ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1044/2021 от 25.08.2021 Брянского областного суда (Брянская область)

дело № 3а-1044/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Брянск 25 августа 2021 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Богородской Н.А.,

при секретаре Понкрашовой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Клестовой Ольги Николаевны об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л :

Клестова О.Н. обратилась в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, общая площадь 8 685 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 2 677 620,24 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, общая площадь 11 454 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 3 531 314,02 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, общая площадь 11 313 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 3 487 843,15 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, общая площадь 2 357 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 726 672,53 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, общая площадь 10 159 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 3 132 060,34 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, общая площадь 10 002 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 3 083 656,61 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, общая площадь 11 344 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 3 497 400,58 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, общая площадь 2 244 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 691 834,18 руб., в размере рыночной стоимости по состоянию на 19 октября 2020 года, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость указанных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, что нарушает права административного истца как налогоплательщика.

Просит установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 19 октября 2020 года: земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, общая площадь 8 685 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, в размере 540 120,15 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, общая площадь 11 454 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, в размере 695 601,42 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, общая площадь 11 313 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, в размере 687 038,49 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, общая площадь 2 357 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, в размере 172 461,69 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, общая площадь 10 159 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, в размере 616 956,07 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, общая площадь 10 002 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, - в размере 607 421,46 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, общая площадь 11 344 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, в размере 688 921,12 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, общая площадь 2 244 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, в размере 164 193,48 руб.

Административный истец Клестова О.Н. и ее представитель Киндиров А.С. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не заявлено.

Административный истец Клестова О.Н. в заявлении от 31 марта 2021 года административные исковые требования поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить и рассматривать административное дело в ее отсутствие с участием представителя по доверенности.

В заявлении от 24 августа 2021 года представитель административного истца Киндиров А.С. административные исковые требования поддерживает в полном объеме, просит рассмотреть дело без участия представителя административного истца и удовлетворить заявленные требования с учетом проведенной по делу экспертизы.

Административные ответчики - управление имущественных отношений Брянской области, управление Росреестра по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» и заинтересованные лица – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Отрадненская сельская администрация, администрация Брянского района о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители административных ответчиков и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не заявлено.

Из поступившего в суд 30 марта 2021 года отзыва на административное исковое заявление представителя административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области Андрияновой Д.В. следует, что управление имущественных отношений Брянской области возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости в соответствии с предоставленным административным истцом отчетом об оценке, приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области. Право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов в размере рыночной стоимости управление имущественных отношений Брянской области не оспаривает.

В ходатайстве от 18 августа 2021 года представитель административного ответчика – управления Росреестра по Брянской области Корчигина О.В. просит рассмотреть дело в отсутствие представителя управления Росреестра по Брянской области. В ранее представленных возражениях на административное исковое заявление от 30 марта 2021 года представителем административного ответчика управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Богушевской Н.С. указано, что заявленные в суд требования сводятся к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается управлением Росреестра по Брянской области, а также не оспаривается представленный административным истцом в качестве доказательства отчет об определении рыночной стоимости объектов недвижимости. Управление Росреестра по Брянской области административные исковые требования в части привлечения в качестве административного ответчика не признает, поскольку как орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, права и законные интересы заявителя не нарушало, по существу заявленных требований не возражает.

Представитель административного ответчика – ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» Андриянова Д.В. в отзыве на административное исковое заявление от 30 марта 2021 года возражает против удовлетворения заявленных исковых требований административного истца, ссылаясь на то, что полученные рыночным оценщиком результаты не соответствуют действительности, объекты, идентичные по характеристикам и местоположению, невозможно приобрести на открытом рынке по данной стоимости. Право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов в размере рыночной стоимости не оспаривает.

В ходатайстве, поступившем в суд 25 августа 2021 года, представитель заинтересованного лица администрации Брянского района Исаченко Е.Н. просит провести судебное заседание в отсутствие представителя администрации Брянского района. В представленном в суд 12 апреля 2021 года отзыве на административный иск представитель администрации Исаченко Е.Н. возражает против удовлетворения заявленных требований, считает снижение кадастровой стоимости объектов недвижимости существенным, указав, что значительное снижение кадастровой стоимости объектов недвижимости (особенно если они используются для предпринимательской деятельности) может существенно повлиять на размер налоговых доходов местного бюджета. При снижении кадастровой стоимости объектов недвижимости затрагиваются права и законные интересы муниципального образования Брянский район.

