РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Самара 8 июля 2020 года Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи Калинниковой О.А., при секретаре судебного заседания Добиной Д.Д., с участием прокурора Галкиной А.Н., представителя административного истца публичного акционерного общества «Тольяттиазот» ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1034/2020 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Тольяттиазот» о признании недействующим в части приказа министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647, УСТАНОВИЛ: публичное акционерное общество «Тольяттиазот» (далее также ПАО «ТОАЗ», общество) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующими пунктов №№ №, №, №, № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 1647 от 18.10.2017 года, со дня его принятия. Свои требования административный истец мотивирует тем, что в названный Перечень необоснованно включены принадлежащие обществу нежилые здания с кадастровыми номерами №, №, №, №, расположенные по адресу: <адрес>, которые не отвечают требованиям статьи 378.2 НК РФ, поскольку являются корпусами производственного предприятия. Нежилые здания расположены на земельных участках, имеющих разрешенное использование «для дальнейшей эксплуатации под здания предприятия», на территорию предприятия установлен пропускной режим. Включение названных нежилых зданий в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца. В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, пояснил, что нормативно-правовой акт принят без фактического осмотра объектов, что привело к необоснованному отнесению зданий к объектам, подпадающим под критерии, установленные положениями ст. 378.2 НК РФ. Представитель административного ответчика - министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В письменных возражениях просят в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что включение объектов в Перечень осуществлялось по данным, полученным из регистрирующего органа, согласно их наименованию и назначению. В соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий и помещений, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016г. № 402, по результатам осмотра, проведенного 04.06.2019 и 05.06.2019, вид фактического использования объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, исходя из соотношения площадей, министерством определен как объектов офисного и торгового назначения, что подпадает под критерии п.п. 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования являются обоснованными, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск ПАО «ТОАЗ» подлежит удовлетворению. В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов. Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/. Согласно положениям закона Самарской области от 25.11.2003 года № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Самарской области от 25.11.2014 года № 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области № 1647 от 18.10.2017 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год /далее Перечень/. Данный приказ опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, а также в печатном издании «Волжская коммуна», N 281(30176), 31.10.2017; N 283(30178), 01.11.2017, N 285(30180), 02.11.2017; N 297(30192), 16.11.2017 и вступил в силу с 01.01.2018 года. Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликован в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказа, а также по процедуре его принятия и порядку опубликования нормативный правовой акт не оспаривается. Несмотря на истечение срока его действия, нормативный правовой акт продолжает затрагивать права административного истца, поскольку сохраняется возможность перерасчета уплаченных налогов на имущество, а также взыскания недоимки налоговым органом. Судом установлено, что в вышеуказанный Перечень на основании сведений ЕГРН, полученных в порядке информационного взаимодействия от территориального управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области министерством имущественных отношений включены: под пунктом № № нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 404, 5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>; под пунктом № № нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 2 779 кв.м, расположенное по адресу: г<адрес>; под пунктом № № сооружение с кадастровым номером №, площадью застройки 512 кв.м, расположенное юго-восточнее здания, имеющего адрес: <адрес> под пунктом № № сооружение с кадастровым номером №, площадью 126, 3 и 24, 2 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>. Собственником указанных выше зданий и сооружений является ПАО «Тольяттиазот», что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 17.06.2020. Оценивая обоснованность включения объектов недвижимого имущества в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также НК РФ) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; Согласно пунктам 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях настоящего пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.07.2020, местом нахождения юридического лица ПАО «Тольяттиазот» является: <адрес>. Основной вид деятельности общества - производство удобрений и азотных соединений, дополнительные - производство пива, спиртов, фенолов, фенолоспиртов и их галогенированных сульфированных, нитрованных или нитрозированных производных; сбор и обработка сточных вод, деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам и пр. Общество имеет лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, П, Ш классов опасности от 09.07.2014; а также в области использования источников ионизирующего излучения от 18.11.2008; на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте от 10.12.2012; на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах и на производственных объектах, тушению лесных пожаров от 29.05.2014; на пользование недрами от 15.06.2018. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) здания с кадастровыми номерами № и № имеют назначение «нежилые здания»; назначение сооружения с кадастровым номером № - «нежилое», сооружения с кадастровым номером № - «иное сооружение» и наименование: КН № «здание (лит.А) корпус 1108 административно-бытовой блок подсобного хозяйства», КН № «столовая на 50 посадочных мест с АБК», КН № «расходный склад нефтепродуктов со встроенной АЗС (2 очередь строительства)», КН № «расходный склад нефтепродуктов со встроенной АЗС на 12 колонок». При этом, информация о процентном соотношении площади помещений, предназначенных для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, к общей площади зданий и сооружений, в ЕГРН отсутствует. Техническая документация (технические паспорта) на указанные выше здания содержат следующие сведения о назначении расположенных в них помещений: КН №, площадью 404, 5 кв.м – тамбур, коридор, подсобное, кабинеты, умывальник, туалет, архив; КН №, площадью 2 779 кв.