г. заместителю мэра города Ярославля судебным приставом-исполнителем специализированного отделения судебных приставов по Ярославской области ГМУ ФССП России вручено предупреждение об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса РФ за неисполнение решения суда.

21 июня 2023г. от мэрии города Ярославля судебному приставу-исполнителю поступил ответ на требование от 14 июня 2023г., в котором изложены доводы об отсутствии финансовых средств, необходимых для исполнения решения суда, наличие на исполнении других аналогичных решений, вступивших в законную силу ранее решения Красноперекопского районного суда города Ярославля от 05 июня 2013г.

07 ноября 2023г. постановлением судебного пристава-исполнителя специализированного отделения судебных приставов по Ярославской области ГМУ ФССП РОССИИ установлен новый срок исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, до 01 декабря 2023г.

До настоящего времени судебный акт не исполнен, исполнительное производство не окончено.

Таким образом, общий срок исполнения судебного решения составил 10 лет 3 месяц 8 дней, в том числе 1 год 2 месяцев – период исполнения, который не был предметом оценки суда в рамках дела о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, рассмотренного 08 сентября 2022 г.

Исследование материалов исполнительного производства дает суду основания для вывода о том, что действия мэрии города Ярославля по исполнению судебного решения не были эффективными и достаточными.

Из материалов дела следует, что мэрия города Ярославля устранилась от исполнения судебного решения, не приняв в период с момента вынесения Ярославским областным судом решения 08 сентября 2022г. ни одного действия, направленного на производство работ по капитальному ремонту многоквартирного дома и на подготовку к данным работам.

Предмет исполнения по исполнительному производству – выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома требует существенных временных затрат, связанных с выделением бюджетных средств для исполнения решения, определения исполнителя работ в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, разработкой проектно – сметной документации, непосредственного производства работ по капитальному ремонту.

Вместе с тем за 1 год 2 месяца мэрией города Ярославля не совершено ни одного действия в целях исполнения судебного решения.

В связи с этим, вышеперечисленные обстоятельства, влияющие на длительность исполнения решения суда, в данном деле не стали основанием для столь длительного неисполнения судебного решения.

Поведение административных истцов ни в коей мере не стало препятствием для совершения мэрией города Ярославля действий, направленных на исполнение судебного решения.

Доводы административного ответчика мэрии города Ярославля об отсутствии достаточных бюджетных средств для проведения капитального ремонта многоквартирного дома <адрес>, равно как и наличие у мэрии города Ярославля обязательств по проведению капитальных ремонтов иных многоквартирных домов, также возложенных решениями судов, не являются основанием для освобождения должника от обязанности исполнить судебное решение, либо для приостановления данной обязанности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в очередной период исполнения решения Красноперекопского районного суда города Ярославля от 05 июня 2013 года, составивший 1 год 2 месяца, право административных истцов на исполнение судебного акта в разумный срок вновь нарушено и подлежит компенсации.

Исходя из предмета исполнения, значимости его для административных истцов, право на благоприятные условия проживания которых длительно не восстанавливается, и, принимая во внимание, что в пользу административных истцов компенсация за нарушение права на исполнение вышеуказанного судебного акта уже присуждалась, суд полагает, что обоснованной является компенсация в размере 65 000 руб. в пользу каждого.

При этом суд исходит из того, что для административных истцов жилые помещения в указанном многоквартирном доме являются единственным жильем для проживания. Административные истцы до настоящего времени проживают в этих жилых помещениях, имеют в них регистрацию по месту жительства. Кроме того, усугубляется тяжесть нарушения осознанием административными истцами длительности неисполнения судебного решения и пренебрежением со стороны органа местного самоуправления теми установленными законом механизмами, которые призваны понудить его к исполнению решения суда.

Заслуживает внимание и то обстоятельство, что вступившим в законную силу решением Красноперекопского районного суда города Ярославля от 05 июня 2013г. установлены обстоятельства, свидетельствующие о нуждаемости капитального ремонта. Вследствие не проведения капитального ремонта в полном объеме на протяжении более 10 лет административные истцы вынуждены проживать в условиях, нарушающих их право на благоприятные условия проживания. При этом в рассматриваемый период каких-либо действий, которые в будущем могут привести к полному исполнению решения суда, должником не предпринимаются, что свидетельствует об устранении должника от исполнения требований в исполнительном производстве.

