Дело № 3а-8/2022 (№ 3а-103/2021)
43OS0000-01-2021-000149-40
КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Киров 02 февраля 2022 года
Кировский областной суд в составе судьи Сметаниной О.Н.,
при секретаре Ермаковой К.В.,
с участием прокурора Шибановой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ассоциации саморегулируемой организации «Объединение строителей Кировской области» к Правительству Кировской области, управлению государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области о признании недействующими постановления Правительства Кировской области от 30 сентября 2021г. № 524-П «О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 21 июля 2015г. № 49/394», решения управления государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области от 01 октября 2021г. № 23 «О внесении изменений в решение министерства культуры Кировской области от 01 декабря 2015г. № 122»,
у с т а н о в и л:
постановлением Правительства Кировской области от 21 июля 2015г. № 49/394 утверждены: Перечень исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Кировской области, Граница территории исторического поселения регионального значения «Город Киров (ФИО1, Вятка)» (далее – Граница территории исторического поселения).
Постановлением Правительства Кировской области от 30 сентября 2021г. № 524-П Граница территории исторического поселения утверждена в новой редакции, изменены координаты характерных точек границы территории в системе координат МСК-43, территория исторического поселения увеличена.
Граница территории исторического поселения в новой редакции опубликована 01 октября 2021г. на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), официальном сайте Правительства Кировской области (www.kirovreg.ru), которые являются источниками официального опубликования на основании статьи 12
Закона Кировской области от 14 октября 2013г. № 325-ЗО «О нормативных правовых актах органов государственной власти Кировской области» (далее - Закон Кировской области от 14 октября 2013г. № 325-ЗО), пунктов 1.3, 1.6 Положения об официальном информационном сайте Правительства Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 07 октября 2015 г. № 64/639 (том 3 л.д.6,7).
Решением министерства культуры Кировской области от 01 декабря 2015г. № 122 утвержден Предмет охраны исторического поселения регионального значения «Город Киров (ФИО1, Вятка)» (далее – Предмет охраны исторического поселения).
Решением управления государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области (далее – управление государственной охраны объектов культурного наследия) от 01 октября 2021г. № 23 утверждены Изменения в предмете охраны исторического поселения регионального значения «Город Киров (ФИО1, Вятка)» (далее - Изменения в предмете охраны исторического поселения). В частности, таблица 1.2 «Иные здания и сооружения» дополнена 18 объектами, подпункт 2.2 «Трассировка и размеры существующей уличной дорожной сети в границах красных линий исторической застройки» дополнен 18 объектами (переулки, улицы, проезды), подпункт 3.2 «Элементы рельефа» дополнен 3 объектами (холмы, овраг, поймы рек), таблица подпункта 4.1 «Высота застройки зданиями и сооружениями» пункта 4 «Композиция и силуэт застройки – соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов» дополнена строками 63-141 (79 объектов (кварталы)).
Изменения в предмете охраны исторического поселения опубликованы 01 октября 2021г. на официальном сайте управления государственной охраны объектов культурного наследия (www.okn.kirovreg.ru), 05 октября 2021г. на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), которые являются источниками официального опубликования на основании статьи 12 Закона Кировской области от 14 октября 2013г. № 325-ЗО, приказа начальника управления государственной охраны объектов культурного наследия от 30 октября 2019г. № 101а «Об источнике официального опубликования нормативных правовых актов управления государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области» (том 1 л.д. 232, 233).
