ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-104/17 от 14.08.2017 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 3а-104/2017

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

14 августа 2017 года Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский городской суд в составе:

председательствующего судьи Павловой О.А.

при секретаре Кулик А.К.,

с участием прокурора Травкиной О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Стоик», общества с ограниченной ответственностью «Рекламная сеть «Стоик» о признании недействующим постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23 мая 2017 г. №384 «О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17 апреля 2014 года №266», недействующим в части постановления Правительства Санкт-Петербурга от 31 января 2017 г. №40 «Об утверждении Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства»,

У С Т А Н О В И Л:

Правительством Санкт-Петербурга 31 января 2017 г. принято постановление №40, которым утверждены Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства (далее также - Правила благоустройства).

Пунктом 2.4 Эстетического регламента наружной рекламы и информации, являющегося приложением №6 к Правилам, закреплены общие требования к внешнему виду и размещению рекламных конструкций. В частности, пунктом 2.4.2 установлено подразделение рекламных конструкций в зависимости от размера информационного поля на поля:

площадь одного информационного (рекламного) поля (стороны) от 2,16 кв.м включительно и до 4,2 кв.м включительно (далее – рекламные конструкции малых форматов);

площадь одного информационного (рекламного) поля (стороны) от 4,2 кв.м включительно и до 9,36 кв.м включительно (далее – рекламные конструкции средних форматов);

площадь одного информационного (рекламного) поля (стороны) более 9,36 кв.м включительно и до 60 кв.м включительно (далее – рекламные конструкции крупных форматов);

площадь одного информационного (рекламного) поля (стороны) от 60 кв.м включительно и более (далее – рекламные конструкции особо крупных форматов).

Правительством Санкт-Петербурга 23 мая 2017 г. принято постановление №384, которым внесено изменение в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17 апреля 2014 г. №266 «Об утверждении Схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга», а именно, приложение к данному постановлению - Схема размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга (далее также - Схема), изложено в новой редакции.

Общество с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Стоик» и общество с ограниченной ответственностью «Рекламная сеть «Стоик» обратились в суд с административным иском о признании недействующими постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23 мая 2017 г. №384 «О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17 апреля 2014 года №266» и постановления Правительства Санкт-Петербурга от 31 января 2017 г. №40 «Об утверждении Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства» в части положения «от 2,16 кв.м. включительно и» пункта 2.4.2 Приложения №6 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали на то, что являются хозяйствующими субъектами, занимающимися размещением наружной рекламы на территории Санкт-Петербурга в сегменте рекламных конструкций особо малого формата и владеющими сетью отдельно стоящих рекламных конструкций типа «Линза» с информационным рекламным полем размером 0,8 х 1,2 м (площадь одного информационного (рекламного) поля (стороны) 0,96 кв.м). Размещение на территории Санкт-Петербурга рекламных конструкций такого типа ранее предусматривалось Схемой размещения рекламных конструкций, утверждённой постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 апреля 2014 г. №266 (подпункт 3 пункта 1.2 раздела 1 Схемы), однако в настоящее время оспариваемыми нормативными актами рекламные конструкции данного типа исключены из типов рекламных конструкций, допускаемых к размещению, что, по утверждению административных истцов, влечёт невозможность дальнейшего осуществления хозяйственной деятельности на рынке наружной рекламы Санкт-Петербурга и нарушает положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», так как приводит к ограничению конкуренции и ущемлению интересов хозяйствующих субъектов.

Административные истцы полагают, что постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31 января 2017 г. №40 «Об утверждении Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства» в оспариваемой части и положения постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23 мая 2017 г. №384 «О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17 апреля 2014 года №266» противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Так, по мнению административных истцов, вошедшее в утверждённые постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31 января 2017 г. №40 Правила благоустройства положение об установлении минимальной площади одного информационного поля (стороны) рекламной конструкции в размере 2,16 кв.м на публичные слушания не выносилось, что является нарушением статей 5,12-17 Закона Санкт-Петербурга от 25 декабря 2015 г. №891-180 «О благоустройстве в Санкт-Петербурге».

