УИД 38OS0000-01-2022-000758-03
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Иркутский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ларичевой И.В.,
при секретаре судебного заседания Моисеевой Т.А.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Каримовой О.А.,
с участием представителя административного истца ОАО «Иркутская электросетевая компания» и заинтересованного лица ПАО «Иркутскэнерго» - Городецкой Т.О.,
председателя Думы МО «Нукутский район» - Баторова К.М.,
представителя административного ответчика Думы МО «Нукутский район» - адвоката Димова В.А.,
представителя заинтересованных лиц Администрации МО «Нукутский район», МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Нукутский район» - Баертуева А.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1038/2022 по административному исковому заявлению ОАО «Иркутская электросетевая компания» к Думе муниципального образования «Нукутский район», заинтересованные лица - Администрация МО «Нукутский район», МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Нукутский район», ПАО «Иркутскэнерго», о признании недействующим с момента принятия решение Думы муниципального образования «Нукутский район» от 12.04.2021 № 23 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район» в части значения коэффициента для земельных участков, предназначенных для производственной деятельности, обязании опубликовать сообщение о принятии решения суда, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование административных исковых требований с учетом уточнений ОАО «Иркутская электросетевая компания» указало, что 12.04.2021 Думой муниципального образования «Нукутский район» принято решение № 23 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район» (далее - Решение от 12.04.2021 № 23). Приложением к решению от 12.04.2021 № 23 для земельных участков, предназначенных для производственной деятельности, установлен коэффициент в размере 24,30. Экономическое обоснование данного коэффициента изложено в отчете от 30.11.2020 № 20-246, который выполнен ООО «Зеленый мыс» Ок.
С 23.03.2015 по настоящее время ОАО «ИЭСК» является арендатором двух земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Нукутского района, предназначенных для производственной деятельности; производит оплату на основании расчетов, ежегодно выставляемых арендодателем, о чем свидетельствуют договоры от 23.03.2020 № 7-05, № 8-05; соглашения о передаче прав и обязанностей от 01.04.2008 № 16-ЦЭС, № 17-ЦЭС; дополнительные соглашения к договорам от 01.02.2010, от 05.09.2014.
В 2021 г. ОАО «ИЭСК» осуществляло плату за пользование данными земельными участками на основании уведомления от 11.01.2021 № 1, в соответствии с которым размер арендной платы составлял 111 981,23 руб. и 126 630,10 руб.
В 2022 году ОАО «ИЭСК» осуществляет плату за пользование земельными участками на основании уведомлений от 16.03.2022 № 124, от 07.02.2022 № 46, в соответствии с которыми размер арендной платы стал составлять 907 047,95 руб. и 1 025 703,77 руб., поскольку рассчитан с применением коэффициента 24,30, значение которого установлено решением от 12.04.2021 № 23.
ОАО «ИЭСК» считает, что решение от 12.04.2021 № 23 в части значения коэффициента в размере 24,30, установленного приложением к нему, является недействующим с момента его принятия, в связи с тем, что оно противоречит требованиям ст. 39.7 ЗК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», Постановления Правительства Иркутской области от 01.12.2015 № 601-пп «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена», поскольку утверждено Думой муниципального образования «Нукутский район» при отсутствии анализа оценки аналогичных земельных участков, расположенных на территории Нукутского района, а также при отсутствии анализа арендаторов данных земельных участков, в связи с чем не может свидетельствовать об экономической обоснованности установленного коэффициента; нарушает законные права и интересы ОАО «ИЭСК», поскольку установленный коэффициент является неотъемлемым элементом ценообразования арендной платы на 2022 год по договорам аренды земельных участков, размер которой может быть изменен исключительно после оспаривания нормативного правового акта об установлении оспариваемого коэффициента, и как следствие, в дальнейшем должен быть произведен перерасчет арендной платы.
