ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-104/19 от 10.02.2020 Курского областного суда (Курская область)

Дело № 3а-18/2020 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Курск 10 февраля 2020 г.

Курский областной суд

в составе: председательствующего судьи - Павловой Е.Б.,

при секретаре: Сибилевой Г.Г.,

с участием: прокурора - Борисовой Е.С.,

представителя административного истца - общества с ограниченной ответственностью «Оздоровительный, водно-спортивный, рекреационный центр» по доверенности Веретенникова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Оздоровительный, водно-спортивный, рекреационный центр» к комитету по управлению имуществом Курской области об оспаривании нормативного правового в части,

у с т а н о в и л :

Решением комитета по управлению имуществом Курской области от 27 декабря 2018 г. № 01-18/1659 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, на 2019 год (далее Перечень объектов недвижимого имущества).

29 декабря 2018 г. данный нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте комитета по управлению имуществом Курской области http://imkursk.ru.

Согласно пунктам 1472, 1476, 1477, 1479, 1480, 1481, 1482, 1483, 1484, 1485, 1489, 1491, 1493, 1494, 1495, 1496, 1499, 1500, 1505, 1506, 1507, 1508 указанного Перечня объектов недвижимого имущества нежилые помещения с кадастровыми номерами (соответственно) , расположенные по адресу: <адрес>, являются объектами недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Общество с ограниченной ответственностью «Оздоровительный, водно-спортивный, рекреационный центр» (далее – ООО «ОВСРЦ»), являясь собственников вышеназванных объектов недвижимости, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия решения указанных пунктов Перечня объектов недвижимого имущества, мотивируя свои требования тем, что нежилые помещения не обладают признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение его в Перечень объектов недвижимого имущества не соответствует положениям ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «ОВСРЦ» по доверенности Веретенников А.В. поддержал административные исковые требования по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика - комитета по управлению имуществом Курской области по доверенности Олейников П.С. в судебное заседание 10 февраля 2020 г. не явился. Будучи ранее допрошенным в судебном заседании Олейников П.С. административные исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях, указав, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленном законом порядке и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Принадлежащие административному истцу нежилые помещения включены в оспариваемые пункты Перечня объектов недвижимого имущества в связи с тем, что находятся в здании, которое фактически используется обществом для оказания населению бытовых услуг спортивно-развлекательного характера (бани, сауны, массажные кабинеты, салон красоты, бассейны, тренажерные залы), а также объект общественного питания – ресторан, которые в совокупности по площади занимают более 20% от общей площади здания. Считает, что нежилые помещения находятся в здании, отвечающему условиям подп. 1 п. 3 ст. 378.2 и подп. 1 п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем имелись основания для их включения в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон и заключение прокурора Борисовой Е.С., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно подп. 33 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения разграничены Налоговым кодексом Российской Федерации.

Так, статьями 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно пунктам 1 и 2 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 настоящего Кодекса.

Пунктом 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Указанной нормой предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности указано, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить указанный перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и разместить его на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Состав сведений, подлежащих включению в перечень, формат и порядок их направления в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (п. 8 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Законом Курской области от 26 ноября 2003 г. № 57-ЗКО «О налоге на имущество организаций» (в редакции от 15 ноября 2018 г. № 83-ЗКО) на территории Курской области установлены особенности определения налоговой базы в отношении указанных в данном нормативном правовом акте видов недвижимого имущества.

Комитет по управлению имуществом Курской области является органом исполнительной власти Курской области, который наделен полномочиями по определению перечня объектов недвижимого имущества, в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. Руководство комитетом осуществляет председатель, который издает приказы и принимает решения по имущественным вопросам в пределах компетенции комитета (пункты 3.58, 5.1, 5.4 Положения о комитете по управлению имуществом Курской области, утвержденного постановлением Губернатора Курской области от 25 июня 2007 г. № 286).