Также административные истцы полагают, что Схема размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, утверждённая постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 мая 2017 г. №384, противоречит пункту 2 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе», согласно которому рекламные конструкции могут использоваться для распространения любой рекламы, в то время как разделами 1, 4-21 Схемы предусмотрено размещение на территории Санкт-Петербурга такого типа отдельно стоящих рекламных конструкций как театральный афишный стенд, чем установлено ограничение по содержанию размещаемой на рекламной конструкции информации и объектам рекламирования – только реклама мероприятий, а также пункту 5.8 статьи 19 указанного Федерального закона, в соответствии с которым схема размещения рекламных конструкций должна содержать места установки рекламных конструкций, в тоже время Схема определяет территориальное расположение места установки каждой рекламной конструкции двумя способами – координатами и адресом, при этом точки пространства, определяемые при помощи координат и адреса в отношении одной и той же рекламной конструкции, различны, что не позволяет адресатам правового регулирования однозначно установить, в каких конкретно местах допускается установка рекламных конструкций.

Кроме того, административные истцы ссылаются на нарушение требований безопасности, которым должна соответствовать схема в силу пункта 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе», поскольку согласно пункту 6.1 и пункту Г.2 Приложения Г ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», утверждённого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 марта 2009 г. № 117-ст (далее - ГОСТ Р 52044-2003), средства наружной рекламы не должны быть размещены в границах коридора безопасности, а также над проезжей частью, в то время как Схемой в ряде случаев предусмотрено размещение рекламных конструкций в пределах коридоров безопасности с нависанием над проезжей частью (том 1 л.д. 1-13, том 3 л.д. 27-38, 220-227).

Представитель административных истцов в суд явился, поддержал заявленные требования.

Представители административного ответчика Правительства Санкт-Петербурга в суд явились, возражали против удовлетворения административных исковых требований, ссылаясь на то, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Правительства Санкт-Петербурга с соблюдением установленной процедуры принятия, регистрации, опубликования нормативных правовых актов.

Представители административного ответчика указали, что эстетические регламенты в силу части 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе», Закона Санкт-Петербурга от 25 декабря 2015 г. №891-180 не являются документом, определяющим типы и виды рекламных конструкций, допустимых к размещению на территории Санкт-Петербурга, в связи с чем, не могут препятствовать осуществлению административными истцами предпринимательской деятельности по размещению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций определённого типа.

Также представители административных ответчиков ссылались на то, что какие-либо запреты или ограничения по размещению на театральных афишных стендах их владельцами любой рекламной информации в Схеме отсутствуют, в связи с чем, Схема не противоречит положению пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе». В отношении доводов административных истцов о противоречии Схемы требованиям пункта 6.1 и пункту Г.2 Приложения Г ГОСТ Р 52044-2003 представители административного ответчика указали на то, что включение того или иного места установки рекламной конструкции в Схему подтверждает возможность установки в указанном месте рекламной конструкции без нарушения требований действующего законодательства. Опровергая доводы административного иска относительно несоответствия в Схеме описания мест размещения рекламных конструкций с помощью адреса и значений координат, административные ответчики утверждали, что вывод о таком несоответствии ошибочен, обусловлен тем, что административным истцом не учтено то обстоятельство, что описание точек приведено в системе плоских прямоугольных координат, вычисленных в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, «Местной системе координат г. Ленинграда 1964 г.». Представителями административного ответчика представлены письменные возражения относительно административного иска (том 3 л.д. 108-116, 205-207, 240-242, том 4 л.д. 42-56).

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении административного иска, суд считает, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пунктам 25, 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, утверждение схемы размещения рекламных конструкций, осуществляемое в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".

В соответствии с частью 3 статьи 79 названного Федерального закона перечень вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.

Законом Санкт-Петербурга от 25 декабря 2015 г. № 891-180 "О благоустройстве в Санкт-Петербурге" подготовка и утверждение правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, а также внесение изменений в них отнесено к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга (пункт 1 статьи 5).

В соответствии с пунктом 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.

Законом Санкт-Петербурга от 09 июня 2006 г. № 302-42 "О мерах по реализации Федерального закона "О рекламе" установлено, что полномочия органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, предусмотренные в статье 19 Федерального закона от 22 февраля 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе", в Санкт-Петербурге осуществляются уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.

В пункте 1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17 апреля 2014 г. № 266 установлено, что Схема размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, утверждается Правительством Санкт-Петербурга.

