Дело № 3а-1041/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 октября 2022 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Казакова Д.А.,
секретарь Хлебникова А.О.
с участием прокурора Сидоровой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании нормативных правовых актов в части,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим решение городской Думы Краснодара от 02.09.2020г. № 100 п. 1 «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар» в части отнесения Генеральным планом муниципального образования г. Краснодар территории земельных участков с кадастровыми номерами 23<№...> к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, скверы, бульвары, городские леса).
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнила заявленные требования и просила суд:
- признать недействующим решение городской Думы Краснодара от 02.09.2020г. № 100 п. 1 «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар» в части отнесения Генеральным планом муниципального образования г. Краснодар территории земельных участков с кадастровыми номерами <№...> к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, скверы, бульвары, городские леса) как несоответствующее имеющим большую юридическую силу положениям п.8 ст.27 ЗК РФ, пп.18 п.8 ст.39.11 ЗК РФ, п.12 ст.85 ЗК РФ, п.12 ст.1 ГрК РФ, п.1 ст.209 ГК РФ, ст.304 ГК РФ, ч.2 и 3 ст.35 Конституции РФ.
- признать недействующим решение городской Думы Краснодара от 30.01.2007г. № 19 п. 6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар» в редакции решения городской Думы Краснодара от 22.07.2021г. № 17 п. 19 в части отнесения Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар территории земельных участков с кадастровыми номерами <№...> отнесены к территориальной зоне Р-1 - зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы, бульвары, сады).
- считать градостроительный регламент земельных участков с кадастровыми номерами: <№...> общей площадью 28 828 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...>; <№...> общей площадью 16 871 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...>; <№...> общей площадью 12 823 кв.м, расположенный по адресу: <№...>; <№...> общей площадью 16 030 кв. м, расположенный по адресу: <Адрес...>; <№...> общей площадью 15 052 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...>; <№...> общей площадью 8 701 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...>; <№...> общей площадью 5 419 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...>; <№...> общей площадью 5 081 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...>; <№...> общей площадью 6 682 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...> в соответствии с установленными видами разрешенного использования «Многоквартирные жилые дома» и назначением данных земельных участков - застройка многоэтажными жилыми домами (Ж-4).
Административный истец в обосновании требований указывает, что ей на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами <№...>, с видом разрешенного использования «многоэтажные жилые дома»; земельный участок с кадастровым номером <№...>, с видом разрешенного использования «объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения»; с кадастровыми номерами <№...>, с видом разрешенного использования «Парки, скверы, бульвары».
В отношении указанных земельных участков постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 29.02.2012г. № 1669 утвержден проект планировки территории, прилегающей к Западному автомобильному обходу в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара, согласно которому указанные земельные участки расположены в зоне застройки многоэтажных жилых домов 16,19 этажности.
В результате утверждения нового Генерального плана г. Краснодара (решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020г. №100 п.1 «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар»), на вышеуказанных земельных участках в нарушение правового режима, действующего на территории, в границах которой расположены земельные участки, установлена функциональная зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса).
Принятие вышеуказанного Генерального плана города Краснодара фактически привело к нарушению требований Градостроительного кодекса РФ, правового режима использования земельных участков, а также прав собственника данных объектов недвижимого имущества, установленных Конституцией РФ и гражданским законодательством.
Оспариваемые положения генерального плана муниципального образования город Краснодар в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами <№...> к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) создает неопределенность правового режима названных земельных участков, на которые зарегистрировано право собственности административного истца и препятствует их использованию по целевому назначению, реконструкции, в том числе в порядке, предусмотренном частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ.
Установление территории общего пользования, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, на земельный участок, находящийся в частной собственности, невозможно, поскольку приводит к невозможности осуществления собственником предусмотренных законом правомочий собственника, лишает собственника как права собственности на землю, так и права свободного пользования и владения таким земельным участком.
В отношении указанных земельных участков никаких решений о принудительном изъятии или резервировании не принималось и, в силу положений земельного законодательства, приниматься не может. Кроме того, вышеуказанные земельные участки свободны от каких-либо зеленых насаждений и никогда ими заняты не были, не имеют в своих границах зон с особыми условиями или иных территорий, которые бы повлияли на ее установление и не являются территорией с общим доступом.