Постановлением Администрации Курской области от 23 января 2018 г. № 38-па (в редакции от 23 октября 2018 г.) «О некоторых вопросах, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» утвержден Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно пунктам 2 - 6 указанного Порядка, перечень объектов недвижимого имущества формируется, ведется, утверждается и публикуется комитетом по управлению имуществом Курской области. Объекты недвижимого имущества, подлежащие включению в Перечень, определяются в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Основанием для включения объекта недвижимости в Перечень является информация, поступившая от органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курской области и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Комитет формирует Перечень объектов недвижимого имущества на очередной налоговый период на основании сведений об объектах недвижимого имущества, подлежащих включению в Перечень, представленных в комитет не позднее 1 июня года, предшествующего налоговому периоду;

состав сведений, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимого имущества, определяется согласно приказу ФНС России от 28 ноября 2014 г. № ММВ-7-11/604@ «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме»;

до 1 ноября года, предшествующего налоговому периоду, комитет размещает на официальном сайте комитета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» проект Перечня; не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу утверждает Перечень, направляет его в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Курской области и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Из материалов дела следует, что в соответствии с требованиями ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и постановления Администрации Курской области от 23 января 2018 г. № 38-па, решение комитета по управлению имуществом Курской области от 27 декабря 2018 г. № 01-18/1659 «Об утверждении перечня объектов недвижимости на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» подписано председателем комитета и вместе с приложением - Перечнем объектов недвижимого имущества размещено 29 декабря 2018 г. (т.е. до начала очередного налогового периода) и опубликовано на официальном сайте комитета по управлению имуществом Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://imkursk.ru (л.д. 78, 211).

Таким образом, оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества сформирован и утвержден уполномоченным органом в пределах его компетенции. Решение об утверждении Перечня от 27 декабря 2018 г. № 01-18/1659 издано комитетом по управлению имуществом Курской области с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемого им нормативного правового акта. Порядок принятия Перечня объектов недвижимого имущества, опубликования и введения его в действие не нарушен.

Указанные обстоятельства представителем административного истца не оспариваются.

Статьей 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом установлено, что принадлежащие ООО «ОВСРЦ» нежилые помещения с кадастровыми номерами , расположенные по адресу: <адрес>, включены в Перечень объектов недвижимого имущества под пунктами соответственно 1472, 1476, 1477, 1479, 1480, 1481, 1482, 1483, 1484, 1485, 1489, 1491, 1493, 1494, 1495, 1496, 1499, 1500, 1505, 1506, 1507, 1508 (т. 1 л.д. 139), в связи с чем оспариваемый нормативный правовой акт применяется к административному истцу, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество за 2019 г. исходя из кадастровой стоимости этих объектов недвижимости, и дает обществу право требовать признания данного нормативного правового акта не действующим в части в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Проверяя оспариваемые пункты Перечня объектов недвижимого имущества на соответствие актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

В силу ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Согласно п. 2 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 этого кодекса.

Пунктом 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении таких видов недвижимого имущества, признаваемых объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1);

нежилые помещения назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

Фактическим использованием нежилого помещения для размещения названных объектов признается использование не менее 20 % его общей площади для размещения перечисленных объектов (п. 5 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

При этом, в силу абзаца второго п. 2 ст. 372 названного кодекса, субъектам Российской Федерации предоставлено право на законодательном уровне устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.

Согласно пунктам 3 и 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания соответственно;

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания соответственно.

В соответствии с п. 4.1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях указанного пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Статьей 1.1 Закона Курской области от 26 ноября 2003 г. № 57-ЗКО «О налоге на имущество организаций», налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

2) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

3) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Поскольку субъект Российской Федерации не наделен полномочием по ограничению видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения согласно ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что к видам недвижимого имущества, не указанным в ст. 1.1 Закона Курской области от 26 ноября 2003 г. № 57-ЗКО, положения ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации применяются без каких-либо особенностей.

Исходя из толкования вышеизложенных норм права, нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подп. 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.

В связи с чем оспариваемые пункты Перечня объектов недвижимого имущества могут быть признаны соответствующими ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 1.1 Закона Курской области от 26 ноября 2003 г. № 57-ЗКО, если указанные в них спорные помещения, находятся в здании, отвечающем условиям, указанным в пунктах 3, 4, 4.1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, либо нежилое помещение соответствует требованиям подп. 2 п. 1 и п. 5 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Однако судом на основании представленных сторонами доказательств установлено, что принадлежащие административному истцу нежилые помещения, указанные в пунктах 1472, 1476, 1477, 1479, 1480, 1481, 1482, 1483, 1484, 1485, 1489, 1491, 1493, 1494, 1495, 1496, 1499, 1500, 1505, 1506, 1507, 1508 Перечня объектов недвижимого имущества, ни одному из перечисленных выше условий не соответствуют.