Ассоциация саморегулируемой организации «Объединение строителей Кировской области» (далее – Ассоциация СРО «ОСКО») обратилась в суд к Правительству Кировской области, управлению государственной охраны объектов культурного наследия о признании недействующими постановления Правительства Кировской области от 30 сентября 2021г. № 524-П «О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 21 июля 2015г. № 49/394», решения управления государственной охраны объектов культурного наследия от 01 октября 2021г. № 23 «О внесении изменений в решение министерства культуры Кировской области от 01 декабря 2015г. № 122». В обоснование указано, что в нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013г. № 1095 «Об утверждении требований к определению границ территории исторического поселения» изданию постановления Правительства Кировской области от 30 сентября 2021 № 524-П не предшествовали историко-архитектурные, историко-градостроительные, архивные и археологические исследования, обосновывающие необходимость изменения границ исторического поселения «Город Киров (ФИО1, Вятка), по сравнению с границами, утвержденными ранее. Определение предмета охраны исторического поселения и ограничений по высоте застройки территории исторического поселения при произвольном установлении границ такого поселения недопустимо. В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона Кировской области от 14 октября 2013г. № 325-ЗО нормативные правовые акты органов государственной власти Кировской области, затрагивающие права, сводобы и обязанности человека и гражданина, права и обязанности юридических лиц, вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования. Постановление Правительства Кировской области от 30 сентября 2021 № 524-П не могло вступить в силу ранее 11 октября 2021г. и послужить основанием для принятия управлением государственной охраны объектов культурного наследия оспариваемого решения от 01 октября 2021г. № 23. Указанное не согласуется с принципом правовой определенности, закрепленным нормой части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании представители Ассоциации СРО «ОСКО» ФИО2, ФИО3 настаивали на удовлетворении заявленных требований.
Представитель Правительства Кировской области ФИО4 заявленные требования не признал, суду пояснил, что после того как главой администрации г.Кирова на совещании в Правительстве Кировской области 28 июля 2021г. были представлены письменные предложения по увеличению границы исторического поселения, по ним была проведена работа. Управлением государственной охраны объектов культурного наследия проект границ территории исторического поселения был проверен на предмет соответствия постановлению Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013г. № 1095, просмотрена комплектность документов. 29 сентября 2021г. управлением подготовлено представление, которое вместе с доработанными документами явилось основанием для издания оспариваемого постановления Правительства Кировской области. Считает, что процедура принятия Постановления Правительства Кировской области от 30 сентября 2021г. № 524-П полностью соблюдена, оно вступило в законную силу, было опубликовано на сайте Правительства Кировской области и на сайте правовой информации 01 октября 2021г.
Представитель управления государственной охраны объектов культурного наследия ФИО5 заявленные требования не признал, суду пояснил, что после совещания 28 июля 2021г. управлению было поручено изучить обосновывающие материалы МКУ «Архитектура» в 2-х томах на предмет соответствия требованиям законодательства, и при необходимости доработать, в том числе с участием подведомственных учреждений. Доработка документации МКУ «Архитектура» по границам исторического поселения была поручена КОГАУ «Научно-производственный центр по охране объектов культурного наследия Кировской области». Итогом стал Проект по обоснованию границ территории исторического поселения «Город Киров (ФИО1, Вятка)».
Руководитель управления государственной охраны объектов культурного наследия ФИО6 заявленные требования не признал, суду пояснил, что, по его мнению, установленные границы исторического поселения не являются окончательными, поскольку, есть предложения членов градостроительного совета, общественности города Кирова о необходимости расширения этих границ до существовавших в 1928г., когда город Киров перешел Октябрьский проспект и стал расширяться дальше. Требования к застройке по высотности защищают вид исторической части города. Историческое поселение не запрещает строительство в г.Кирове, оно только предъявляет определённые требования к качеству проектов, их этажности.
Представитель заинтересованного лица администрации г.Кирова ФИО7 суду пояснила, что в 2012г. МБУ «Архитектура» разработана научно-проектная документация, согласно которой зона регулирования застройки охватывала кварталы в пределах регулярного плана города от 1812г. Предложения, которые направлены администрацией г.Кирова в письме от 28 сентября 2021г. с указанием координат характерных точек, соответствуют границам плана города от 1812г.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Шибановой Н.Е., полагавшей, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
Регулирование вопросов охраны памятников истории и культуры отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.
