72OS0000-01-2023-000284-09
Дело № 3а-103/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень |
Тюменский областной суд в составе:
председательствующего судьи Лешковой С.Б.
при секретаре судебного заседания Катковой В.В.
с участием административного истца ФИО1
представителя административного ответчика Правительства Тюменской области ФИО2, представителя УФК по Тюменской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в Тюменский областной суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Центрального районного суда г. Тюмени от 09 марта 2022 года в размере 1127170 рублей.
Требования мотивированы тем, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем по договору найма специализированного жилого помещения на территории города Тюмени. Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 09 марта 2022 года удовлетворены исковые требования прокурора Ленинского района в интересах ФИО1 о возложении на Правительство Тюменской области обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда. Решение вступило в законную силу 19 апреля 2022 года. В отношении Правительства Тюменской области на основании исполнительного листа, выданного 13 мая 2022г., судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Тюменской области 23 мая 2022 года возбуждено исполнительное производство <.......>. В рамках принудительного исполнения решения суда судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились требования об обязательном исполнении решения суда. Ссылаясь на общую продолжительность неисполнения решения суда (1 год 4 месяца), и отсутствие по делу обстоятельств непреодолимой силы, административный истец указывает, что неисполнение судебного решения причиняет ей моральные страдания и переживания, вызванные отсутствием жилого помещения. При определении размера компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, административный истец, ссылаясь на практику Европейского Суда по правам человека, указывает на упорное и длительное неисполнение решения суда, в связи с чем просит взыскать в свою пользу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 1127170 рублей.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Правительства Тюменской области ФИО2, действующая на основании доверенности <.......> от <.......> г. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления, пояснив, что приобретение жилых помещений для детей-сирот осуществляется с учётом выделенного лимита бюджетных средств, при наличии длительной процедуры. Указала, что административному истцу предоставлена мера социальной поддержки в форме компенсации расходов по найму жилья, а исполнительным органом государственной власти Тюменской области принимаются все необходимые меры для надлежащего исполнения решения суда.
Представитель административного ответчика УФК по Тюменской области ФИО3 действующая на основании доверенности <.......> от <.......> года, против удовлетворения административного иска возражала, указывая, что УФК по Тюменской области не является надлежащим ответчиком по указанному иску.
Представитель административного ответчика Департамента финансов Тюменской области, администрации г. Тюмени в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении.
Представители заинтересованных лиц Главного управления строительства Тюменской области, Межрайонного отделения по особым исполнительным производствам УФССП по Тюменской области, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Заслушав объяснение административного истца, административных ответчиков, исследовав материалы настоящего административного дела, а также гражданского дела <.......> суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что государственным органом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном названным федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии с пунктом 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности исполнения судебного акта.
Как разъяснено в пункте 46 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
Как следует из материалов настоящего административного дела и материалов гражданского дела <.......>, решением Центрального районного суда г. Тюмени от 09 марта 2022 года удовлетворены исковые требования прокурора Ленинского района в интересах ФИО1 на Правительство Тюменской области возложена обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории города Тюмени, общей площадью не менее 18 кв.м (гр.д.2-3054/2022 л.д.117-125). Решение вступило в законную силу 19 апреля 2022 года.
13 мая 2022 года Центральным районным судом г. Тюмени в целях принудительного исполнения вышеуказанного судебного акта выдан исполнительный лист серии ФС <.......> (л.д.45-46). 17 мая 2022 года предъявлен к исполнению (л.д. 44).
23 мая 2022 года на основании исполнительного листа <.......> судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения по особым исполнительным производствам УФССП России по Тюменской области в отношении Правительства Тюменской области возбуждено исполнительное производство <.......> (л.д.47-48).
Должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения указанного постановления добровольно исполнить требования исполнительного документа. В предоставленный 5-дневный срок решение суда исполнено не было.
Судебным приставом-исполнителем в адрес должника Правительства Тюменской области направлялись требования о необходимости исполнения решения суда и предоставлении документов, свидетельствующих о принятии мер к исполнению решения суда (л.д.50,52,54,58,60,63,66). 07 июня 2022 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50000 руб. Однако, несмотря на совершение судебным приставом-исполнителем указанных действий, решение Центрального районного суда г. Тюмени 09 марта 2022 года на момент рассмотрения административного иска не исполнено.
Таким образом, в силу п. 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» общий срок исполнения решения суда, исчисляемый со дня предъявления исполнительного документа к исполнению (23 мая 2022 года), составил 1 год 5 месяцев 4 дня.
Согласно части 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств:1) правовая и фактическая сложность дела; 2) поведение административного истца и иных участников судебного процесса; 3) достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; 4) достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; 5) общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.
В рассматриваемом случае, срок исполнения решения суда существенно превышает двухмесячный срок, установленный частью 1 статьи 36 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Оценивая общую продолжительность неисполнения решения суда, учитывая также то обстоятельство, что решение подлежит исполнению с учетом процедур, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, для выполнения которых требуется определенное время, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта, составляющий к моменту рассмотрения настоящего административного дела 1 год 5 месяцев 4 дня, разумным не является.