Земельные участки с кадастровыми номерами <№...> имеют вид разрешенного использования «парки, скверы, бульвары», однако территорией общего пользования в настоящее время не являются, поскольку правообладатель принимает самостоятельное решение как о виде разрешенного использования земельного участка, так и о порядке использования такового.
Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар земельные участки, принадлежащие административному истцу на праве собственности, отнесены к территориальной зоне Р-1 - зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы, бульвары, сады).
Однако учитывая, что действиями административного ответчика при утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар нарушены права и законные интересы административного истца путем отнесения рассматриваемых земельных участков к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) они также неправомерно отнесены к территориальной зоне Р-1 - зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы, бульвары, сады), в связи с чем рассматриваемые земельные участки подлежали отнесению к территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4).
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности ФИО3 просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель Городской Думы Краснодара по доверенности ФИО4 просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель руководитель Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края по доверенности ФИО5 указала, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Прокурор Сидорова Л.Е. в судебном заседании указала, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению.
В судебное заседание ФИО1, представитель ООО «Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства» не явились, уведомлены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, заявлений, содержащих указания на причины неявки, суду не представили. Истец просила дело рассмотреть в её отсутствие.
В возражениях на административный иск представитель Городской Думы Краснодара по доверенности ФИО6 просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
В возражениях на административный иск представитель администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности ФИО3 просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Генеральный директор ООО «Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства» ФИО7 также просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
В отзыве и дополнениях к нему руководитель Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края ФИО8 просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска, возражений, отзывов, дополнений, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме.
Проверяя полномочия городской Думы Краснодара на принятие оспариваемых нормативных правовых актов, соблюдение порядка их принятия и публикации, суд исходит из следующего.
02 сентября 2020 года городской Думой Краснодара принято решение №100 п.1 «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар».
30 января 2007 года городской Думой Краснодара принято решение №19 п.6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар».
Процедура подготовки, принятия и опубликования решений городской Думы Краснодара от 02 сентября 2020 года № 100 п. 1 «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар» и от 30 января 2007 года №19 п.6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар» неоднократно являлись предметом проверки судов и административным истцом не оспариваются.
Оспариваемые решения являются нормативными правовыми актами, изданными уполномоченным органом муниципальной власти, принятыми в надлежащей форме и в соответствии с требуемой процедурой, опубликованы надлежащим образом, что подтверждается судебной практикой, в том числе, вышестоящих судов (решениями Краснодарского краевого суда от 25.06.2021г. №3а-932/2021, от 13.04.2021г. №3а-935/2021, от 28.01.2021г. №3а-314/2021, кассационными определениями Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28.06.2022г. № 88а-17724/2022, от 19.04.2022г. №88а-14994/2022, от 27.01.2022г. №88а-5820/2022, определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда № 18-АПГ18-24 от 13.09.2018г.).
С учетом Определения Конституционного Суда РФ от 23 ноября 2017 года № 2604-О и Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 30-П признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым, преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда № 18-АПГ18-24 от 13.09.2018г. установлено, что процедура подготовки и утверждения Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007г. №19 п.6 «Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар», осуществлена в соответствии с градостроительным законодательством.
На основании Положения о комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 21.07.2016г. №20 п.27 «О комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар», согласно выписке из протокола № 12 Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар (далее - Комиссия), главе муниципального образования город Краснодар рекомендовано принять решение о подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар в целях приведения его в соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 23.10.2020г. № 4550 «О подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар» принято решение о подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденные решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007г. № 19 п. 6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар».
Вышеуказанное постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 23.10.2020г. № 4550 «О подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар» опубликовано на официальном Интернет-портале администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара по адресу: https://krd.ru/dokumenty/dokumenty-administratsii/normativnye-pravovye-akty/ofitsialnoe-opublikovanie-normativnykh-pravovykh-aktov/document-27102020104021.html.