В соответствии с требованиями статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Клестовой О.Н. и представителя административного истца Киндирова А.С., представителей административных ответчиков - управления имущественных отношений Брянской области, управления Росреестра по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» и заинтересованных лиц – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Отрадненской сельской администрации, администрации Брянского района.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.

Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость. К заявлению об оспаривании прилагается отчет об оценке рыночной стоимости (часть 7, пункт 3 части 9 статьи 22 названного Федерального закона).

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года N 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства: зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Брянской области, и результаты определения кадастровой стоимости земельных участков всех категорий земель, расположенных на территории Брянской области: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли полного фонда; земли запаса.

Как следует из материалов административного дела, административному истцу Клестовой О.Н. на праве собственности принадлежат:

земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, площадь 8 685+/-33 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>;

земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, площадь 11 454+/-37 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>;

земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, площадь 11 313+/-37 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>;

земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, площадь 2 357+/-17 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>;

земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, площадь 10 159+/-35 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>;

земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, площадь 10 002+/-35 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>;

земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, площадь 11 344+/-37 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>;

земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, площадь 2 244+/-17 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 16 ноября 2020 года № КУВИ-002/2020-38335121, № КУВИ-002/2020-38335833, № КУВИ-002/2020-38355815, от 17 ноября 2020 года № КУВИ-002/2020-38357164, № КУВИ-002/2020-38356125, № КУВИ-002/2020-38353371, № КУВИ-002/2020-38354765 и акту об определении кадастровой стоимости №АОКС-32/2020/000205 от 11 ноября 2020 года кадастровая стоимость составляет: земельного участка, кадастровый , адрес: <адрес>; - 2 677 620,24 руб.; земельного участка, кадастровый , адрес: <адрес>; - 3 531 314,02 руб.; земельного участка, кадастровый , адрес: <адрес>; - 3 487 843,15 руб.; земельного участка, кадастровый , адрес: <адрес>; - 726 672,53 руб.; земельного участка, кадастровый , адрес: <адрес>; - 3 132 060,34 руб.; земельного участка, кадастровый , адрес: <адрес>; - 3 083 656,61 руб.; земельного участка, кадастровый , адрес: <адрес>; - 3 497 400,58 руб.; земельного участка, кадастровый , адрес: <адрес>, - 691 834,18 руб. Сведения о дате утверждения кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 13 ноября 2020 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 19 октября 2020 года. Дата начала применения кадастровой стоимости – 19 октября 2020 года.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.

Исходя из требований статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, являются налогоплательщиками земельного налога.

Согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В силу требований статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Таким образом, права и обязанности административного истца Клестовой О.Н., как налогоплательщика, затронуты результатами определения кадастровой стоимости указанных выше земельных участков и она вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении спорных объектов недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.

В силу разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).

Административный истец Клестова О.Н., оспаривая кадастровую стоимость указанных в административном иске земельных участков, в обоснование заявленных требований представила отчет об оценке от 25 января 2021 года , выполненный оценщиком ФИО1, согласно которому по состоянию на 19 октября 2020 года рыночная стоимость объектов оценки, расположенных по адресу: <адрес>, составляет: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, общая площадь 8 685 кв.м., кадастровый , - 540 120,15 руб.; земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, общая площадь 11 454 кв.м., кадастровый , - 695 601,42 руб.; земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, общая площадь 11 313 кв.м., кадастровый , - 687 038,49 руб.: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, общая площадь 2 357 кв.м., кадастровый , - 172 461,69 руб.; земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, общая площадь 10 159 кв.м., кадастровый , - 616 956,07 руб.; земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, общая площадь 10 002 кв.м., кадастровый , - 607 421,46 руб.; земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, общая площадь 11 344 кв.м., кадастровый , - 688 921,12 руб.; земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, общая площадь 2 244 кв.м., кадастровый , - 164 193,48 руб.

В связи с существенной разницей между установленной кадастровой стоимостью спорных объектов недвижимости и их рыночной стоимостью, определенной в отчете об оценке, представленном административным истцом, учитывая возражения представителя административных ответчиков – управления имущественных отношений Брянской области и ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» против удовлетворения заявленных требований, в ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административного истца Киндирова А.С. по делу была назначена судебная оценочная экспертиза на предмет соответствия представленного отчета об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, производство которой поручено эксперту ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» ФИО2

Согласно заключению эксперта ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» ФИО2 от 23 июля 2021 года № 01-215/Э-2021 в результате экспертизы отчета об оценке от 25 января 2021 года № 007985/21/023/02, нарушение требований законодательства об оценочной деятельности, в том числе требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, которые способны повлиять на итоговый результат рыночной стоимости объектов оценки, не выявлено. Отчет об оценке соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года в действующей редакции, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.