Так, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, оспариваемыми пунктами в Перечень объектов недвижимого имущества включены принадлежащие на праве собственности ООО «ОВСРЦ» помещения, расположенные по адресу: <адрес>:

- с кадастровым номером , площадью 1 154 кв.м, этаж , наименование и назначение – нежилое помещение (п. 1472 Перечня объектов недвижимого имущества);

- с кадастровым номером , площадью 402,7 кв.м, этаж , наименование и назначение – нежилое помещение (п. 1476 Перечня объектов недвижимого имущества);

- с кадастровым номером , площадью 272,9 кв.м, этаж цокольный, наименование и назначение – нежилое помещение (п. 1477 Перечня объектов недвижимого имущества);

- с кадастровым номером , площадью 163,7 кв.м, этаж цокольный, наименование и назначение – нежилое помещение (п. 1479 Перечня объектов недвижимого имущества);

- с кадастровым номером , площадью 115,3 кв.м, этаж цокольный, наименование и назначение – нежилое помещение (п. 1480 Перечня объектов недвижимого имущества);

- с кадастровым номером , площадью 109,4 кв.м, этаж цокольный, наименование и назначение – нежилое помещение (п. 1481 Перечня объектов недвижимого имущества);

- с кадастровым номером , площадью 93,2 кв.м, этаж цокольный, наименование и назначение – нежилое помещение (п. 1482 Перечня объектов недвижимого имущества);

- с кадастровым номером , площадью 86,8 кв.м, этаж цокольный, наименование и назначение – нежилое помещение (п. 1483 Перечня объектов недвижимого имущества);

- с кадастровым номером , площадью 56,3 кв.м, этаж , наименование и назначение – нежилое помещение (п. 1484 Перечня объектов недвижимого имущества);

- с кадастровым номером , площадью 37,1 кв.м, этаж цокольный, наименование и назначение – нежилое помещение (п. 1485 Перечня объектов недвижимого имущества);

- с кадастровым номером , площадью 739,4 кв.м, этаж , наименование и назначение – нежилое помещение (п. 1489 Перечня объектов недвижимого имущества);

- с кадастровым номером , площадью 248,4 кв.м, этаж цокольный, наименование и назначение – нежилое помещение (п. 1491 Перечня объектов недвижимого имущества);

- с кадастровым номером , площадью 179,6 кв.м, этаж цокольный, наименование и назначение – нежилое помещение (п. 1493 Перечня объектов недвижимого имущества);

- с кадастровым номером , площадью 178,1 кв.м, этаж цокольный, наименование и назначение – нежилое помещение (п. 1494 Перечня объектов недвижимого имущества);

- с кадастровым номером , площадью 148,4 кв.м, этаж , наименование и назначение – нежилое помещение (п. 1495 Перечня объектов недвижимого имущества);

- с кадастровым номером , площадью 108,6 кв.м, этаж цокольный, наименование и назначение – нежилое помещение (п. 1496 Перечня объектов недвижимого имущества);

- с кадастровым номером , площадью 40,2 кв.м, этаж , наименование и назначение – нежилое помещение (п. 1499 Перечня объектов недвижимого имущества);

- с кадастровым номером , площадью 37,2 кв.м, этаж , наименование и назначение – нежилое помещение (п. 1500 Перечня объектов недвижимого имущества);

- с кадастровым номером , площадью 29 кв.м, этаж антресоль , наименование и назначение – нежилое помещение (п. 1505 Перечня объектов недвижимого имущества);

- с кадастровым номером , площадью 22,6 кв.м, этаж , наименование и назначение – нежилое помещение (п. 1506 Перечня объектов недвижимого имущества);

- с кадастровым номером , площадью 17,3 кв.м, этаж антресоль , наименование и назначение – нежилое помещение (п. 1507 Перечня объектов недвижимого имущества);

- с кадастровым номером , площадью 14 кв.м, этаж цокольный, наименование и назначение – нежилое помещение (п. 1508 Перечня объектов недвижимого имущества) (т. 1 л.д. 35-122).

Таким образом, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения о назначении, разрешенном использовании, наименовании нежилых помещений, включенных в Перечень объектов недвижимого имущества, не свидетельствуют о том, что в этих помещениях предусмотрено размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Из объяснений представителя административного ответчика следует, что принадлежащие ООО «ОВСРЦ» нежилые помещения были включены в Перечень объектов недвижимого имущества, поскольку находятся в здании с кадастровым номером , которое фактически используется для оказания населению бытовых услуг спортивно-развлекательного характера (услуги бани, сауны, массажных кабинетов, салона красоты, бассейны, тренажерные залы) и объекта общественного питания – ресторана, которые в совокупности занимают по площади более 20 % от общей площади здания, в связи с чем данное здание соответствует критериям, предусмотренным подп. 1 п. 3 ст. 378.2 и подп. 1 п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку обладает признаками административно-делового и торгового центра.