Указывает, что ОАО «ИЭСК» оспаривает решение от 12.04.2021 № 23, принятое Думой МО «Нукутский район», которая согласно уставу муниципального образования «Нукутский район», является представительным органом муниципального образования «Нукутский район» и обладает правами юридического лица, принимает нормативные правовые решения, обнародует после их подписания. Ссылаясь на нормы КАС РФ, Конституции РФ, указывает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются, субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются, их права, свободы и законные интересы. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственностью, земельного законодательства. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы, и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный, закон.
Ссылаясь на нормы ЗК РФ указывает, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог, арендная плата, а также иная, плата, предусмотренная ЗК РФ. Размер арендной платы за земельные участки определяется в соответствии с основными принципами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582. Порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется органом, государственной власти субъекта Российской Федерации. Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления. Согласно основным принципам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Отношения по использованию земельных участков, находящихся на территории Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, а также порядок определения размера арендной платы регулируются Постановлением Правительства Иркутской области от 01.12.2015 № 601-пп, в котором закреплено, что экономически обоснованные коэффициенты с учетом вида разрешенного использования земельных участков устанавливаются соответствующими органами местного самоуправления.
Считает, что исходя из толкования вышеуказанных норм права размер арендной платы за неразграниченные земельные участки, расположенные на территории Иркутской области, должен определяется по формуле, установленной п. 3 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 01.12.2015 № 601-пп, с учетом экономически обоснованного коэффициента, утвержденного органом, местного самоуправления. Для расчета экономической обоснованности коэффициента необходимо провести анализ аналогичных земельных участков (по категории и виду разрешенного использования), а также анализ категорий арендаторов данных земельных участков (с учетом тарифов и субсидий).
Между тем, отчет от 30.11.2020 № 20-246, выполненный ООО «Зеленый мыс» Ок, по экономическому обоснованию коэффициента, изложен и составлен в отсутствие анализа, опенки аналогичных земельных участков, расположенных на территории Нукутского района. Кроме того, в отчете отсутствует информация, используемая при проведении оценки, в связи с чем, отчет подготовлен с нарушением требований ст. 20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», Приказа Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы, и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), Приказа Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 299 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке» (ФСО № 3), Приказа Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО № 7).
Поскольку отчет от 30.11.2020 № 20-246 составлен в отсутствие анализа аналогичных земельных участков и их арендаторов, а также не содержит обязательных требований по его составлению, рекомендуемое им значение коэффициента в размере 24,30 нельзя признать экономически обоснованным, и соответственно, недопустимо использование данного отчета в целях определения значения коэффициента для неразграниченных земельных участков, расположенных на территории Нукутского муниципального образования, предназначенных для производственной деятельности.
На основании изложенного, считает, что решение от 12.04.2021 № 23 в части значения коэффициента для неразграниченных земельных участков, расположенных на территории Нукутского муниципального образования, противоречит требованиям ст. 39.7 ЗК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, Постановления Правительства Иркутской области от 01.12.2015 № 601-пп.
Оспариваемое в части решение нарушает законные права и интересы административного истца, поскольку значение экономически необоснованного коэффициента значительно увеличило размер арендной платы за использование земельных участков в 2022 г.
Просит суд с учетом уточнений признать недействующим ч. 4 приложения к решению Думы муниципального образования «Нукутский район» от 12.04.2021 № 23 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район» со дня его принятия; обязать Думу МО «Нукутский район» опубликовать сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления; взыскать с Думы МО «Нукутский район» в пользу ОАО «ИЭСК» судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 4 500 руб.
В судебном заседании представитель административного истца ОАО «Иркутская электросетевая компания» и заинтересованного лица ПАО «Иркутскэнерго» - Городецкая Т.О., действующая на основании доверенностей, административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении с учетом уточнений, просила суд административные исковые требования с учетом уточнений удовлетворить. Поддержала письменные объяснения по делу ПАО «Иркутскэнерго», согласно которым административные исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемое решение в части значения коэффициента 24,30 не соответствует принципу экономической обоснованности, закрепленному в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, а также нарушает права административного истца в связи с повышением в несколько раз арендной платы за земельные участки.