Оценивая заключение эксперта ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» ФИО2 от 23 июля 2021 года № 01-215/Э-2021 в соответствии с пунктом 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признает его надлежащим доказательством по делу, поскольку экспертиза проведена в соответствии с требованиями действующего процессуального законодательства, в заключении приведены ссылки на нормативные акты и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы. Эксперт ФИО2 является членом саморегулируемой организации Региональной Ассоциации Оценщиков, имеет необходимые дипломы и квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, на основании чего сделаны выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Оснований для сомнения в правильности, беспристрастности и объективности эксперта не имеется.

Административными ответчиками и заинтересованными лицами доказательств, опровергающих указанное заключение эксперта, не представлено.

Таким образом, учитывая, что административным истцом выполнена возложенная на нее обязанность по определению рыночной стоимости спорных земельных участков, а административными ответчиками и заинтересованными лицами не опровергнуты представленные доказательства об определении рыночной стоимости принадлежащих административному истцу объектов недвижимости, а также принимая во внимание, что данные об иной рыночной стоимости указанных в административном иске земельных участков, которые могли бы опровергнуть отчет об оценке от 25 января 2021 года №007985/21/023/02, выполненный ФИО2ФИО1, и заключение эксперта ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» ФИО2 от 23 июля 2021 года № 01-215/Э-2021 отсутствуют, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Клестовой О.Н. и установлении кадастровой стоимости равной рыночной стоимости:

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, площадь 8 685+/-33 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, по состоянию на 19 октября 2020 года в размере 540 120,15 руб.;

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, площадь 11 454+/-37 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, по состоянию на 19 октября 2020 года в размере 695 601,42 руб.;

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, площадь 11 313+/-37 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, по состоянию на 19 октября 2020 года в размере 687 038,49 руб.;

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, площадь 2 357+/-17 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, по состоянию на 19 октября 2020 года в размере 172 461,69 руб.;

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, площадь 10 159+/-35 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, по состоянию на 19 октября 2020 года в размере 616 956,07 руб.;

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, площадь 10 002+/-35 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, по состоянию на 19 октября 2020 года в размере 607 421,46 руб.;

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, площадь 11 344+/-37 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, по состоянию на 19 октября 2020 года в размере 688 921,12 руб.;

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, площадь 2 244+/-17 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, по состоянию на 19 октября 2020 года в размере 164 193,48 руб.

Исходя из разъяснений, данных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Согласно статье 17 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, определенной в результате проведения государственной кадастровой оценки или в порядке, предусмотренном статьей 16, 19, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона, осуществляет внесение в Единый государственный реестр недвижимости таких сведений, в том числе о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление об оспаривании).

В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Как следует из материалов административного дела, административный истец Клестова О.Н. обратилась в суд с настоящим административным иском об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости 05 февраля 2021 года (л.д.150).

Таким образом, датой подачи Клестовой О.Н. заявления об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ей земельных участков в размере рыночной стоимости следует считать 05 февраля 2021 года, т.е. дату ее обращения в суд.

С учетом указанных выше правовых норм настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных земельных участков.

Доводы, изложенные в возражениях представителя управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, о том, что управление Росреестра по Брянской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему административному делу, суд находит необоснованными по следующим основаниям.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 года на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

На территории Брянской области функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных осуществляет управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (управление Росреестра по Брянской области).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Клестовой Ольги Николаевны об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, площадь 8 685+/-33 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 октября 2020 года в размере 540 120,15 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, площадь 11 454+/-37 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 октября 2020 года в размере 695 601,42 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, площадь 11 313+/-37 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 октября 2020 года в размере 687 038,49 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, площадь 2 357+/-17 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 октября 2020 года в размере 172 461,69 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, площадь 10 159+/-35 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 октября 2020 года в размере 616 956,07 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, площадь 10 002+/-35 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 октября 2020 года в размере 607 421,46 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, площадь 11 344+/-37 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 октября 2020 года в размере 688 921,12 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки, площадь 2 244+/-17 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 октября 2020 года в размере 164 193,48 руб.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 05 февраля 2021 года – дату обращения Клестовой О.Н. с настоящим административным иском в суд.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А.Богородская

Мотивированное решение суда изготовлено 08 сентября 2021 года.