ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-103/2018 от 26.03.2018 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело №3а-103/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Владимир 26 марта 2018 года

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Завьялова Д.А.

при секретаре Мамедове Т.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кенжебулатова Талгата Кайратовича об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Кенжебулатов Т.К. обратился во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением, уточненным на стадии его принятия, к администрации Александровского района Владимирской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Владимирской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее - Управление Росреестра по Владимирской области), об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельных участков: с кадастровым номером **** в размере его рыночной стоимости 3 362 000 рублей по состоянию на 21 декабря 2016 года; с кадастровым номером **** в размере его рыночной стоимости 7 736 000 рублей по состоянию на 5 июля 2017 года.

В обоснование ссылался на то, что кадастровая стоимость указанных земельных участков составляет 16 375 297 рублей 91 копейка, 27 346 596 рублей 56 копеек соответственно, что не соответствует их рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке рыночной стоимости, составленном обществом с ограниченной ответственностью ******** от 20 сентября 2017 года, в размере 3 362 000 рублей по состоянию на 21 декабря 2016 года, и в размере 7 736 000 рублей по состоянию на 5 июля 2017 года.

По мнению Кенжебулатова Т.К., данное обстоятельство нарушает его право на установление действительной налоговой обязанности и ведёт к уплате земельного налога в завышенном размере.

После проведения по делу судебной экспертизы, по заключению которой рыночная стоимость земельных участков с кадастровым номером **** по состоянию на 21 декабря 2016 года определена в размере 3 216 000 рублей, с кадастровым номером **** по состоянию на 5 июля 2017 года определена в размере 5 566 000 рублей, Кенжебулатов Т.К., согласившись с указанным заключением, уточнил заявленные требования, просил установить кадастровую стоимость земельных участков: с кадастровым номером ****, площадью 11 933 кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование - пищевое производство; материальные склады; гаражи; стоянки для автотранспорта, по состоянию на 21 декабря 2016 года в размере его рыночной стоимости 3 216 000 рублей; с кадастровым номером ****, площадью 19 928 кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование - пищевое производство; материальные склады; гаражи; стоянки для автотранспорта, по состоянию на 5 июля 2017 года в размере его рыночной стоимости 5 566 000 рублей.

Административный истец Кенжебулатов Т.К., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представителя не направил, уважительных причин неявки не представил.

Административные ответчики - администрация Александровского района Владимирской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области, Управление Росреестра по Владимирской области, заинтересованное лицо - администрация муниципального образования Следневское сельское поселение Александровского района Владимирской области, явка которых не признана судом обязательной, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, уважительных причин неявки не представили, ходатайствовали о рассмотрении настоящего дела в отсутствие своих представителей.

Администрация Александровского района Владимирской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области, Управление Росреестра по Владимирской области, администрация муниципального образования Следневское сельское поселение Александровского района Владимирской области в направленных в суд письменных ходатайствах не оспаривали право административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, в том числе размеру рыночной стоимости земельных участков, определенному в заключении экспертов ****У. и С. №**** от 5 февраля 2018 года, не ставили под сомнение правильность этого заключения экспертов, его форму, содержание и размер определенной экспертами рыночной стоимости.

В соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, поэтому суд определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся Кенжебулатова Т.К., представителей администрации Александровского района Владимирской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области, Управления Росреестра по Владимирской области, администрации муниципального образования Следневское сельское поселение Александровского района Владимирской области, явка которых не признана судом обязательной.

Исследовав и оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Кенжебулатов Т.К. является собственником земельных участков:

с кадастровым номером ****, площадью 11 933 кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование - пищевое производство; материальные склады; гаражи; стоянки для автотранспорта;

с кадастровым номером ****, площадью 19 928 кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование - пищевое производство; материальные склады; гаражи; стоянки для автотранспорта (т.1,л.д.11-16).

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** определена в соответствии с актом от 27 февраля 2017 года определения кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 21 декабря 2016 года, утвержденным органом кадастрового учета, в размере 16 375 297 рублей 91 копейки, земельного участка с кадастровым номером **** определена в соответствии с актом № 33-0-1-93/3002/2017-1118 от 6 июля 2017 года определения кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 5 июля 2017 года, утвержденным органом кадастрового учета, в размере 27 346 596 рублей 56 копеек (т.1, л.д.9,10, т.2, л.д.19-22).

Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ****, **** не соответствует рыночной стоимости, нарушает его право на установление действительной налоговой обязанности и ведёт к уплате земельного налога в завышенном размере Кенжебулатов Т.К., минуя комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при территориальном органе - Управлении Росреестра по Владимирской области, обратился 15 сентября 2017 года с настоящим административным исковым заявлением, уточнённым на стадии его принятия, во Владимирский областной суд (т.1,л.д.2-5,134-136).

В обоснование своих требований административный истец представил в суд отчет ******** от 20 сентября 2017 года, в котором рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** определена по состоянию на 21 декабря 2016 года в размере 3 362 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером **** определена по состоянию на 5 июля 2017 года в размере 7 736 000 рублей (т.1, л.д.137-242).

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Статьей 24.19 этого же Закона установлено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания), утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222, предусматривающим, что в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости (с 1 января 2017 года - в Единый государственный реестр недвижимости) сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения её результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов, датой внесения сведений о земельном участке с кадастровым номером ****, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со статьёй 24.19 Закона об оценочной деятельности, является 21 декабря 2016 года, а датой внесения сведений о земельном участке с кадастровым номером ****, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с названной статьёй является 5 июля 2017.

В силу пункта 1.6 Методических указаний относительно земельного участка с кадастровым номером **** был оформлен акт от 27 февраля 2017 года определения кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 21 декабря 2016 года, в соответствии с которым кадастровая стоимость названного земельного участка составляет 16 375 297 рублей 91 копейки, а земельного участка с кадастровым номером **** был оформлен акт № 33-0-1-93/3002/2017-1118 от 6 июля 2017 года определения кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 5 июля 2017 года, в соответствии с которым кадастровая стоимость названного земельного участка составляет 27 346 596 рублей 56 копеек (т.1, л.д.19-22).

Исходя из положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности датой определения оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьёй является 21 декабря 2016 года, а датой определения оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со статьёй 24.19 Закона об оценочной деятельности, является 5 июля 2017 года.

В ходе рассмотрения дела судом была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **** и **** по состоянию на 21 декабря 2016 года и 5 июля 2017 года соответственно, а также проверки отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (т.2,л.д.36-38).

Из заключения экспертов ****У. и С. № **** от 5 февраля 2018 года усматривается следующее (т.2, л.д.45-243).

Величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 21 декабря 2016 года составляет 3 216 000 рублей. Относительно соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности в заключении экспертов указано, что в отчете об оценке выявлены нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости названного земельного участка. В отчете отсутствует анализ политической обстановки в стране и регионе расположения объекта оценки. В отчете отсутствует описание частей объекта оценки. Не представляется возможным проверить ссылки на странице 43 отчета, в связи с этим не представляется возможным проверить информацию и дату ее подготовки, не представляется возможным подтвердить исследование рынка в сегменте объекта оценки. В отчете не указан интервал значения цен. Данные обстоятельства не позволяют подтвердить полноту, достоверность и достаточность исходной информации, стоимость объекта оценки и допускают неоднозначное толкование полученных результатов.

Величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 5 июля 2017 года составляет 5 566 000 рублей. Относительно соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности в заключении экспертов указано, что в отчете об оценке выявлены нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости названного земельного участка. В отчете отсутствует анализ политической обстановки в стране и регионе расположения объекта оценки. В отчете отсутствует описание частей объекта оценки. Не представляется возможным проверить ссылки на странице 43 отчета, в связи с этим не представляется возможным проверить информацию и дату ее подготовки, не представляется возможным подтвердить исследование рынка в сегменте объекта оценки. В отчете не указан интервал значения цен. Данные обстоятельства не позволяют подтвердить полноту, достоверность и достаточность исходной информации, стоимость объекта оценки и допускают неоднозначное толкование полученных результатов.