В части 3 статьи 1 Федерального закона №68-ФЗ указано, что присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов и их должностных лиц.
Принимая во внимание все обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае длительность исполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несет.
При оценке своевременности мер, принимаемых органами, организациями и должностными лицами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, также следует принимать во внимание исключительные обстоятельства, которые обусловливали необходимость безотлагательного осуществления судопроизводства и (или) исполнения судебного акта и непринятие во внимание которых фактически привело к лишению лица права на судебную защиту.
Оценивая приведенные обстоятельства дела, суд исходит из того, что, при определении разумности срока исполнения судебного акта и наличия оснований для взыскания компенсации за нарушение этого срока применяется принцип ответственности государства в целом за действия всех органов и организаций, последовательные действия которых должны обеспечить гарантированное государством своевременное исполнение вынесенных против него судебных постановлений.
Суд учитывает и признает, что длительность исполнения судебного акта не связана с наличием каких-либо чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимая сила), которые объективно делали бы невозможным своевременное исполнение решения суда, а срок исполнения судебного акта в данном случае не является разумным и право истца на исполнение судебного акта в разумный срок нарушено, следовательно, требование истца о присуждении в связи с этим компенсации является правомерным.
Доводы, изложенные в письменных возражений Главного управления строительства Тюменской области, Департамента финансов Тюменской области о том, что основной причиной, препятствующей исполнить решение суда в части предоставления жилого помещения, является соблюдения Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при формировании специализированного жилищного фонда с целью предоставления жилых помещений из этого фонда детям-сиротам и иным лицам данной категории граждан, невозможностью приобретения в достаточном количестве жилья в связи с установленным федеральным законодательством ограничением по количеству квартир, предоставляемых детям-сиротам в одном многоквартирном доме (не более 25%).
Вместе с тем, данные доводы отклоняются судом, как не имеющие правового значения для решения вопроса о разумности срока исполнения судебного акта, поскольку в силу действующего законодательства судебный акт должен быть исполнен в установленный законом срок вне зависимости от финансирования, и не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений, предназначенных для детей-сирот.
Доводы Правительства Тюменской области, Департамента финансов Тюменской области о том, что ФИО1 была предоставлена компенсация расходов по найму жилого помещения, не освобождает от обязанности своевременного предоставления административному истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
При этом, доказательств, подтверждающих, что административным истцом совершались действия, направленные на увеличение срока исполнения судебного акта, создания препятствий для его своевременного исполнения, не имеется. Вместе с тем, бездействия со стороны судебных приставов-исполнителей в рамках принудительного исполнения судебного постановления не установлено.
Согласно положениям Закона о компенсации, компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о нарушении в данном случае права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.
Вместе с тем, размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости.
Согласно положениям Закона о компенсации, компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов.
При определении разумности срока исполнения судебного акта и наличия оснований для взыскания компенсации, применяется принцип ответственности государства в целом за действия всех органов и организаций, последовательные действия которых должны обеспечить гарантированное государством своевременное исполнение вынесенных против него судебных постановлений.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года №11, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.
Вместе с тем, требуемый административным истцом размер компенсации за установленное судом нарушение права ФИО1, в размере 1127170 (11 000 Евро) рублей, суд считает завышенным.
При определении размера компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок суд, учитывая продолжительность нарушения, наступившие вследствие этого нарушения последствия, их значимость для ФИО1, приходит к выводу, что требуемая административным истцом сумма является завышенной и определяет размер компенсации в размере 20 000 рублей.
Указанная сумма, по мнению суда, позволит в полном объеме, компенсировать установленный судом факт нарушения права истца на исполнение судебного акта в разумный срок.
Доводы административного истца о том, что размер компенсации должен соответствовать практике Европейского Суда по правам человека, которая должна быть учтена судом при определении размера компенсации, судом отклоняются, поскольку часть 2 статьи 2 Закона о компенсации в редакции, действующей с 11 июня 2022 года, не содержит указания на необходимость принятия во внимание практики Европейского Суда по правам человека, а лишь указывает, что размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности и справедливости.
Учитывая, что в рассматриваемом случае судебным актом обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение из специализированного фонда Тюменской области возложена на орган государственной власти субъекта Российской Федерации – Правительство Тюменской области, следовательно соответствующему финансовому органу субъекта Российской Федерации – Департаменту финансов Тюменской области надлежит исполнить решение суда о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета Тюменской области.
В силу пункта 4 статьи 4 Закона о компенсации судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 250-259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.
Взыскать с Тюменской области в лице Департамента финансов Тюменской области за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Денежные средства перечислить на счет Денежные средства перечислить на счет <.......> в Западно-Сибирском отделении № 8647 ПАО Сбербанк, получатель ФИО1, БИК <.......>, корреспондентский счет <.......>, ИНН <.......>.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать. Решение в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Тюменский областной суд.
Судья Тюменского областного суда /подпись/ С.Б.Лешкова
Мотивированное решение изготовлено 02 ноября 2023 года.
копия верна:
Судья Тюменского областного суда С.Б.Лешкова