Специальным законом, регулирующим вопросы охраны памятников истории и культуры, является Федеральный закон от 25 июня 2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002г. № 73-ФЗ), в силу подпункта 9 статьи 9.2 которого к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится утверждение перечня исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации, предмета охраны исторического поселения регионального значения, границ территории исторического поселения регионального значения, требований к градостроительным регламентам в указанных границах.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 3 Закона Кировской области от 04 мая 2007г. № 105-ЗО «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Кировской области» (далее - Закон Кировской области от 04 мая 2007г. № 105-ЗО) к полномочиям Правительства Кировской области отнесено утверждение перечня исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Кировской области, границ территории исторического поселения регионального значения.
Частью 12 статьи 17 данного закона утверждение предмета охраны исторического поселения регионального значения, требований к градостроительным регламентам в границах территории указанного поселения отнесено к полномочиям областного органа охраны объектов культурного наследия.
На основании пункта 1.1 Положения об управлении государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 17 мая 2018г. № 233-П таким органом является управление государственной охраны объектов культурного наследия.
Оспариваемые нормативные акты приняты уполномоченными органами с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона Кировской области от 14 октября 2013г. № 325-ЗО нормативные правовые акты органов государственной власти Кировской области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, права и обязанности юридических лиц, вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 25 декабря 2018г. № 50, если в самом нормативном правовом акте установлена дата вступления его в силу, но в отношении нормативных правовых актов, регулирующих данный вид общественных отношений, предусмотрены специальные правила вступления их в силу, следует проверять соблюдение этих правил при определении даты вступления в силу оспариваемого акта.
Поскольку пунктом 2 постановления Правительства Кировской области от 30 сентября 2021г. № 524-П указано на его вступление в силу после официального опубликования, в нарушение части 2 статьи 11 Закона Кировской области от 14 октября 2013г. № 325-ЗО, доводы представителей административного истца о том, что порядок вступления в силу Границы территории исторического поселения в новой редакции нарушен, суд считает верным.
До истечения предусмотренного десятидневного срока после официального опубликования 01 октября 2021г. Границы территории исторического поселения в новой редакции, данный нормативный акт не мог повлечь правовые последствия и не подлежал применению.
Следовательно, вынесение оспариваемого решения управлением государственной охраны объектов культурного наследия 01 октября 2021г., утверждение Изменений в предмете охраны исторического поселения регионального значения «Город Киров (ФИО1, Вятка)» в отсутствие действующей Границы территории исторического поселения в новой редакции, суд полагает незаконным.
Пунктом 7 статьи 59 Федерального закона от 25 июня 2002г. № 73-ФЗ определено, что порядок утверждения перечня исторических поселений регионального значения, предмета охраны исторического поселения регионального значения, границ территории исторического поселения регионального значения, требований к градостроительным регламентам в указанных границах устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
При этом, требования к определению границ территории исторического поселения устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 59 Федерального закона от 25 июня 2002г. № 73-ФЗ).
Из части 4 статьи 17 Закона Кировской области от 04 мая 2007г. № 105-ЗО следует, что с обращением о включении населенного пункта или его части в перечень исторических поселений регионального значения выступает орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен населенный пункт или его часть
Судом установлено, что 28 июля 2021г. состоялось совещание в Правительстве Кировской области по вопросу реализации мероприятий по подготовке к празднованию 650-летия основания города Кирова. Из протокола совещания следует, что главой администрации г.Кирова предложено рассмотреть вопрос о расширении границы территории исторического поселения регионального значения «Город Киров (ФИО1, Вятка)» (том 3 л.д. 1-5).
Представитель администрации г.Кирова пояснила, что в рамках указанного совещания главой администрации г.Кирова были представлены документы: обоснование особого значения части города Кирова, предлагаемой к включению в границу исторического поселения; проект, предлагаемой границы территории исторического поселения; предложения о предмете охраны исторического поселения в письменной форме; историко-культурный опорный план города Кирова, которые в дальнейшем были направлены на доработку.
27 сентября 2021г. по поручению Председателя Правительства Кировской области управлением государственной охраны объектов культурного наследия в адрес главы администрации г.Кирова направлена просьба представить перечень координат характерных точек предлагаемой границы территории поселения в соответствии с планом города Вятки на 1909г., выразить позицию администрации г.Кирова относительно новой границы территории поселения, а также предложить проект предмета охраны поселения в части вновь включаемой в поселение территории (в том числе относительно высотных параметров строительства) (том 1 л.д.203).
