ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-104/2018 от 20.04.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-104/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 апреля 2018 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Ефремовой О.Н.,

при секретаре Силенок О.В.,

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Бабушкиной О.В.,

административного истца Семеновой А.В., ее представителя Бедерсон О.С., действующей на основании устного ходатайства, представителя административного ответчика Избирательной комиссии Пермского края – Логинова А.С., действующего на основании доверенности от 11.08.2017,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному исковому заявлению Семеновой Александры Владимировны о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Пермского края от 25 января 2018 года № 45/02-3 «О печатных материалах»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15.12.2017 № 528-СФ «О назначении выборов Президента Российской Федерации», которое опубликовано в Российской газете 18.12.2017, выборы Президента Российской Федерации назначены на 18.03.2018.

25.01.2018 в Избирательную комиссию Пермского края поступило обращение Г. о проверке на соответствие закону распространяемых листовок с призывами не участвовать в выборах Президента Российской Федерации.

Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 25.01.2018 № 45/02-3 «О печатных материалах» обращение заявителя удовлетворено, печатные материалы, содержащие информацию о кандидате на должность Президента Российской Федерации с комментариями, призывы о забастовке избирателей и не идти на выборы, признаны незаконным печатным агитационным материалом.

Семенова А.В. обратилась в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором указала, что не согласна с постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 25.01.2018 № 45/02-3, поскольку оно не содержит данных о том, какая именно листовка признана незаконной, какие фрагменты текста листовки содержат незаконный агитационный материал, нет данных о том, права какого кандидата нарушены. В настоящий момент Семенову А.В. привлекают к административной ответственности за распространение незаконных агитационных материалов в связи с изданием оспариваемого Постановления.

В судебном заседании Семенова А.В. и ее представитель настаивали на удовлетворении заявленных требований.

Представитель Избирательной комиссии Пермского края Логинов А.С. возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в обжалуемом постановлении Избирательной комиссии Пермского края от 25.01.2018 № 45/02-3, дополнительно пояснив, что каких-либо нарушений при рассмотрении обращения Г. Избирательной комиссией Пермского края допущено не было.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив собранные по делу доказательства, обозрев дело об административном правонарушении № 5-113/18 и приобщенную к делу об административном правонарушении видеозапись, заслушав заключение участвующего в деле прокурора об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Семеновой А.В. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 83 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ) обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан, осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Пунктами 3, 4 статьи 20 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ) предусмотрено, что избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации. Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

Согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ избирательная комиссия субъекта Российской Федерации при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 11 Закона Пермского края от 20.02.2007 № 3-ПК «Об Избирательной комиссии Пермского края» (далее – Закон Пермского края от 20.02.2007 № 3-ПК) к полномочиям Избирательной комиссии Пермского края отнесено рассмотрение обращений о нарушении законодательства о выборах.

В соответствии с положениями частей 1, 4 статьи 16 Закона Пермского края от 20.02.2007 № 3-ПК Избирательная комиссия Пермского края в пределах своей компетенции обязана рассматривать обращения о нарушениях законодательства о выборах и референдумах; письменный ответ по обращению должен быть дан в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования; по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, ответ даётся немедленно; срок рассмотрения обращения и направления ответа может быть продлён до десяти дней, если обстоятельства, изложенные в этом обращении, требуют дополнительной проверки.

Как следует из имеющихся по делу доказательств, обращение Г. о нарушениях законодательства о выборах и референдумах, поступившее в Избирательную комиссию Пермского края 25.01.2018, рассматривалось на заседании избирательной комиссии 25.01.2018, по итогам которого вынесено постановление № 45/02-3 о признании представленных с заявлением Г. печатных материалов незаконными печатными агитационными материалами.

С учетом изложенного, заявление Г. разрешено краевой избирательной комиссией в установленные пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ и частью 4 статьи 16 Закона Пермского края от 20.02.2007 № 3-ПК сроки.