В судебном заседании председатель Думы МО «Нукутский район» - Баторов К.М., представитель административного ответчика Думы МО «Нукутский район» - адвокат Димов В.А., действующий на основании доверенности, административный иск не признали, поддержали доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление. Считают доводы административного истца о необходимости проведения анализа аналогичных земельных участков, а также анализ категорий арендаторов данных земельных участков для расчета экономической обоснованности коэффициента необоснованными и представляют собой неверное толкование действующего законодательства. При обосновании коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район», проанализирована информация о договорах аренды земельных участков, расположенных на территории Нукутского район, действующих на дату проведения анализа, а также о составе арендаторов в зависимости от видов разрешенного использования земельных участков за анализируемый период, величине средней арендной ставки от вида разрешенного использования земельных участков. Кроме того, Дума МО «Нукутский район» исходила из экономического обоснования, отраженного в отчете от 30.11.2020 № 20-246, согласно которому коэффициенты к арендной плате с учетом категорий земель и (или) видов разрешенного использования определяют во сколько раз обоснованная арендная плата за пользование земельным участком превышает базовую арендную плату для данного участка, установленную с использованием удельных показателей кадастровой стоимости. Считают, что отчет от 30.11.2020 № 20-246 произведен с соблюдением всех необходимых требований, содержит все сведения об использовании информации, применяемых методах, соответствует условиям муниципального контракта от 20.10.2020 № 10/19/91.10.20, заключенного между Администрацией МО «Нукутский район» и ООО «Зеленый мыс». Оспариваемое решение Думы является законным, а коэффициенты, установленные этим решением, полностью соответствуют предъявленным требованиям, в том числе соблюден принцип экономической обоснованности. Просят суд в удовлетворении административного искового заявления отказать.
В судебном заседании председатель заинтересованных лиц Администрации МО «Нукутский район», МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Нукутский район» - Баертуев А.Т., действующий на основании доверенностей, считал, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, поскольку решение Думы МО «Нукутский район» от 12.04.2021 № 23 является законным, а коэффициенты, установленные этим решением, полностью соответствуют требованиям нормативно-правовых актов, в том числе соблюден принцип экономической обоснованности.
Выслушав объяснения представителя административного истца ОАО «Иркутская электросетевая компания» и заинтересованного лица ПАО «Иркутскэнерго» Городецкой Т.О., председателя Думы МО «Нукутский район» Баторова К.М., представителя административного ответчика Думы МО «Нукутский район» - адвоката Димова В.А., представителя заинтересованных лиц Администрации МО «Нукутский район», МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Нукутский район» - Баертуева А.Т., изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Каримовой О.А., полагавшей, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно п. 2 ст. 20 КАС РФ областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Исходя из положений ст. ст. 1, 7, 14, 35, 47 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами «в», «г», «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также земельное законодательство.
Согласно ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как следует из п. п. 3 п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В силу положений ч. 1 ст. 24 Устава Муниципального образования «Нукутский район» Дума Муниципального образования «Нукутский район» является представительным органом муниципального образования.
Согласно ч. 9 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган городского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа обладает правами юридического лица. Представительный орган сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, внутригородского района может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.
Предметом деятельности представительных органов муниципального образования является осуществление публичной власти для достижения поставленных перед ними целей.
Судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят представительным органом - Думой муниципального образования «Нукутский район», обладающей статусом юридического лица, следовательно, административный иск предъявлен к надлежащему ответчику и дело подлежит рассмотрению Иркутским областным судом в качестве суда первой инстанции.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд согласно ч. 7 ст. 213 КАС РФ проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. Суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В данном административном деле ОАО «Иркутская электросетевая компания» оспаривает решение Думы муниципального образования «Нукутский район» от 12.04.2021 № 23 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район» в части значения коэффициента для земельных участков, предназначенных для производственной деятельности.
Указанное решение принято управомоченным представительным органом муниципального образования - Думой муниципального образования «Нукутский район», в нем содержатся положения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений в сфере установления коэффициентов.
В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 КАС РФ).
