ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-104/20 от 28.08.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 3а -104/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 августа 2020 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего Феофиловой Л.В., при секретаре Окладниковой М.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Пескиной Оксаны Геннадьевны, Смолина Константина Николаевича, Артельных Анны Олеговны к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области о признании не действующими в части нормативных правовых актов,

у с т а н о в и л:

Пескина О.Г., Смолин К.Н., Артельных А.О. (далее также административные истцы) обратились в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – МТРиЭ Челябинской области, Министерство), в котором с учетом уточнения заявленных требований просят:

признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2019 года № 98/7 «О корректировке на 2019 год предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Челябинского кластера Челябинской области для общества с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса», пункт 1 Постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2019 года № 98/9 «Об утверждении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами общества с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» на территории Челябинского кластера Челябинской области на 2020-2022 годы.

В обоснование заявленных требований указали, что установленный оспариваемым нормативным правовым актом – постановлением от 20 декабря 2019 года № 98/7 единый тариф необоснованно завышен, по сравнению с единым тарифом предыдущего года вырос на 22 %, чем нарушаются их права.

Постановление от 20 декабря 2019 года № 98/9 противоречит положениям Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства от 30 мая 2016 года № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», приказу Федеральной антимонопольной службы России от 21 ноября 2016 года № 1638/16 «Об утверждении методических рекомендаций по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

Объем отходов согласно пункту 14 Методических указаний № 1638/1 определяется в соответствии с приложениями 2, 3 на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) за последний отчетный год и данных о динамике образования ТКО за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов – исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления ТКО и заключенных регулируемой организацией договоров на оказание услуг.

Территориальные схемы утверждаются Министерством экологии Челябинской области. В последней редакции Территориальной схемы количество образующихся отходов не претерпело изменений, следовательно, увеличение тарифа за счет увеличения количества образующихся отходов неправомерно.

Как на 01 января 2019 года, так и на 01 января 2020 года количество контейнерных площадок не изменилось, в противном случае ООО «ЦКС» должно было представить в Министерство первичные документы бухгалтерской отчетности, подтверждающие строительство новых контейнерных площадок на 22 % больше по сравнению с показателями предыдущего года.

Ввиду несоблюдения установленного порядка формирования цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора по заключенному договору с ООО «Эковывоз», цена не является экономически обоснованной ввиду несоблюдения установленного порядка проведения торгов. Решением Арбитражного суда Челябинской области, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 18 декабря 2019 года, признаны недействительными аукцион и контракт на транспортирование отходов от города Челябинска в 2019-м году.

Расходы на транспортирование отходов, включенные в состав затрат регионального оператора при утверждении тарифа, не обоснованны.

В обосновывающих материалах ООО «ЦКС» отсутствуют данные о среднесписочной численности работников предприятия за 2019 год; о специальной технике (мусоровозах), используемых ООО «ЦКС» для оказания услуг по транспортированию отходов; копии маршрутов транспортных средств; достоверные данные о количестве ТКО, образующихся на территории Челябинского кластера, не определен нормативный расход топлива на 100 км, пробег транспорта по маршрутам вывоза ТКО по отдельным муниципальным образованиям.

Данные о годовом объеме ТКО не соответствуют данным Территориальной схемы.

В тариф регионального оператора включены затраты на транспортирование отходов подрядной организацией ООО «ЦКС» один раз в сутки, хотя фактически ООО «ЦКС» осуществляет вывоз отходов реже. В аукционной документации по выбору транспортной компании указаны условия, при которых вывоз отходов может осуществляться не реже одного раза в трое суток. СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Срок хранения в холодное время года не более трех суток, в теплое время не более одних суток (ежедневный вывоз).

В контрактах на транспортирование отходов, заключенных ООО «ЦКС» с ООО «Эковывоз» и другими транспортными организациями, предусмотрено условие о необходимости ежедневного вывоза ТК, в связи с чем возможно снижение транспортных затрат на транспортирование отходов почти в три раза. МТРиЭ Челябинской области указанный факт не учло, включение в состав затрат на ежедневный вывоз отходов транспортной компании для единого тарифа регионального оператора не обоснован.

