ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-103/2022 от 12.08.2022 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

УИД: 04OS0000-01-2022-000089-47

3а-103/2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

12 августа 2022 года г. Улан-Удэ

Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Долонове Ц.-Н.Б., с участием прокурора Бадмацыреновой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ПАО «Россети Сибирь» о признании недействующими в части приказов Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 декабря 2018г. №1/50, от 27 декабря 2021г. №1/48,

У С Т А Н О В И Л:

Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (далее – РСТ Республики Бурятия) от 26 декабря 2018г. №1/50 определен размер необходимой валовой выручки (далее – НВВ) территориальной сетевой организации ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго», оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия, на период 2019 - 2023 годов (без учета оплаты потерь).

В приказ ежегодно вносились изменения относительно размера НВВ на соответствующие периоды. Приказом РСТ Республики Бурятия от 27 декабря 2021г. №1/46 внесены изменения в приложение к приказу, НВВ на 2022г. установлен в размере 5 591 876,74 руб. Приказ не опубликован.

27 декабря 2021г. Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия утвержден Приказ №1/48 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия» (далее - Приказ № 1/48). Приказ опубликован 30 декабря 2021г. на официальном Интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru, 2 января 2021г. на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.

Согласно приложению №1 к приказу (п.1 табл.1) необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь (далее – НВВ) на 2022 год для ПАО «Россети Сибирь» была определена в размере 4049 840,63 руб. (без ФСК), 5 119 792,02 тыс. руб. (с ФСК).

В приказ в последующем были внесены изменения: Приказами Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 24 января 2022г. №1/6, от 28 января 2022г. № 1/8), однако НВВ ПАО «Россети Сибирь» на 2022г. оставлена на прежнем уровне.

ПАО «Россети Сибирь», филиалом которого является ПАО «Россети Сибирь» - «Бурятэнерго», обратилось с административным исковым заявлением, требования по которому уточнило в ходе рассмотрения дела, о признании недействующими с момента принятия:

- приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 декабря 2018г. № 1/50 (в редакции от 27 декабря 2021г. №1/46) «Об определении размера необходимой валовой выручки электросетевой организации ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго», оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия, на 2019-2023 годы» в части, устанавливающей НВВ ПАО «Россети Сибирь» (Бурятэнерго) (без учета оплаты потерь) на 2022г. в размере 5 591 876,74 тыс. руб.

- приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 27 декабря 2021г. № 1/48 (в редакции от 24 января 2022г. №1/6, от 28 января 2022г. №1/8) «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия» в части п. 1 таблицы 1 приложения 1 к приказу, устанавливающего необходимую валовую выручку без учета оплаты потерь, учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республики Бурятия без ФСК в размере 4 049 840,63 тыс. руб., с ФСК - 5 119 792,02 тыс. руб.

Истец просил также возложить на административного ответчика обязанность принять новые нормативные правовые акты, заменяющие приказы, признанные судом недействующими.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что необходимая валовая выручка на 2022г. определена в экономически необоснованном размере, поскольку была неправомерно осуществлена корректировка экономически необоснованных доходов и расходов за предшествующие периоды (2017-2019 годы) в размере 573 050,01 тыс. руб., что не предусмотрено действующим тарифным законодательством. Кроме того, занижена корректировка неподконтрольных расходов на 2022 год в размере 71 558,60 тыс. руб.

Основания для пересмотра ранее установленных тарифных решений, предусмотренные абз. 5, 12 п. 7, абз. 19 п. 12, абз. 28 п. 38 Основ ценообразования № 1178, п. 33(1), 36 Правил № 1178, в данном случае отсутствуют, технической ошибкой, подлежащей исправлению, не было.

По мнению административного истца, в результате указанных действий регулирующего органа НВВ организации определена неверно, в связи с чем тариф на передачу электрической энергии установлен в экономически необоснованном размере.

В судебном заседании представитель ПАО «Россети Сибирь» Лазарева Ю.В., действующая на основании доверенности, исковые требования (с учетом уточнения) подержала, просила признать недействующими оспариваемые приказы с момента принятия и обязать ответчика принять заменяющие нормативно-правовые акты.

Действующий на основании доверенности представитель Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия Сулаев В.Н. исковые требования не признал, ссылаясь на то, что приказы приняты в пределах компетенции РСТ по Республике Бурятия, в порядке, установленном Правилами регулирования цен и Основами ценообразования, на основании проведенной экспертизы предложения ПАО «Россети Сибирь».