28 сентября 2021г. администрацией г.Кирова в управление государственной охраны объектов культурного наследия направлен проект Границ территории исторического поселения регионального значения «Город Киров (ФИО1, Вятка)» (том 1 л.д.204-214).
29 сентября 2021г. администрацией г.Кирова в адрес управления направлены предложения по изменению предмета охраны исторического поселения регионального значения «Город Киров (ФИО1, Вятка)». В частности предложено таблицу 1.1 «Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации дополнить 11 выявленными объектами культурного наследия; таблицу 1.2 «Иные здания и сооружения» дополнить 18 объектами, подпункт 2.2 «Трассировка и размеры существующей уличной дорожной сети в границах красных линий исторической застройки» дополнить 18 объектами (переулки, улицы, проезды), пункт 3 «Объемно-пространственная структура» дополнить 3 объектами (холмы, овраг, поймы рек), таблицу 4.1 «Высота застройки зданиями и сооружениями» дополнить 79 объектами (кварталы) (том 1 л.д.215-230).
В силу частей 7,8 статьи 17 Закона Кировской области от 04 мая 2007г. № 105-ЗО по результатам рассмотрения документов областной орган охраны объектов культурного наследия готовит представление о включении населенного пункта или его части в перечень исторических поселений регионального значения и об утверждении границ исторического поселения регионального значения или уведомление об отказе в подготовке представления с указанием оснований отказа.
Основаниями отказа в подготовке представления являются:
направление не в полном объеме документов, указанных в части 5 статьи 17 Закона Кировской области от 04 мая 2007г. № 105-ЗО;
несоответствие проекта границ территории исторического поселения регионального значения требованиям к определению границ территории исторического поселения, установленным Правительством Российской Федерации (пункт 10 статьи 17 Закона Кировской области от 04 мая 2007г. № 105-ЗО).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013г. № 1095 утверждены Требования к определению границ территории исторического поселения (далее – Требования к определению границ).
Согласно пункту 2 Требований к определению границ (в редакции, действующей до 03 ноября 2021г.) разработка проектов границ территории исторического поселения осуществляется проектной, научно-исследовательской или другой организацией, обладающей опытом работы в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, по инициативе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.
Из пояснений представителей управления государственной охраны объектов культурного наследия, материалов дела, следует, что на дату подготовки представления (29 сентября 2021г.) в распоряжении управления находились:
«Обоснование особого значения части территории г.Кирова для истории и культуры Кировской области» (том 1) и «Научно-проектная документация по предложению по изменению границы и предмета охраны исторического поселения регионального значения «Город Киров (ФИО1, Вятка)» (том 2), подготовленные МКУ «Архитектура» в 2021г. (том 3 л.д.77-192);
Проект по обоснованию границ территории исторического поселения «Город Киров (ФИО1, Вятка)», подготовленный КОГАУ «Научно-производственный центр по охране объектов культурного наследия Кировской области» по заданию управления государственной охраны объектов культурного наследия в 2021г. (том 2 л.д.3-102).
В соответствии с пунктом 3 Требований к определению границ, границы территории исторического поселения определяются на основании материалов по обоснованию границ территории исторического поселения, в том числе историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований.
Материалы по обоснованию границ территории исторического поселения должны содержать: сведения о расположенных на территории исторического поселения объектах культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектах культурного наследия; характеристику застройки территории исторического поселения и перечень исторически ценных градоформирующих объектов; графический анализ сохранности планировочной структуры и ее элементов (уличной сети, районов, кварталов и их частей); показатели соотношения между городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными); анализ композиционно-видовых связей (панорам) (пункт 4 Требований к определению границ).