В соответствии с п. 91 Методических указаний в формуле расчета расходов регионального оператора на транспортирование отходов учитывается среднее расстояние транспортирования отходов первого плеча (от источника образования или накопления отходов до объекта по обращению с отходами без осуществления сортировки или перегрузки), среднее расстояние транспортирования отходов второго плеча (от перегрузки или сортировки до объекта, на котором осуществляется обезвреживание или захоронение отходов), коэффициент снижения расходов на транспортирование отходов после сортировки или перегрузки. В случае, если такой коэффициент не определен в соглашении об организации деятельности по обращению с ТКО или в территориальной схеме, его значение принимается равным 0,4.

Территориальная схема предусматривает, что потоки ТКО в Челябинском кластере от источников накопления направляются не на полигон, а до мест перегрузки. Заявка на утверждение тарифа регионального оператора не содержит информации о местах перегрузки отходов, однако фактически перегрузка предусмотрена Территориальной схемой и осуществляется единственным подрядчиком ООО «Эковывоз».

Перегрузка отходов в местах перегрузки влияет на маршруты движения и транспортные затраты, должна учитываться при формировании тарифа.

Министерством неправомерно использовано учебно-методическое пособие «Разработка городской системы управления ТКО с учетом региональных условий», поскольку механизм расчета тарифа определен постановлением Правительства от 30 мая 2016 года № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», приказом ФАС от 21 ноября 2016 года № 1638/16 «Об утверждении методических рекомендаций по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

Также неправомерно проведение расчетов на основании письма Министерства экологии Челябинской области от 11 декабря 2019 года № 01/13556 о применении коэффициента уплотнения 3,5, письма от 20 декабря 2019 года № 02/13984 об увеличении мест накопления отходов, поскольку у Министерства экологии такие полномочия отсутствуют.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2019 года № 2556-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2020 год. По Челябинской области установлен индекс 3,6.

Постановлением Губернатора Челябинской области от 14 декабря 2018 года № 288 «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Челябинской области на 2019-2023 годы» утвержден индекс изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по Челябинскому городскому округу тс 01 января 2020 года по 2023 год в размере 0.

Коммунальный платеж на услугу регионального оператора на человека в многоквартирном доме в 2019-м году составлял 67,59 руб. в Челябинском кластере, с 01 января 2020 года – 81,84 рубля, то есть с 01 января 2020 года платеж увеличен на 22,9 %, что недопустимо (том 1, л.д. 3-7, том 23, л.д. 102-103, том 24, л.д. 24-37).

Определением суда от 18 мая 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» (далее – ООО «ЦКС») (том 1, л.д. 1-2).

Определением суда от 09 июня 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство экологии Челябинской области (том 23, л.д. 16).

Административные истцы Пескина О.Г., Смолин К.Н., Артельных А.О. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административных истцов Трофименко Е.С., действующая на основании доверенности от 30 апреля 2020 года (том 1, л.д. 123) в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивала.

Представители административного ответчика Ковалева Р.Р., действующая на основании доверенности от 23 января 2020 года (том 1, л.д. 128), Дрыга А.А., действующий на основании доверенности от 30 июля 2020 года (том 23, л.д. 221), Симоненко А.В., действующая на основании доверенности от 04 августа 2020 года (том 23, л.д. 222), в удовлетворении административных исковых требований просили отказать.

В письменных пояснениях и отзывах уполномоченные представители Министерства указали, что оспариваемые постановления приняты в соответствии с компетенцией МТРиЭ, размещены на официальном сайте Министерства и опубликованы в газете «Южноуральская панорама» от 14 января 2020 года.

Пересмотр тарифов 20 декабря 2019 года осуществлен во исполнение предписания № СП/47027/19 на основании определения экономически обоснованных расходов на транспортирование ТКО исходя из актуализированной Территориальной схемы от 30 октября 2019 года в срок до 27 декабря 2020 года.