Экспертиза проведена сотрудниками ****У., имеющей соответствующее образование, стаж работы в оценочной деятельности с 2006 года, стаж работы судебного эксперта с 2013 года и С., имеющей соответствующее образование, стаж работы в оценочной деятельности с 2014 года, стаж работы судебного эксперта с 2015 года, предупрежденными об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Заключение экспертов № **** от 5 февраля 2018 года соответствует требованиям, предъявляемым статьёй 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в части, применимой к рассматриваемым правоотношениям, Федерального стандарта оценки (ФСО-7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года №611, Федерального стандарта оценки (ФСО-1), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №297, Федерального стандарта оценки (ФСО-2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №298, Федерального стандарта оценки (ФСО-3), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №299, содержит полное описание объектов оценки и произведенного расчета их рыночной стоимости, методов оценки, сведений об источниках цен, подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы, в том числе относительно соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также расписки экспертов о том, что они предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Правильность заключения экспертов, отвечающего требованиям статей 49,77,79,82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, участвующими в деле лицами, в ходе рассмотрения дела под сомнение не ставилась, это заключение оспорено не было, возражений относительно установленной экспертами рыночной стоимости земельных участков кадастровым номером **** по состоянию на 21 декабря 2016 года и с кадастровым номером **** по состоянию на 5 июля 2017 года, а также формы и содержания экспертного заключения не поступало.

Экспертное заключение содержит исчерпывающие ответы на поставленные перед экспертами на разрешение вопросы об определении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **** и **** по состоянию на 21 декабря 2016 года и 5 июля 2017 года соответственно, о соответствии отчета об оценке ******** от 20 сентября 2017 года требованиям законодательства об оценочной деятельности.

В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов экспертизы, поскольку заключение экспертов № **** от 5 февраля 2018 года мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертами обстоятельствами и не содержат противоречий. Указанное заключение экспертов отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

Руководствуясь статьей 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положениями Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», суд признает заключение экспертов № **** от 5 февраля 2018 года надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами **** и ****, определенную по состоянию на 21 декабря 2016 года и 5 июля 2017 года соответственно.

Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

Оценив заключение экспертов в соответствии с правилами статьи 84, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает, что выводы экспертов отвечают принципам обоснованности и однозначности, а представленное заключение является объективным и допустимым доказательством рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **** и ****.

При таком положении представленный в материалы дела отчёт об оценке рыночной стоимости ******** от 20 сентября 2017 года, суд не принимает в качестве достоверного и допустимого доказательства по данному делу в связи с его несоответствием требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.

На основании заключения экспертов Кенжебулатов Т.К., согласившись с ним, в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость земельных участков: с кадастровым номером ****, по состоянию на 21 декабря 2016 года в размере его рыночной стоимости 3 216 000 рублей; с кадастровым номером ****, по состоянию на 5 июля 2017 года в размере его рыночной стоимости 5 566 000 рублей (т.3,л.д.14).

На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым ****, площадью 11 933 кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование - пищевое производство; материальные склады; гаражи; стоянки для автотранспорта, по состоянию на 21 декабря 2016 года, в размере его рыночной стоимости 3 216 000 рублей и земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 19 928 кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование - пищевое производство; материальные склады; гаражи; стоянки для автотранспорта, по состоянию на 5 июля 2017 года, в размере его рыночной стоимости 5 566 000 рублей.

В силу разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления, а Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 указанного Федерального закона), датой подачи заявления Кенжебулатова Т.К. об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ****, **** равной их рыночной стоимости следует считать 15 сентября 2017 года, то есть дату его обращения с настоящим административным исковым заявлением во Владимирский областной суд.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 11 933 кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование - пищевое производство; материальные склады; гаражи; стоянки для автотранспорта, по состоянию на 21 декабря 2016 года, в размере его рыночной стоимости 3 216 000 (три миллиона двести шестнадцать тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 19 928 кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование - пищевое производство; материальные склады; гаражи; стоянки для автотранспорта, по состоянию на 5 июля 2017 года, в размере его рыночной стоимости 5 566 000 (пять миллионов пятьсот шестьдесят шесть тысяч) рублей.

Считать датой подачи заявления Кенжебулатова Т.К. об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ****, **** равной их рыночной стоимости 15 сентября 2017 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Владимирского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья

Владимирского областного суда Д.А.Завьялов