Дело №3а-104/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 марта 2016 года
Владимирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Кирюшиной О.А.,
при секретаре Працко О.Ю.,
с участием прокурора Бурцев Е.П.,
представителя административных истцов по доверенности ФИО1, представителей административного ответчика Совета народных депутатов города Владимира по доверенностям ФИО2, ФИО3, ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 о признании недействующими с момента принятия приложений №№1, 2, 3 к Правилам землепользования и застройки МО город Владимир, утвержденным решением Совета народных депутатов города Владимира от 31 октября 2011 года №183 «Об утверждении «Правил землепользования и застройки муниципального образования город Владимир» (в редакции решения от 25 декабря 2014 года №266) в части установления зоны Ж-3 на территорию, ограниченную ул.Тракторной, границей земельного участка с кадастровым номером ****, Юрьевским проездом, ул.Юрьевской и возложении на Совет народных депутатов города Владимира обязанности по внесению соответствующих изменений в оспариваемые правовые нормы,
У С Т А Н О В И Л:
Советом народных депутатов города Владимира 31 октября 2011 года принято решение №183 «Об отверждении «Правил землепользования и застройки муниципального образования город Владимир».
Решение опубликовано на официальном сайте органов местного самоуправления города Владимира http://www.vladimir-citi.ru, а также в газете «Молва» №134 от 17 декабря 2011 года.
Данным решением утверждены Правила землепользования и застройки города Владимира, устанавливающие, в том числе состав жилых зон (статья 40), а также включающие «Карту градостроительного зонирования. Границы территориальных зон» (приложение №1); «Карту градостроительного зонирования. Границы зон с особыми условиями использования территории» (приложение№2); «Карту градостроительного зонирования. Границы территорий объектов культурного наследия» (приложение№3), в соответствии с которыми земельные участки, принадлежащие административным истцам на праве собственности, с расположенными на них жилыми домами, относились к функциональной зоне Р-1.1 (зона рекреационного назначения).
Советом народных депутатов города Владимира 25 декабря 2014 года принято решение №266 «О внесении изменения в решение Совета народных депутатов города Владимира от 31 октября 2011 года №183 «Об утверждении «Правил землепользования и застройки муниципального образования город Владимир», в соответствии с которым земельные участки административных истцов стали относится к территориальной зоне Ж-3 (зона застройки среднеэтажными жилыми домами от 5 до 8 этажей, включая мансардный), а также установлен предельный коэффициент плотности застройки в границах земельного участка равный 0,8, определяемый как отношение общей площади земельного участка к площади всех этажей зданий и сооружений (абзац 2 подпункта 4 пункта 1 таблицы «Ж-3. Зона застройки среднеэтажными жилыми домами» раздела «Ж-3. Зона застройки среднеэтажными жилыми домами» статьи 40).
Принятое решение опубликовано 26 декабря 2014 года на официальном сайте органов местного самоуправления города Владимира http://www.vladimir-citi.ru.
ФИО5, ФИО6, ФИО11, ФИО12 обратились в суд с административным исковым заявлением, неоднократно уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании недействующими с момента принятия приложений №№1, 2, 3 к Правилам землепользования и застройки МО город Владимир, утвержденным решением Совета народных депутатов города Владимира от 31 октября 2011 года №183 «Об утверждении «Правил землепользования и застройки муниципального образования город Владимир» (в редакции решения от 25 декабря 2014 года №266) в части установления зоны Ж-3 на территорию, ограниченную ул.Тракторной, границей земельного участка с кадастровым номером ****, Юрьевским проездом, ул.Юрьевской; абзаца 2 подпункта 4 пункта 1 раздела «Ж-3. Зона застройки среднеэтажными жилыми домами» статьи 40 вышеуказанных Правил и возложении на Совет народных депутатов города Владимира обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в приложения №№1, 2, и 3 оспариваемой правовой нормы по установлению зоны Ж-1 на вышеуказанную территорию и изложить абзац 2 подпункта 4 пункта 1 раздела «Ж-3. Зона застройки среднеэтажными жилыми домами» статьи 40 в следующей редакции: «Коэффициент плотности застройки в границах земельного участка, определяемый как соотношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка (квартала), устанавливается - 0,8».