В соответствии с нормативными правовыми актами МТРиЭ Челябинской области тариф для граждан на территории г. Челябинска снизился на 0,3 %.

Предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в отношении ООО «ЦКС» на 2019 года был установлен постановлением МТРиЭ от 24 декабря 2018 года № 87/1, в течение 2019 года тариф пересматривался по основаниям, предусмотренным пунктом 21 Основ ценообразования и пунктом 4 Правил регулирования: 26 июня 2019 года в связи с предписанием ФАС России от 05 июня 2019 года № СП/47027/19, 10 сентября 2019 года – в связи с пересмотром тарифов на захоронение ТКО в отношении <данные изъяты> 20 декабря 2019 года – в связи с предписанием ФАС России от 05 июня 2019 года № СП/47027/19. Тариф на 2020 год для потребителей Челябинского кластера утвержден постановлением МТРиЭ от 20 декабря 2019 года № 98/9 (в редакции от 10 января 2020 года № 1/3). При сравнении тарифов, действующих в декабре 2019 года, с тарифами, установленными на 2020 год, подтверждается, что для граждан произошло снижение тарифов на 0,3%.

Утверждение Территориальной схемы обращения с отходами относится к полномочиям Министерства экологии Челябинской области.

Расчетный объем ТКО на 2020 год определен в размере 4 991,8 тыс. куб.м. с ростом относительно 2019 года на 0,4% на основании Территориальной схемы, как это предусмотрено нормативными правовыми актами. 30 октября 2019 года Министерством экологии была утверждена Территориальная схема в новой редакции, количество мест (площадок) накопления ТКО скорректированы в сторону увеличения.

Орган тарифного регулирования не обладает полномочиями по расчету и проверке приведенной стоимости услуг регионального оператора. К заявлению об установлении тарифов на 2020 год ООО «ЦКС» приложено Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Челябинского кластера Челябинской области от 05 марта 2018 года, заключенного между Министерством экологии Челябинской области и ООО «ЦКС». Согласно приложению 2 к Соглашению, значение приведенной стоимости услуги регионального оператора на весь срок действия соглашения по 31 декабря 2026 года составляет 21 168 025 тыс.руб.. в приложении к документации о конкурсном отборе на 2020-й год НВВ регионального оператора с НДС 18%» в размере 4 152 959 тыс. руб. и «Приведенная стоимость услуг регионального оператора» в размере 3 198 372 тыс.руб. Величина НВВ ООО «ЦКС» на территории Челябинского кластера 2020 год утверждена в размере 2 341 401 руб., то есть ниже приведенной региональным оператором.

Довод административных истцов о том, что расходы на транспортирование ТКО на 2020 года определены без анализа экономической обоснованности, без учета позиции УФАС и судебной практики, является необоснованным. Расходы на транспортирование ТКО были приняты МТРиЭ Челябинской области в размере 1 607 725,1 тыс. руб, что на 766 099 руб. ниже, чем предлагалось ООО «ЦКС». Экономически обоснованный уровень расходов на транспортирование ТКО определен на основании проверочного расчета в соответствии с пунктами 12 и 14 Основ ценообразования и пункта 88 Методических указаний, а также разъяснениями ФАС России. Цены по договорам на оказание услуг не учитывались.

Министерством в проверочном расчете учтены нормы СанПиН 42-128-4690-88 о периодичности вывоза мусора в зависимости от температуры окружающей среды.

Территориальная схемы от 30 октября 2019 года не предусматривает изменение потоков транспортирования на территории Челябинского кластера с 2019 по 2022 годы, в связи с чем расходы ООО «ЦКС» по транспортированию ТКО не подлежали корректировке. Собственные расходы регионального оператора рассчитаны с применением индексов инфляции, предусмотренных Прогнозом социально-экономического развития РФ. Расходы на транспортирование ТКО рассчитаны исходя из прогнозного объема ТКО и объема сортировки ТКО на соответствующий год, который предусмотрен в Территориальной схеме от 30 декабря 2019 года. Территориальная схема не предусматривает обязательное использование мест перегрузки отходов.