Оспариваемое административным истцом решение, принятое Избирательной комиссией Пермского края, соответствует требованиям, предъявляемым статьёй 14 Закона Пермского края от 20.02.2007 № 3-ПК к актам Избирательной комиссии Пермского края. Указанное решение принято в форме постановления, в котором указаны дата и место его принятия, нормативные акты, которыми руководствовалась комиссия, обстоятельства, послужившие основанием для принятия постановления. Постановление принято на заседании избирательной комиссии по результатам голосования членов комиссии большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.

Таким образом, заявление Г. о нарушениях Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ, Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ рассмотрены Избирательной комиссией Пермского края в пределах её компетенции, по обращению проведена проверка и дан ответ в установленный срок, что соответствует требованиям пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.

Оспариваемое постановление Избирательной комиссии нарушает права и законные интересы Семеновой А.В., поскольку оно явилось основанием для привлечения ее к административной ответственности.

Так, постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Перми от 06.02.2018, вступившим в законную силу 26.02.2018, Семенова А.В. привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.12 КоАП РФ. Как следует из материалов дела, правонарушение выразилось в том, что 25.01.2018 в 18:27 часов она разместила в сети интернет в социальной сети «Вконтакте» на своей странице (https://vk.com/id10943910) видеозапись под названием «Штаб Навального#Пермь 24.01.2018» на которой ею демонстрируется агитационная листовка, содержащая текст: «Всероссийская акция протеста. Забастовка избирателей 28.01. Выборов президента не будет: 18 марта Путин переназначит сам себя. Мы объявляем забастовку избирателей и выходим на акцию протеста. Присоединяйтесь. Парк камней, у деревянной буквы «П» 12:30», признанной постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 25.01.2018 № 45/02-3 незаконным печатным агитационным материалом. Семеновой А.В. вменено нарушение пунктов 2, 3, 6 статьи 55 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ.

Вместе с тем, оснований для признания незаконным оспариваемого постановления Избирательной комиссии судом не установлено.

Рассматривая заявление Г., приняв во внимание положения статьи 8, пункта 1 статьи 49 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ, Избирательная комиссия Пермского края пришла к выводу о том, что печатные материалы, приложенные к обращению Г., содержат признаки предвыборной агитации, в том числе: содержат информацию о кандидате на должность Президента Российской Федерации с комментариями, призывы о забастовке избирателей и не идти на выборы.

Избирательная комиссия Пермского края пришла к выводу, что печатные агитационные материалы изготовлены с нарушением требований пунктов 2, 3, 5 и 6 статьи 55 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ.

Согласно статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ под предвыборной агитацией в настоящем Федеральном законе понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата (кандидатов) либо против кандидата (кандидатов). Граждане Российской Федерации, политические партии, иные общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ в период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признаются: 1) призывы голосовать за или против кандидата (кандидатов); 2) выражение предпочтения какому-либо кандидату, какой-либо политической партии, выдвинувшей кандидата, в частности указание, за какого кандидата будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 47 настоящего Федерального закона); 4) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; 6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, политической партии, к которой принадлежит данный кандидат, политической партии, выдвинувшей кандидата.

Таким образом, понятие «предвыборная агитация» включает в себя совокупность действий, имеющих целью побудить или побуждающих избирателей голосовать за или против кандидата, кандидатов или списков кандидатов. Действия, имеющие целью побудить избирателей голосовать за кандидатов или против них, то есть обусловленные объективно подтвержденным умыслом добиться конкретного результата на выборах, могут рассматриваться в качестве предвыборной агитации.

Так, представленный с обращением Г. печатный материал (листовка), который, в том числе, явился основанием для привлечения Семеновой А.В. к административной ответственности, содержит следующую информацию:

- на печатном материале озаглавленном «Всероссийская акция протеста. Забастовка избирателей 28.01» имеется тест следующего содержания «Выборов президента не будет: 18 марта Путин переназначит сам себя. Мы объявляем забастовку избирателей и выходим на акцию протеста. Присоединяйтесь. Парк камней, у деревянной буквы «П» 12:30». 2018.navalny.com/zabastovka#Забастовка».