В обоснование заявленных требований административные истцы указывают, что в связи с внесенными 25 декабря 2014 года изменениями в оспариваемую норму земельные участки, принадлежащие им на праве собственности и ранее находившиеся в зоне рекреационного назначения Р-1.1 Правил (зона скверов, бульваров, городских садов, уличного освещения), были отнесены к зоне Ж-3 (строительство многоэтажных домов), что противоречит статьям 34, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Изменение градостроительного зонирования повлекло нарушение их прав в части владения, пользования и распоряжения земельными участками, принадлежащими им на праве собственности, поскольку они не могут получить разрешительную документацию на реконструкции своих индивидуальных жилых домов, а также нарушение гарантированных статьями 23 и 42 Конституции Российской Федерации прав на неприкосновенность частной жизни и благоприятную окружающую среду. Неправильное определение коэффициента плотности застройки повлечет нарушение их прав на благоприятные условия жизни в связи с увеличением плотности застройки данного земельного участка.
Представитель административных истцов по доверенности ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала по аналогичным основаниям.
Представители административного ответчика Совета народных депутатов города Владимира по доверенности ФИО2, ФИО3, ФИО4 полагали административное исковое заявление необоснованным, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит действующему федеральному законодательству, принят в пределах предоставленных Совету народных депутатов города Владимира полномочий, не нарушает прав и законных интересов административных истцов.
Определением Владимирского областного суда от 31 марта 2016 года производство по настоящему делу в части признания недействующим с момента принятия абзаца 2 подпункта 4 пункта 1 раздела «Ж-3. Зона застройки среднеэтажными жилыми домами» статьи 40 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Владимир, утвержденных решением Совета народных депутатов города Владимира от 31 октября 2011 года №183 (в редакции решения от 25 декабря 2014 года №266) прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего заявление необоснованным, суд находит административное исковое заявление ФИО5, ФИО6, ФИО11, ФИО12 не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами «в», «д», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 названного Кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относится, в том числе утверждение правил землепользования и застройки.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что Правила землепользования и застройки муниципального образования город Владимир были приняты Советом народных депутатов города Владимир в пределах полномочий, предоставленных представительному органу местного самоуправления действующим законодательством.
Из представленных документов усматривается, что на территории муниципального образования город Владимир в 2011 и 2014 годах были проведены публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки, а также по вопросу внесении в них изменений, в том числе изменения вида указанной административными истцами территориальной зоны. При этом вопросы, касающиеся определения иного назначения указанной административными истцами территориальной зоны от определенной в проекте оспариваемой правовой нормы, на слушаниях не обсуждались. Как следует из объяснений административных истцов, они не принимали участия в публичных слушаниях. В окончательной редакции Правила землепользования и застройки приняты на заседании Совета народных депутатов при наличии необходимого кворума.
Правила землепользования и застройки МО город Владимир, утвержденные решением Совета народных депутатов города Владимира от 31 октября 2011 года №183 «Об утверждении «Правил землепользования и застройки муниципального образования город Владимир» с изменениями, внесенными решением от 25 декабря 2014 года №266 в соответствии с пунктами 40-42, 44 Устава опубликованы на официальном сайте органов местного самоуправления города Владимира http://www.vladimir-citi.ru. В связи с чем, суд приходит к выводу, что предусмотренный законом порядок принятия, внесения изменений, а также опубликования Правил землепользования и застройки соблюден. Данные обстоятельства участниками процесса не оспаривались.
По делу установлено, что административные истцы являются собственниками земельных участков под застройку усадебного типа или индивидуального жилищного строительства, включенных в территориальную зону, ограниченную ул.Тракторной, границей земельного участка с кадастровым номером ****, Юрьевским проездом, ул.Юрьевской.