Согласно выписке из протокола № 2 Комиссия рекомендовала главе муниципального образования город Краснодар принять решение о рассмотрении проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар на общественных обсуждениях.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 19.02.2021г. № 615 «О назначении общественных обсуждений по проекту решения городской Думы Краснодара «О внесении изменений в решение городской Думы Краснодара от 30.01.2007г. № 19 п. 6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования города Краснодар» назначены общественные обсуждения по проекту решения городской Думы Краснодара «О внесении изменений в решение городской Думы Краснодара от 30.01.2007г. № 19 п. 6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар», обеспечено размещение настоящего постановления и проекта Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар на официальном Интернет-портале администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара (https://krd.ru/dokumenty/dokumenty-administratsii/normativnye-pravovye-akty/ ofitsialnoe-opublikovanie-normativnykh-pravovykh-aktov/document-9022021143644.html) и в газете «Краснодарские известия» от 25.02.2021г. № 19 (6495).
По результатам общественных обсуждений Комиссией подготовлены рекомендации окончательной редакции правил, а 18.05.2021г. администрацией муниципального образования город Краснодар размещены протоколы и заключения публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар в официальном источнике опубликования (https://golos.krd.ru/obschestvennye-obsuzhdeniya/discussion_26022021_l55552. html). Лицом, подготовившим на основании заключенного контракта проект Правил, были внесены соответствующие корректировки.
Согласно выписке из протокола № 6 Комиссия рекомендовала главе муниципального образования город Краснодар принять решение о рассмотрении проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар на заседании городской Думы Краснодара.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 30.06.2021г. № 2701 «О внесении проекта решения городской Думы Краснодара «О внесении изменения в решение городской Думы Краснодара от 30.01.2007г. №19 п.6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар» на рассмотрение городской Думы Краснодара» принято решение о внесении проекта решения городской Думы Краснодара «О внесении изменения в решение городской Думы Краснодара от 30.01.2007г. №19 п.6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар» на рассмотрение городской Думы Краснодара. В ходе согласования проекта в представительном органе Правила, в соответствии с таблицей поправок, внесенной главой муниципального образования город Краснодар, были доработаны и внесены на рассмотрение городской Думы Краснодара. При наличии кворума на 17 заседании городской Думы Краснодара за проект с учетом таблицы поправок проголосовало 37 человек из 52 при необходимом квалифицированном большинстве для принятия решения 27 человек.
Решение городской Думы Краснодара от 22.07.2021г. №17 п.19 «О внесении изменения в решение городской Думы Краснодара от 30.01.2007г. № 19 п. 6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар» официально опубликовано в Вестнике органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар от 21.07.2021г. № 8 (271), а также на Интернет - портале администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара (https://krd.ru/dokumenty/dokumenty-gorodskoy-dumy/obschie-dokumenty/ofitsialnoe-opublikovanie/document-2021103306.html).
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что Правила землепользования и застройки город Краснодар в редакции решения Городской Думы Краснодара от 22.07.2021г. №17 п.19 приняты уполномоченным органом в установленной форме с соблюдением правил официального опубликования, что административным истцом не оспаривается.
В соответствии с ч.1 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как усматривается из материалов дела, административный истец является собственником земельных участков:
- кадастровый <№...>, общей площадью 28 828 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский <Адрес...>;
- кадастровый <№...>, общей площадью 16 871 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...>
- кадастровый <№...>,общей площадью 12 823 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...>;
- кадастровый <№...>, общей площадью 16 030 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...>;
- кадастровый <№...>, общей площадью 15 052 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...>;
- кадастровый <№...> общей площадью 8 701 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...>;
- кадастровый <№...>, общей площадью 5 419 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...>;
- кадастровый <№...>, общей площадью 5 081 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...>;
- кадастровый <№...>, общей площадью 6 682 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...>, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Таким образом, истец вправе обратиться с указанным иском в суд.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии нормативных правовых актов в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении их прав, суд установил следующие обстоятельства.
Согласно выпискам из ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами <№...> имеют вид разрешенного использования «многоэтажные жилые дома»; земельный участок с кадастровым номером <№...> имеет вид разрешенного использования «объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения»; с кадастровыми номерами 23<№...> имеют вид разрешенного использования «Парки, скверы, бульвары».
В соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020г. № 100 п.1, рассматриваемые земельные участки расположены в функциональной зоне: озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) (планируемая).
В соответствии с Правилам землепользования и застройки, на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 30 января 2007 года №19 п.6, в редакции решения от 22 июля 2021 года №17 п.19, рассматриваемые земельные участки расположены в зоне зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы, бульвары, сады) (Р-1).
Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 ГрК РФ, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Суд полагает, что оспариваемое правовое регулирование не в полной мере соответствует названным принципам ввиду следующего.
Так, в соответствии с частью 11 статьи 35 ГрК РФ в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Согласно пункту 9 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Согласно пункту 12 статьи 1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В пункте 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ указано, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с генеральным планом муниципального образования г. Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012г. № 25 п. 15:
- земельный участок с кадастровым номером <№...> расположен в зоне инженерных сооружений (территория инженерных сооружений), в зоне общественно-делового и коммерческого назначения частично в зоне транспортной инфраструктуры;
- земельные участки с кадастровыми номерами <№...> расположены в зоне застройки многоквартирными жилыми домами 4-9-16 этажей, частично в зоне городских зеленых насаждений общего пользования;
- земельный участок с кадастровым номером <№...> расположен в зоне инженерных сооружений (территория инженерных сооружений);
- земельный участок с кадастровым номером <№...> расположен в зоне городских зеленых насаждений общего пользования и частично в зоне застройки многоквартирными жилыми домами 4-9-16 этажей и в зоне инженерных сооружений (территория инженерных сооружений).
- земельный участок с кадастровым номером <№...> расположен в зоне общественно-делового и коммерческого назначения, частично в зоне транспортной инфраструктуры;
- земельный участок с кадастровым номером <№...> расположен в зоне общественно-делового и коммерческого назначения, частично в зоне транспортной инфраструктуры, частично не зонирован;
- земельный участок с кадастровым номером <№...> расположен в зоне расположен в зоне застройки многоквартирными жилыми домами 4-9-16 этажей, частично в зоне городских зеленых насаждений общего пользования, частично не зонирован;
- земельный участок с кадастровым номером <№...> расположен в зоне застройки многоквартирными жилыми домами 4-9-16 этажей, частично в зоне городских зеленых насаждений общего пользования.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки от 22.07.2021г. №17 п.19, рассматриваемые земельные участки расположены зоне зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы, бульвары, сады) (Р-1).
Согласно ранее действовавшим Правилам землепользования и застройки рассматриваемые земельные участки были расположены в общественно-деловой зоне местного значения (ОД.2).
В соответствии с проектом планировки территории, прилегающей к Западному автомобильному обходу в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара, утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 29.02.2012г. № 1669 земельные участки расположены в зоне застройки многоэтажными жилыми домами.
Суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком при принятии оспариваемых нормативных правовых актов не была учтена ранее установленная территориальная зона при внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки, поскольку в силу части 1 статьи 34 ГрК РФ при установлении границ территориальных зон сложившаяся планировка и существующее землепользование учитываются наряду с остальными факторами, в частности функциональными зонами и параметрами их планируемого развития, определенными генеральным планом соответствующего муниципального образования. При этом, документы территориального планирования в силу части 3 статьи 9 ГрК РФ являются обязательными для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Как усматривается из материалов дела, в отношении указанных земельных участков постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 29.02.2012г. № 1669 был утвержден проект планировки территории, прилегающей к Западному автомобильному обходу в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара, согласно которому, указанные земельные участки расположены в зоне застройки многоэтажных жилых домов 16,19 этажности.
Согласно ч.10.2 ст.45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории в целях реализации решения о комплексном развитии территории осуществляется в соответствии с таким решением без учета ранее утвержденной в отношении этой территории документации по планировке территории. В случае, если для реализации решения о комплексном развитии территории требуется внесение изменений в генеральный план поселения, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки, подготовка указанной документации по планировке территории осуществляется одновременно с подготовкой изменений в данные генеральный план поселения, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки. Утверждение указанной документации по планировке территории допускается до утверждения этих изменений в данные генеральный план поселения, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки.
В соответствии с ч.1 ст.46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется.
Решением городской Думы Краснодара от 21.04.2016г. № 15 п.5 утвержден Порядок подготовки документации по планировке территории муниципального образования город Краснодар, разрабатываемой на основании решения администрации муниципального образования город Краснодар, принятия решения об утверждении, о внесении изменений в такую документацию, отмене такой документации или ее отдельных частей, признании отдельных частей такой документации не подлежащими применению.
В соответствии с п.11 указанного Порядка, подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Пунктам 32-35 указанного Порядка установлены основания и порядок отмены документации по планировке территории или ее отдельных частей.