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Из п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 5 ч. 1 ст. 25 Устава муниципального образования следует, что к исключительно компетенции представительного органа местного самоуправления относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принятие оспариваемого решения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
В силу ч. 1 ст. 27 Устава Муниципального образования «Нукутский район» предусмотрено, что Дума района по вопросам, отнесенным к ее компетенции, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии полномочий у Думы муниципального образования «Нукутский район» на принятие оспариваемого нормативного правового акта.
Согласно ч. 3 ст. 51 Устава МО «Нукутский район» решения Думы района, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Думы района, если иное не установлено Федеральным законом. Решение Думы района об удалении мэра района в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов Думы района. Председатель Думы района издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Думы, подписывает решения Думы района.
Согласно протоколу внеочередного заседания Думы муниципального образования «Нукутский район» от 12.04.2021 № 6 в заседании Думы принимало участие 10 депутатов, при наличии кворума для принятия таких решений, за принятия решения от 12.04.2021 № 23 проголосовало 10 депутатов.
Решение Думы муниципального образования «Нукутский район» от 12.04.2021 № 23 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район» подписано председателем Думы муниципального образования «Нукутский район».
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 55 Устава МО «Нукутский район» муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Согласно ч. 1 ст. 55.1 Устава МО «Нукутский район» официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в районной газете «Свет Октября» или печатном издании «Официальный курьер».
Текст нормативного правового акта опубликован в печатном издании «Официальный курьер» № 54-58 (2676-2680) от 12.04.2021.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным представительным органом, в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением установленной формы, в которой данный орган вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением правил официального опубликования и введения нормативных правовых актов в действие.
Компетенция, соблюдение процедуры принятия и опубликования нормативного правового акта лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В судебном заседании установлено, что согласно договору аренды от 23.03.2005 № 7-05, заключенному между Администрацией Нукутского района и ОАО «Иркутскэнерго», арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером Номер изъят. В данном договоре установлены размер и условия внесения арендной платы за земельный участок. К договору приложен расчет арендной платы.
В соответствии с соглашением о передаче прав и обязанностей от 01.04.2008 № 16-ЦЭС, заключенному между ОАО «Иркутскэнерго» и ООО «ИЭСК», арендатор передает, а новый арендатор принимает права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 23.03.2005 № 7-05.
Дополнительными соглашениями от 01.01.2010, заключенным между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Нукутский район» и ОАО ИЭСК, и от 05.09.2014, заключенным между МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Нукутский район» и ОАО ИЭСК, внесены изменения в договор аренды земельного участка от 23.03.2005 № 7-05 (в редакции соглашения о передаче прав и обязанностей от 01.04.2008 № 16-ЦЭС).
Согласно договору аренды от 23.03.2005 № 8-05, заключенному между Администрацией Нукутского района и ОАО «Иркутскэнерго», арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером Номер изъят. В данном договоре установлены размер и условия внесения арендной платы за земельный участок. К договору приложен расчет арендной платы.
В соответствии с соглашением о передаче прав и обязанностей от 01.04.2008 № 17-ЦЭС, заключенному между ОАО «Иркутскэнерго» и ООО «ИЭСК», арендатор передает, а новый арендатор принимает права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 23.03.2005 № 8-05.
Дополнительными соглашениями от 01.01.2010, заключенным между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Нукутский район» и ОАО ИЭСК, и от 05.09.2014, заключенным между МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Нукутский район» и ОАО ИЭСК, внесены изменения в договор аренды земельного участка от 23.03.2005 № 8-05 (в редакции соглашения о передаче прав и обязанностей от 01.04.2008 № 17-ЦЭС).
Из уведомления МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Нукутский район» от 16.02.2022 № 124 следует, что в соответствии с решением Думы МО «Нукутский район» от 12.04.2021 № 23 коэффициент, применяемый к размеру арендной платы за использование земельных участков для производственной деятельности, увеличен до 24,30. В связи с изменением коэффициента был произведен перерасчет арендной платы по договорам аренды земельных участков № 7-05, № 8-05 от 23.03.2005 в 2022 году.
Таким образом, ОАО «ИЭСК» вправе обратиться в суд с данным административным иском, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применен в отношении административного истца, в связи с чем, увеличился размер вносимой ОАО «ИЭСК» арендной платы за земельные участки.