При тарифном регулировании на 2022 год были устранены технические ошибки, связанные с оставлением в распоряжении ПАО «Россети Сибирь» необоснованных доходов (расходов), сложившихся по факту расчетных периодов 2017-2019 г.г. Исправление ошибок было обусловлено нормами п.2 Основ ценообразования №1178 и принципами тарифного регулирования, определенными в ст.20 Закона об электроэнергетике, предусматривающими необходимость соблюдения баланса интересов сторон, то есть оплату со стороны потребителя объективно необходимых расходов. Устранение технической (арифметической) ошибки со стороны регулятора не может толковаться в пользу одной лишь организации без учета интересов потребителя. Возможность исключения из состава необходимой валовой выручки ранее учтенных экономически необоснованных расходов либо включения в расчет тарифов ранее не учтенных экономически обоснованных расходов регулируемой организации предусмотрены абз.1 и 10 п. 7 Основ ценообразования. Такие меры должны быть реализованы органом регулирования при установлении валовой выручки в целях баланса интересов регулируемой организации и ее потребителей.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, дела об установлении тарифов, заключение прокурора Бадмацыреновой Ю.С., указавшей о наличии оснований для признания приказов недействующими, приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения о ценообразовании в сфере электроэнергетики урегулированы Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – правила государственного регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 декабря 2012 г. №98-э.

В силу ч.1 ст.6 Закона об электроэнергетике общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются в том числе соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных данной нормой.

В соответствии с ч.3 ст.24 Закона об электроэнергетике и п.63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, и тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.

В соответствии с пунктом 1.2 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 3 февраля 2005г. №29, Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Бурятия (далее - субъекты регулирования), а также контроль в сфере государственного регулирования тарифов (цен), иные функции в пределах компетенции, установленной законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия, устанавливает (за исключением ценовых зон теплоснабжения) плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 3.8 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия в ее полномочия входит установление цены (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

В соответствии с п.12 Правил государственного регулирования цен организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов с приложением обосновывающих документов (пункты 8, 12, 17, 35 Правил).

Приказом РСТ Республики Бурятия №1/49 от 26 декабря 2018г. установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности территориальных сетевых организаций с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки; приказом №1/50 от 26 декабря 2018г. определен размер необходимой валовой выручки электросетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия на 2019-2023годы.

28 апреля 2021г. ПАО «Россети Сибирь» обратилось с заявлением в РСТ Республики Бурятия о корректировке необходимой валовой выручки на 2022г. и установлении ее в размере 11 792 953 тыс. руб., а также об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2022г., приложив расчет и обосновывающие материалы. 16 ноября 2021г. к данному заявлению были направлены дополнительные материалы.

Приказом РСТ Республики Бурятия №1/3 от 21 мая 2021г. было открыто дело об установлении тарифов, проведена экспертиза предложения регулируемой организации, на заседании коллегии РСТ Республики Бурятия 27 декабря 2021г. принят приказ №1/46, которым НВВ (без учета оплаты потерь) организации на 2022г. была скорректирована и установлена в размере 5 591 876,74 тыс. руб., а также приказ №1/48 «О единых котловых тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия», в пункте 1 таблицы 1 приложения 1 к которому для ПАО «МРСК Сибири» (Бурятэнерго) НВВ без ФСК (с ФСК) была установлена на 2022г. в размере 4049 840,63 руб. (без ФСК), 5 119 792,02 тыс. руб. (с ФСК).

Приказами Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 24 января 2022г. №1/6, от 28 января 2022г. № 1/8), были внесены изменения в приказ №1/48, не затронувшие размер НВВ ПАО «Россети Сибирь».

Приказ №1/48 опубликован 30 декабря 2021г. на официальном Интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru, 2 января 2021г. на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru в соответствии со статьей 4 Закона Республики Бурятия №47-I от 26 октября 1994г. и Указом Главы Республики Бурятия от 23 августа 2013г. №180 «Об утверждении Порядка размещения (опубликования) нормативных правовых актов Республики Бурятия на официальном портале органов государственной власти Республики Бурятия в информационно-коммуникационной сети Интернет (www.egov-buryatia.ru), на официальном Интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru)».

Приказ №1/46, которым для ПАО «Россети Сибирь» установлен размер необходимой валовой выручки, используемой при расчете единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, не опубликован. Однако поскольку данные тарифы были утверждены Приказом №1/48, который опубликован на официальном интернет-портале Правительства Республики Бурятия, исходя из специфики правовых отношений в сфере поставки электрической энергии и принимая во внимание, что указанные нормативные правовые акты неразрывно связаны между собой, неопубликование приказа об определении размера необходимой валовой выручки нарушением процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, влекущим признание его недействующим, не является.