м – кабинеты, подсобные, лестничные клетки, тамбуры, коридоры, туалеты, склады, эл.щитовая, мастерская, тепловой пункт, обеденный зал (180,7 кв.м), кухня ( 34, 9 кв.м), моечная ( 17,7 кв.м), душевые, душ, банкетный зал ( 35, 2 кв.м), венткамеры, бытовые помещения, актовый зал. Техническая документация на сооружения содержит следующие сведения: КН №, площадью 512 кв.м: состав производственно-технического комплекса (ПТК) - емкости для хранения дизельного топлива, емкости для хранения бензина, молниеотвод, трубопроводы, силовой кабель хозяйственно-противопожарный водопровод, ограждение. КН №, площадью 126, 3 и 24, 2 кв.м - операторная, РП, склад масел, склад пенообразователя, бытовые помещения, санузлы, КТП. При этом, сведений о наличии помещений с назначением «офисные», как и помещений, соответствующих по своему назначению объектам бытового обслуживания, техническая документация на здания и сооружения не содержит. Суд также учитывает, что наименование помещений «кабинеты» не тождественно термину «офисы», а площадь помещений, назначение которых можно соотнести с объектами общественного питания (обеденный зал, кухня, моечная, банкетный зал) составляет 268, 5 кв.м, что не превышает 20% от общей площади нежилого здания с кадастровым номером №. Установлено также, что указанные выше объекты капитального строительства расположены на принадлежащих административному истцу земельных участках с кадастровыми номерами №, №, №, № с видом разрешенного использования «для дальнейшей эксплуатации под здания и сооружения предприятия». Таким образом, по сведениям ЕГРН и документам технического учета наименование и назначение принадлежащих ПАО «ТОАЗ» нежилых зданий и сооружений, как и вид разрешенного использования земельных участков не предусматривают размещение административно-деловых и торговых центров (комплексов), офисов, объектов торговли, объектов бытового обслуживании и общественного питания, следовательно, объекты недвижимости не подлежали включению в Перечень на 2018 год по названным признакам. С учетом установленных обстоятельств, одно только наименование спорных нежилых зданий и сооружений не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений п.п. 1 п. 1, п. 3, п. 4, п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем требовалось установление фактического использования объектов недвижимости. Вместе с тем, как следует из материалов дела мероприятий по определению фактического использования объектов капитального строительства на момент формирования и утверждения оспариваемого Перечня административным ответчиком не проводилось. В соответствии с положениями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт. В ходе судебного разбирательства министерством имущественных отношений Самарской области представлены акты осмотра нежилых зданий и сооружений, подготовленные уполномоченной организацией ГБУ Самарской области «Центр размещения рекламы» от 04.06.2019 и 05.06.2019 в целях установления их фактического использования. Согласно актам осмотра: в здании КН № «здание (лит.А) корпус 1108 административно-бытовой блок подсобного хозяйства» - помещения, площадью 184, 4 кв.м используются как офисы, в здании КН № «столовая на 50 посадочных мест с АБК» - к офисным отнесены помещения площадью 639, 2 кв.м, к централизованному приемному помещению – 55 кв.м; сведения о наличии в здании столовой либо иного объекта общественного питания в акте отсутствуют. Фактическое использование сооружения КН № «расходный склад нефтепродуктов со встроенной АЗС (2 очередь строительства)» по результатам визуального осмотра определено: склад, операторская, сан.узлы, комната приема пищи, коридор; сооружения КН № «расходный склад нефтепродуктов со встроенной АЗС на 12 колонок» - расходный склад нефтепродуктов со встроенной АЗС на 12 колонок. Из актов осмотра также следует, что беспрепятственный доступ на прилегающую к объектам территорию отсутствует. Возможность получения услуг в объектах неограниченному кругу лиц установить не удалось. При этом, к офисам и офисной инфраструктуре в соотношении нумерации и площадей помещений в актах к имеющейся в технических паспортах зданий, отнесены кабинеты и подсобные помещения. Данных, подтверждающих фактическое использование зданий или их части для размещения офисов, объектов общественного питания, бытового обслуживания что по смыслу ст. 378.2 НК РФ и ст. 1.1 Закона о налоге на имущество организаций подразумевает осуществление в данных зданиях самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности, представленные административным ответчиком акты не содержат. К тому же, акты осмотра не подтверждают фактическое использование зданий в налоговый период 2018 года. Материалами административного дела подтверждается, что спорные нежилые здания и сооружения являются частью производственного комплекса ПАО «ТОАЗ». В зданиях располагается административно-управленческий персонал предприятия, а сооружения, включающие АЗС, используются исключительно в хозяйственной деятельности общества. Из материалов дела следует также, что территория предприятия огорожена и охраняется, проход, проезд на территорию осуществляется через КПП, о чем представлены приказ от 15.05.2017 г. и Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме. С учетом изложенного, суд полагает, что административным ответчиком не доказан факт соответствия спорных объектов недвижимости, находящихся в собственности ПАО «Тольяттиазот», критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ, соответственно, приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 г. № 1647 в оспариваемой части противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу. При таких обстоятельствах доводы административного истца являются обоснованными, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению. Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (2018 год), признание отдельных его положений не действующими с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд РЕШИЛ : Административное исковое заявление публичного акционерного общества «Тольяттиазот» удовлетворить. Признать недействующим со дня его принятия «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год», утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 1647 от 18.10.2017 года в части включения в него: под пунктом № № нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 404, 5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, под пунктом № № нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 2 779 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, под пунктом № № сооружения с кадастровым номером №, площадью 512 кв.м, расположенного юго-восточнее здания, имеющего адрес: <адрес>, под пунктом № № сооружения с кадастровым номером №, площадью 126, 3 и 24, 2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Судья О.А. Калинникова Решение суда в окончательной форме изготовлено 17.07.2020. |