Из документации, подготовленной МКУ «Архитектура» (2021г.), КОГАУ «Научно-производственный центр по охране объектов культурного наследия Кировской области» (2021г.) следует, что целями ее разработки является корректировка (изменение) существующей границы исторического поселения «Город Киров (ФИО1, Вятка)», которая была утверждена на основании «Документации для включения части территории г.Кирова в перечень исторических поселений регионального значения», подготовленной МБУ «Архитектура» в 2014г. (том 2 л.д.8, том 3 л.д.82).
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля начальник отдела Правил землепользования и застройки и генерального плана МКУ «Архитектура» ФИО8 суду пояснила, что учреждением не разрабатывались вновь, а вносились изменения в существующие границы исторического поселения, новая территория исследовалась с учетом действующего предмета охраны. Было предложено включить новые исторически ценные градоформирующие объекты, а именно 11 объектов культурного наследия, в том числе выявленных, 18 иных зданий и сооружений, которые могут быть отнесены к исторически ценным градоформирующим объектам. То, что сейчас дополнительно включено в территорию исторического поселения представляет собой «буферную зону», то есть зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности от объектов культурного наследия, где должны существовать свои требования к градостроительным регламентам, определенные градостроительные регламенты для сохранения объектов культурного наследия и объектов охраны исторического поселения.
Из обосновывающей документации МБУ «Архитектура» (2014г.) следует, что характеристика застройки территории исторического поселения, графический анализ сохранности планировочной структуры и ее элементов (уличной сети, районов, кварталов и их частей), показатели соотношения между городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными) произведены поквартально (том 4 л.д.60 – том 12 л.д.97).
В пределах каждого квартала изучалась схема расположения объектов внутри квартала, степень ценности и сохранности данной исторической территории (сведения о расположенных объектах культурного наследия, сохранность объемно-пространственной структуры, оценка сохранности планировочной структуры, соотношение исторической территории квартала к современной застройке, соотношение озелененных кварталов к застройке, соотношение утраченных зданий и сооружений, силуэт исторической застройки, видовое значение, ценность исторической территории), давался анализ объемно-пространственной структуры, составлялся фоторяд зданий квартала.
При этом, в 2014г. МБУ «Архитектура» уже анализировались 24 квартала из 79 кварталов, включенных дополнительно в территорию исторического поселения в 2021г. (220, 239, 240, 242, 244, 245, 254, 255, 256, 263, 275, 295, 318, 345, 352, 362, 364, 381, 382, 385, 386, 387, 388, 389), однако обоснованным было признано включение только 5 кварталов (240 (часть Набережной Грина), 275, 295, 352, 386). Данные кварталы дважды включены в подпункт 4.1 пункта 4 Предмета охраны исторического поселения в новой редакции (том 6 л.д.11-14, 122-144, 160-169, том 7 л.д.87-91, 102-113, 122-136, 160-162, 172-180, 181-191, 201-206, тома 9-11, том 12 л.д.1-97).
На проект документации по включению части территории г.Кирова в перечень исторических поселений (2014г.) представляли свои заключения: ФИО9 (заведующий кафедрой архитектуры и градостроительства ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», кандидат архитектуры, Заслуженный архитектор Российской Федерации); ФИО10 (Заслуженный работник культуры России, краевед); ФИО11 (Почетный архитектор России); ФИО12 (председатель правления Кировского отделения Союза архитекторов России, кандидат архитектуры); ФИО13 (руководитель Церковно-исторического центра Вятской епархии, кандидат исторических наук, протоирей); ФИО14 (Почетный архитектор России); ФИО15 (заведующий кафедрой отечественной истории ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», председатель Кировского областного краеведческого объединения «Вятка», руководитель научно-исследовательского Центра регионоведения Кировской областной научной библиотеки им. Герцена А.И., доктор исторических наук); ФИО16 (научный сотрудник КОГАУК «Научно-производственный центр по охране объектов культурного наследия Кировской области», государственный эксперт историко-культурной экспертизы), главные архитекторы, руководители проектных организаций города и др. (том 4 л.д.137-205).