МТРиЭ Челябинской области соблюден индекс роста платы граждан на территории Челябинского городского округа за коммунальные услуги с 01 января и с 01 июля 2020 года, установленный постановлением Губернатора Челябинской области от 14 декабря 2018 года № 288. При этом значение роста тарифов определяется исходя из всех оплачиваемых гражданами коммунальных услуг (том 1, л.д. 163-175, том 23, л.д. 28-30, том 24, л.д. 38-48).

Представители заинтересованного лица ООО «ЦКС» Попова Е.Ф., действующая на основании доверенности от 07 ноября 2019 года (том 1, л.д. 138), Сидельникова С.С., действующая на основании доверенности от 10 января 2020 года (том 24, л.д. 134) административные исковые требования полагала не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях (том 2, л.д. 27-31, том 24, л.д. 144-146).

Представитель заинтересованного лица Министерства экологии Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснения представителей участников процесса, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административные истцы проживают на территории города Челябинска, несут расходы по оплате услуги по вывозу ТКО (том 1, л.д. 17-18, 124-127).

Государственное регулирование тарифов сфере обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления), Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее - Основы ценообразования, Правила регулирования тарифов), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 г. № 1638/16 (далее - Методические указания № 1638/16).

Пунктами 1 и 4 статьи 24.8 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой устанавливается единый тариф.

Согласно материалам дела, 05 марта 2018 года между Министерством экологии Челябинской области и ООО «ЦКС» заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Челябинского кластера Челябинской области (далее – Соглашение) (том 2, л.д. 103-125), согласно которому ООО «ЦКС» присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО со дня заключения Соглашения по 31 декабря 2026 года (пункты 1.1.- 1.2.). Региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по Соглашению в полном объеме не позднее 01 января 2019 года (пункт 4.2.).

В соответствии со статьей 6 Закона об отходах производства и потребления предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 1, подпункта 61-1 пункта 8 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 31 декабря 2014 года № 300 (далее – Положение о Министерстве) Министерство является органом исполнительной власти, в его функции входит утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, государственный контроль (надзор) в области регулируемых тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (региональный государственный контроль (надзор) в порядке, установленном Правительством Челябинской области (подпункт 88-1).

Пунктом 1 постановления МТРиЭ Челябинской области от 20 декабря 2019 года № 98/7 «О корректировке на 2019 год предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Челябинского кластера Челябинской области для ООО «ЦКС», в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 26 июня 2019 года № 50/4 «Об утверждении производственной программы и предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО – ООО «ЦКС» на территории Челябинского кластера Челябинской области на 2019 год» внесены изменения, на период с 21 декабря 2019 года по 31 декабря 2019 года установлен единый тариф в размере 391,95 руб/куб.м (без учета НДС), в размере 470,34 руб/куб.м (с учетом НДС) (том 24, л.д. 49-50).

Пунктом 1 постановления МТРиЭ Челябинской области от 20 декабря 2019 года № 98/9 «Об утверждении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО - ООО «ЦКС» на территории Челябинского кластера Челябинской области на 2020-2022 годы» утверждены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО - ООО «ЦКС» согласно приложению 1, которым установлены значения предельного единого тарифа на указанный период (том 1, л.д. 176).

Постановления в соответствии с пунктом 20 Положения о Министерстве, опубликованы на официальном сайте указанного министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.tarif74.ru), а также в газете «Южноуральская панорама» от 14 января 2020 года (том 2, л.д. 1-3).

Нарушения порядка опубликования оспариваемых нормативных правовых актов МТРиЭ Челябинской области не допущено, поскольку надлежащим опубликованием является как размещение на официальном сайте Министерства, так и в печатном средстве массовой информации.

Оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, с соблюдением процедуры принятия.

В соответствии с Основами ценообразования НВВ установлена на основании экспертной оценки предложения регулируемой организации, представленного в МТРиЭ Челябинской области с обосновывающими материалами с ведением протокола заседания правления и составлением мотивированного экспертного заключения.