Однако доводы административного ответчика опровергаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и технической документации.

Так, из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером от 19 декабря 2019 г. следует, что здание площадью 13878,4 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, имеет назначение нежилое, наименование - оздоровительный водно-спортивный реакционный центр, состоит из 6-ти этажей (в том числе 1 подземный), год завершения строительства - 2013, в здании расположены объекты недвижимости, в том числе, нежилые помещения принадлежащие административному истцу (т. 1 л.д. 231-232).

Факт нахождения в названном здании объектов недвижимости с кадастровыми номерами , которые отсутствуют в сведениях об основных характеристиках объекта недвижимости, сторонами не оспаривался.

Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , площадью 8 153 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации оздоровительного рекреационного центра (т. 1 л.д. 228-230).

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540, под кодом 3.3 значится вид разрешенного использования земельного участка «бытовое обслуживание», который предполагает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро); под кодом 4.2 значится вид разрешенного использования земельного участка «объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)», который предполагает размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.9; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра; под кодом 4.6 значится вид разрешенного использования земельного участка «общественное питание», предусматривающий размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).

Вид разрешенного использования земельного участка «для эксплуатации оздоровительного рекреационного центра» перечисленным видам разрешенного использования не соответствует и безусловно не свидетельствует о том, что он предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также объектов бытового обслуживания и общественного питания, следовательно, в таком случае должно выясняться фактическое использование расположенного на нем объекта недвижимого имущества.

Между тем, мероприятий по обследованию нежилых помещений с целью определения вида их фактического использования для включения в Перечень объектов недвижимого имущества на 2019 г. административным ответчиком не проводилось.

Согласно сведениям технического паспорта на здание по состоянию на 19 февраля 2009 г., составленного Курским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация», здание площадью 10 944,2 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> (в состав которого входят принадлежащие административному истцу нежилые помещения) имеет назначение – оздоровительный, водно-спортивный рекреационный центр, используется по назначению (т. 1 л.д. 253-272).

Из экспликации к поэтажному плану технического паспорта следует, что здание включает помимо прочих помещения с назначением «кабинет косметологии», «косметический салон», «парикмахерская», «бар», «моечная», «торговое», «кухня». Однако совокупность площадей помещений, которые отнесены к торговым помещениям, помещениям бытового обслуживания и общественного питания (основных и вспомогательных) составляет 550,2 кв.м, что не превышает 20 % от общей площади здания 10 944,2 кв.м, и опровергает доводы административного ответчика о назначении здания с кадастровым номером для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

То обстоятельство, что в здании имеются помещения с наименованием «кабинет», «кабинет администратора» также не свидетельствует о предназначении таких помещений для размещения офисов в силу того, что термин «кабинет» не является тождественным термину «офис». Доказательств, что в здании предусмотрено размещение офисов, суду не представлено. Согласно экспликации к техническому паспорту, данные помещения, как и помещения поименованные «душевая», «сауна», «баня», «парная» «спортзал», «бассейн» отнесены к помещениям, предназначенным для лечебно-санитарной и прочей деятельности.

Таким образом, приведенное назначение помещений согласно техническому паспорту не позволяет отнести здание к видам объектов, поименованных в пунктах 3, 4, 4.1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Более того, представленный технический паспорт по состоянию на 19 февраля 2009 г. на здание из двух этажей, цокольного этажа и подвала общей площадью 10 944,2 кв. м не соответствует сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости о здании с кадастровым номером площадью 13 878,4 кв. м, имеющем 6 этажей (в том числе 1 подземный), год завершения строительства 2013 г.

Суд также отмечает, что нежилые помещения административного истца в техническом паспорте в виде самостоятельных объектов не указаны. Исходя из данных, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, соотнести местонахождение нежилых помещений с техническим паспортом, чтобы определить их наименование, состав и назначение, не представляется возможным. В связи с чем, указанная техническая документация не могла быть использована для включения нежилых помещений в Перечень объектов недвижимого имущества.

Иных документов технического учета (инвентаризации), кадастровых паспортов в отношении объектов недвижимости, суду не представлено.

Здание с кадастровым номером в качестве самостоятельного объекта в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества не включено.

Учитывая, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщика, принадлежащие административному истцу объекты недвижимости могли быть включены в Перечень только в случае подтверждения фактического использования не менее 20 % общей площади нежилых помещений с кадастровыми номерами для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания; либо подтверждения фактического использования здания, в состав которого они входят, в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания.

