Дело № 3а–142/2022
УИД 26OS0000-04-2021-000736-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ставрополь 10 марта 2022 года
Ставропольский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Дубинин А.И.,
при секретаре судебного заседания Матвиенко В.В.,
представителя административных ответчиков <адрес> и Министерства строительства и архитектуры <адрес>ФИО35
представителя административного ответчика администрации Георгиевского городского округа <адрес>ФИО32,
прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском, арбитражном процессе прокуратуры <адрес>ФИО33,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску, ФИО13, ФИО1, ФИО2, ФИО3, Юн Виктории Алексеевны, ФИО4, ФИО14, ФИО16, ФИО15, ФИО5, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО21, ФИО9, ФИО22, ФИО10, ФИО11, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО12 к МО Георгиевского городского округа <адрес> в лице Администрации Георгиевского городского края, Министерству строительства и архитектуры <адрес> о признании незаконным и исключении из Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О внесении изменений в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2019-2025 годах», утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п» многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
установил:
административные истцы обратились в <адрес>вой суд с административным иском к муниципальному образованию Георгиевского городского округа <адрес> в лице Администрации Георгиевского городского края, Министерству строительства и архитектуры <адрес> с указанным иском.
ДД.ММ.ГГГГ в качестве административного ответчика к участию в деле привлечено <адрес>.
В соответствии со статьей 42 КАС РФ ведение соответствующего административного дела в интересах группы поручено ФИО13 и её представителю по нотариальной заверенной доверенности ФИО36
В обоснование административного иска истцами указано, что административные истцы являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ председатель ТСЖ «Взлёт» ФИО34 обратился в межведомственную комиссию <адрес> по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным непригодным) для проживания и многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащими сносу или реконструкции.
К заявлению были приложены документы, предусмотренные п. 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, назначенной администрацией <адрес> края, в результате проведенной оценки соответствия указанного помещения установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, требованиям принято решение, оформленное в виде заключения, о признании МКД, расположенного по <адрес>, №, аварийным и подлежащим реконструкции.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации <адрес> края №-р «Об утверждении реестра многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, о сроках переселения граждан из многоквартирных жилых домов, признанных аварийным и подлежащими сносу, и о сроках проведения реконструкции многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими реконструкции» пунктом 2 «утверждены заключения межведомственной комиссии о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими реконструкции на территории <адрес> согласно приложению 2», пунктом 4 «утвержден реестр многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими реконструкции на территории <адрес> согласно приложению 4», пунктом 6 установлено, что «срок проведения реконструкции многоквартирных домов признанных аварийными и подлежащими реконструкции, указанных в реестре, считать со дня включения их в региональную адресную программу по реконструкции многоквартирных домов и до окончания реализации мероприятий программы по реконструкции многоквартирных домов».
Вышеуказанная ситуация была отражена и в постановлении администрации Георгиевского городского округа <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О внесении изменений в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2019-2025 годах», утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, был включен в программу переселение, а не реконструкции, как планировалось.
Постановление <адрес> нарушает права и законные интересы административных истцов на проживание именно в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, поскольку он подлежит восстановлению путем реконструкции или ремонта.
На основании вышеизложенного просили:
Признать незаконным и исключить из Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О внесении изменений в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2019-2025 годах», утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Обязать административных ответчиков не включать многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, ни в какие региональные программы, кроме как программы по реконструкции многоквартирных домов.
Представитель административного ответчика администрации Георгиевского городского округа <адрес>ФИО32 просил в удовлетворении административного иска отказать в виду его необоснованности по основаниям, изложенным в возражения на административный иск.
Из письменных возражений администрации Георгиевского городского округа <адрес> следует, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее - Положение) межведомственная комиссия приняла решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции, так как многоквартирный дом не соответствуют требованиям, установленным в Положении (акт и заключение № от ДД.ММ.ГГГГ).
Признание многоквартирного дома аварийным было произведено на основании обращения лица, уполномоченного собственниками жилых помещений многоквартирного <адрес> - председателя ТОК «Взлет» ФИО34
При этом собственники осознавали, что в случае признания дома аварийным вопросы признания дома подлежащим сносу, либо реконструкции не зависят от волеизъявления собственников, а определяются межведомственной комиссией согласно фактическому состоянию многоквартирного дома.
