Дело № 3а-1043/2020
32ОS0000-01-2020-000574-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Брянск 2 ноября 2020 г.
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Горбарчука С.А.,
при секретаре Кондрашовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Брянский автомобильный завод» к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Государственному бюджетному учреждению «Брянскоблтехинвентаризация» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Брянский автомобильный завод» (далее - АО «БАЗ») обратилось в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что ему на праве аренды принадлежат:
земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для использования корпуса №, площадью 34635 +/- 65,13 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 33 194 876 руб. 70 коп.;
земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: тяжелая промышленность; автомобилестроительная промышленность; объекты технического, инженерного и ремонтного обслуживания предприятий; объекты транспортного обслуживания производства, площадью 128913 +/- 126 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый № (единое землепорльзование), кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 123 552 797 руб. 46 коп.;
земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для использования производственных и административных зданий, площадью 592520 +/- 81 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 567 883 018 руб. 40 коп.
Установленная кадастровая стоимость объектов недвижимости затрагивает права и обязанности административного истца, поскольку уплачиваемые им арендные платежи рассчитываются, исходя из этой кадастровой стоимости.
Кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости АО «БАЗ» посчитал завышенной, в связи с чем обратился к ООО «Брянский оценщик» для определения его рыночной стоимости.
Согласно отчету об оценке от 4 марта 2020 г. № 134 по состоянию на 1 января 2019 г. рыночная стоимость:
земельного участка с кадастровым номером № составляет 21 274 000 руб.;
земельного участка с кадастровым номером № составляет 65 655 000 руб.;
земельного участка с кадастровым номером: № составляет 271 008 000 руб.
АО «БАЗ» просит суд установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: № в размере их рыночной стоимости в соответствии с представленным отчетом.
Лица, участвующие в деле, и их представители в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Представитель административного истца по доверенности Усенко С.В. представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административных ответчиков – Управления имущественных отношений Брянской области и ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» по доверенностям Ребеко О.Е. ранее в материалы дела представила письменные отзывы, в которых возражала против заявленных требований. Вместе с тем, указала, что не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. Просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Заместитель начальника отдела правового обеспечения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Ю.В. Ланцева представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.
Представитель заинтересованного лица – Брянской городской администрации по доверенности Кожанов А.А. ранее в материалы дела представил письменный отзыв, в котором указал, что установление кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости повлечет снижение уровня доходов местного бюджета. Просил рассмотреть административное дело в его отсутствие.
С учетом положений статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участников процесса.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Административному истцу на праве аренды принадлежат следующие земельные участки:
земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для использования корпуса № 8, площадью 34635 +/- 65,13 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №;
земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: тяжелая промышленность; автомобилестроительная промышленность; объекты технического, инженерного и ремонтного обслуживания предприятий; объекты транспортного обслуживания производства, площадью 128913 +/- 126 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый №;
земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для использования производственных и административных зданий, площадью 592520 +/- 81 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость земельных участков составляет:
с кадастровым номером № в размере 33 194 876 руб. 70 коп.
с кадастровым номером № в размере 123 552 797 руб. 46 коп.
Кадастровая стоимость данных объектов недвижимости определена по состоянию на 1 января 2019 г.
Дата внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости 26 января 2020 г.
Реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости – 22 ноября 2019 г. № 1498 (Приказ Управления имущественных отношений Брянской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области» от 22 ноября 2019 г. № 1498).
Из материалов дела также усматривается, что согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № была вновь утверждена актом ГБУ «Брянскобтехинвентаризация» от 4 марта 2020 г. № 2-Г по состоянию на 25 июля 2019 г. в размере 567 883 018 руб. 40 коп. Дата внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГГГ
В силу ст. 245 КАС РФ, ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административный истец является плательщиком арендных платежей, которые рассчитываются исходя из кадастровой стоимости земельных участков, в связи с чем имеет правовой интерес в результатах определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
В соответствии с п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Согласно абз. 4 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с ч. 1 ст. 62, ч. 5 ст. 247 и ст. 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
В силу ст. ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.
