ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-104/18 от 27.12.2018 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

Дело № 3а-104/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 декабря 2018 года                                                       город Ульяновск

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Зуевой Н.В.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «МПК-Ресурс» к Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, администрации г. Ульяновска, Правительству Ульяновской области о пересмотре кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства на основании установления в отношении него рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л :

общество с ограниченной ответственностью «МПК-Ресурс» обратилось с административным иском к Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, администрации г. Ульяновска о пересмотре кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, на основании установления в отношении него рыночной стоимости.

Требование мотивировано тем, что указанный объект незавершенного строительства принадлежит ООО «МПК-Ресурс» на праве собственности.

Постановлением Правительства Ульяновской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области» от 12.10.2012 № 481-П утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе кадастровая стоимость объекта незавершенного строительства, принадлежащего ООО «МПК-Ресурс», в размере 115 302 989 руб. 49 коп.

Согласно отчету оценщика ООО Центр экспертизы и оценки «Формула» от 14.03.2018 рыночная стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером *** по состоянию на 12 октября 2012 года составляла 30 390 946 руб.

ООО «МПК-Ресурс» 12 апреля 2018 года обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта по основанию установления его рыночной стоимости.

Уведомлением Комиссии от 13 апреля 2018 года заявление ООО «МПК-Ресурс» не было принято к рассмотрению.

Поскольку законодателем сумма налога, подлежащего уплате в бюджет налогоплательщиком, поставлена в зависимость от кадастровой стоимости объекта, то результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанного объекта незавершенного строительства затрагивает интересы ООО «МПК-Ресурс», как плательщика налога.

Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено Правительство Ульяновской области.

В судебном заседании представитель административного истца      Минеева Е.В. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске. Просила установить кадастровую стоимостьобъекта незавершенного строительства в размере рыночной, установленной заключением судебной экспертизы ФБУ Ульяновская лаборатория судебной экспертизы с уменьшением ее на сумму НДС 18%. Также просила восстановить срок для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Представитель Правительства Ульяновской области в письменном отзыве не возражал против пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в письменных возражениях указал, что орган регистрации прав не принимал участия в проведении и утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, прав административного истца не нарушал, поэтому является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указал на то, что Управление прав административного истца не нарушало, против пересмотра кадастровой стоимости не возражает, решение оставляет на усмотрение суда.

Представители Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, администрации города Ульяновска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, письменных возражений в суд не направили.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Как указано в статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно статье 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования недвижимое имущество, в том числе, здания, строения, сооружения.

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 24.20 указанного Федерального закона в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Материалами дела установлено, что объект недвижимости – объект незавершенного строительства с кадастровым номером ***, площадью 6003,4 кв.м, расположенный по адресу: ***, принадлежит на праве собственности ООО «МПК-Ресурс».

Из материалов дела следует, что на основании постановления Правительства Ульяновской области от 12 октября 2012 года № 481-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области» кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости была определена в размере 115 302 989 руб. 49 коп.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером *** были внесены в ЕГРН 1 ноября 2012 года, следовательно, пятилетний срок, предусмотренный для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, истек 1 ноября 2017 года. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости ООО «МПК-Ресурс» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области 12 апреля 2018 года, то есть с пропуском срока, в связи с чем такое заявление Комиссией не было принято к рассмотрению. Кроме того, в уведомлении Комиссии было указано, что дата определения рыночной стоимости в отчете – 12 октября 2012 года не соответствует дате определения кадастровой стоимости – 17 ноября 2011 года.

Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как кадастровая стоимость земельного участка, исходя из которой рассчитывается земельный налог, является актуальной для административного истца. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.

Учитывая, что дата определения рыночной стоимости в отчете согласно уведомлению Комиссии  по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области указана неверно, вместо 17 ноября 2011 года рыночная стоимость определена на 12 октября 2012 года, а также учитывая разницу рыночной стоимости объекта, определенную отчетом об оценке, представленным административным истцом, и его кадастровой стоимости, по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено ФБУ Ульяновской лаборатории судебной экспертизы.

Согласно заключению № 727/03-4 от 7 декабря 2018 года названного экспертного учреждения рыночная стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ***, площадью 6003,4 кв.м, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 17 ноября 2011 года составляла 37 000 000 руб.

В судебном заседании был опрошен эксперт Садовничая Л.П., которая суду пояснила, что оценка ею проводилась затратным и сравнительным методом. При расчете рыночной стоимости затратным подходом рыночная стоимость была рассчитана с учетом НДС, сумма составила 46 629 528 руб. Учитывая, что разница между результатом, полученным затратным подходом и результатом, полученным методом по сравнимым продажам, не превысила 30%, предпочтение было отдано сравнительному методу, так как на дату оценки на рынке недвижимости было выставлено на продажу достаточное количество аналогов оцениваемому объекту. Поэтому было принято отказаться от затратного подхода и заключение она давала на основании подхода сравнения продаж. Не представляется возможным однозначно определить, что на дату оценки – 17 ноября 2011 года было заложено продавцом в рыночную стоимость объектов аналогов, поскольку прошел достаточно большой промежуток времени и каким-то образом связаться с продавцами и установить это не представляется возможным. НДС как могло быть заложено в рыночную стоимость, так и не могло быть заложено в нее, это зависит от ряда обстоятельств, например, физическое или юридическое лицо являлось продавцом, как имущество стояло на балансе собственника и от других обстоятельств, поэтому говорить о сложившейся рыночной практики в данном случае также не представляется возможным.    

У суда нет оснований не доверять данному заключению и пояснениям эксперта, данным в ходе судебного заседания.

Экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими удовлетворению. При этом за рыночную стоимость судом берется определенная экспертом сумма в размере 37 000 000 руб.

Довод представителя административного истца о необходимости исключения из установленной экспертом рыночной стоимости суммы НДС является необоснованным, поскольку рыночная стоимость объекта незавершенного строительства экспертом определялась путем подхода сравнения продаж на ноябрь 2011 года, что не позволяет как эксперту, так и суду сделать однозначный вывод о включении в рыночную стоимость объектов-аналогов суммы НДС.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «МПК-Ресурс» о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 17 ноября 2011 года в размере 37 000 000 руб.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 12 апреля 2018 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ***.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ульяновского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                     Н.В.Зуева