В обоснование требования о признании не действующим постановления от 20 декабря 2019 года № 98/7 административные истцы ссылаются на незаконное завышение тарифа, его необоснованное увеличение на 22 %.

В соответствии с пунктом 4 Правил регулирования тарифов, тарифы в сфере обращения с ТКО вводятся в действие с начала очередного календарного года на срок не менее 12 месяцев и в течение этого срока не пересматриваются. Действие настоящего пункта не распространяется, в том числе, на решения органов регулирования тарифов по исполнению предписаний федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, в рамках реализации полномочий по государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством тарифов (подпункт «и»).Постановлением МТРиЭ Челябинской области от 24 декабря 2018 года № 87/1 утверждена производственная программа и предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Челябинского кластера Челябинской области для ООО «ЦКС» на 2019-й год (том 2, л.д. 4-6).

18 июня 2019 года в МТРиЭ Челябинской области поступило предписание ФАС России от 05 июня 2019 года № СП/47027/19, содержащее требование к органу регулирования провести анализ расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов в срок до 01 июля 2019 года и привести решение об установлении тарифов на 2019 год в соответствие с законодательством Российской Федерации в области обращения с ТКО.

Во исполнение предписания Министерством проведен анализ транспортных затрат в соответствии с действовавшей на тот момент Территориальной схемой обращения с отходами от 24 декабря 2018 года, постановлением от 26 июня 2020 года № 50/4 осуществлен пересмотр тарифов на 2019 год (том 2, л.д. 7-9).

30 октября 2019 года в Территориальную схему внесены изменения, касающиеся данных на 2019-й год в части отображения фактического количества мест накопления, в связи с чем возникли основания для определения расходов на транспортирование ТКО исходя из актуальной редакции Территориальной схемы и пересмотра действующих на 2019-й год тарифов и принятия оспариваемого постановления.

Согласно выписке из протокола заседания Правления МТРиЭ Челябинской области от 20 декабря 2019 года № 98, при пересмотре предельного единого тарифа на услугу регионального оператора Министерство учло произведенную Министерством экологии Челябинской области корректировку раздела 4 «Места накопления отходов» Территориальной схемы, согласно которой количество мест накоплений на территории Челябинского кластера увеличилось с 4 637 до 10 312 мест, а также графики транспортирования ТКО и расчет расходов на транспортирование ТКО, на заключение и обслуживание договоров, которые учитывают данные Территориальной схемы от 30 октября 2019 года (том 1, л.д. 177-181).

Расходы регионального оператора по транспортированию ТКО на территории Челябинского кластера определены расчетным путем на основании объема образующихся ТКО на территориях муниципальных образований, вошедших в Челябинский кластер по данным Территориальной схемы, объема кузова мусоровоза, с учетом коэффициента уплотнения, указанного Министерством экологии Челябинской области и схемы потоков.

Доводы административных истцов о неизменном количестве контейнерных площадок и накапливаемых ТКО опровергаются представленными Министерством доказательствами (том 2, л.д. 22-23, том 23, л.д. 31-80), а также информацией, содержащейся на официальном сайте Министерства экологии Челябинской области, являющейся общедоступной.

В соответствии с Положением о Министерстве экологии Челябинской области, утвержденным Постановлением Губернатора Челябинской области от 20 июля 2004 года 366 Министерство экологии Челябинской области является органом исполнительной власти Челябинской области, уполномоченным в сфере обращения с отходами, в связи с чем доводы административных истцов об отсутствии у Министерства экологии полномочий в данной сфере следует признать несостоятельными.

Таким образом, постановление от 20 декабря 2019 года № 98/7 принято в соответствии с Правилами регулирования тарифов во исполнение предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов в соответствии с Правилами регулирования тарифов.

Постановлением Губернатора Челябинской области от 13 декабря 2019 года № 549 утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2020-й год: с 01 января 2020 года – 0%, с 01 июля 2020 года – 3,6%.

Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 года № 400 (далее – Основы формирования индексов).