Административный истец в обоснование заявленного требования представил отчет об оценке от 4 марта 2020 г. № 134, подготовленный ООО «Брянский оценщик», согласно которому рыночная стоимость принадлежащих истцу на праве аренды земельных участков по состоянию на 1 января 2019 г. составляет:
земельного участка с кадастровым номером № в размере 21 274 000 руб.;
земельного участка с кадастровым номером № в размере 65 655 000 руб.;
земельного участка с кадастровым номером № в размере 271 008 000 руб.
При этом указанный отчет был выполнен оценщиком до утверждения новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:28:0013201:150.
Как разъяснено в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», по смыслу части 2 статьи 67 ГПК РФ и части 2 статьи 84 КАС РФ экспертное заключение саморегулируемой организации на отчет об оценке не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами (абзац восьмой статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
По ходатайству представителя административного истца определением Брянского областного суда от 13 августа 2020 г. назначена экспертиза для определения соответствия представленного отчета требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки в части определения рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. следующих объектов недвижимости: земельных участков с кадастровыми номерами №
Также судом перед экспертом был поставлен вопрос об определении по состоянию на 25 июля 2019 г. рыночной стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для использования производственных и административных зданий, площадью 592520 +/- 81 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>. Производство экспертизы поручено АНО «Независимая коллегия экспертов».
Согласно заключению эксперта АНО «Независимая коллегия экспертов» от 21 сентября 2020 г. № 691-20, отчет об оценке от 4 марта 2020 г. № 134, выполненный ООО «Брянский оценщик», в части определения рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 32:28:0013201:104 и 32:28:0013201:65 соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:28:0013201:150, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для использования производственных и административных зданий, площадью 592520 +/- 81 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, по состоянию на 25 июля 2019 г. составила 290 270 000 рублей.
Оценивая заключение эксперта АНО «Независимая коллегия экспертов» от 21 сентября 2020 г. № 691-20 в соответствии с п. 8 ст. 82 КАС РФ, суд признает его надлежащим доказательством по делу, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями процессуального законодательства, в заключении приведены ссылки на нормативные акты и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, на основании чего сделаны выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Основания для сомнения в правильности заключения, беспристрастности и объективности эксперта отсутствуют.
Эксперт АНО «Независимая коллегия экспертов» Полякова Н.В., проводившая судебную экспертизу, с 14 ноября 2007 г. является членом общероссийской общественной организацией «Российское общество оценщиков», имеет право осуществлять оценочную деятельность на всей территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, необходимые дипломы.
При указанных обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска и установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г.:
земельного участка с кадастровым номером № в размере 21 274 000 руб.
земельного участка кадастровым номером № (единое землепользование) в размере 65 655 000 рублей.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № подлежит установлению в размере его рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2019 г. - 290 750 000 рублей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Административный истец обратился в Брянский областной суд с настоящим административным иском 30 июня 2020 г.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в ЕГРН в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление акционерного общества «Брянский автомобильный завод» к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Государственному бюджетному учреждению «Брянскоблтехинвентаризация» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2019 г.:
земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для использования корпуса №, площадью 34635 +/- 65,13 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, в размере 21 274 000 рублей;
земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: тяжелая промышленность; автомобилестроительная промышленность; объекты технического, инженерного и ремонтного обслуживания предприятий; объекты транспортного обслуживания производства, площадью 128913 +/- 126 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № (единое землепользование), в размере 65 655 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для использования производственных и административных зданий, площадью 592520 +/- 81 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый №, в размере 290 750 000 рублей по состоянию на 25 июля 2019 г.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 30 июня 2020 г.
Вновь установленная кадастровая стоимость объектов недвижимости подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца.
Председательствующий
судья Брянского областного суда С.А. Горбарчук