Постановлением администрации <адрес>№-р от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим реконструкции. Признание многоквартирного дома аварийным так же, как и участие в региональных программах, носит заявительный характер. Собственники многоквартирного дома по <адрес> в <адрес> совместно обратились в межведомственную комиссию с заявлением признать многоквартирный дом аварийным.
В краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2019-2023 годах», утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п (изм. от ДД.ММ.ГГГГ№) (далее - Программа), по дате признания включены дома, признанные аварийными с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Многоквартирный дом по <адрес> состоит в четвертом этапе (2022 — 2023 годы) Программы.
Согласно условиям Программы гражданам, проживающим в аварийном многоквартирном доме, будут предоставлены благоустроенные помещения площадью не менее площади аварийной квартиры во вновь построенном многоквартирном доме, расположенном в границах <адрес>.
Включение многоквартирного дома по <адрес> в <адрес> в Программу было произведено в соответствии с обращением собственников жилых помещений данного многоквартирного дома, на предусмотренных законом основаниях. Нормы действующего жилищного законодательства при этом нарушены не были.
В разделе 4 Программы «Перечень аварийных многоквартирных домов, включенных в Программу» помимо домов, подлежащих сносу указаны дома подлежащие реконструкции.
С момента признания, многоквартирного дома аварийным и до настоящего времени в Ставропольском крае отсутствуют государственные и муниципальные программы реконструкции аварийных домов. Соответственно помимо включения в Программу отсутствуют иные механизмы обеспечения прав на жилище собственников аварийных многоквартирных домов.
Таким образом у административных истцов отсутствуют основания требовать признания включения в Программу незаконным.
Требование не включать многоквартирный дом № 18 по ул. Советской г. Георгиевска ни в какие региональные программы, кроме как программы по реконструкции многоквартирных домов является не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Требования о запрете органам государственной власти и органам местного самоуправления совершать определенные действия выходят за пределы правоотношений, регулируемых административным судопроизводством Российской Федерации.
Помимо этого, требования административных истцов предъявлены к ненадлежащим ответчикам, так, как оспариваемый нормативный акт принят Правительством Ставропольского края, Администрация и Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края не уполномочены на принятие, отмену и изменение Программы.
Представитель административного ответчика <адрес> и Министерства строительства и архитектуры <адрес>ФИО35 просила отказать в удовлетворении административного иска по основаниям изложенным в возражениях на административный иск.
Из письменных возражений Правительства Ставропольского края следует, что в целях обеспечения устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в Ставропольском крае и в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - ФЗ № 185, Фонд) постановлением Правительства Ставропольского края от 01.04.2019 г. № 126-п утверждена краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском в 2019-2025 годах», которая предусматривает переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 01 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (далее соответственно - Постановление № 126-п, Программа, аварийные многоквартирные дома).
Заказчиком и разработчиком программы является министерство, которое осуществляет управление реализацией Программы и ее участниками.
Целью Программы является организационное и финансовое обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов. Участниками Программы выступают муниципальные образования Ставропольского края.
Финансовые средства на реализацию Программы формируются за счет средств Фонда, средств бюджета Ставропольского края и средств бюджетов муниципальных образований - участников Программы.
Порядок признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу определен Жилищным кодексом РФ и Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 (далее - Положение).
В соответствии с п.п. 3 п. 11.2 Положения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 24 декабря 2019 года № 608-п, министерство выступает уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по реализации в Ставропольском крае Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Полномочия министерства и органов местного самоуправления при реализации Программы установлены Постановлением № 126-п.
Признание многоквартирного дома аварийным, изъятие жилого помещения, осуществление переселения граждан из аварийных многоквартирных домов относится к полномочиям органов местного самоуправления, которые реализуются ими самостоятельно без участия Правительства СК.
Таким образом, проведение мероприятий по включению аварийных многоквартирных домов в Программу и исключению из нее осуществляется министерством не по собственной инициативе, а исключительно на основании представленных органами местного самоуправления сведений.
Кроме того, исключение спорного многоквартирного дома из программы в отсутствие сведений о признании его неаварийным, будет нарушать законодательство Российской Федерации и Ставропольского края, регулирующее переселение граждан из аварийного жилищного фонда, а также права собственников помещений в указанном многоквартирном доме.
