ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-104/18 от 03.08.2018 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

3 августа 2018 года г. Улан-Удэ

Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Захарова Е.И.

при секретаре Черепановой О.М.

с участием прокурора Бадмацыреновой Ю.С., представителя административного истца Янцановой В.В., представителей административного ответчика окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 27 Батурина А.Н., Лукьянчук А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-104/2018 по административному исковому заявлению Дружинина Дмитрия Константиновича к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 27 о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 27 от 17 июля 2018 г. о регистрации Мезенина С.Г. кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Народного Хурала Республики Бурятия от 5 июня 2018 года № 3056-V «О назначении выборов депутатов Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва» на 09 сентября 2018 года назначены выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва.

Постановлением избирательной комиссии Республики Бурятия от 06 апреля 2018 года № 69/796-6 полномочия окружной избирательной комиссии для проведения выборов депутатов Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 27 возложены на территориальную избирательную комиссию муниципального образования «Прибайкальский район».

Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 27 от 17 июля 2018 г. Мезенин С.Г., выдвинутый избирательным объединением Бурятским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия», зарегистрирован кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия.

Дружинин Д.К., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты по этому же одномандатному избирательному округу в качестве самовыдвиженца (на основании решения окружной избирательной комиссии от 27 июля 2016 года № 07), обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения от 17 июля 2018 года № 04 окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 27 о регистрации кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 27 Мезенина С.Г.

В обоснование заявленных требований Дружинин Д.К. указал, что в нарушение требований Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ), Мезенин С.Г. в заявлении о согласии баллотироваться по избирательному округу не указал сведения об уровне имеющегося у него профессионального образования, не указал сведения о присужденной квалификации, а также не указал данные документа об образовании, а именно не указал регистрационный номер диплома. Считает, что не указание в полном объеме сведений об образовании кандидата в депутаты может повлиять на осознанное волеизъявление избирателей. Мезенин С.Г. был осужден Советским районным судом города Улан-Удэ по ч. 1 ст. 318 УК РФ, при этом, в нарушении п. 2.1 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, о своей судимости в заявлении о согласии баллотироваться не указал. Сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости является основанием для отказа в регистрации кандидата. Оспариваемое решение нарушает его права как зарегистрированного кандидата, поскольку противоречит принципу равенства прав и обязанностей всех кандидатов.

В судебное заседание административный истец Дружинин Д.К. не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного истца Дружинина Д.К. – Янцанова В.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме.

Представители окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 27 Батурин А.Н., являющийся председателем комиссии, Лукьянчук А.В., действующий на основании доверенности, просили в удовлетворении исковых требований отказать, пояснив, что оснований для отказа в регистрации Мезенину С.Г. у комиссии не было, решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 27 от 17 июля 2018 г. о регистрации Мезенина С.Г. кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва, является законным.

Заинтересованное лицо Мезенин С.Г. в суд не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключения прокурора Бадмацыреновой Ю.С., полагавшей, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного федерального закона, иных требований, предусмотренных этим федеральным законом, иным законом.

Согласно пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.

Из пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ следует, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

В заявлении указываются, в т.ч. сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации.

В соответствии с подпунктом «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона.

В соответствии с подпунктом «в.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 данного Федерального закона, иным законом.

Из заявления Мезенина С.Г. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва следует, что Мезениным С.Г. предоставлены, в том числе сведения о профессиональном образовании, указана организация, осуществляющая профессиональное образование – Российская академия государственной службы при Президенте РФ, год окончания – 2002, реквизиты документа об образовании – диплом <...>

Довод административного истца об отсутствии в заявлении Мезенина С.Г. о согласии баллотироваться сведений об уровне имеющегося у него профессионального образования, является несостоятельным, поскольку из буквального толкования пункта 2 статьи 33 указанного Федерального закона следует, что федеральный законодатель обязывает представить сведения не о полученной кандидатом квалификации в процессе получения профессионального образования, а реквизиты документа, подтверждающего получение профессионального образования, что согласуется с положениями части 1 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой в Российской Федерации выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации.

Согласно положению подпункта «б» пункта 2.2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются, в т.ч. копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании.

Аналогичные нормы содержится в пункте 2 и подпункте «б» пункта 2.2 статьи 22 Закона РБ № 603-III.

Учитывая, что Мезениным С.Г. в избирательную комиссию была представлена копия диплома, в которой содержатся все указанные кандидатом в заявлении сведения, в т.ч. наименование образовательного учреждения и регистрационный номер, оснований считать, что кандидатом нарушены требования вышеуказанных норм, не имеется.

Согласно пункта 2.1 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 26 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ основаниями исключения кандидата из заверенного списка кандидатов является сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 этого же федерального закона.

Из подпункта 58 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ следует, что под сведениями о судимости понимается сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.

Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости (ч. 12 ст. 86 УК РФ).

Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что обязанность уведомления избирательной комиссии о наличии судимости возникает у кандидата после вступления в законную силу постановленного в отношении него приговора суда.

Из материалов дела следует, что Мезенин С.Г. привлекался к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 318 Уголовного кодекса РФ, постановлением Советского районного суда города Улан-Удэ от 22 августа 2018 года уголовное дело прекращено на основании статьи 76.2 Уголовного кодекса РФ, в порядке ст. 25.1 УПК РФ.

Учитывая, что уголовное дело в отношении Мезенина С.Г. было прекращено на основании ст. 76.2 УК РФ и обвинительный приговор не выносился, оснований для указания в заявлении о наличии судимости у Мезенина С.Г. не имелось.

Иных оснований для признания решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 27 от 17 июля 2018 г. о регистрации Мезенина С.Г. кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва незаконным и его отмене материалы дела не содержат и стороной административного истца не представлено.

Таким образом, установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемое решение окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 27 от 17 июля 2018 г. о регистрации Мезенина С.Г. кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва принято в соответствии с требованиями закона, у избирательной комиссии отсутствовали правовые основания для отказа в регистрации Мезенину С.Г. кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва, в связи с чем исковые требования Дружинина Д.К. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Дружинина Дмитрия Константиновича к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 27 о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 27 от 17 июля 2018 г. о регистрации Мезенина С.Г. кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Бурятия в течение пяти дней со дня принятия решения суда.

Судья Е.И. Захаров