ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1049/20 от 06.10.2020 Самарского областного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 октября 2020 года г.Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ласковской С.Н.,

при секретаре судебного заседания Зайцеве М.В.,

с участием:

прокурора Володина Д.А.,

представителя административных истцов ФИО22,

представителя административного ответчика Думы городского округа Самара ФИО23,

представителя заинтересованного лица Департамента градостроительства городского округа Самара ФИО24,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-1049/2020 по административному исковому заявлению ФИО25, ФИО26 к Думе городского округа Самара о признании недействующими в части нормативных правовых актов,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО25 и ФИО26 обратились Самарский областной суд с административным иском, в котором с последующим уточнением, просили признать недействующими с момента вступления в законную силу решения суда Приложение №3 Карта правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 года № 61, в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами к территориальной зоне особо охраняемых природных территорий (Р-4) и Генеральный план городского округа Самара, утвержденный Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 года № 539, в редакции решения Думы городского округа Самара от 07.02.2012 г. №181, в части установления на Схеме №1 «Основной чертеж. Проектное решение» приложения «Положение о территориальном планировании карты и схемы», частично функциональной зоны – зоны планируемых территорий коммунально-бытового назначения на земельных участках с кадастровыми номерами .

В обоснование требований административные истцы указали, что им на праве общей долевой собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 63. Данные земельные участки образовывались и предоставлялись предыдущим собственникам согласно постановления Администрации г. Самары №1253 от 23.08.1993 года под садоводство.

С целью технологического присоединения к электрическим сетям, административные истцы обратились в Акционерное Общество «Самарская сетевая компания» (далее - АО «Самарская сетевая компания»), которая в свою очередь обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара о подготовке архитектурно-планировочного задания на проектирование кабельно-воздушной линии - 0,4 кВ от ТП-4508/2х400 кВА сек. 11 до опоры, расположенной на расстоянии 25 м от границы земельного участка, подключаемого к объекту, на что Департаментом было отказано со ссылкой на то, что земельный участок располагается в зоне особо охраняемых природных территорий (Р-4).

ФИО25 и ФИО26 обратились в Комиссию по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара с заявлением об изменении территориальной зоны, где находятся вышеуказанные земельные участки, с зоны Р-4 на зону Ж-2. Постановлением Администрации г.о. Самара от 03.12.2019 г. № 904 принято решение об отказе в рассмотрении на публичных слушаниях заявления, в связи с несоответствием Генеральному плану г.о. Самара, согласно которого указанные участки частично расположены в планируемых территориях коммунально-делового назначения.

Административные истцы полагают, что территориальное и функциональное зонирование принадлежащих им земельных участков не отвечает требованиям принадлежности к территориальной зоне – зоне особо охраняемых природных территорий (Р-4) и частично функциональной зоне- зоне планируемых территорий коммунально-делового назначения, Правила застройки и землепользования и Генеральный план в этой части приняты с нарушением действующего законодательства, без учета существующего землепользования и ограничивают их право на использование земельных участков по назначению с видом разрешенного использования под садово-дачные участки.

В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности от ФИО22 уточненный административный иск поддержал в полном объеме по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика Думы городского округа Самара по доверенности от ФИО23 в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска и указал, что оснований для признания постановления Думы от 26.04.2001 года № 61 и решения Думы от 20.03.2008 года № 539, в редакции решения Думы от 07.02.2012 г. №181, недействующими не имеется, поскольку указанные решения приняты в соответствии с нормами вышестоящего законодательства и не нарушают права и законные интересы истцов. При этом, в сфере градостроительных отношений приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничений в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования. Политика городского планирования, обустройства территории предоставляет государству более широкую свободу усмотрения, чем это имеет место при регулировании исключительно гражданских прав, в частности, посредством контролирования правового режима собственности в целях публичной пользы и всеобщего интереса. В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 г. №540, вид разрешенного использования «садоводство» предполагает осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур. Административные истцы вправе использовать свои земельные участки по назначению – под садоводство, доказательства, подтверждающие невозможность использования земельных участков по назначению ими не представлены. Отнесение спорных земельных участков к функциональной зоне планируемых территорий коммунально-делового назначения не противоречит действующему градостроительному законодательству.

Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства городского округа Самара по доверенности ФИО24 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, поддерживая позицию представителя административного ответчика.

Представители заинтересованных лиц - Главы городского округа Самара, Администрации г.о. Самара, Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне - Волжского бассейнового водного управления в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Представитель Администрации г.о. Самара в письменном отзыве возражал против удовлетворения административного иска.

Представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в письменном отзыве разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.

В соответствии с положениями ст. 150, ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Положения ч. 6 указанной статьи гласят, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Как установлено ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 ФЗ № 131-ФЗ).

Частью 3 ст. 43 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

Согласно частям 1 и 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

Муниципальное образование город Самара является городским округом с внутригородским делением (статья 1 Закона Самарской области от 30.03.2015 года № 23-ГД "Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области").

Согласно ч. 1 ст. 24 ГрК РФ, генеральный план городского округа, в том числе внесение в него изменений, утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа.

В силу ч. 1 ст. 32 ГрК РФ Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 ГрК РФ (то есть за исключением утверждения правил землепользования и застройки в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе).

Правила застройки и землепользования в г. Самаре утверждены постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 года № 61 и официально опубликованы в издании "Самарская неделя" от 16 июня 2001 года № 24.

Генеральный план городского округа Самара утвержден решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года № 539, официально опубликован в издании "Самарская Газета", от 03.04.2008 N 59(3852), (карты и схемы) 10.04.2008 № 64(3857).

Изменения, внесенные Решением Думы городского округа Самара от 07.02.2012 года № 181, опубликованы в "Самарской Газете" № 29 (4806) от 18.02.2012 года.

Судом установлено, что оспариваемые Генеральный план и Правила застройки и землепользования приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования, по процедуре их принятия не оспариваются.

Разрешая вопрос о соответствии оспариваемых актов актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Так, из положений статьи 1 ГрК РФ следует, что территориальное планирование - это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

Частью 1 ст. 9 ГрК РФ определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу положений ч. 1 ст. 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.

В соответствии с пп. 4 п. 3 ст. 23 ГрК РФ, генеральные планы городских округов включают в себя карту функциональных зон поселения или городского округа.

Согласно п. 9 ст. 1, ч. 6 ст. 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом территориальной зоны в составе правил землепользования и застройки, положения которых в силу п. 3, 9 ст. 31 ГрК РФ должны соответствовать требованиям генерального плана городского округа.

Генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (часть 11 статьи 9 ГрК РФ).

Согласно п. 8 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, устанавливающим, в том числе, территориальные зоны, границы которых определяются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

В ч. 2 ст. 30 ГрК РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

Согласно п. 3 ст. 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом содержащихся в документах территориального планирования положений о территориальном планировании, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Анализируя вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что генеральный план муниципального образования, как документ территориального планирования, утверждаемый на значительный период времени, определяет назначение территорий для обеспечения их устойчивого развития.

Правила землепользования и застройки должны соответствовать генеральному плану, поскольку градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

В силу пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального образования.

Судом установлено, что ФИО25 и ФИО26 принадлежат на праве общей долевой собственности (по ? доли у каждого) четыре земельных участка:

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 600 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для садово-дачного участка, расположенный по адресу: <адрес>;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 600 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для садово-дачного участка, расположенный по адресу: <адрес>;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 600 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для садово-дачного участка, расположенный по адресу: <адрес>;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 600 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для садово-дачного участка, расположенный по адресу: <адрес>.

Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 17.06.2020 г.

Из договора купли-продажи от 14.12.2018 г. следует, что земельный участок с кадастровым номером , площадью 600 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, приобретен ФИО25 и ФИО26 у ФИО1., которому земельный участок принадлежал на основании свидетельства о праве собственности на землю №72241 от 08.10.1993 г., выданного на основании постановления администрации г.о. Самара №1253 от 23.08.1993 г.

Из договоров купли-продажи от 29.01.2016 г. и от 14.12.2018 г. следует, что земельный участок с кадастровым номером , площадью 600 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, приобретен ФИО25 и ФИО26 у ФИО2. В свою очередь, ФИО3. купила земельный участок у ФИО4. 19.06.2014 г., которой земельный участок принадлежал на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 14.05.2014 г., после смерти супруга ФИО5., умершего 10.09.2008 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.05.2014 г.

Из договоров купли-продажи от 29.01.2016 г. и 19.10.2018 г. следует, что земельный участок с кадастровым номером , площадью 600 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, приобретен ФИО25 и ФИО26 у ФИО6. В свою очередь, ФИО7. купила земельный участок у ФИО8. 16.05.2014 г., которому земельный участок принадлежал на основании свидетельства о праве собственности на землю от 08.10.1993 г. № 72009, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АМ №173846 от 28.04.2014 г.