Кроме того, административные истцы заявляют требование о признании незаконным, однако не указывают, что именно они просят признать таковым.
Если под данным требованием подразумевается признание незаконным Постановления № 126-и, то не указано в какой именно части, а также не указаны конкретные нарушения, которые могут служить основанием для такого признания.
Требование о возложении на административных ответчиков обязанности по невключению спорного многоквартирного дома ни в какие программы кроме программ по реконструкции многоквартирных домов также считаем необоснованным ввиду следующего.
Исходя из условий Программы, в нее включаются многоквартирные дома, признанные органами местного самоуправления аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, Иными словами это единая программа, в рамках которых переселяются аварийные многоквартирные дома, подлежащие как сносу, так и реконструкции.
Отдельная программа по реконструкции аварийных многоквартирных домов в Ставропольском крае отсутствует, ее обязательное наличие в субъекте Российской Федерации какими-либо нормативными правовыми актами не предусмотрено.
При принятии Постановления № 126-п и внесения в него изменений Правительство СК действовало в рамках возложенных на него полномочий, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ставропольского края.
Какими-либо действиями (бездействием) Правительства СК права и законные интересы истцов не нарушены.
Конкретные требования к Правительству СК или указание на нормы, которые нарушены Правительством СК при принятии либо изменении Постановления № 126-п, в административном исковом заявлении отсутствуют.
Из письменных возражений Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края следует, что в соответствии с п.п. 3 п. 1 1.2 Положения о министерстве, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 24 декабря 2019 года № 608-п, министерство выступает уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по реализации в Ставропольском крае Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства» в части проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В целях обеспечения устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в Ставропольском крае и в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - ФЗ № 185, Фонд) постановлением Правительства Ставропольского края от 01.04.2019 г. № 126-п утверждена краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском в 2019-2025 годах», которая предусматривает переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 01 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (далее соответственно - Постановление № 126-п, Программа, аварийные многоквартирные дома).
Целью Программы является организационное и финансовое обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов. Участниками Программы выступают муниципальные образования Ставропольского края.
Финансовые средства на реализацию Программы формируются за счет средств Фонда, средств бюджета Ставропольского края и средств бюджетов муниципальных образований - участников Программы.
Порядок признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу определен Жилищным кодексом РФ и Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 (далее - Положение).
Полномочия министерства и органов местного самоуправления при реализации Программы установлены Постановлением № 126-п.
Так, органы местного самоуправления муниципальных образовании - участников Программы:
формируют в автоматизированной информационной системе «Реформа ЖКХ» и предоставляют в министерство перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 01 января 2017 года, с приложением заверенных копий документов о признании аварийными многоквартирных домов, жители которых подлежат переселению в рамках реализации Программы;
предоставляют в министерство согласие или отказ гражданина о переселении из жилого помещения, расположенного в аварийном многоквартирном доме;
в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заключают муниципальные контракты на строительство жилых домов или приобретение жилых помещений в жилых домах для переселения граждан из аварийных многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом с учетом рекомендуемых требований к жилью, строящегося или приобретаемого в рамках Программы, представленных в приложении 1 к Программе, или осуществляют выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения в аварийных многоквартирных домах, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 ЖК РФ;
обеспечивают регистрацию права муниципальной собственности на жилые помещения в жилых домах, приобретенные в рамках Программы, или жилые помещения в жилых домах, построенных в рамках Программы;
осуществляют переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, включенных в Программу, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
обеспечивают снос аварийных многоквартирных домов;
Министерство в свою очередь подготавливает необходимые документы для подачи заявки Ставропольского края на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийных многоквартирных домов.
Признание многоквартирного дома аварийным, изъятие жилого помещения, осуществление переселения граждан из аварийных многоквартирных домов относится к полномочиям органов местного самоуправления, которые реализуются ими самостоятельно без участия министерства.
Таким образом, включение аварийных многоквартирных домов в Программу и исключение из нее осуществляется министерством не по собственной инициативе, а исключительно на основании представленных органами местного самоуправления сведений.
В исковом заявлении содержится требование о возложении на министерство обязанности об исключении спорного многоквартирного дома из Программы. Однако, как было указано выше, такие действия осуществляются министерством только на основании информации, поступившей из администрации, т.е. первично именно решение органа местного самоуправления о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также последующее направление его в министерство.
