ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-104/20 от 16.06.2020 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-104/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 16 июня 2020 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ночевника С.Г.,

при секретаре Голушко П.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в размере равном его рыночной стоимости, указав, что являются собственниками указанного земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка не соответствует рыночной стоимости, что создает неправомерное налоговое обременение и нарушает права административных истцов.

В письменном отзыве административного ответчика Правительства Ленинградской области указано, что Правительство является ненадлежащим административным ответчиком, поскольку кадастровая стоимость спорных земельных участков определена по правилам ст.24.19 Закона об оценочной деятельности. Из представленного административными истцами отчета следует, что подобранные аналоги в разы меньше площади оцениваемого объекта. Дата оценки объекта не является ретроспективной, однако оценщиком не достаточно был исследован рынок земель в Выборгском районе, в открытом доступе достаточно объявлений о продаже земельных участков более подходящих по площади к объекту оценки. В отчете отсутствует описание процесса отбора аналогов. Согласно объявлению о продаже аналог №5 не обеспечен электричеством, однако в таб. 9.4 по данному корректирующему фактору проведена корректировка.

В письменном отзыве административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области указано, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены Постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2010 № 383. Земельный участок с кадастровым номером не вошел в перечень объектов оценки и не прошел пообъектную оценку. Кадастровая стоимость земельного участка определена согласно п.2.1.2 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222, исходя из среднего значения УПКС для земельных участков дачных объединений, расположенных в Выборгском районе Ленинградской области – <данные изъяты> руб./кв.м. и площади земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены только в суде. Самостоятельных возражений по существу предъявленных требований Управление не имеет.

В письменном отзыве заинтересованного лица администрации МО «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области указано, что существенное снижение кадастровой стоимости земельного участка может уменьшить поступающие в местный бюджет налоговые доходы, а следовательно, и финансовые возможности органов местного самоуправления для удовлетворения потребностей жизнеобеспечения населения. В такой ситуации результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, не только влияют на реализацию прав собственников этих земельных участков, но и могут напрямую затронуть права и законные интересы муниципальных образований как территориальных объединений граждан. Просили установить кадастровую стоимость в размере равном рыночной, согласно заключению судебной экспертизы.

В судебное заседание административные истца, представители административных ответчиков Управления Росреестра по Ленинградской области, ФГБУ ФКП Росреестра и заинтересованного лица администрации МО «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Присутствующий в судебном заседании представитель административных истцов ФИО5 поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, и просил удовлетворить заявленные требования с учетом выводов судебной экспертизы.

Представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области ФИО6 в судебном заседании сообщила, что разрешение требований административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном рыночной стоимости оставляет на усмотрение суда с учетом выводов судебной экспертизы о размере рыночной стоимости.

Выслушав объяснения представителей административных истцов и административного ответчика, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Как указано в ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. При этом, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно ст.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

В ст.24 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» указано, что государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон об оценочной деятельности).

Согласно ст.24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Исходя из положений ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Как указано в ст.24.20 Закона об оценочной деятельности, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Судом установлено, что 16.04.2009 за ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 зарегистрировано право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером по адресу <адрес>. Категория земельного участка: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства.

Из выписки из ЕГРН от 13.09.2019 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет – <данные изъяты> руб. Дата определения кадастровой стоимости – 18.07.2019.

16.12.2019 ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ленинградской области о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым в связи с установлением в отношении земельного участка его рыночной стоимости.

19.12.2019 Управление Росреестра по Ленинградской области сообщило ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, что заявление по вопросу пересмотра кадастровой стоимости земельного участка к рассмотрению комиссии не принимается.

Из представленного административным истцом в суд отчета об оценке от 27.09.2019 следует, что по состоянию на 18.07.2019 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб.

Отчет подготовлен оценщиком ФИО11, членом СРО «СФСО».

В связи с наличием в отчете недостатков и наличием замечаний Правительства Ленинградской области и администрации МО «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области относительно обоснованности представленного административными истцами отчета, судом удовлетворено ходатайство представителя заинтересованного лица администрации МО «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области ФИО7 о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости объекта недвижимости.

Согласно заключению эксперта от 15.04.2020 по состоянию на 18.07.2019 рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб.

Экспертиза выполнена ФИО13, членом Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Национальная коллегия специалистов-оценщиков», предупрежденной об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

В соответствие со ст.59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со ст.84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

Суд, исследовав заключение эксперта от 15.04.2020 и сопоставив его содержание с материалами дела, приходит к выводу о том, что оно отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности и соответствует законодательству об оценочной деятельности, является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы, и ответы на поставленные судом вопросы.

Экспертом в соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 мая 2015 г. № 299, составлено точное описание объекта исследования. Проведен анализ рынка объекта оценки.

Как следует из заключения эксперта, расчет рыночной стоимости объекта недвижимости проведен методом сравнения продаж в рамках сравнительного подхода. Сравнительный подход реализован в рамках настоящей экспертизы, но его результат использован в качестве проверочного к основному расчету затратным подходом.

Экспертом отобраны три объекта-аналога, проведены корректировки на тип сделки, расстояние до КАД, близость к объектам, повышающим стоимость земельных участков, близость к объектам, нарушающим экологию местности, транспортную доступность.

Поскольку документальных данных, опровергающих изложенные в экспертном заключении выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости объекта недвижимости, административными ответчиками не представлено, ходатайство о проведении дополнительной судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости объекта недвижимости ими не заявлено, суд приходит к выводу о возможности установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости равной <данные изъяты> руб.

Руководствуясь ст.ст. 174-177, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости равной <данные изъяты> рублей по состоянию на 18 июля 2019 года.

Датой подачи заявления ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером считать 16 декабря 2019 года.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.Г. Ночевник

Решение в окончательной форме изготовлено 22 июня 2020 г.