Из документации МКУ «Архитектура» (2021г.) следует, что историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований, обосновывающих необходимость включения в территорию исторического поселения тех, либо иных кварталов не приведено, главы «Анализ планировочной структуры», «Анализ исторически сложившейся застройки города» представляют собой изложение общих исторических фактов, приведение изображений карт кадастровых кварталов в соответствии с планом Вятки 1924г. и в настоящее время. Члены авторского коллектива имеют образование с присуждением квалификации «Инженер» по специальностям: «Городское строительство и хозяйство», «Промышленное и гражданское строительство», «Биотехнология», «Прикладная геодезия». В нарушение пункта 3 Требований к определению границ дипломированные специалисты в области архитектуры, истории к разработке документации не привлекались.
В материалах КОГАУ «Научно-производственный центр по охране объектов культурного наследия Кировской области» (2021г.) так же не содержится обоснования необходимости включения тех или иных кварталов в границы исторического поселения, в исследовании приведена общая информация из истории города, список используемой литературы отсутствует. Члены авторского коллектива имеют образование с присуждением квалификации «Учитель истории и права» по специальности «История» (руководитель проекта), «Инженер» по специальности «Промышленное и гражданское строительство».
Свидетель ФИО8, являющаяся разработчиком документации МКУ «Архитектура» (2021г.), пояснила суду, что анализ композиционно-видовых связей (панорам) в документации 2021г. не делался, поскольку анализа, сделанного МБУ «Архитектура» в 2014г. достаточно.
Анализ композиционно-видовых связей (панорам) в обосновывающих материалах МБУ «Архитектура» (2014г.) представлен в Анализе видовых раскрытий с трасс, площадок и точек восприятия (том 8, л.д.3-54).
Указанный анализ сделан с 34 точек, которые не захватывают территорию, планируемую к присоединению к существующей территории исторического поселения, что свидетельствует об отсутствии в материалах по обоснованию границ территории исторического поселения в 2021г. анализа композиционно-видовых связей (панорам).
На основании указанного анализа МБУ «Архитектура» в 2014г. был предложен перечень охраняемых панорам и видов, сохранивших панораму исторической застройки, которая является определяющей для города Вятки. В указанном перечне содержится описание охраняемых панорам и видов, элементов охраны с разных точек и секторов восприятия, фотопанорамы (том 8 л.д.156-196).
Выводы, сделанные КОГАУ «Научно-производственный центр по охране объектов культурного наследия Кировской области» (2021г.) на основании сравнения существующих исторических фотографий с натурным обследованием территории об отсутствии необходимости добавлять в существующий перечень охраняемых панорам и видов, новые панорамы и точки восприятия, не исключают необходимости применения пункта 4 Требований к определению границ. Дипломированных специалистов, имеющих образование в области архитектуры, данное учреждение к работе не привлекало, описание процесса сравнения в исследовании отсутствует (том 2 л.д.85).
Доводы представителя управления государственной охраны объектов культурного наследия о том, что соответствия обосновывающей документации по структуре пункту 4 Требований к определению границ достаточно для признания ее составленной в соответствии с требованием законодательства, суд находит неверными, подтверждающими формальный подход к утверждению Границы территории исторического поселения в новой редакции.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о несоответствии проекта Границ территории исторического поселения регионального значения «Город Киров (ФИО1, Вятка)», представленного 28 сентября 2021г. администрацией г.Кирова, пунктам 3, 4 Требований к определению границ, нарушении порядка утверждения границ территории исторического поселения регионального значения, установленного статьей 17 Закона Кировской области от 04 мая 2007г. № 105-ЗО, что свидетельствует о нарушении процедуры принятия постановления Правительства Кировской области от 30 сентября 2021г. № 524-П.
В соответствии с частью 12 статьи 17 Закона Кировской области от 04 мая 2007г. № 105-ЗО предмет охраны исторического поселения регионального значения, требования к градостроительным регламентам в границах территории указанного поселения утверждаются областным органом охраны объектов культурного наследия в течение двух месяцев со дня включения населенного пункта или его части в перечень исторических поселений регионального значения.