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - Постановление № 582).
В связи с тем, что собственность на земельные участки не разграничена, то расчет арендной платы должен быть произведен исходя из принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов, содержащихся в Постановлении № 582, относится принцип экономической обоснованности, который предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28.02.2017 № 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Исходя из указанного принципа, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, а также учитываться категория арендаторов.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 № 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 582 (далее - Методические рекомендации), направленные на оказание содействия и методическое обеспечение при применении органами государственной власти и органами местного самоуправления основных принципов с целью создания благоприятных условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации, а также защиты экономических интересов арендаторов земельных участков.
В соответствии с п. п. 2, 3 Методических рекомендаций в целях применения принципа экономической обоснованности рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы; в целях соблюдения интересов арендатора земельного участка при установлении ставок арендной платы исходить из возможности арендатора земельного участка с учетом установленной на основании таких ставок арендной платы при существующем уровне налогообложения, государственном регулировании тарифов на соответствующие товары (работы, услуги) и производственных затратах получать сложившуюся норму прибыли для отрасли, в которой арендатор осуществляет свою деятельность.
Таким образом, принцип экономической обоснованности означает установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка. При определении последней учитываются категория земель, к которой отнесен участок, вид его разрешенного использования, государственное регулирование тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих на участке хозяйственную деятельность, и субсидии, предоставляемые таким организациям. Компетентный государственный (муниципальный) орган должен доказать соблюдение принципа экономической обоснованности, представив расчеты, которые показывают доходность земельных участков, документы, содержащие многофакторный анализ оценочных характеристик участков, и документы, непосредственно подтверждающие проведение расчета величины базовой ставки.
В подтверждение доводов о соблюдении принципа экономической обоснованности утвержденных ставок арендной платы административным ответчиком представлен отчет № 20-246 «Экономическое обоснование коэффициентов по видам и составу разрешенного использования земельных участков, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район», составленный 30.11.2020 ООО «Зеленый мыс» Ок.
Изучив представленный отчет, суд приходит к выводу, что данный отчет не может служить экономическим обоснованием коэффициентов арендной платы, установленных в пункте (строке) 4 таблицы приложения «Коэффициенты, применяемые к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район» к решению Думы муниципального образования «Нукутский район» от 12.04.2021 № 23 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район», которым установлено рекомендуемое значение коэффициента 24,30 для производственной деятельности, в том числе для вида № 6.7 - «Энергетика» для вида разрешенного использования земельных участков 6.0.
Согласно данному отчету коэффициент для расчета арендной платы за земельные участки производственной деятельности (в том числе для вида № 6.7 - «Энергетика» для вида разрешенного использования земельных участков 6.0.) определен в размере 24,30 % тремя методами: методом учета бюджетных интересов, аналитического выравнивания, сопоставления кадастровых стоимостей земельных участков.
Вместе с тем, исходя из содержания отчета, оценщиком не проводился анализ изменения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к спорной категории земель, а также не рассчитывался коэффициент для земельных участков данной категории земель.
Кроме того, в разделе 8 отчета оценщик приходит к выводу о невозможности осуществления комплексной оценки экономического состояния арендаторов земельных участков, поскольку данная информация является закрытой.
Таким образом, при определении экономически обоснованных коэффициентов к арендной плате не учтен один из принципов определения арендной платы, установленный Постановлением № 582, - учет категорий арендаторов на предмет возможного государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участка.
При этом суд учитывает, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии» информация о деятельности ОАО «ИЭСК» является открытой, в том числе в части установления в отношении него тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что административный истец ОАО «ИЭСК» относится к категории арендаторов, в отношении которого осуществляется государственное регулирование тарифов, однако данное обстоятельство также не отражено в отчете № 20-246 экономического обоснования коэффициентов по видам и составу разрешенного использования земельных участков, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории МО «Нукутский район».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отчет № 20-246 «Экономическое обоснование коэффициентов по видам и составу разрешенного использования земельных участков, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район», составленный 30.11.2020 ООО «Зеленый мыс» Ок, не содержит доказательств того, что увеличение коэффициента, применяемого к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, которым установлено рекомендуемое значение коэффициента 24,30 для производственной деятельности, соответствует росту доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования земельных участков, а также с учетом категории арендаторов.