Таким образом, в соответствии с п.п. 8, 12, 20 Правил регулирования цен по предложению регулируемой организации было открыто дело об установлении цен (тарифов), до принятия приказов проведена экспертиза предложения об установлении цен (тарифов) (п.22 Правил) с составлением экспертного заключения, приказы приняты органом регулирования в пределах предоставленных ему полномочий по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования, о чем суду представлены протоколы заседания (п.25 Правил регулирования цен), приказы об установлении единых (котловых) тарифов опубликованы в установленном порядке.

В качестве оснований для признания недействующими приказов РСТ Республики Бурятия административный истец указал о нарушении при их принятии п.23, 28 Правил регулирования цен, обз.5, 12 п. 7 абз.19 п.12, абз.19 п.38 Основ ценообразования, которые не предусматривают возможности повторного пересмотра тарифно-балансовых решений.

Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).

В соответствии с положениями пункта 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

Перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе величина неподконтрольных расходов, рассчитанная в соответствии с перечнем расходов, утвержденным в методических указаниях по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки,

В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 данного документа.

Как следует из протокола заседания коллегии РСТ № 1/46 от 27 декабря 2021г., экспертного заключения от 15 декабря 2021г. и пояснений допрошенных судом в качестве свидетелей экспертов РСТ Республики Бурятия при проверке предложения организации и установлении НВВ на 2022 г. помимо документов и расчетов, представленных ПАО «Россети Сибирь» в целях корректировки тарифа, были повторно проанализированы расчеты и документы о фактической выручке и затратах за 2017-2019г.г., послужившие основанием для установления тарифов на 2019-2021г.г.

На основе анализа указанных документов тарифных дел об установлении тарифов на 2019-2021г.г., как указано в протоколе заседания Коллегии РСТ РБ (п.3, стр.16-17), в целях приведения в соответствие с действующим законодательством были устранены технические ошибки, допущенные при определении величины корректировки НВВ предприятия за 2017-2019г.г., при которой не исключены из стоимости оказанных услуг по передаче электроэнергии филиала «Бурятэнерго» затраты на компенсацию потерь в сетях ТСО и в сетях ПАО «ФСК ЕЭС» по тарифному уровню ВН1, величина экономически необоснованных расходов (доходов) была учтена в НВВ на 2022г. в следующих размерах:

- за 2019г. исключена величина 113 120,30 тыс. руб. со знаком «минус», которая определена исходя из величины корректировки в размере 24 041,86 тыс. руб. со знаком «минус», исключенной при установлении тарифов на 2021г. и величины корректировки в размере 137 162,16 тыс. руб. со знаком «минус», подлежащей исключению при установлении тарифов на 2021г.;

- за 2018г. исключена величина 143 100,53 тыс. руб. со знаком «минус», которая определена исходя из величины корректировки в размере 70 760, 34 тыс. руб. со знаком «минус», учтенной при установлении тарифов на 2020г. и величины корректировки в размере 72 340, 19 тыс. руб. со знаком «минус», подлежащей исключению при установлении тарифов на 2020г.;

- при анализе расходов на оплату услуг ПАО «ФСК ЕЭС» за 2017г., как следует из протокола, также выявлены технические ошибки, в том числе устранены выявленные неточности, допущенные при принятии заменяющего акта (приказа №1/27 от 8 октября 2021г.) в связи исполнением решения Верховного суда Республики Бурятия от 3 марта 2021г. по делу №3а-16/2021, что нашло отражение в таблице №6 протокола.

В связи с этим за 2017г. была исключена величина 33 328,32 тыс. руб. со знаком «минус» против ранее определенной к распределению на 2022г. суммы в размере 80 575,13 тыс. руб. со знаком «минус». При этом, как следует из таблицы №6, регулятором была учтена сумма плановых выпадающих доходов за 2020г. в размере (+)112 710,98 тыс. руб. в соответствии с решением Верховного суда Республики Бурятия от 3 марта 2021г.

Таким образом, в целях устранения технических ошибок, допущенных при установлении тарифов на 2019, 2020, 2021г.г., связанных с определением величины корректировки НВВ по доходам за 207, 2018, 2019г.г., исключены экономически необоснованные расходы (доходы) в размере (-)33 328,32 тыс. руб., (-)143 100,53 тыс. руб., (-)113 120,30 тыс. руб. соответственно.

Кроме того, как следует из п.4 протокола (стр.17, 18), регулятором в целях приведения в соответствие с действующим законодательством устранены технические ошибки, опущенные при определении величины корректировки НВВ предприятия за 2019г., в связи с чем величина экономически необоснованных расходов (доходов) учтена в НВВ на 2022г. размере (-)396 621,15 тыс. руб., что нашло отражение в таблице №8.