Из договоров купли-продажи от 29.01.2016 г. и 19.10.2018 г. следует, что земельный участок с кадастровым номером , площадью 600 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>, приобретен ФИО25 и ФИО26 у ФИО9. В свою очередь, ФИО10. купила земельный участок у ФИО11. 14.11.2014 г., которой земельный участок принадлежал на основании решения Куйбышевского районного суда г. Самары от 26.08.2014 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АН №136078 от 06.11.2014 г. Из решения Куйбышевского районного суда г. Самары от 26.08.2014 г. следует, что земельный участок с кадастровым номером был предоставлен Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам г. Самары на основании постановления Администрации г. Самары от 23.08.1993 г. №1253 ФИО12 – супругу ФИО13 На основании постановления Администрации г. Самары от 23.08.1993 г. ФИО14. было выдано свидетельство о праве собственности на землю № 72243 от 08.10.1993 г. 15.08.2011 г. ФИО15. умер. ФИО16. является наследником первой очереди по закону после смерти ФИО17.

В материалы дела представлено постановление Администрации г. Самары от 23.08.1993 г. № 1253 «О предоставлении фактически занимаемых земельных участков более 10 лет», которым гражданам на основании поступивших заявлений в пожизненное наследуемое владение предоставлены фактически занимаемые земельные участки свыше 10 лет в СДТ «Кирпичник» Куйбышевского района согласно приложения. В списке владельцев дачных участков в СДТ «Кирпичник» в Куйбышевском районе, который является приложением к указанному выше постановлению, под порядковым номером содержится запись о том, что во владении ФИО19. находится дача № площадью 600 кв.м.; под порядковым номером содержится запись о том, что во владении ФИО18. находится дача № площадью 600 кв.м.; под порядковым номером 316 содержится запись о том, что во владении ФИО20. находится дача № площадью 600 кв.м.; под порядковым номером содержится запись о том, что во владении ФИО21. находится дача № площадью 600 кв.м. К постановлению также приложена план-схема массива с указанием места расположения спорных земельных участков №№.

Земельный участок с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет 23.09.1993 г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 06.08.2020 года.

Земельные участки с кадастровыми номерами поставлены на государственный кадастровый учет 05.12.2005 г., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 06.08.2020 года.

Согласно сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, указанные земельные участки частично расположены на планируемой территории коммунально-делового назначения и на часть функциональная зона не установлена.

По карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самара, земельные участки с кадастровыми номерами расположены полностью в территориальной зоне особо охраняемых природных территорий (Р-4).

Из сообщения АО «<данные изъяты> №164/8 от 13.06.2019 г. следует, что между АО «<данные изъяты>» и ФИО25 и ФИО26 заключен договор технологического присоединения к электрическим сетям №313/31 от 26.11.2018 г. на электроснабжение дома, расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с Федеральным законом №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 18.10.1995 г. АО «<данные изъяты>» обратилось в Департамент градостроительства г.о. Самара за подготовкой архитектурно-планировочного задания на проектирование и строительство кабельно-воздушной линии 0,4 кВ от ТП-4508/2х400 кВА сек. 11 до опоры, расположенной на расстоянии 25 м от границы земельного участка, подключаемого к объекту. Однако 17.05.2019 г. получен отказ в подготовке АПЗ на проектирование от Департамента градостроительства г.о. Самара, в связи с тем, что земельный участок, на котором планируется присоединение к электрическим сетям садового дома расположен в зоне особо охраняемых природных территорий (Р-4). В связи с чем, ФИО25 и ФИО26 предложено подписать соглашение о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения №313/31 от 26.11.2018 г. и после урегулирования правовых вопросов по земельному участку обратиться с новой заявкой на технологическое присоединение.

ФИО25 и ФИО26 обратились в Комиссию по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара с заявлением о рассмотрении на комиссии и на публичных слушаниях вопроса о внесении соответствующих изменений в Правила застройки и землепользования, изменении территориальной зоны Р-4 на Ж-2.

Постановлением Администрации городского округа Самара от 03.12.2019 года № 904 заявление ФИО25 и ФИО26 отклонено.

После чего, административные истцы обратились в суд с настоящим иском о признании недействующими в части Правил застройки и землепользования г.о. Самара и Генерального плана г.о. Самара, с внесенными в него изменениями.

В соответствии с частью 3 статьи 9, пунктом 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа, а также внесения в него изменений определен статьей 24 ГрК РФ, согласно части 3 которой подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также предложений заинтересованных лиц.

