УИД: 66OS0000-01-2022-000721-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург | 11 октября 2022 года |
Номер производства 3а-1045/2022 |
Свердловский областной суд в составе
судьи Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола секретарем Лаа Ч.А. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании административное производство № 3а-1045/2022 по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области о ликвидации Местной религиозной организации мусульман города Верхняя Тура Свердловской области и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
24.07.2012 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о Местной религиозной организации мусульман города Верхняя Тура Свердловской области (далее – Организация) за основным государственным регистрационным номером 1126600003683. Лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени Организации, является Председатель Правления Гарифуллин Шамиль Нуруллович.
Управление Минюста России по Свердловской области (далее – административный истец) обратилось в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит ликвидировать Организацию и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц из-за неоднократного и грубого нарушения Организацией законодательства Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца Кудряшова И.Ю. просила удовлетворить заявленные требования по изложенным в административном иске основаниям.
Представители Организации, Инспекции ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом с соблюдением требований части 3 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Изложенные обстоятельства в силу положений статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не являются правовым препятствием для рассмотрения дела по существу.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных и религиозных организаций (объединений).
Правовое положение религиозных объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения, регулируется Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее - Федеральный закон № 125-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 8 этого федерального закона религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Ликвидация религиозной организации является одним из видов ответственности юридических лиц.
Порядок и основания ее применения предусмотрены статьей 14 Федерального закона № 125-ФЗ, согласно которой религиозная организация может быть ликвидирована по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, данного федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления ею деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).
При этом правом на внесение в суд представления о ликвидации религиозной организации обладают органы прокуратуры Российской Федерации, федеральный орган государственной регистрации и его территориальные органы, а также органы местного самоуправления (абзац третий пункта 1, пункт 3).
Аналогичные положения о ликвидации юридических лиц закреплены в подпунктах 3 и 4 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организаций, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.
В соответствии с пунктом 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705, подпунктом 74 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, обращение в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица относится к полномочиям Управления Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации. Таким органом применительно к рассматриваемому административному делу является Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.
Судом установлено и материалами административного дела подтверждено, что при проведении анализа материалов учетного дела Организации административным истцом установлено нарушение пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которому наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности, тогда Организация использует в своей деятельности сокращенное наименование (МРОМ г. Верхняя Тура).
По данному факту Главным управлением в адрес Организации вынесено письменное предупреждение от 06.08.2021 № 66/03-12733, обязывающее устранить допущенное нарушение в срок до 27.09.2021 (включительно).
В связи с неустранением Организацией допущенного нарушения в установленный срок, Главным управлением 28.10.2021 в отношении Организации составлен протокол об административном правонарушении в соответствии с ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Кушвинского судебного района Свердловской области от 06.12.2021 Организация привлечена к административной ответственности и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Административным истцом в адрес Организации направлено еще одно предупреждение от 13.10.2021 № 66/03-16602 о необходимости устранения нарушения законодательства Российской Федерации в срок до 10.12.2021 (включительно). Указанное предупреждение от 13.10.2021 № 66/03-16602 возвращено в адрес административного истца.
Согласно статье 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. В Едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Из представленных сведений с официального сайта АО «Почта России» и копий конвертов следует, что по указанному в Едином государственном реестре юридических лиц адресу – г. Верхняя Тура, ул. Грушина, д.46, Организация корреспонденцию не получает; корреспонденция возвращается за истечением срока хранения.
Неоднократные направления в адрес Организации предупреждения, которые ею не были обжалованы, не исполнены.
Организация не устранила нарушение закона в указанный в предупреждениях срок. Выявленные нарушения действующего законодательства не устранены Организацией до настоящего времени.
В связи с тем, что предусмотренные федеральным законодательством основания для ликвидации Организации нашли свое документальное подтверждение, требование административного истца о ликвидации Организации подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. Согласно статье 21 Федерального закона № 7-ФЗ ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. На основании приведенных норм закона Организацию следует исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.
Руководствуясь статьями 176, 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области удовлетворить.
Ликвидировать Местную религиозную организацию мусульман г. Верхняя Тура Свердловской области (ОГРН 1126600003683).
Настоящее решение является основанием для исключения Местной религиозной организации мусульман г. Верхняя Тура Свердловской области, ОГРН 1126600003683 из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19 октября 2022 года.
Судья С.Н. Полевщикова