Согласно подпункту «а» пункта 1 Основ формирования индексов при применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения набора коммунальных услуг.

В соответствии с формулой, содержащейся в пункте 16 (1) Основ формирования индексов расчет индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги производится с учетом формирования платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО исходя из тарифа (цены), действующего на декабрь предыдущего календарного года, установленного для населения.

Учитывая, что плата за ТКО вошла в набор коммунальных услуг в 2019-м году, в целях установления изменения индекса размера платы подлежат сравнению тарифы, действующие в декабре 2019 года, с тарифами, установленными на 2020 год, соотношение которых позволяет прийти к выводу о снижении тарифа на обращение с ТКО (469,05/470,34).

Произведенный административным ответчиком расчет предельных индексов соответствует разъяснениям, содержащимся в письме ФАС России от 05 июля 2019 года № ИА/57432/19 (том 24, л.д. 104-105).

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Аналогичные положения предусмотрены пунктами 7, 14 Методических указаний № 1638/16.

Как установлено в судебном заседании, к осуществлению регулируемой деятельности по обращению с ТКО ООО «ЦКС» приступило 01 января 2019 года, в связи с чем расчетный объем ТКО на 2020-й год определен МТРиЭ Челябинской области исходя из данных Территориальной схемы обращения с отходами Челябинской области.

В ходе производства по делу заинтересованным лицом в дополнении к возражениям на административное исковое заявление заявлено о несоответствии постановления МТРиЭ Челябинской области от 20 декабря 2019 года № 98/9 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, определении необоснованно заниженного НВВ (том 23, л.д. 139-142).

Учитывая, что указанное требование по заявленным основаниям является встречным, что противоречит части 8 статьи 208 КАС РФ, изложенные в нем доводы оценке в рамках рассматриваемого административного спора не подлежат. Правом на обращение с самостоятельными административными исковыми требованиями ООО «ЦСК» не воспользовалось.

По мнению административных истцов, Министерством при определении расходов ООО «ЦКС» на транспортирование ТКО не проведен анализ экономической обоснованности указанных расходов, поскольку регулируемой организацией не представлены копии документов, подтверждающие проведение закупок товаров (работ, услуг) в установленном Законом порядке, Административным ответчиком превышен расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора, при расчете тарифа не установлены данные о среднесписочной численности работников предприятия, фактическом количестве мусоровозов, данные о фактическом количестве ТКО, образующихся на территории Челябинского кластера, не проведен анализ нормативного расхода топлива, не учтен пробег транспорта по маршрутам, информация о местах перегрузки отходов. В тариф регионального оператора включены затраты на транспортирование отходов один раз в сутки без учета требований СанПиН 42-128-4690-88.

В соответствии с пунктом 89 Основ ценообразования, необходимая валовая выручка регионального оператора не может превышать прогнозную необходимую валовую выручку регионального оператора по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, содержащуюся в заявке на участие в конкурсном отборе региональных операторов победителя такого конкурсного отбора на соответствующий год, за исключением следующих случаев: а) изменение законодательства Российской Федерации, существенно влияющее на расходы, учитываемые при установлении тарифов (более 10 процентов); б) корректировка территориальной схемы, влияющая на расходы, учитываемые при установлении тарифов, в связи с изменением схемы потоков твердых коммунальных отходов и объема (массы) твердых коммунальных отходов, а также в связи со строительством и (или) реконструкцией объектов, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно информации, представленной заинтересованным лицом и размещенной в открытом доступе на сайте torgi.qov.ru, приведенная стоимость услуг регионального оператора на 2020 год составила 3 198,37 млн.руб..

Из выписки из протокола заседания Правления МТРиЭ от 20 декабря 2019 года № 98 следует, что величина НВВ регионального оператора на территории Челябинского кластера на 2020 год утверждена в размере 2 341 401 тыс.руб, то есть меньше приведенной стоимости услуг регионального оператора на 856 971 тыс.руб..

Согласно подпункту «б» пункта 14 Основ ценообразования, при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов.