Правила землепользования и застройки города Владимира, утвержденные решением Совета народных депутатов города Владимира от 31 октября 2011 года №183 (в редакции решения от 25 декабря 2014 года №266), устанавливают порядок регулирования землепользования и застройки городской территории, основанной на градостроительном зонировании – делением территории на территориальные зоны с установлением в пределах каждой зоны градостроительных регламентов.
В соответствии с решением Совета народных депутатов города Владимира от 31 октября 2011 года №183 «Об утверждении «Правил землепользования и застройки муниципального образования город Владимир» вышеуказанная территория была отнесена к зоне рекреационного назначения Р-1.1 – зона скверов, бульваров, городских садов, уличного освещения.
Решением Совета народных депутатов города Владимира 25 декабря 2014 года внесены изменения в территориальное зонирование, в том числе вышеуказанная зона изменена на зону Ж-3 - Зона застройки среднеэтажными жилыми домами.
Довод административных истцов о том, что оспариваемый нормативный акт в нарушение статей 34, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации принят без учета фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны основан на ошибочном толковании норм материального права.
Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки призваны не только обеспечивать права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.По смыслу части 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; определенных настоящим Кодексом территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках; историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.
Анализируя вышеуказанные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что территориальное планирование направлено на развитие, то есть изменение в будущем территорий, а не фиксацию сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Таким образом, Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит нормы, обязывающей органы власти определять функциональные зоны в генеральном плане в соответствии с фактическим использованием территории. А положения пункта 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации о необходимости при подготовке правил землепользования и застройки принимать во внимание сложившуюся планировку территории и существующее землепользование подлежат применению в совокупности с вышеуказанными правовыми нормами.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что утверждение в Правилах застройки территориальной зоны не соответствующей фактическому ее использованию не противоречит действующему градостроительному законодательству, а также не может нарушать права и законные интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Положениями части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В связи с чем, административные истцы после внесения Советом народных депутатов города Владимира 25 декабря 2014 года в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Владимир изменений в части вида территориальной зоны, ограниченной ул.Тракторной, границей земельного участка с кадастровым номером ****, Юрьевским проездом, ул.Юрьевской с Р-1.1 на Ж-3, вправе продолжать использовать принадлежащие им земельные участки и объекты капитального строительства без каких-либо ограничений.
Доводы административных истцов о нарушении оспариваемыми правовыми нормами их права на реконструкцию и строительство индивидуальных жилых домов, а также права на благоприятные условия жизни строительством многоэтажных жилых домов, начавшимся на спорной территориальной зоне, не свидетельствуют о незаконности правового акта, поскольку касаются вопросов, непосредственно связанных со строительством и реконструкцией конкретных объектов, следовательно, выходят за пределы рассмотрения настоящего дела в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и объективно не подтверждены.
Каких-либо положений, ограничивающих право собственности административных истцов на принадлежащие им земельные участки, оспариваемые нормы не содержат, вопросы строительства не регулируют, поскольку являются документом территориального зонирования.
Отнесение органом местного самоуправления территории к определенной территориальной зоне само по себе не свидетельствует о нарушении прав граждан на благоприятную среду. Кроме того, оспариваемая редакция, исходя из ее целевой направленности, не допускает каких-либо действий (бездействия) граждан, юридических лиц, органов государственной власти, способных привести к неблагоприятным условиям проживания.
Необходимость соблюдения гражданами установленного законодательством определенного порядка реализации права на строительство и реконструкцию индивидуальных жилых помещений не свидетельствует о нарушении либо ограничении прав административных истцов оспариваемым актом.
Следует также отметить, что ранее установленный Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Владимир (в ред. решения Совета народных депутатов города Владимира от 31 октября 2011 года №183) вид спорной территории Р-1.1 также не соответствовал ее фактическому использованию и не предусматривал возможности строительства и реконструкции индивидуальных жилых домов без соблюдения установленного законом порядка.
Таким образом, установление на оспариваемой территории территориальной зоны Ж-3 соответствует действующему законодательству.