Так, пункт 32 Порядка предусматривает в качестве основания для отмены документации по планировке территории или ее отдельных частей, в том числе в случаях: внесения изменений в документы территориального планирования Российской Федерации, Краснодарского края, муниципального образования город Краснодар в связи с планируемым размещением объектов федерального, регионального и местного значения, препятствующих реализации утвержденной документации по планировке территории; установления на территории, для которой утверждена документация по планировке территории, зон(ы) с особыми условиями использования территории, в соответствии с которой (которыми) невозможна реализация документации по планировке территории.
Однако никаких действий по отмене проекта планировки территории, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 29.02.2012г. № 1669, не производилось, проект планировки территории является действующим.
Не может быть принята во внимание ссылка административного ответчика на ч.12.6 ст.45 Градостроительного кодекса РФ согласно которой проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение шести лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Положения указанной правовой нормы предусматривают срок изъятия земельных участков под объекты федерального значения, объекты регионального значения или объекты местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Однако в данном случае указанные земельные участки не планировались к изъятию для размещения таких объектов.
В связи с чем, является необоснованным довод административного ответчика о том, что срок реализации проекта планировки территории, который предусматривал обеспечение планируемого жилого строительства объектами местного значения истек в 2018 году и территория планируемого микрорайона не была застроена и на момент утверждения городской Думой Краснодара генерального плана муниципального образования город Краснодар требовалась разработка нового проекта планировки с учетом изменений нормативов градостроительного проектирования для возможности реализации объектов местного значения.
Указанный проект планировки территории, утвержденный постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 29.02.2012г. № 1669, срока действия не содержит, никем не отменен, то есть в настоящее время является действующим.
Кроме того, согласно сведениям государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее ГИСОГД), департаментом архитектуры выданы градостроительные планы:
от 18.12.2019г. № RU23306<№...> на земельный участок с кадастровым номером <№...>;
от 18.12.2019г. № RU23306<№...> на земельный участок с кадастровым номером <№...>;
от 21.07.2021г. № РФ<№...>-1557 на земельный участок с кадастровым номером <№...>;
от 21.07.2021г. № РФ<№...>-1550 на земельный участок с кадастровым номером <№...>;
от 21.07.2021г. № РФ<№...>-1553 на земельный участок с кадастровым номером <№...>.
На основании заявления бывшего собственника земельного ООО «Инфра Строй-Инжиниринг» и документов, предусмотренных ч.7 ст.51 ГрК РФ, департаментом архитектуры выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства от 29.01.2016г. № RU <№...> по проекту: «Многоэтажная жилая застройка земельного участка с кадастровым номером <№...>», на вышеуказанном земельном участке. Срок действия разрешения до 2024 года.
Вышеуказанные последовательные действия администрации муниципального образования г. Краснодар явно свидетельствовали о намерении реализовать проект планировки территории, утвержденный постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 29.02.2012г. № 1669.
Соответственно, в данном конкретном случае не имеет правового значения довод административного ответчика о том, что ФИО1 приобрела земельные участки в декабре 2021 года, то есть уже после утверждения генерального плана и правил землепользования и застройки.
В рамках рассмотрения проекта генерального плана муниципального образования город Краснодар на общественных обсуждениях, согласно заключению о результатах общественных обсуждений в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> представителем ООО «Инфрастройинжиниринг» <ФИО>18 (предложение 2947), представителем ООО «СО Верна» <ФИО>16. в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <№...> (предложение 3282), представителем ООО КБ «Газтрансбанк» <ФИО>17 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <№...> (предложение 3285) предлагалось установить функциональную зону – «зону городских зеленых насаждений общего пользования».
Однако в суд поступили письма от бывших собственников земельных участков - ООО «Инфрастройинжиниринг», ООО «СО Верна», ООО КБ «Газтрансбанк», согласно которым юридические лица не уполномочивали своих представителей на голосование в ходе общественных обсуждений с целью принятия решения о дальнейшем утверждении проекта внесения изменений в генеральный план МО г. Краснодар от 31.08.2020г. с позицией, выражающей согласие на изменение функциональной зоны в отношении указанных земельных участков с зоны застройки многоэтажными жилыми домами на зону зеленных насаждений общего пользования.