В соответствии с пунктом 22 Правил регулирования тарифов, орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, не подтверждена.

Согласно материалам тарифного дела, ООО «ЦКС» при направлении заявления об установлении тарифов на 2020-2022 годы представлены 22 договора на оказание услуг по транспортированию ТКО, заключенные по результатам проведения торгов, копии конкурсной документации, а также расчет стоимости транспортирования ТКО к каждому договору, графики транспортирования отходов, расчет расходов на транспортирование.

При оценке данных договоров Министерством учтена информация Челябинского УФАС России о рассмотрении в Арбитражном суде Челябинской области исков о признании торгов на оказание услуг по транспортированию ТКО недействительными, так как региональным оператором были проигнорированы рекомендации антимонопольного органа по формированию лотов, определению маршрутов. С учетом имеющейся информации, расходы по представленным договорам не были признаны экономически обоснованными, что подтверждается выпиской из протокола заседания Правления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, расходы на транспортирование ТКО определены расчетным путем (том 1, л.д. 182, оборот,- 186).

Как следует из протокола заседания Правления, Министерством при выборе методики определения расходов на транспортирование отходов проанализированы все действующие методики и было использовано учебно-методическое пособие «Разработка городской системы управления ТКО с учетом региональных условий» Издательства РГАУ-МСХА, 2016, на основании которого, а также с учетом разъяснений Министерства экологии Челябинской области от 20 декабря 2019 года № 02/13984 об увеличении мест накопления, от 11 декабря 2019 года № 01/13556 о целесообразности применения коэффициента уплотнения от 3,75 до 4,0 в зависимости от технических характеристик мусоровозной техники, произведен проверочный расчет.

Расчет основан на объеме образующихся ТКО по данным Территориальной схемы, объема кузова мусоровоза, заявленного ООО «ЦКС», с учетом коэффициента уплотнения.

Согласно экспертному заключению от 20 декабря 2019 года по экономической обоснованности расходов ООО «ЦКС» на 2020-2022 гг (услуга регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Челябинского кластера) (том 1, л.д. 201-240), протоколу заседания Правления, количество мусоровозов, годовой пробег мусоровозов, численность работников, расходы на топливо и другие показатели определены расчетным путем со ссылкой на основания проведения такого расчета.

Отказ МТРиЭ Челябинской области от учета фактических данных на основании представленных договоров подробно мотивирован в протоколе заседания Правления, данные о фактическом количестве ТКО, образующихся на территории Челябинского кластера учету не подлежали с учетом даты начала осуществления ООО «ЦКС» регулируемой деятельности.

Суд учитывает, что Методическими указаниями № 1638/16, а также Основами ценообразования порядок и методология расчета расходов регионального оператора на услуги по транспортированию ТКО не установлены.

При этом в соответствии с пунктом 88 Методических указаний № 1638/16 расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование твердых коммунальных отходов, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования.

Согласно пункту 12 Основ ценообразования, при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора);

б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Пунктом 14 Основ ценообразования установлен порядок определения расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, исходя из экономически обоснованных данных.

МТРиЭ Челябинской области, являясь органом, уполномоченным на проведение экспертизы предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов (пункт 17 Правил регулирования тарифов), при отсутствии установленного порядка расчета расходов регионального оператора на услуги по транспортированию ТКО, вправе определять порядок такого расчета при соблюдении общих правил определения экономической обоснованности расходов.

К доводам административных истцов о необходимости для определения размера транспортных расходов провести анализ рынка методом сопоставимых рыночных цен в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 02 октября 2013 года № 567 следует отнестись критически, поскольку положения данного приказа распространяют свое действие на сферу закупок в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Расчет величины экономически обоснованных расходов на транспортирование, произведенный Министерством, соответствует пункту 91 Методических указаний № 1638/16, согласно которому при расчете должны быть использованы средние расстояния 1 и 2 плеча, информация о типах и количестве транспортных средств для сбора и вывоза ТКО, их технические характеристики, сведения о заполняемости контейнеров и мусоровозов, средней скорости транспорта в границах населенных пунктов и за их пределами, нормативного времени загрузки и выгрузки контейнеров, средних пробегов до автобазы, стоимости амортизации или лизинга транспортных средств, обязательных страховых и налоговых выплат и других показателей.