Таким образом, Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства и Схема размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, утверждены Правительством Санкт-Петербурга в пределах предоставленных полномочий.

Доводы административных истцов о том, что при утверждении Схемы Правительство Санкт-Петербурга превысило полномочия, установив ограничение по содержанию размещаемой информации и объектам рекламирования на рекламной конструкции такого типа как театральный афишный стенд, являются несостоятельными.

Как следует из пункта 1.2. Раздела 1 указанной схемы, театральный афишный стенд как тип отдельно стоящей рекламной конструкции представляет собой рекламную конструкцию с одним информационным полем; размер информационного поля составляет 1,8х1,8 м. Каких-либо требований к содержанию размещаемой на нём информации и объектам рекламирования оспариваемая схема не предъявляет. Содержание же конкурсной документации по торгам на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в том числе проекта договора, подлежащего заключению с победителем торгов, согласно которому последний обязуется размещение театральных афишных стендов осуществлять для размещения рекламы и информации исключительно о репертуарах театров, кинотеатров, спортивных и иных массовых мероприятиях, событиях общественного, культурно-развлекательного, спортивно-оздоровительного характера, на которое ссылаются административные истцы, не может быть принято во внимание, поскольку не влияет на обстоятельство отсутствия соответствующего требования к содержанию размещаемой на театральном афишном стенде информации в оспариваемом нормативном правовом акте.

В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проекты правил благоустройства территорий должны выносится на публичные слушания.

Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту правил благоустройства территории Санкт-Петербурга установлен главой 3 Закона Санкт-Петербурга от 25 декабря 2015 г. № 891-180 "О благоустройстве в Санкт-Петербурге".

Публичные слушания по проекту Правил благоустройства проведены в соответствии с установленным порядком. Так, 03 августа 2016 г. Комитетом по градостроительству и архитектуре принято распоряжение №209-17 о проведении публичных слушаний, информирование о проведении публичных слушаний осуществлено 04 августа 2016 г. путем опубликования информационного сообщения о проведении публичных слушаний на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (gov.spb.ru); экспозиция документации проведена в период с 08 августа 2016 г. по 06 сентября 2016 г.; обсуждение документации состоялось 08 сентября 2016 г., о чём составлен протокол обсуждения; на основании протокола обсуждения и представленных письменных предложений и замечаний по проекту правил благоустройства 21 сентября 2016 г. подготовлено заключение о результатах публичных слушаний (том 2 л.д. 150, 151, 203-211, том 3 л.д. 153-164, 245).

Доводы административных истцов о том, что положение Правил благоустройства об установлении минимальной площади одного информационного (стороны) рекламной конструкции в размере 2,16 кв.м на публичные слушания не выносилось, что является нарушением статей 5, 12-17 Закона Санкт-Петербурга от 25 декабря 2015 г. №891-180 «О благоустройстве в Санкт-Петербурге», а также о том, что включение данного положения в проект не являлось его изменением по результатам проведённых публичных слушаний, отклоняются судом ввиду следующего.

Согласно пункту 5 статьи 17 Закона Санкт-Петербурга от 25 декабря 2015 г. №891-180 «О благоустройстве в Санкт-Петербурге» с учетом протоколов обсуждений и заключений о результатах публичных слушаний в проект правил благоустройства до их утверждения могут быть внесены изменения.

В проекте Правил благоустройства, обсуждённом на публичных слушаниях 08 сентября 2016 г., отсутствовало оспариваемое положение об отнесении рекламных конструкций, имеющих площадь одного информационного (рекламного) поля от 2,16 кв.м, к рекламным конструкциям малых форматов, равно как и отсутствовали какие-либо иные критерии подразделения рекламных конструкций на рекламные конструкции малых, средних, крупных и особо крупных форматов. В тоже время пунктами 2.2 – 2.5, 2.7 – 2.9 проекта Эстетического регламента наружной рекламы и информации, являющегося приложением №6 к Правилам благоустройства, урегулированы допустимые расстояния между рекламными конструкциями указанных форматов и иными объектами, данные нормативные предписания сохранены в пунктах 2.6 – 2.9 оспариваемых Правил благоустройства (том 1 л.д. 49-50, том 2 л.д. 185-186).