Согласно пункту 2 статьи 59 Федерального закона от 25 июня 2002г. № 73-ФЗ предмет охраны исторического поселения включает: исторически ценные градоформирующие объекты - здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединенные в том числе масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами; планировочную структуру, включая ее элементы; объемно-пространственную структуру; композицию и силуэт застройки - соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов; соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными); композиционно-видовые связи (панорамы), соотношение природного и созданного человеком окружения.
Условием проведения градостроительной, хозяйственной и иной деятельности является обеспечение сохранности предмета охраны исторического поселения, для чего органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждаются требования к градостроительным регламентам, действующим в границах исторического поселения и разрабатываемым органами местного самоуправления (пункт 7 статьи 59, пункты 1, 3 статьи 60 Федерального закона от 25 июня 2002г. № 73-ФЗ).
Представитель управления государственной охраны объектов культурного наследия пояснил в суде, что требования к градостроительным регламентам фактически были изложены в таблице подпункта 4.1 «Высота застройки территории зданиями и сооружениями» пункта 4 «Композиция и силуэт застройки - соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов» Изменений в предмете охраны исторического поселения. Указанная в предложениях по изменению предмета охраны исторического поселения администрации г.Кирова от 29 сентября 2021г. высота застройки территории от среднего уровня существующих отметок рельефа до конька крыши не перепроверялась.
Ни представитель администрации г.Кирова, ни допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО8 не смогли пояснить, каким способом и кем была определена предельная высота зданий, строений, сооружений в таблице подпункта 4.1 пункта 4 Изменений в предмете охраны исторического поселения.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно.
Вместе с тем регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы местного самоуправления при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования.
Как разъяснено в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018г. № 50, если административный истец оспаривает положения нормативных правовых актов, которыми вносятся изменения в основные нормативные положения, но не оспаривает сами основные нормативные положения, суд проверяет законность положений, вносящих изменения в основные нормативные положения.
Поскольку Граница территории исторического поселения в новой редакции принята с нарушением процедуры ее принятия, она подлежит признанию недействующей.
Отсутствие утвержденной Границы территории исторического поселения в новой редакции является основанием для признания недействующими Изменений в предмете охраны исторического поселения.
Поскольку оба нормативных акта были опубликованы и вступили в силу 01 октября 2021г., они подлежат признанию недействительными с указанной даты.
Суд полагает доказанным нарушение законных интересов членов Ассоциации СРО «ОСКО», имеющих титульные права на земельные участки, расположенные в пределах Границы территории исторического поселения в новой редакции, имеющих намерение заниматься строительной деятельностью и рассчитывающих на проведение организационных процедур органами местного самоуправления, принятие нормативных актов органами государственной власти в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в источниках официального опубликования Правительства Кировской области, управления государственной охраны объектов культурного наследия в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации госпошлина при подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц уплачивается организациями в размере 4500 руб.
Поскольку в рассматриваемом административном исковом заявлении заявлены два взаимосвязанных требования об оспаривании различных нормативных актов, то государственная пошлина, уплаченная административным истцом в размере 9000 руб. по платежному поручению от 07 декабря 2021г. № 551 подлежит взысканию с административных ответчиков.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Ассоциации саморегулируемой организации «Объединение строителей Кировской области» удовлетворить.
Признать недействующей Границу территории исторического поселения регионального значения «Город Киров (ФИО1, Вятка)», утвержденную постановлением Правительства Кировской области от 30 сентября 2021г. № 524-П со дня вступления нормативного акта в силу.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в официальном издании Правительства Кировской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Признать недействующими Изменения в предмете охраны исторического поселения регионального значения «Город Киров (ФИО1, Вятка)», утвержденные решением управления государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области от 01 октября 2021г. № 23 со дня вступления нормативного акта в силу.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в официальном издании управления государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Правительства Кировской области в пользу Ассоциации саморегулируемой организации «Объединение строителей Кировской области» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Взыскать с управления государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области в пользу Ассоциации саморегулируемой организации «Объединение строителей Кировской области» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 09 февраля 2022г.
Судья Сметанина О.Н.
Решение14.02.2022