Указанные выводы были основаны на экспертном заключении от 15 декабря 2021г., в котором соответствующие расчеты детализированы в таблицах №37-40, 42, 44. (стр.127-136).

В качестве правового основания для исключения указанных необоснованных расходов (доходов) при установлении НВВ на 2022г. регулирующий орган указал п.7 Основ ценообразования, сославшись в судебном заседании также на положения ст.20 Закона об электроэнергетике о необходимости соблюдения баланса интересов сторон и отсутствии запрета на устранение технических ошибок, допущенных в предыдущие периоды регулирования.

Вместе с тем, суд не находит оснований согласиться с доводами ответчика.

В соответствии с п.7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, к которым относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов:

расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности;

учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случаев учета экономии операционных (подконтрольных) расходов и экономии от снижения технологических потерь электрической энергии в электрических сетях при применении в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21(1) настоящего документа).

Регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования, с учетом средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленных таким организациям при осуществлении ими регулируемой деятельности.

Исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет (абз.11 п.7 Основ).

В соответствии с п.38 Основ ценообразования по решению регулирующего органа корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

Согласно п.9 Методических указаний №98-э регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, корректировки планируемых значений параметров расчета тарифов, а также с учетом:

величины распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, в том числе относящихся к предыдущему долгосрочному периоду регулирования;

Расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется в соответствии с Методическими указаниями № 98-э, согласно п. 10 которых при определении ежегодной корректировки необходимой валовой выручки учитываются результаты деятельности регулируемой организации в порядке, определенном пунктом 11 настоящих Методических указаний.

В соответствии с п.11 Методических указаний НВВ на содержание электрических сетей на первый год и i-й год долгосрочного периода регулирования рассчитывается с учетом, в том числе, неподконтрольных расходов, определяемых в свою очередь методом экономически обоснованных расходов.

Необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей на i-й год долгосрочного периода регулирования определяется по формулам в п.11 Методических указаний.

При этом корректировка неподконтрольных расходов, исходя из фактических значений данного параметра, осуществляется по формуле 7 Методических указаний:, то есть как разница между фактическими и плановыми указанными расходами за год, предшествующий году, в котором утверждается тариф на очередной финансовый год долгосрочного периода регулирования.

Корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности производится по формуле 7.1:, то есть как разница между плановыми показателями в указанной части, установленная на год, предшествующий году, в котором утверждается тариф на очередной финансовый год долгосрочного периода регулирования (год i-2) и фактическим объемом выручки за услуги по передаче электрической энергии за год i-2 в части содержания электрических сетей (с учетом фактически недополученной выручки по зависящим от сетевой организации причинам), определяемый исходя из установленных на год i-2 тарифов на услуги по передаче электрической энергии без учета ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, и фактических объемов оказанных услуг.

Таким образом, исходя из приведенных норм, при применении метода долгосрочной индексации, НВВ ежегодно корректируется с учетом анализа плановых и фактических значений параметров расчета тарифов за год, предшествующий году, в котором утверждается тариф на очередной финансовый год долгосрочного периода регулирования (год i-2).

Между тем, в рассматриваемом случае тарифным органом при корректировке НВВ на 2022г. были дополнительно исключены из расчета необоснованные расходы (доходы) за 2017-2019г.г., то есть не за предшествующий год, в котором утверждался тариф на 2022г. (год i-2). Указанные расчеты тарифного органа были связаны исключительно с переоценкой собственных тарифных решений о включении данных расходов (доходов) в НВВ на предыдущие периоды регулирования (2019-2021г.г.), которые регулятор при корректировке НВВ на 2022г. счел технической ошибкой.

Однако данный подход при корректировке размера НВВ на очередной год долгосрочного периода регулирования нормами тарифного законодательства не предусмотрен.

Кроме того, п. 7 Основ ценообразования содержит закрытый перечень случаев, когда могут быть пересмотрены установленные цены (тарифы), к которым не относится исправление технических ошибок, допущенных при расчете цены (тарифа). При этом согласно пункту 31 Правил регулирования цен решение об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет.

Суд также принимает во внимание, что РСТ Республики Бурятия фактически осуществил пересмотр собственных тарифных решений за предшествующие периоды, в том числе тех, которые были предметом оценки суда, которым приказы РСТ Республики Бурятия признавались недействующими по иным основаниям, что не соответствует принципу правовой определенности, предполагающему стабильность и гарантирующему справедливое правовое регулирование.