Генеральный план городского округа Самара, утвержденный Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 года № 539, в редакции решения Думы городского округа Самара от 07.02.2012 г. №181, включает в себя определение расположения функциональных зон на территории районов городского округа Самара.

По сведениям из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) земельные участки с кадастровыми номерами отнесены к функциональной зоне планируемых территорий коммунально-делового назначения.

Как следует из пояснений представителя административного ответчика, данных в судебном заседании, в отношении земельных участков, принадлежащих административным истцам, по ранее действующим документам была установлена функциональная зона планируемые парки, скверы, бульвары и набережные, поскольку в соответствии с Правилами застройки и землепользования, данные земельные участки находились в территориальной зоне особо охраняемых природных территорий (Р-4).

Вместе с тем, представитель административного ответчика в судебном заседании не смог пояснить, вследствие чего произошло изменение функциональной зоны для указанных участков с зоны планируемых парков, скверов, бульваров и набережных на зону планируемых территорий коммунально-делового назначения и осуществление какой деятельности там планируется.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).

Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1). При этом несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ).

На основании ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 36 ГрК РФ установление границ территориальных зон и градостроительных регламентов происходит с учетом функциональных зон, определенных генеральным планом поселения, а также сложившейся планировки территории и существующего землепользования и не должно нарушать права собственника (землепользователя) земельного участка.

Судом установлено, что в целях упорядочения правовых отношений в области землеустройства и градостроительства на территории города Самары, руководствуясь Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом Самарской области "О земле", Самарская городская Дума постановлением от 26.04.2001 года № 61 утвердила Правила застройки и землепользования в г. Самаре.

В соответствии со ст. 29 Правил застройки и землепользования в г. Самаре на карте правового (градостроительного) зонирования городского округа Самара (Приложение № 3) выделены следующие типы территориальных зон: Р-4 - Зона особо охраняемых природных территорий.

По сведениям из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) земельные участки с кадастровыми номерами отнесены к территориальной зоне Р-4 - Зона особо охраняемых природных территорий.

Как следует из пояснений представителя административного ответчика, данных в судебном заседании, в отношении земельных участков, принадлежащих административным истцам, зона особо охраняемых природных территорий (Р-4) была установлена впервые Правилами застройки и землепользования в г. Самаре от 26.04.2001 года, в связи с близостью водного объекта, что соответствовало установленной впоследствии Генеральным планом г.о. Самара от 20.03.2008 года функциональной зоне планируемые парки, скверы, бульвары и набережные.

Вместе с тем, судом достоверно установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами были предоставлены право предшественникам административных истцов на основании постановления Администрации г. Самары от 23.08.1993 г. № 1253 «О предоставлении фактически занимаемых земельных участков более 10 лет». Земельные участки сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет 23.09.1993 г. и 05.12.2005 г., виды разрешенного использования земельных участков: для садово-дачного участка, сведения об ограничении прав и обременении объекта не зарегистрированы.

Согласно сообщению Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 20.08.2020 г. на испрашиваемых земельных участках особо охраняемые природные территории регионального значения отсутствуют.

Из сообщения Отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне - Волжского бассейнового водного управления от 09.09.2020 г. следует, что земельные участки расположены в районе реки Самара, находящейся на данном участке в подпоре Саратовского водохранилища.

Из служебной записки Управления информационного обеспечения градостроительной деятельности Департамента градостроительства г.о. Самара от 18.08.2020 г. усматривается, что земельные участки с кадастровыми номерами в соответствии со сведениями ЕГРН от 29.04.2020 г. не расположены в границах лесов Самарского лесопарка, установленных в соответствии с приказом Рослесхоза от 01.06.2018 г. №462. В соответствии с топографическими сведениями Департамента земельные участки полностью расположены в границах береговой полосы водного объекта.

Вместе с тем, в силу пункта 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

В соответствии с п.4 ч. 1 ст. 1 ГрК РФ зоны с особыми условиями использования территорий – это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 5 ст. 30 ГрК РФ, на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах.

В соответствии со ст. 94 ЗК РФ, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорий, в частности, относятся земли особо охраняемых природных территорий.

Согласно ст. 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об особо охраняемых природных территориях" с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады.

Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения ( ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ).

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования (ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ).

В соответствии с п. 30 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 № 138, в границах охранных зон хозяйственная деятельность осуществляется с соблюдением положений о соответствующей охранной зоне и требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О животном мире».

