ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1038/2021 от 13.09.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД Номер изъят

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 сентября 2022 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Андриевской А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-337/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Центр недвижимости «Иркутский завод тяжелого машиностроения» к Правительству Иркутской области, областному государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л :

общество с ограниченной ответственностью «Центр недвижимости «Иркутский завод тяжелого машиностроения» (далее по тексту – ООО «ЦН «ИЗТМ»), действуя через своего представителя по доверенности З, обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

В обоснование административных исковых требований указывает, что является собственником земельного участка с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины, площадью 9 524 (+/-34,16) кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: .

Кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании постановления Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп в размере 57 756 488,44 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Рыночная стоимость объекта недвижимости определена оценщиком Ф ООО «Десоф-Консалтинг». Согласно отчету Номер изъят от 24.12.2021, по состоянию на 01.01.2020 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым Номер изъят составляет 25 858 000,00 руб.

Административный истец полагает, что установленная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств.

Просит суд установить кадастровую стоимость земельного участкас кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины, площадью 9 524 (+/-34,16) кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: , равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2020 в размере 25 858 000,00 руб.

Представителем административного истца ООО «ЦН «ИЗТМ» - З, действующей на основании доверенности, представлено ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Административный ответчик Правительство Иркутской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав на недостатки отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка, представленного административным истцом.

Административный ответчик ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просил принять по делу законный и обоснованный судебный акт, рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью спорного земельного участка не свидетельствуют об ошибке, допущенной при формировании методики определения или применения кадастровой стоимости, повлекшей нарушение прав административного истца, поскольку государственная кадастровая оценка осуществляется с применением методов массовой оценки, без учета индивидуальных характеристик объекта недвижимости.

Заинтересованное лицо Управление Росреестра по Иркутской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте извещено надлежащим образом, представило письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просило рассмотреть дело в его отсутствие, дополнительно указав, что в компетенцию Управления не входит осуществление оценочной деятельности, следовательно, оно не может отвечать за результаты кадастровой оценки в части оспаривания стоимости земельного участка, с которой административный истец не согласен.

Заинтересованное лицо ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явилось, о времени и месте извещено надлежащим образом, от филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области поступил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, дополнительно указав, что ФГБУ «ФКП Росреестра» не заинтересовано в исходе данного административного дела, не имеет материально-правового интереса.

Заинтересованное лицо администрация города Иркутска, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором просило отказать в удовлетворении заявленных требований.

Суд, руководствуясь статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьей 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Согласно части 1 статьи 62, части 5 статьи 247, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказать наличие оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка (статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 03.07.2016№ 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.

Постановлением Правительства Иркутской области от 09.10.2017 № 642-пп «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области» принято решение провести государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, в сроки, указанные в Перечне видов объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, подлежащих государственной кадастровой оценке.

Исполнителем работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, определено ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости».

По завершении на территории Иркутской области работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Иркутской области и средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов по муниципальным районам и городским округам по состоянию на 01.01.2020 результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп.

Судом установлено, что ООО «ЦН «ИЗТМ» является собственником земельного участка с кадастровым Номер изъят, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 17.01.2022.

Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 17.03.2006.

14.01.2021 на основании Постановления Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым Номер изъят в размере 57 756 488,44 руб., по состоянию на 01.01.2020, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 06.12.2021.

На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Административный истец, являясь собственником земельного участка, является в соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога.

Налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков (статья 390 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 391 НК РФ (в редакции Федерального закона № 374-ФЗ от 23.11.2020, вступившего в силу с 01.01.2021) в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым Номер изъят могут повлиять на права ООО «ЦН «ИЗТМ» и его обязанности как плательщика земельного налога, поэтому у административного истца имеется право на обращение в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка равной его рыночной стоимости.

В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Из материалов дела следует, что оспариваемые истцом результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым Номер изъят внесены в Единый государственный реестр недвижимости 14.01.2021.

С настоящим иском ООО «ЦН «ИЗТМ» обратился в суд Дата изъята (согласно штампу Службы доставки корреспонденции), то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока.

Оспаривая правильность установления кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец в подтверждение величины его рыночной стоимости представил отчет об оценке - ООО «Десоф-Консалтинг» Номер изъят от 24.12.2021.

В силу требований статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности). При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.

Требования к содержанию и составлению отчета об оценке регламентированы статьей 11 Закона об оценочной деятельности, в соответствии с которым отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Согласно отчету Номер изъят от 24.12.2021 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым Номер изъят по состоянию на 01.01.2020 составляет 25 858 000,00 руб.

Определением Иркутского областного суда от 24.02.2022 по данному административному делу назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым Номер изъят, проведение судебной экспертизы поручено Федеральному бюджетному учреждению «Иркутская лаборатория судебной экспертизы» Министерства юстиции Российской Федерации.