При таких данных имеется основание для вывода о достаточной значимости для административных истцов исполнения судебного акта. Присуждаемая сумма компенсации в размере 65 000 руб. в пользу каждого административного истца соответствует степени значимости исполнения судебного акта для административных истцов.

Доводы представителя мэрии города Ярославля о включении многоквартирного дома <адрес> в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Ярославской области на 2014-2043 года не могут быть приняты во внимание и не служат основанием для отказа в удовлетворении административного истца. Эти доводы также не могут быть признаны, как влияющие на размер присуждаемой административным истца компенсации.

Согласно адресному перечню многоквартирных домов, являющегося приложением к Региональной программе капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 31 декабря 2013г. № 1779, запланирован поэтапный ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома в периоды с 2026г. по 2034г. В связи с этим запланированные периоды капитального ремонта не отвечают требования обязательности и своевременности исполнения судебного акта. Региональная программа была принята после вступления решения Красноперекопского районного суда от 05 июня 2013г. в законную силу. Вступившее в законную силу решение суда подлежит исполнению должником вне зависимости от указанной Региональной программы, так как включение многоквартирного дома в Региональную программу не освобождает должника от исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, не является основанием для окончания либо прекращения исполнительного производства.

Утверждения представителя мэрии города Ярославля о том, что ремонт крыши дома был произведен в 2017г., также не служит основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований и для уменьшения размера компенсации.

Обстоятельства, связанные с ремонтом крыши и выполнение других работ были предметом оценки при рассмотрении административного дела № 3а-171\18 по административному иску административных истцов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Вступившим в законную силу решением Ярославского областного суда от 19 ноября 2018г. по административному делу № 3а-171\18 установлены обстоятельства проведения ремонтных работ по внутридомовой инженерной системе электроснабжения, внутридомовых инженерных систем водоснабжения и теплоснабжения, выполнение Региональным фондом содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области ремонта крыши в 2017г.

Доказательства выполнения других работ, указанных в решении суда, не представлены в материалы дела, нет таких доказательств и в материалах исполнительного производства. Между тем выполнение других работ (капитальный ремонт кровли, теплоизоляция чердачного помещения, утепление фасадов дома, капитальный ремонт балконных плит и козырьков входа, замена оконных и дверных блоков в местах общего пользования), имеют большую значимость для административных истцов, так как невыполнение указанных работ непосредственно влияет на благоприятные и безопасные условия проживания административных истцов.

Таким образом, решение суда в полном объеме длительное время не исполняется, что свидетельствует о нарушении права административных истцов на исполнение судебного акта в разумный срок.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 258, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования Ефимова А.А., Прокофьевой Н.Г., Дербиной А.М., Федорова Г.Е., Волковой В.Г., Пантелиной Т.А., Потаповой Н.К. удовлетворить частично.

Взыскать с города Ярославля в лице департамента финансов мэрии города Ярославля за счет средств бюджета города Ярославля в пользу Пантелиной Тамары Алексеевны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 65 000 руб.

Взыскать с города Ярославля в лице департамента финансов мэрии города Ярославля за счет средств бюджета города Ярославля в пользу Волковой Виктории Григорьевны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 65 000 руб.

Взыскать с города Ярославля в лице департамента финансов мэрии города Ярославля за счет средств бюджета города Ярославля в пользу Потаповой Нины Константиновны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 65 000 руб.

Взыскать с города Ярославля в лице департамента финансов мэрии города Ярославля за счет средств бюджета города Ярославля в пользу Ефимова Антона Александровича компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 65 000 руб.

Взыскать с города Ярославля в лице департамента финансов мэрии города Ярославля за счет средств бюджета города Ярославля в пользу Прокофьевой Надежды Геннадьевны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 65 000 руб.

Взыскать с города Ярославля в лице департамента финансов мэрии города Ярославля за счет средств бюджета города Ярославля в пользу Федорова Геннадия Евгеньевича компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 65 000 руб.

Взыскать с города Ярославля в лице департамента финансов мэрии города Ярославля за счет средств бюджета города Ярославля в пользу Дербиной Анастасии Михайловны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 65 000 руб.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья В.С. Преснов