Доводы административного ответчика о соблюдении при принятии оспариваемого нормативного правого акта принципа экономической обоснованности при установлении коэффициента 24,30 %, применяемого для расчета арендной платы за земельные участки производственной деятельности (в том числе для вида № 6.7 - «Энергетика» для вида разрешенного использования земельных участков 6.0), государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район», являются необоснованными. Доводы административного ответчика, что отчет выполнен на основании муниципального контракта от 20.10.2020 № 10/19/91.10.20, правового значения не имеют и не свидетельствуют о том, что при составлении отчета был соблюден принцип экономической обоснованности установления коэффициентов.
Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы права, суд приходит к выводу, что пункт (строка) 4 таблицы приложения «Коэффициенты, применяемые к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район» к решению Думы муниципального образования «Нукутский район» от 12.04.2021 № 23 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район», которым установлено рекомендуемое значение коэффициента 24,30 для производственной деятельности, в том числе для вида № 6.7 - «Энергетика» для вида разрешенного использования земельных участков 6.0., противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, а именно п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ, а также основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 4 ст. 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
При этом суд учитывает, что применение оспариваемых положений пункта (строки) 4 таблицы приложения к решению Думы муниципального образования «Нукутский район» от 12.04.2021 № 23, которым установлено рекомендуемое значение коэффициента 24,30 для производственной деятельности, в том числе для вида № 6.7 - «Энергетика» для вида разрешенного использования земельных участков 6.0., повлекло необоснованное начисление административному истцу арендной платы в необоснованном (завышенном) размере.
Таким образом, признание данного положения не действующим с даты вступления решения суда в законную силу не достигнет цели защиты нарушенного права административного истца, поскольку сохранит для него обязанность по уплате арендной платы в необоснованном размере за весь предыдущий период (до даты вступления решения суда в законную силу).
При таких обстоятельствах, исходя из особенностей данной части предмета административно-правового спора, суд приходит к выводу о необходимости признания оспариваемых пункта не действующим со дня принятия нормативного правового акта, поскольку в данном конкретном случае защита нарушенного права административного истца возможна только путем изъятия данной нормы из системы правового регулирования за весь период её действия, учитывая, что противоречащие закону акты не должны влечь каких-либо правовых последствий.
При обращении в суд административный истец ОАО «ИЭСК» уплатило государственную пошлину в размере 4500 руб., что подтверждается платежным поручением № Номер изъят от 01.07.2022.
В соответствии со ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, понесенные по делу судебные расходы.
Согласно п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» в связи с тем, что нормами КАС РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов или актов, обладающих нормативными свойствами, вопрос об этих расходах разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ.
В том случае, если не действующим полностью или в части признан нормативный правовой акт, принятый представительным (законодательным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и подписанный высшим должностным лицом этого субъекта Российской Федерации (либо принятый представительным органом муниципального образования и подписанный главой муниципального образования), судебные расходы, в том числе расходы по уплате государственной пошлины, подлежат возмещению представительным органом, который является административным ответчиком по данному делу.
На основании изложенного, в пользу ОАО «ИЭСК» с административного ответчика - Думы муниципального образования «Нукутский район» подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-176, 180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования ОАО «Иркутская электросетевая компания» удовлетворить.
Признать не действующим с даты принятия нормативного правового акта пункт (строку) 4 таблицы приложения «Коэффициенты, применяемые к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район» к решению Думы муниципального образования «Нукутский район» от 12.04.2021 № 23 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район», которым установлено рекомендуемое значение коэффициента 24,30 для производственной деятельности.
Сообщение о принятии судебного акта опубликовать в печатном издании «Официальный курьер» и на официальном сайте муниципального образования «Нукутский район» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Думы муниципального образования «Нукутский район» в пользу ОАО «Иркутская электросетевая компания» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 руб.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.
Судья И.В. Ларичева
Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2022 г.