Кроме того, публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности, результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер, они учитываются при принятии соответствующего решения, но не являются обязательными (Апелляционные определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2020 г. № 11-АПА20-1, от 27.11.2019г. №127-АПА19-24).
В результате внесения изменений в оспариваемые нормативные правовые акты и установления функциональной и территориальной зоны озелененных территорий общего пользования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <№...>, нарушает право административного истца и противоречит утвержденному проекту планировки территории от 2012 года.
При этом никаких компенсационных мероприятий, направленных на восстановление прав административного истца не производилось.
Доводы административного ответчика о том, что необходимость установления дополнительных озелененных территорий общего пользования обоснована требованиями п. 7.4 Свода правил «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016г. № 1034/пр) (ред. от 31.05.2022г.), согласно которым площадь озелененной территории микрорайона (квартала) жилой зоны с застройкой многоквартирными жилыми зданиями (без учета участков общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций) должна составлять не менее 25% площади территории микрорайона (квартала) не могут быть признаны состоятельными и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, ссылка административного ответчика о том, что функциональное зонирование указанной территории устанавливалось в интересах муниципального образования исходя из отсутствия свободных земель, находящихся в собственности муниципалитета, также не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку судом установлено нарушение правовых положений, регулирующих градостроительное законодательство.
Таким образом, суд приходит к выводу о признании решения городской Думы Краснодара от 02.09.2020г. №100 п.1 «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар» в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами <№...> к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, скверы, бульвары, городские леса) не соответствующим ст.ст.35, 45, 46 ГрК РФ, ст.85 ЗК РФ.
При этом, суд учитывает, что принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, Правила землепользования и застройки в указанной части также подлежат признанию недействующими.
На основании положений статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», оспариваемые нормы подлежат признанию не действующими со дня вступления в силу настоящего решения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления в части земельных участков с кадастровыми номерами <№...>.
Вместе с тем, суд считает неподлежащими удовлетворению требования истца о признании недействующим оспариваемых нормативных правовых актов в части земельных участков с кадастровыми номерами <№...>.
Так, указанные земельные участки имеют вид разрешенного использования «парки, скверы, бульвары», после утверждения генерального плана муниципального образования город Краснодар от 02.09.2020г. № 100 п. 1 и Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар в редакции решения городской Думы Краснодара от 22.07.2021г. № 17 п. 19, вид разрешенного использования для указанных земельных участков не изменился, функциональная и территориальная зоны соответствуют виду разрешенного использования.
Кроме того, согласно сведениям ГИСОГД земельные участки с кадастровыми номерами 23<№...> расположены в границах территории, на которую постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 29.02.2012г. № 1669 утвержден проект планировки территории, прилегающей к Западному автомобильному обходу в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара. В соответствии с указанным проектом планировки территории земельные участки с кадастровыми номерами <№...> расположены в подзоне размещения скверов, бульваров.
В связи с чем, оснований для признания оспариваемых нормативных правовых актов в данной части не установлено.
Также не подлежат удовлетворению требования административного истца считать градостроительный регламент земельных участков в соответствии с установленными видами разрешенного использования «Многоквартирные жилые дома» и назначением данных земельных участков - застройка многоэтажными жилыми домами (Ж-4).
В соответствии с ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» административные исковые требования об оспаривании нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, не могут быть рассмотрены судом общей юрисдикции совместно с иными материально-правовыми требованиями.
Таким образом, указанные требования не могут рассмотрены в рамках рассмотрения административного деда об оспаривании нормативных правовых актов.
Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административные исковые требования ФИО1 об оспаривании нормативных правовых актов в части – удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу решение Городской Думы Краснодара от 02.09.2020г. № 100 п. 1 «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар» в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами <№...> к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, скверы, бульвары, городские леса).
Признать недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу решение Городской Думы Краснодара от 30.01.2007г. № 19 п. 6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар» в редакции решения городской Думы Краснодара от 22.07.2021г. № 17 п. 19 в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами <№...> к территориальной зоне Р-1 - зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы, бульвары, сады).
Обязать Городскую Думу Краснодара опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативно правовые акты Городской Думы Краснодара, а также разместить на сайте Городской Думы Краснодара.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья:
Решение суда в окончательной форме изготовлено 26.10.2022 года.