Информация об исключении многоквартирного <адрес> в <адрес> в министерство из администрации не поступала.
Таким образом, данное требование является необоснованным и преждевременным.
Кроме того, административные истцы заявляют требование о признании незаконным, однако не указывают, что именно они просят признать таковым.
Требование о возложении на административных ответчиков обязанности по невключению спорного многоквартирного дома ни в какие программы кроме программ но реконструкции многоквартирных домов также считаем необоснованным ввиду следующего.
Многоквартирный <адрес> в <адрес> признан органом местного самоуправления аварийным ДД.ММ.ГГГГ и включен министерством в Программу (п. 25 приложения 2 «Перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации»). Планируемая дата окончания переселения 4 квартал 2023 года.
Исходя из условий Программы, в нее включаются многоквартирные дома, признанные органами местного самоуправления аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Иными словами это единая программа, в рамках которых переселяются аварийные многоквартирные дома, подлежащие как сносу, так и реконструкции.
Отдельная программа по реконструкции аварийных многоквартирных домов в Ставропольском крае отсутствует, ее обязательное наличие в субъекте Российской Федерации ФЗ № 185, ЖК РФ, Положением или иными нормативными правовыми актами не предусмотрено.
Решение о том признать аварийной многоквартирный дом подлежащим сносу либо реконструкции также принимается администрацией без участия министерства и не имеет принципиального значения для включения такого дома в Программу, так как собственники жилых помещений в аварийных многоквартирных домах в любом случае подлежат переселению из таких домов, признанных подлежащими как сносу, так и реконструкции.
Данный довод подтверждается назначением субсидии, предоставляемой из бюджета Ставропольского края бюджетам муниципальных образований: на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае.
То есть денежные средства субсидии предоставляются именно на расселение аварийных многоквартирных домов, а не на их снос или реконструкцию.
Министерство действовало в рамках возложенных на него полномочий, на основании предоставленных администрацией сведений включило многоквартирный <адрес> 8 по <адрес> в <адрес> в Программу. Сведения о необходимости исключения данного дома из Программы от администрации в адрес министерства не поступали.
Какими-либо действиями (бездействие) министерства права и законные интересы истцов не нарушены.
Административное дело по коллективному административному исковому заявлению группы лиц и нормы КАС РФ не предполагают непосредственного участия каждого из них в судебных заседаниях и, как следствие, отдельного их извещения о времени и месте проведения судебных заседаний, о чем разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"; в коллективном административном исковом заявлении ведение соответствующего административного дела поручено ФИО36
ФИО36 была извещена о судебном заседании назначенном на ДД.ММ.ГГГГ своевременно и надлежащим образом, в суд не явилась, представила письменное ходатайство о рассмотрении административного дела без её участия и участия административных истцов.
При таких обстоятельствах суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц, в порядке части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры <адрес>ФИО33 о необходимости отказать в удовлетворения административного иска, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены.
В силу части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт 1); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов (подпункт "а"), форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты (подпункт "б"), процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта (подпункт "в"); правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу (подпункт "в"); соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 3).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (статья 213 часть 9 КАС РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из материалов дела, административные истцы являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН, копиями свидетельств о праве собственности, копиями договоров о приватизации квартир, копиями свидетельств о государственной регистрации права, копиями договоров купли-продажи (т.1 л.д. 16-45, т. 2-4).
Согласно акту обследования указанного многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ N 47 межведомственная комиссия администрации <адрес>, по заявлению собственников жилых помещений по <адрес>, № провела обследование дома. В результате осмотра дома выявлены несоответствия: Жилой дом состоит из 3-х секций, разделенных деформационными швами. В стенах дома имеются наклонные, сквозные трещины. Наружные стены строения имеют отклонения от вертикали. По продольным несущим стенам наблюдаются многочисленные вертикальные трещины. В результате замачивания основания из теплотрассы, проходящей в 3-х метрах от наружной стены здания появились вертикальные трещины. Деформация дома продолжается. В 2014 году установлены пластинчатые маяки, ведется журнал наблюдений (т.1. л.д.49-51).
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N 47 указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции (т.1. л.д.47-48).