Так, решением Верховного суда Республики Бурятия от 30 марта 2021г. были признаны недействующими приказы Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия приказ от 26 декабря 2018г. №1/50 и №1/35 в части определения размера необходимой валовой выручки ПАО «МРСК Сибири» (Бурятэнерго) на 2020г.

Основанием для признания недействующими приказов послужило необоснованное распределение в целях сглаживания плановых выпадающих доходов сетевой организации по технологическому присоединению на 2020г. в размере 112710,98 тыс. руб.

Принятые в целях исполнения данного решения приказы РСТ Республики Бурятия заменяющие приказы от 8 октября 2021г. №/27, №1/29 решением Верховного Суда Республики Бурятия от 1 марта 2022г. также были признаны недействующими в связи с тем, что регулирующий орган, нарушив ранее примененную методологию расчета, пересчитал необходимую валовую выручку организации с учетом иных дополнительно выявленных экономически необоснованные расходов у организации.

Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 11 ноября 2021 года были признаны недействующими приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 декабря 2018г. №1/50 (в редакциях приказов от 25 декабря 2020г. №1/22, от 27 мая 2021 года №1/15), приказ от 25 декабря 2020г. №1/23 и приказ от 27 мая 2021г. №1/17 в части, устанавливающей необходимую валовую выручку ПАО «МРСК Сибири» (Бурятэнерго) на 2021г.

При этом в качестве основания для признания нормативно-правовых актов недействующими суд установил неправомерное перераспределение в целях сглаживания планируемых затрат регулируемой организации на оплату потерь электрической энергии на 2021 год и распределение неучтенных в 2019 году расходов с превышением установленного законом 5-летнего периода.

В силу положений ч.1 ст.16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Из ч.2 статьи 64 КАС РФ следует, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства

При этом суд исходит из положений п. 7 статьи 213 КАС РФ в силу которых, суд при проверке законности оспариваемых положений нормативного правового акта не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Исходя из изложенного, наличие вступивших в законную силу судебных актов, которыми проверена законность тарифных решений в полном объеме, исключает возможность пересмотра регулирующим органом тарифного решения (в данном случае размера экономически обоснованных расходов и доходов организации при корректировке НВВ) по иным, нежели установлено судом, основаниям.

Данный принцип РСТ Республики Бурятия был нарушен.

По изложенным мотивам суд приходит к выводу, что оспариваемые положения Приказов РСТ Республики Бурятия 26 декабря 2018г. № 1/50 (в редакции от 27 декабря 2021г. №1/46), от 27 декабря 2021г. № 1/48 (в редакции от 24 января 2022г. №1/6, от 28 января 2022г. №1/8) подлежат признанию недействующими с момента принятия с учетом того, что имеют ограниченный срок действия.

Согласно п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс, с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Абзацем 13 п.7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике предусмотрена обязанность регулирующего органа принять решение об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов) во исполнение вступившего в законную силу решения суда в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу решения суда.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости возложить на РСТ Республики Бурятия обязанности принять нормативные правовые акты, заменяющие признанные судом недействующими положения приказов Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия.

В соответствии с пунктом 2 части 4 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации информация о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании и на официальном Интернет-портале органов государственной власти Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru.

руководствуясь ст.175 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иске заявление ПАО «Россети Сибирь» удовлетворить.

Признать не действующими с момента принятия:

- приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 декабря 2018г. № 1/50 (в редакции от 27 декабря 2021г. №1/46) «Об определении размера необходимой валовой выручки электросетевой организации ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго», оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия, на 2019-2023 годы» в части, устанавливающей НВВ ПАО «Россети Сибирь» (Бурятэнерго) (без учета оплаты потерь) на 2022г. в размере 5 591 876,74 тыс. руб.

- приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 27 декабря 2021г. № 1/48 (в редакции от 24 января 2022г. №1/6, от 28 января 2022г. №1/8) «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия» в части п. 1 таблицы 1 приложения 1 к приказу, устанавливающей необходимую валовую выручку ПАО «Россети Сибирь» (Бурятэнерго) без учета оплаты потерь, учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республики Бурятия в размере 4 049 840,63 тыс. руб. (без ФСК), 5 119 792,02 тыс. руб. (с ФСК).

Обязать Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу принять акты, заменяющие признанные судом недействующими положения приказов Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 декабря 2018г. № 1/50 (в редакции от 27 декабря 2021г. №1/46), от 27 декабря 2021г. № 1/48 (в редакции от 24 января 2022г. №1/6, от 28 января 2022г. №1/8).

Обязать Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органов государственной власти Республики Бурятия на официальном Интернет-портале правовой информации.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Бурятия в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Т.Б. Казанцева