Из содержания вышеприведенных положений федерального законодательства об особо охраняемых природных территорий, следует, что земельные участки в границах охранных зон таких территорий используются собственниками земельных участков с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.

В силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и его соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В нарушение вышеуказанных норм, административным ответчиком не представлено суду доказательств создания особо охраняемой природной территории регионального либо местного значения в соответствии с приведенными выше нормами федерального законодательства в отношении земельных участков с кадастровыми номерами .

Согласно пункту 3 статьи 1 ГрК РФ устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

Как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28 марта 2017 г. № 10-П, регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.

Из изложенного следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов.

Развитие территорий носит многоплановый и динамичный характер, что определяет необходимость корректировки базовых градостроительных решений. Внесение изменений в документы территориального планирования является проявлением дискреционных полномочий органов местного самоуправления, что, однако, не предполагает произвольных действий данных органов.

Суд полагает, что в данном случае справедливый баланс между общественными интересами и правами частного лица при утверждении Правил застройки и землепользования г.о. Самара и Генерального плана г.о. Самара, а также при внесении в него изменений, органами местного самоуправления достигнут не был.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 статьи 30 Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 года № 61, применительно к перечисленным в статье 29 настоящих Правил территориальным зонам устанавливаются следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:

а) основные виды разрешенного использования (ОВ),

б) условно разрешенные виды использования (УВ),

в) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (ВВ).

Исходя из ч. 4 статьи 30 Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 года № 61, применительно к территориальной зоне особо охраняемых природных территорий (Р-4) установлен ВРИ – «Коммунальное обслуживание» (УВ); «Деловое управление» - отсутствует; «Ведение садоводства» - отсутствует.

Учитывая изложенное, суд полагает заслуживающими внимание доводы представителя административного истца о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в нарушение положений п. 4 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ, согласно которой, при подготовке правил землепользования и застройки, границы территориальных зон устанавливаются с учетом, в частности, сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Доводы административного ответчика об отсутствии нарушения прав административных истцов установлением в отношении земельных участков территориальной зоны Р-4 - Зона особо охраняемых природных территорий и функциональной зоны планируемых территорий коммунально-делового назначения являются необоснованными, поскольку в перечне видов разрешенного использования территориальной зоны Р-4 отсутствует вид разрешенного использования земельных участков административных истцов, закрепленный в соответствующих правоустанавливающих документах, чем нарушаются права административных истцов на полноценное использование принадлежащих им земельных участков.

Кроме того, в соответствии с сообщением АО «Самарская сетевая компания» №164/8 от 13.06.2019 г. административным истцам отказано в подготовке архитектурно-планировочного задания на проектирование кабельно-воздушной линии до опоры, расположенной на расстоянии 25 м от границы земельного участка, подключаемого к объекту, поскольку земельный участок располагается в зоне особо охраняемых природных территорий (Р-4).

Ссылка административного ответчика на то, что территориальное зонирование и функциональное зонирование было определено ранее, чем сформированы спорные земельные участки, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат материалам дела.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что административные требования о признании недействующими Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 года № 61 в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами к территориальной зоне особо охраняемых природных территорий (Р-4) и Генерального плана городского округа Самара, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 года № 539, в редакции решения Думы городского округа Самара от 07.02.2012 г. №181, в части установления на Схеме №1 «Основной чертеж. Проектное решение» приложения «Положение о территориальном планировании карты и схемы», частично функциональной зоны – зоны планируемых территорий коммунально-делового назначения на земельных участках с кадастровыми номерами , обоснованны и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", принимая во внимание, что положения оспариваемых нормативных правовых актов применялись и были реализованы права граждан и организаций, суд полагает, что указанные акты подлежат признанию не действующими в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Волжская коммуна».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО25, ФИО26 - удовлетворить.

Признать недействующими с момента вступления в законную силу решения суда Правила застройки и землепользования в городе Самара, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 года № 61 в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами к территориальной зоне особо охраняемых природных территорий (Р-4).

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа Самара, утвержденный Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 года № 539, в редакции решения Думы городского округа Самара от 07.02.2012 г. №181, в части установления на Схеме №1 «Основной чертеж. Проектное решение» приложения «Положение о территориальном планировании карты и схемы», частично функциональной зоны – зоны планируемых территорий коммунально-делового назначения на земельных участках с кадастровыми номерами .

Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Самарская газета» в течение месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: С.Н. Ласковская

Решение суда в окончательной форме изготовлено 16.10.2020 г.