В соответствии с п. 9 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Администрации Курской области от 26 октября 2018 г. № 840-па утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость.

Согласно п. 1.2 этого Порядка, вид фактического использования объектов недвижимости определяется комитетом по управлению имуществом Курской области на основании материалов, полученных в результате осуществления мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости, расположенных на территории соответствующего муниципального образования Курской области и предоставленных в комитет органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Курской области.

К таким материалам относятся сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости или документах технического учета (инвентаризации), сведения о видах предпринимательской деятельности, осуществляемой на объектах недвижимости, и (или) сведения об использовании объектов недвижимости (п. 2.1 Порядка).

В случае, если осуществление межведомственного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Курской области, органами местного самоуправления и результаты анализа информации, предоставленной собственниками объектов недвижимости, не позволяют однозначно установить вид фактического использования объектов недвижимости, проводится их обследование.

Как следует из материалов дела и объяснений представителя административного ответчика, комитет по управлению имуществом Курской области не проводил мероприятия по определению вида фактического использования, в том числе, обследованию нежилых помещений административного истца и здания, в котором они находятся, для включения в Перечень объектов недвижимого имущества; сведения из Единого государственного реестра недвижимости и документы технического учета на здание с кадастровым номером и на нежилые помещения комитету не предоставлялись и им не запрашивались.

В силу ч. 9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом была возложена обязанность на административного ответчика доказать соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, однако комитетом по управлению имуществом Курской области каких-либо доказательств, достоверно подтверждающих правомерность включения вышеуказанных нежилых помещений в Перечень объектов недвижимого имущества, суду не представлено.

Доводы представителя административного ответчика со ссылкой на акты обследования фактического использования нежилых помещений с кадастровыми номерами от 04 сентября 2019 г. судом отклоняются как не имеющие правового значения, поскольку эти обследования проводились после принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу, что на основании имевшихся в распоряжении административного ответчика сведений указанные нежилые помещения не могли быть включены в Перечень объектов недвижимого имущества ни в составе здания, ни как самостоятельные объекты недвижимого имущества, поскольку ни вид разрешенного использования земельного участка, на котором находится здание, ни техническая документация на здание, ни представленные сведения из Единого государственного реестра недвижимости не позволяли сделать вывод, что здание обладает признаками административно-делового или торгового центра, а спорные помещения предусматривали размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания или фактически используется в указанных целях, что свидетельствует о том, что Перечень объектов недвижимого имущества в части пунктов 1472, 1476, 1477, 1479, 1480, 1481, 1482, 1483, 1484, 1485, 1489, 1491, 1493, 1494, 1495, 1496, 1499, 1500, 1505, 1506, 1507, 1508 не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 1.1. Закона Курской области от 26 ноября 2003 г. № 57-ЗКО «О налоге на имущество организаций».

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Определяя момент, с которого оспариваемый в части нормативный правовой акт признается недействующим, суд принимает во внимание, что административный истец являлся плательщиком налога на имущество в 2019 г., оспариваемые пункты Перечня объектов недвижимого имущества имеют ограниченный срок действия - на 2019 г., признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, в связи с чем суд приходит к выводу, что оспариваемая часть Перечня объектов недвижимого имущества подлежит признанию недействующей со дня принятия.

В силу ч. 11 ст. 11 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию в случаях, предусмотренных Кодексом. Такому опубликованию подлежат, в частности, решения либо сообщения о его принятии по делам об оспаривании нормативных правовых актов (п. 2 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Исходя из обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что опубликованию подлежит сообщение о принятом судом решении на официальном сайте комитета по управлению имуществом Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

В силу ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче административного иска в размере 4 500 рублей (л.д. 4).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ООО «Оздоровительный, водно-спортивный, рекреационный центр» удовлетворить.

Признать не действующими со дня принятия пункты 1494, 1508, 1485, 1477, 1496, 1491, 1480, 1482, 1483, 1479, 1481, 1493, 1484, 1506, 1500, 1476, 1499, 1495, 1472, 1489, 1505, 1507 Перечня объектов недвижимого имущества на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного решением комитета по управлению имуществом Курской области от 27 декабря 2018 г. № 01-18/1659.

Возложить на комитет по управлению имуществом Курской области обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на сайте комитета по управлению имуществом Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Взыскать с комитета по управлению имуществом Курской области в пользу ООО «Оздоровительный, водно-спортивный, рекреационный центр» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей (четыре тысячи пятьсот рублей).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Курский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25 февраля 2020 г.

Председательствующий: судья Е.Б. Павлова