ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1037/2022 от 07.06.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 июня 2022 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.

при секретаре Филатовой К.П.

прокурора Борисовой М.В.

представителя административного истца ФИО1,

Администрации муниципального района Волжский Самарской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-1037/2022 по административному исковому заявлению ФИО3 о признании недействующим нормативного правового акта в части,

у с т а н о в и л :

ФИО3 обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения просила признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу Карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, утверждённых решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года №107/47 в редакции от 07.10.2021 № 61/18, в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером подзоны Ж7* с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м» в зоне Ж7 (зона садового строительства).

Требования обоснованы тем, что ФИО3 является собственником вышеуказанного земельного участка, входящего в состав населенного пункта <адрес>. Оспариваемым нормативным правовым актом в отношении этого земельного участка установлена подзона Ж7* с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений – О м» в связи с его нахождением на территориях, подверженных затоплению и подтоплению. Полагает, что оспариваемый нормативный правой акт противоречит пункту 4 статьи 1 ГрК РФ, пункту 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360, поскольку в отношении рассматриваемого земельного участка зоны затопления, подтопления не устанавливались и в настоящее время такой земельный участок не относится к территориям, подверженным затоплению и подтоплению. Оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются права и законные интересы ФИО3 на осуществление строительства на принадлежащем ей земельном участке.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель Администрации муниципального района Волжский Самарской области ФИО2 просила отказать в удовлетворении заявленных требований в связи с тем, что применительно к части 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в отношении земельного участка, принадлежащего административному истцу, зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными при отсутствии о них сведений в Едином государственном реестре недвижимости, поскольку они установлены нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории. Таким нормативным правовым актом являются Правила землепользования и застройки.

Административный ответчик - Собрание представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, заинтересованные лица: Администрация и Глава сельского поселения Курумоч не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Собрание представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области и Администрация сельского поселения Курумоч просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.

Администрация муниципального района Волжский Самарской области представила письменный отзыв.

Заслушав представителя административного истца и представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные ФИО3 требования следует удовлетворить.

Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ Правила землепользования и застройки утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ), границы зон с особыми условиями использования территорий (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). К зонам с особыми условиями использования территорий относятся зоны затопления, подтопления ( часть 4 статьи 1 Градостроительного кодекса).

В рамках предоставленных полномочий решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский от 25 декабря 2013 года № 107/47 утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области.

Данный нормативный правовой акт официально опубликован в ежемесячном информационном вестнике «Вести сельского поселения Курумоч» от 27 декабря 2013 года № 32 (74).

Согласно Карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области земельный участок с кадастровым номером расположен в подзоне Ж7* с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м».

Как указано в Правилах землепользования и застройки сельского поселения Курумоч, в зоне Ж7 установлена подзона Ж7* с целью соблюдения требований, установленных земельным, водным законодательством, региональными нормативами градостроительного проектирования Самарской области об ограничении размещения населенных пунктов, строительства объектов капитального строительства на территориях, подверженных затоплению пи подтоплению.

Земельный участок с кадастровым номером площадью 1014 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО3

Согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Курумоч земельный участок расположен в зоне подтопления, которая согласно параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не предусматривает возможности возведения в границах территориальной зоны строений в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации

затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод.

В соответствии с частью 2 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации Зоны затопления, подтопления устанавливаются, изменяются в отношении территорий, подверженных негативному воздействию вод и не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты, указанными в части 4 настоящей статьи, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Пунктами 3, 5 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360, предусмотрено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившими существование со дня исключения сведений о них из Единого государственного реестра недвижимости.

Как следует из сообщения Отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового управления на территории Самарской области работу по разработке предложений по определению границ зон затопления, подтопления ведет министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, от него предложений по водным объектам на территории муниципального района Волжский с.п. Курумоч, п. Власть Труда в адрес отдела не поступало.

Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на запрос суда сообщило, что им составлен график установления зон затопления и подтопления, вместе с тем, в настоящее время выполнение работ по определению зон затопления и подтопления водных объектов вблизи земельного участка с кадастровым номером министерством не предусмотрено.

Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в связи с тем, что зоны затопления, подтопления в границах земельного участка с кадастровым номером не разработаны и не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, Карта градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области в части установления подзоны Ж7* в отношении земельного участка с кадастровым номером противоречит пункту 16 статьи 1, части 2 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, Положению о зонах затопления, подтопления, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации № 360 от 18 апреля 2014 года ( пунктам 3, 5), и нарушает права административного истца на жилищное строительство.

В связи с изложенным требования административного истца подлежат удовлетворению.

Ссылку представителя заинтересованного лица на часть 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" суд считает несостоятельной.

Указанной нормой предусмотрено, что до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; 4) решением суда.

Между тем, Правила землепользования и застройки не устанавливают такие зоны, а только отображают их на соответствующей карте.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В силу пункта 38 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 50 от 25 декабря 2018 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

В связи с тем, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт применялся, суд приходит к выводу о признании его недействующим в части с даты вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования ФИО3 удовлетворить.

Признать недействующей Карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, утверждённых решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года № 107/47 в реакции от 7 октября 2021 года № 61/18, в части установления подзоны Ж7* с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м» в зоне Ж7 в отношении земельного участка с кадастровым номером , со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 8 июня 2022 года.

.