Из заключения о результатах публичных слушаний от 21 сентября 2016 г. усматривается, что по проекту Правил благоустройства, вынесенному на обсуждение, поступили предложения, в частности об определении форматов рекламных конструкций, установлении рекламных конструкций с типовыми размерами информационных (рекламных) полей (ширина на высоту, в метрах) (предложение Комитета по градостроительству и архитектуре) и об исключении из проекта пункта 2.23, согласно которому «при размещении отдельно стоящих рекламных конструкций размер информационного поля должен составлять (ширина х высота, м) 0,8х1,2м…» (предложение О.) (том 2 л.д. 188, 209, 211).

Буквальное прочтение пункта 2.4.2 Эстетического регламента наружной рекламы и информации, являющегося приложением №6 к Правилам благоустройства, анализ содержащихся в нём положений в совокупности с положениями пунктов 2.6 - 2.9 указанного регламента, с учётом того, что именно схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим возможные площади информационных полей рекламных конструкций, позволяет прийти к выводу о том, что включение в проект Правил благоустройства положения о подразделении рекламных конструкций в зависимости от размера информационного поля на рекламные конструкции малых, средних, крупных и особо крупных форматов, обеспечивает возможность применения нормативных предписаний о допустимых расстояниях между рекламными конструкциями различных форматов и иными объектами, не ограничивая при этом минимальный размер площади информационного (рекламного) поля рекламной конструкции, допускаемой к размещению на территории Санкт-Петербурга. Такое изменение проекта, равно как и исключение из проекта требований к размерам информационных (рекламных) полей, с учётом вышеуказанных предложений участников публичных слушаний, следует признать изменением проекта по результатам проведённых публичных слушаний, что допустимо.

Обстоятельство включения в проект Правил благоустройства оспариваемого положения после проведения 14 октября 2016 г. согласительного совещания, на что ссылаются административные истцы (том 3 л.д. 220-221) правового значения не имеет, поскольку с учётом положения пункта 5 статьи 17 Закона Санкт-Петербурга от 25 декабря 2015 г. №891-180 «О благоустройстве в Санкт-Петербурге» проект может дорабатываться вплоть до его утверждения.

В соответствии с пунктом 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.

Схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, утверждённая оспариваемым нормативным правовым актом, разработана Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации, к компетенции которого пунктом 3.10 Положения о Комитете по печати и взаимодействию со средствами массовой информации, утверждённого постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 02 декабря 2003 г. № 44, отнесены разработка и согласование постановлений Правительства Санкт-Петербурга, в том числе об утверждении Схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга и внесении в нее изменений.

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31 января 2017 г. №40 «Об утверждении Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства» опубликовано 07 февраля 2017 г., а постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 мая 2017 г. №384 «О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17 апреля 2014 года №266» - 26 мая 2017 г. в соответствии требованиями пункта 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" и пункта 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 г. № 445-112 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга» (на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.gov.spb.ru).

Следовательно, оспариваемые нормативные правовые акты приняты в установленном законом порядке с соблюдением правил их введения в действие.

Анализируя доводы административных истцов о противоречии оспариваемой Схемы пункту 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" в части положения о том, что схема размещения рекламных конструкций должна обеспечивать соблюдение требований безопасности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности являются документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.

В соответствии с частью 4 статьи 19 указанного Федерального закона, рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. При этом нормативным документом, принятым на федеральном уровне и устанавливающим общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, является "ГОСТ Р 52044-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", принятый постановлением Госстандарта России от 22 апреля 2003 г. № 124-ст (далее - ГОСТ Р 52044-2003).

Ссылаясь на нарушение при утверждении Схемы положения пункта 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" об обеспечении соблюдения требований безопасности, административные истцы указали на то, что в ряде случаев схема предусматривает размещение рекламных конструкций, а именно Т-образных биллбордов и суперсайтов, в пределах границ коридоров безопасности с нависанием над проезжей частью, что противоречит требованиям ГОСТ Р 52044-2003.

Вместе с тем, в целях обеспечения соответствия разрабатываемой схемы требованиям ГОСТ Р 52044-2003 проект Схемы был направлен на согласование в Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга», предметом деятельности которого является информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов исполнительной власти Санкт-Петербурга по вопросам, связанным с организацией дорожного движения (пункт 2.2 Устава, том 3 л.д. 250). В письме от 04 мая 2017 г. указанное учреждение подтвердило соответствие направленной адресной программы размещения рекламных конструкций на территории Санкт-Петербурга требованиям ГОСТ Р 52044-2003 (том 3 л.д. 189, 191).