Распоряжением администрации <адрес> края №-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении реестра многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, о сроках переселения граждан из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и о сроках проведения реконструкции многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими реконструкции» утверждено заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N 47 «О признании МКД аварийным и подлежащим реконструкции» (т.1. л.д.52-53).
Постановлением администрации Георгиевского городского округа <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден реестр многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими реконструкции на территории Георгиевского городского округа <адрес>, в том числе заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N 47 «О признании МКД аварийным и подлежащим реконструкции» (т.1 л.д. 55-58).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О внесении изменений в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2019-2025 годах», утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в программу переселение.
В соответствии со статьей 62 частью 2 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Часть 7 статьи 213 КАС РФ предписывает судам, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта проверять законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются, однако, при проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Таким образом, действующее процессуальное законодательство при разрешении административного иска о признании недействующим нормативного правового акта, возлагает на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой, представить доказательства, подтверждающие его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, при этом, суд не связан доводами административного искового заявления, ему предписано установить обстоятельства, изложенные в части 8 статьи 213 КАС РФ.
Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при принятии оспариваемого Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О внесении изменений в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2019-2025 годах», суд пришел к следующему выводу.
Вопросы жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству (пункт "к" части 1 статьи 72, части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) Российской Федерацией создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 данного закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ).
По смыслу части 2 статьи 16 поименованного федерального закона в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в специальный перечень, являющийся обязательной составляющей этой программы, включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 1 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.
Порядок отнесения жилых домов и жилых помещений в других строениях к категории непригодных для постоянного проживания до 23 сентября 2003 г. регламентировался Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденным приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 г. N 529 (далее - Положение от 5 ноября 1985 г.).
Согласно названному федеральному нормативному правовому акту вопросы о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания рассматривались межведомственными комиссиями, назначаемыми исполкомами районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов (пункты 1.2, 3.2), которые осуществляли свою работу на основании заявления владельца дома, направленного в исполнительный комитет Совета народных депутатов (пункт 3.3), по окончании работы оформляли акт с обязательным отражением в нем оснований признания жилых домов и жилых помещений непригодными для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований (пункт 3.4). Акт утверждался исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов с принятием решения, о чем сообщалось владельцу дома, нанимателю жилого помещения (пункт 3.5).
Судом установлено, что при формировании перечня документов, необходимого для принятия оспариваемого регионального нормативного правового акта, <адрес> исходило из постановления администрации Георгиевского городского округа <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении заключений межведомственных комиссий о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу на территории <адрес> и реестре многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, о сроках переселения граждан из многоквартирных домов, признанных авариными и подлежащими сносу, и сороках проведения реконструкции многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими реконструкции, содержащим перечень таких домов, в котором указан, в том числе, и спорный дом.
Следовательно, <адрес>, как орган исполнительной власти, является уполномоченным органом для утверждения и внесения изменений в краевую адресную программу «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>».
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством и в той форме, в которой этот орган государственной власти <адрес> вправе принимать нормативные правовые акты.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 56-кз "О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов <адрес>" в статье 1 установил, что официальным опубликованием правового акта <адрес> является размещение полного текста в газете "Ставропольская правда" с пометкой "Официальное опубликование", и (или) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), и (или) "Официальном интернет-портале правовой информации <адрес>" (www.pravo.stavregion.ru).
Оспариваемое в части Постановление Правительства Ставропольского края от 27 декабря 2019 года №616-п «О внесении изменений в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2019-2025 годах» в части включения многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Георгиевск, ул. Советская, д 18 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru, 27.12.2019, Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2019, что является надлежащим опубликованием.
При таких обстоятельствах оспариваемый в части нормативный акт опубликован и введен в действие в соответствии с требованиями закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 56-кз "О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов <адрес>".
Административные истцы не ставили под сомнение компетенцию административного ответчика <адрес> на принятие оспариваемого Постановления, порядок его принятия и опубликования.
Включение многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес> краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2019-2025 годах» свидетельствует, по мнению суда, что оспариваемый в части нормативный правовой акт применен в отношении истцов, поскольку они являются собственниками жилых помещений находящихся в данном многоквартирном доме, который подлежит сносу как аварийный, а собственник квартир переселению, с чем истцы не согласны. Таким образом, истцами доказано, что оспариваемым актом могут быть нарушены их права и законные интересы.