Согласно заключению судебного эксперта ФБУ «ИЛСЭ» ПНомер изъят от 22.06.2022, отчет ООО «Десоф-Консалтинг» Номер изъят от 24.12.2021 о рыночной стоимости спорного земельного участка выполнен с нарушением требований Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым Номер изъят по состоянию на 01.01.2020 определена экспертом в размере 40 996 250,00 руб.

В ходе рассмотрения административного дела по существу представитель административного истца ООО «ЦН «ИЗТМ» - З, действующая на основании доверенности, с результатами судебной экспертизы Номер изъят от 22.06.2022 не согласилась, полагала необходимым назначить повторную судебную экспертизу. Представителем административного истца были приведены доводы о допущенных экспертом при производстве оценке рыночной стоимости объекта нарушениях законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, которые не могли не повлиять на результат оценки. Представитель административного истца указывает, что суждения эксперта о том, что объект-аналог № 4 не может быть принят в расчет в качестве объекта-аналога, потому что массовый оценщик при проведении кадастровой оценки отнес данный земельный участок к 3 группе ВРИ «Общественное использование объектов капитального строительства код 03:050 «Образование и просвещение» ошибочно, поскольку исходя из фактического использования земельного участка, а не разрешенного и не вида ВРИ, установленного требованиями нормативных правовых актов, регулирующих проведение кадастровой оценки земельных участков. Объект-аналог № 4 является незастроенным и имеет разрешенное использование: для эксплуатации существующего нежилого здания, что на основании вышеуказанных выводов по ценообразующему фактору: назначение (вид разрешенного использования) земельного участка, сопоставимо с объектом оценки, объект оценки и объект-аналог № 4 относятся к одному сегменту рынка, земельных участков под коммерческое использование и не требует внесение дополнительной корректировки на назначение (вид разрешенного использования).

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, а также установив то обстоятельство, что при изучении заключения эксперта Номер изъят от 22.06.2022, возникли сомнения в корректности установленной величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым Номер изъят, вследствие неполноты обоснования выводов эксперта, что приводит к сомнению в соблюдении экспертом при составлении экспертного заключения требованиям федеральных стандартов оценки.

Согласно части 2 статьи 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта (комиссии экспертов) или наличия противоречий в выводах эксперта (комиссии экспертов) суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту (другой комиссии экспертов).

Суд счел доводы представителя административного истца ООО «ЦН «ИЗТМ» убедительными и по его ходатайству назначил повторную экспертизу рыночной стоимости земельного участка, производство которой поручил эксперту К - Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Институт экспертиз Восточной Сибири».

В заключение повторной экспертизы Номер изъят от 18.08.2022 по административному делу № 3а-337/2022, выполненной экспертом К - Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Институт экспертиз Восточной Сибири», указано следующее:

- отчет Номер изъят от 24.12.2021 по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины, площадью 9 524 (+/-34,16) кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: , выполненный оценщиком Ф – ООО «Десоф-Консалтинг», не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и Федеральным стандартам оценки;

- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым Номер изъят требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и Федеральным стандартам оценки, определить рыночную стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины, площадью 9 524 (+/-34,16) кв.м., с кадастровым Номер изъят, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: , по состоянию на 01.01.2020, составляет 28 400 000,00 (двадцать восемь миллионов четыреста тысяч) руб.

Заключение эксперта выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта оценки.

Оснований не доверять заключению повторной судебной экспертизы не имеется, поскольку эксперт К предупреждена об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Доказательств, подтверждающих недостоверность установленных заключением повторной судебной экспертизы сведений о величине рыночной стоимости объекта недвижимости, административные ответчики, заинтересованные лица в нарушение требований статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представили.

Таким образом, давая оценку заключению повторной судебной оценочной экспертизы в совокупности с другими доказательствами по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что заключение отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и удовлетворения административных исковых требований ООО «ЦН «ИЗТМ» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины, площадью 9 524 (+/-34,16) кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: , равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2020, в размере 28 400 000,00 (двадцать восемь миллионов четыреста тысяч) руб.

В соответствии со статьями 17, 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости и применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь разъяснениями, изложенными в абзацах 3, 4 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд считает необходимым указать в резолютивной части решения дату обращения ООО «ЦН «ИЗТМ» в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым Номер изъят равной рыночной стоимости – Дата изъята .

Руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Центр недвижимости «Иркутский завод тяжелого машиностроения» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины, площадью 9 524 (+/-34,16) кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: , равной его рыночной стоимости, в размере 28 400 000,00 (двадцать восемь миллионов четыреста тысяч) руб., определенной по состоянию на 1 января 2020 г.

Установить, что датой обращения общества с ограниченной ответственностью «Центр недвижимости «Иркутский завод тяжелого машиностроения» в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым Номер изъят равной рыночной стоимости является Дата изъята

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Председательствующий судья А.С. Папуша

Мотивированное решение изготовлено Дата изъята