ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1039/2018 от 15.05.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

15 мая 2018 года г.Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Непопалова Г.Г.,

при секретаре Шабер И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1039/2018 по административному исковому заявлению ООО «СЛАФТ» к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

У С Т А Н О В И Л :

ООО «СЛАФТ» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, мотивируя тем, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 5 802 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: предприятия V класса вредности, согласно санитарным нормам, расположенный по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость указанного выше земельного участка установлена по состоянию на 25 ноября 2013 года и составляет 9 098 522 рубля 34 копейки.

Административный истец не согласен с указанной выше кадастровой стоимостью земельного участка, считает ее завышенной и несоответствующей действительной рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика земельного налога. В обоснование заявленных требований ООО «СЛАФТ» ссылается на отчет об оценке от 26 декабря 2017 года № , выполненный ИП ФИО1., согласно которому рыночная стоимость принадлежащего ему земельного участка по состоянию на 25 ноября 2013 года составляет 3 637 622 рубля.

Будучи не согласным с указанной выше кадастровой стоимостью земельных участков, 28 декабря 2017 года административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости, согласно отчету об оценке от 26 декабря 2017 года № , выполненному ИП ФИО2. Однако, решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 24 января 2018 года № ООО «СЛАФТ» отказано в удовлетворении данного заявления, поскольку в нарушение п. 5 Федерального стандарта оценки № 3 представленный отчет вводит в заблуждение.

При таких обстоятельствах, административный истец полагает, что имеются предусмотренные законом основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости указанного выше земельного участка в судебном порядке. На основании изложенного, ООО «СЛАФТ» просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 5 802 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: предприятия V класса вредности, согласно санитарным нормам, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 ноября 2013 года в размере 9 098 522 рубля 34 копейки.

В судебном заседании представитель ООО «СЛАФТ» Уточкина С.В., действующая на основании доверенности от 6 марта 2018 года № , уточнила исковые требования, просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 5 802 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: предприятия V класса вредности, согласно санитарным нормам, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 ноября 2013 года в размере 3 637 622 рубля. В обоснование своих требований привела доводы, изложенные выше.

Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области и Администрации городского округа Тольятти в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, в связи с чем, в соответствии с положениями ст.ст. 150 и 247 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело без их участия.

Представитель Управления Росреестра по Самарской области представил письменный отзыв на административный иск, в котором, в случае отсутствия дополнительных доказательств достоверности заявляемой рыночной стоимости земельного участка, возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменный отзыв на административный иск, в котором оставил разрешение административного иска по существу на усмотрение суда.

Представитель Администрации городского округа Тольятти представил письменный отзыв на административный иск, в котором возражает против удовлетворения заявленных требований.

Иные участвующие в деле лица письменных возражений в адрес суда не направили.

Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, проверив дело, полагает административный иск ООО «СЛАФТ» к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.

Согласно пункту 10 названных Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Из материалов дела усматривается, что ООО «СЛАФТ» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 5 802 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: предприятия V класса вредности, согласно санитарным нормам, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23 октября 2013 года.

Постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, в том числе и земельного участка с кадастровым номером .

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 22 февраля 2018 года № , кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым № установлена по состоянию на 25 ноября 2013 года и составляет 9 098 522 рубля 34 копейки.

Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают права и обязанности административного истца как плательщика земельного налога.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Полагая, что завышение кадастровой стоимости нарушает его права как плательщика земельного налога, 28 декабря 2017 года ООО «СЛАФТ» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости оспариваемого объекта недвижимости. Однако, решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 24 января 2018 года № административному истцу отказано в удовлетворении данного заявления.

Считая свои права нарушенными, административный истец обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.

Данной нормой также предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с частью 1 статьи 3 и статьей 4 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается деятельность оценщиков – юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной или иной стоимости и выполняемая для потребителей этих услуг (заказчиков).

В обосновании заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке от 26 декабря 2017 года № 98/17, выполненный ИП ФИО3, из которого усматривается, что объектом оценки являлся земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 5 802 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: предприятия V класса вредности, согласно санитарным нормам, расположенный по адресу: <адрес>, и по состоянию на 25 ноября 2013 года его рыночная стоимость составила 3 637 622 рубля.

В силу ст. 70 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика, а также положительное экспертное заключение на такой отчет.

Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.

В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценка спорного объекта недвижимости выполнена по состоянию на 25 ноября 2013 года, т.е. на дату определения кадастровой стоимости земельного участка.

Отчет об оценке соответствует заданию на оценку и содержит обоснованное профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации и проведенных расчетов, с учетом допущений.

Анализ рынка, содержащий информацию о политических, экономических и законодательных факторах, оказывающих влияние на развитие рынка земельных участков Самарской области, выполнен в соответствии с положениями ФСО № 7 (п.п. 10, 11).

Согласно письменным пояснениям оценщика ИП ФИО4 по первому замечанию Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области указано, что анализ рынка в отчете основан на базе данных по недвижимости «Волга-Инфо». В данном источнике указаны только цены предложений и не представлены данные о проводимых сделках по приобретению объектов, аналогичных объекту оценки. Учитывая предполагаемое использование результатов оценки, расчет на основании цен приобретения более предпочтителен. В связи с этим, оценщиком в Отчете проведен дополнительный анализ, на основании фактических данных о ценах предложений с земельными участками по данным Отчета управления организации муниципальных торгов мэрии городского округа Тольятти по итогам работы за 2012 год. Таблица № 7 содержит полную информацию по торгам мэрии земельными участками. Торги мэрии по состоявшимся сделкам приведены оценщиком в качестве убедительных доказательств результата, полученной рыночной стоимости. Кроме того, в расчетах принимают участие предложения по земельным участкам, расположенным в промзоне Автозаводского района с аналогичным разрешенным использованием под производственно-складскую деятельность – Таблица № 11.

В отношении второго замечания Комиссии оценщик ИП ФИО5 указала, что в документы, необходимые для рассмотрения заявления в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, входит отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в бумажном и электронном виде. Электронные документы позволяют в разы увеличить изображение и повысить его качество. Характеристиками электронного формата документа являются: аутентичность, достоверность, целостность и пригодность для использования.

Таким образом, замечания Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области носят формальный характер.

Лица, привлеченные к участию в деле, не привели каких-либо доказательств, свидетельствующих о недостоверности установленной отчетом об оценке от 26 декабря 2017 года № , выполненным ИП ФИО6, рыночной стоимости земельного участка. Ходатайств о назначении и проведении по делу экспертизы не заявили.

Перечисленные выше обстоятельства свидетельствуют о соответствии отчета основным требованиям Федерального стандарта оценки № 1 и требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Поскольку доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, нежели указано в представленном заявителем отчете, который отвечает требованиям, предъявленным к подобного рода документам, содержит необходимые реквизиты, соответствует критериям относимости, допустимости и достоверности, не представлено, у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета оценщика, на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 25 ноября 2013 года, подлежат удовлетворению.

Согласно статье 24.20 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения. При этом, порядок и сроки внесения изменений также установлены названной нормой.

В Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной решением суда.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время ЕГРН) и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что датой обращения в суд является 3 апреля 2018 года, а в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области – 28 декабря 2017 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск ООО «СЛАФТ» к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 5 802 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: предприятия V класса вредности, согласно санитарным нормам, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 ноября 2013 года в размере 3 637 622 рубля.

Дата подачи заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области – 28 декабря 2017 года, в суд – 3 апреля 2018 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 16 мая 2018 года.

Председательствующий: Непопалов Г.Г.