Проверяя соответствие Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О внесении изменений в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2019-2025 годах» в части включения в него многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее - Положение) межведомственная комиссия приняла решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим реконструкции, так как многоквартирный дом не соответствуют требованиям, установленным в Положении (акт.и заключение № от ДД.ММ.ГГГГ).
Признание многоквартирного дома аварийным было произведено на основании обращения лица, уполномоченного собственниками жилых помещений многоквартирного <адрес> - председателя ТОК «Взлет» ФИО34
Постановлением администрации <адрес>№-р от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим реконструкции. Признание многоквартирного дома аварийным так же, как и участие в региональных программах, носит заявительный характер. Собственники многоквартирного дома по <адрес> в <адрес> совместно обратились в межведомственную комиссию с заявлением признать многоквартирный дом аварийным.
В краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2019-2023 годах», утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п (изм. от ДД.ММ.ГГГГ№) (далее - Программа), по дате признания включены дома, признанные аварийными с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Многоквартирный дом по <адрес> состоит в четвертом этапе (2022 — 2023 годы) Программы.
Согласно условиям Программы гражданам, проживающим в аварийном многоквартирном доме, будут предоставлены благоустроенные помещения площадью не менее площади аварийной квартиры во вновь построенном многоквартирном доме, расположенном в границах <адрес>.
Включение многоквартирного дома по <адрес> в <адрес> в Программу было произведено в соответствии с обращением собственников жилых помещений данного многоквартирного дома, на предусмотренных законом основаниях. Нормы действующего жилищного законодательства при этом нарушены не были.
В разделе 4 Программы «Перечень аварийных многоквартирных домов, включенных в Программу» помимо домов, подлежащих сносу указаны дома подлежащие реконструкции.
С момента признания, многоквартирного дома аварийным и до настоящего времени в <адрес> отсутствуют государственные и муниципальные программы реконструкции аварийных домов. Соответственно помимо включения в Программу отсутствуют иные механизмы обеспечения прав на жилище собственников аварийных многоквартирных домов.
Документы, на основании которых спорный дом включен в Адресную программу, не признаны незаконными и не отменены в судебном порядке.
Таким образом, у суда отсутствую законные основания для удовлетворения исковых требований административных истцов о признании незаконным и исключении из Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О внесении изменений в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2019-2025 годах», утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п» многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В связи с отказом в удовлетворении требований об оспаривании нормативного правового акта, не подлежит удовлетворению и требование не включать многоквартирный <адрес> ни в какие региональные программы, кроме как программы по реконструкции многоквартирных домов.
Кроме того, из условий Программы, в нее включаются многоквартирные дома, признанные органами местного самоуправления аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Иными словами это единая программа, в рамках которых переселяются аварийные многоквартирные дома, подлежащие как сносу, так и реконструкции.
Отдельная программа по реконструкции аварийных многоквартирных домов в <адрес> отсутствует, ее обязательное наличие в субъекте Российской Федерации ФЗ №, ЖК РФ, Положением или иными нормативными правовыми актами не предусмотрено.
Решение о том признать аварийной многоквартирный дом подлежащим сносу либо реконструкции не имеет значения для включения такого дома в Программу, так как собственники жилых помещений в аварийных многоквартирных домах в любом случае подлежат переселению из таких домов, признанных подлежащими как сносу, так и реконструкции.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 - 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО13, ФИО1, ФИО2, ФИО3, Юн Виктории Алексеевны, ФИО4, ФИО14, ФИО16, ФИО15, ФИО5, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО21, ФИО9, ФИО22, ФИО10, ФИО11, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО12 к МО Георгиевского городского округа <адрес> в лице Администрации Георгиевского городского края, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, Правительству Ставропольского края:
о признании незаконным и исключении из Постановления Правительства Ставропольского края от 27 декабря 2019 года №616-п «О внесении изменений в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2019-2025 годах», утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 01 апреля 2019 года №126-п» многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>;
не включать многоквартирный <адрес> ни в какие региональные программы, кроме как программы по реконструкции многоквартирных домов - оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через <адрес>вой суд.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 10 марта 2022 года.
Председательствующий судья А.И. Дубинин