В тоже время каких-либо доказательств обратного, а именно того, что в местах, определённых схемой, невозможно установить рекламные конструкции без нарушения требований ГОСТ Р 52044-2003, административными истцами не представлено. Материалы фотофиксации (том 4 л.д. 18-27) отображают фактически установленные в настоящее время рекламные конструкции. Из пояснений представителей сторон следует, что до настоящего времени разрешений на установку рекламных конструкций в соответствии с оспариваемой схемой не выдавалось. Соответственно, указанные материалы и не несут информации о том, установлены ли изображённые на них рекламные конструкции в местах, определённых Схемой, единственно возможным способом, с связи с чем, не подтверждают нарушение Схемой требований ГОСТ Р 52044-2003.

Доводы о невозможности адресатам правового регулирования определить места установки рекламных конструкций, поскольку точки пространства, определяемые при помощи координат X и Y и при помощи адреса в отношении одной рекламной конструкции различны не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Пункт 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" предусматривает определение Схемой мест размещения рекламных конструкций. Требований к способу определения таких мест закон не содержит.

Схема определяет места размещения рекламных конструкций двумя способами: посредством указания адреса и координат, вычисленных в «Местной системе координат г. Ленинграда 1964 г.».

Согласно представленной административными истцами справке кадастрового инженера Д. от 30 июня 2017 г., часть точек, определённых координатами в Схеме, расположена в водной акватории (том 4 л.д. 14).

В ходе судебного разбирательства кадастровый инженер Д., опрошенный судом в качестве специалиста пояснил, что местоположение точек в пространстве определялось им посредством введения координат X и Y в программе «GEOBRIDGE».

Опрошенный судом в качестве специалиста инженер геодезист Х. пояснил, что используя разное программное обеспечение, вычисляющие местоположение точек в пространстве с помощью «Местной системы координат г. Ленинграда 1964 г.», возможно получить два варианта местоположения данных точек, что обусловлено различным направления осей координат.

Соответственно, имеющееся в Схеме под каждым адресным перечнем примечание о направлении осей координат (X – ось абсцисс и Y – ось ординат) (том 1 л.д. 111) позволяет при использовании любого программного обеспечения однозначно определить местоположение точек в пространстве, вне зависимости от их обозначения (X или Y). Кроме того, правильному определению мест размещения рекламных конструкций, допускаемых Схемой, способствует и имеющееся в Схеме описание адреса каждой точки.

Доводы административных истцов о необоснованности исключения оспариваемыми нормативными правовыми актами из числа рекламных конструкций, допускаемых ранее к размещению на территории Санкт-Петербурга, рекламной конструкции типа «Линза», о создании вследствие этого дискриминационных условий для отдельных хозяйствующих субъектов, сокращении числа хозяйствующих субъектов на рынке наружной рекламы, и нарушении тем самым части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ "О защите конкуренции" суд полагает несостоятельными.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ "О защите конкуренции" органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Оспариваемые положения не препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующим субъектами и распространяется в равной мере на всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке наружной рекламы в Санкт-Петербурге, в том числе и на административных истцов, которые вправе принять участие в торгах на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций всех типов, поименованных в Схеме.

Следует учитывать, что суд не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия государственным органом нормативного правового акта, поскольку это относится к исключительной компетенции таких органов. Вопросы возможности и необходимости размещения рекламных конструкций тех или иных типов в каждом конкретном месте относятся к усмотрению лица, утверждающего схему расположения таких конструкций, в связи с чем суд не вправе входить в обсуждение целесообразности размещения на территории Санкт-Петербурга рекламных конструкций определённого типа.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Стоик», общества с ограниченной ответственностью «Рекламная сеть «Стоик» о признании недействующим постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23 мая 2017 г. №384 «О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17 апреля 2014 года №266», недействующим в части постановления правительства Санкт-Петербурга от 31 января 2017 г. №40 «Об утверждении Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства» отказать.

Возложить на Правительство Санкт-Петербурга обязанность опубликовать сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (gov.spb.ru).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.А.Павлова