Требования административных истцов о признании недействующими Правил землепользования и застройки города Владимира в части указания спорной территориальной зоны в Картах градостроительного зонирования границ зон с особыми условиями использования территории (приложение №2), а также территорий объектов культурного наследия» (приложение №3) как территориальной зоны Ж-3 также не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 2 статья 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Границы указанных зон и территорий могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 вышеназванного Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительное зонирование – это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Территориальные зоны – это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. К зонам с особыми условиями использования территорий отнесены охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.
В силу указанных требований закона, территория муниципального образования город Владимир отображена на трех картах, но территориальные зоны с градостроительными регламентами установлены только в Приложении №1.
Судом достоверно установлено и не оспаривается участниками процесса, что спорная территория не относится к зонам с особыми условиями использования и не представляет ценности как объект культурного наследия.
Какие-либо правовые основания для признания недействующими Карт градостроительного зонирования с границами зон с особыми условиями использования территории (приложение №2) и территорий объектов культурного наследия» (приложение №3) Правил землепользования и застройки муниципального образования город Владимир в указанной части административными истцами не указаны.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые административными истцами приложения №№1, 2, 3 к Правилам землепользования и застройки МО город Владимир, утвержденным решением Совета народных депутатов города Владимира от 31 октября 2011 года №183 «Об утверждении «Правил землепользования и застройки муниципального образования город Владимир» (в редакции решения от 25 декабря 2014 года №266) в части установления зоны Ж-3 на территорию, ограниченную ул.Тракторной, границей земельного участка с кадастровым номером ****, Юрьевским проездом, ул.Юрьевской, приняты Советом народных депутатов города Владимира в рамках компетенции органа местного самоуправления в области градостроительства, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правого акта, порядку его принятия, введения в действие и опубликования, по своему содержанию оспариваемые нормы не противоречат иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и права административных истцов не нарушают.
В связи с чем, заявленные требования в указанной части удовлетворению не подлежат.
Суд также полагает необоснованными требования административных истцов в части возложения на Совет народных депутатов города Владимира обязанности внести соответствующие изменения в оспариваемую правовую норму, поскольку в силу статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе лишь проверить, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт федеральному законодательству и не предусматривает возможности обязывать административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенное действие в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца. Иное означало бы вмешательство в компетенцию органа государственной власти и нарушение установленного статьей 10 Конституции Российской Федерации принципа разделения властей. Иная позиция представителя административных истцов основана на неправильном толковании норм процессуального права.
На основании изложенного, суд полагает требования административных истцов ФИО5, ФИО6, ФИО11, ФИО12 о признании недействующими с момента принятия приложений №№1, 2, 3 к Правилам землепользования и застройки МО город Владимир, утвержденным решением Совета народных депутатов города Владимира от 31 октября 2011 года №183 «Об утверждении «Правил землепользования и застройки муниципального образования город Владимир» (в редакции решения от 25 декабря 2014 года №266) в части установления зоны Ж-3 на территорию, ограниченную ул.Тракторной, границей земельного участка с кадастровым номером ****, Юрьевским проездом, ул.Юрьевской и возложении на Совет народных депутатов города Владимира обязанности по внесению соответствующих изменений в оспариваемые правовые нормы не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Владимирский областной суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 о признании недействующими с момента принятия приложений №№1, 2, 3 к Правилам землепользования и застройки МО город Владимир, утвержденным решением Совета народных депутатов города Владимира от 31 октября 2011 года №183 «Об утверждении «Правил землепользования и застройки муниципального образования город Владимир» (в редакции решения от 25 декабря 2014 года №266) в части установления зоны Ж-3 на территорию, ограниченную ул.Тракторной, границей земельного участка с кадастровым номером ****, Юрьевским проездом, ул.Юрьевской и возложении на Совет народных депутатов города Владимира обязанности по внесению соответствующих изменений в оспариваемые правовые нормы – оставить без удовлетворения.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Административную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Владимирского областного суда О.А. Кирюшина
****