Все показатели, перечисленные в пункте 91 Методический указаний, нашли свое отражение в выписке из протокола заседания Правления и в Экспертных заключениях.

Указанным пунктом предусмотрено также применение коэффициента снижения расходов на транспортирование отходов после сортировки или перегрузки. В случае, если такой коэффициент не определен в соглашении об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами или в территориальной схеме, его значение принимается равным 0,4.

Применение понижающего коэффициента не является безусловным, так как этим же пунктом предусмотрено, что корректировка расходов на транспортирование не рассчитывается в случае, если территориальной схемой не предусмотрено изменений схемы потоков транспортирования отходов на соответствующий год.

Согласно протоколу заседания Правления МТРиЭ Челябинской области, использованная Министерством методика предусматривает требования СанПиН 42-128-4690-88, связанные со сроками хранения мусора: в холодное время года (при температуре -5 град и ниже) срок вывоза не более трех суток, в теплое время (при температуре свыше +5 град) – не более суток (том 1, л.д. 187, оборот).

Доводы административных истцов о необходимости при определении экономически обоснованных расходов на транспортирование с учетом информации о местах перегрузки отходов не основаны на законе.

Как следует из разъяснений, содержащихся в письме ФАС России от 27 июля 2018 года № ВК/58887/18 «О направлении информации по вопросу особенностей регулирования предельных единых тарифов регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами» включение расходов на «временное размещение» (хранение) твердых коммунальных отходов, а также расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов до мест их «временного размещения» (хранения), равно как и от таких мест, в состав необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами не предусмотрено нормами действующего законодательства Российской Федерации.

Рассматривая заявленные требования в пределах доводов, положенных в их обоснование, суд не находит оснований для назначения по делу судебной экономической экспертизы.

В соответствии с частью 1 статьи 77 КАС РФ в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Обращаясь с административным иском, административные истцы полагали о необоснованном завышении тарифа, установленного для ООО «ЦКС» в связи с расчетом экономически необоснованных расходов регионального оператора.

Заявляя ходатайство о назначении экспертизы, считают необходимым определить экономически обоснованные расходы на транспортирование ТКО с учетом заключенных региональным оператором договоров, а также расходов на заключение и обслуживание договоров, не указывая, в какой части расходы на заключение и обслуживание договоров являются экономически необоснованными.

При этом из материалов, приложенных к заявлению об установлении тарифа, выписки из заседания Правления МТРиЭ Челябинской области следует, что заинтересованным лицом, исходя из заключенных по результатам проведения торгов договоров, предельный единый тариф на 2020-й год определен в размере 604,21 руб./куб.м (том 23, л.д. 4-7). МТРиЭ Челябинской области при установлении расходов расчетным путем его размер на 2020-й год определен в сумме 469,05 руб./куб.м, то есть на 135,16 руб./куб.м меньше, что опровергает доводы административных истцов.

Проанализировав оспариваемые нормативные правовые акты на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, исследовав материалы дела, представленные материалы тарифного дела, включая экспертное заключение и дополнительное экспертное заключение об установлении тарифов, суд пришел к выводу, что постановления МТРиЭ Челябинской области от 20 декабря 2019 года № 98/7, от 20 декабря 2019 года № 98/9 в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Пескиной Оксаны Геннадьевны, Смолина Константина Николаевича, Артельных Анны Олеговны к Министерству тарифного регулировании и энергетики Челябинской области о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункта 1 Постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2019 года № 98/7 «О корректировке на 2019 год предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Челябинского кластера Челябинской области для общества с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса», пункта 1 постановления Министерства тарифного регулировании и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2019 года № 98/9 «Об утверждении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами общества с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» на территории Челябинского кластера Челябинской области на 2020- 2022 года», отказать.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий Л.В. Феофилова