Утверждение административного истца о том, что оспариваемое ею постановление не содержит данных о том, какая именно листовка признается незаконной, какие конкретно фрагменты теста листовки содержат незаконный агитационный характер, нет данных о том, права какого кандидата нарушены, судом признается несостоятельным и отклоняется.

Как следует из протокола заседания Избирательной комиссии Пермского края от 25.01.2018 № 45, на заседании рассматривались поступившие с обращением Г. печатные материалы, которые содержат информацию о кандидате на должность Президента Российской Федерации с комментариями, призывы к забастовке избирателей.

Обращение Г. содержит информацию о том, что 25.01.2017 ему вручены листовки, в которых избиратели призывались к необходимости бойкотировать выборы Президента Российской Федерации, принять участие в «Забастовке избирателей», которая пройдет 28 января в Парке камней.

Проанализировав содержание протокола заседания комиссии, обращение Г., представленные в дело копии трех листовок, видеозапись, хранящуюся в материалах дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу, что Г. представил в Избирательную комиссию именно указанные три печатных материала (листовки), и именно данные печатные материалы явились предметом рассмотрения на заседании Комиссии.

Судом не установлено оснований полагать, что предметом рассмотрения Комиссии явились иные печатные материалы. Согласно сопроводительному письму от 25.01.2018 за № О1-27/184 Избирательной комиссией в адрес ГУ МВД России по Пермскому краю направлены вместе с постановлением № 45/02-3 от 25.01.2018 печатные материалы, содержащие также информацию для избирателей о кандидате на должность Президента Российской Федерации с комментариями, призывы о забастовке избирателей 28.01. и не идти на выборы.

Изучив указанные выше печатные материалы (листовки), суд приходит к выводу, что Избирательная комиссия Пермского края пришла к правильному выводу о том, что печатные материалы содержат признаки печатного агитационного материала, поскольку предназначены для массового распространения в период проведения избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации по вопросам предвыборной агитации, так как содержат информацию, в которой явно преобладают сведения о кандидате на должность Президента Российской Федерации Путине В.В. в сочетании с негативными комментариями. Печатные материалы имеют цель побудить избирателей голосовать против кандидата на должность Президента Российской Федерации Путина В.В., путем отказа избирателей от своего активного избирательного права.

На основании вышеизложенного, суд находит не основанным на материалах дела довод административного истца о том, что из постановления Избирательной комиссии не ясно, какие конкретно печатные материалы явились предметом исследования.

Ссылка стороны административного истца на то, что в адрес ГУ МВД России по Пермскому краю 25.01.2018 за № О1-27/184 были направлены иные печатные материалы, о чем представлены копия сопроводительного письма, а также копии двух листовок, судом отклоняется. Указанные материалы представлены в виде не заверенных копий, источник их получения не подтвержден.

Исходя из общего содержания и направленности текста листовки с заголовком «Всероссийская акция протеста. Забастовка избирателей 28.01», суд не находит оснований согласиться с доводом административного истца о том, что в печатном материале освещена деятельность действующего Президента Российской Федерации, самим истцом убедительных доводов, подкрепленных надлежащими доказательствами, в этой части не приведено.

В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ самовыдвижение кандидата на выборах Президента Российской Федерации осуществляется в период с 18.12.2017 и не позднее 07.01.2018. В соответствии с информацией Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации, размещенной на официальном сайте комиссии в сети «Интернет» по адресу: https:// cikrf.ru/analog/prezident2018/cand.html, уполномоченные представители группы избирателей, созданной в поддержку кандидата Путина В.В. в соответствии с пунктом 14 статьи 43 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ, были зарегистрированы Центральной избирательной комиссией Российской Федерации 28.12.2017.

С учетом изложенного, на момент поступления в Избирательную комиссию Пермского края 25.01.2018 обращения Г. и приложенных к нему печатных материалов Путин В.В. являлся кандидатом на должность Президента Российской Федерации, выдвинутого в порядке самовыдвижения.

То обстоятельство, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не запрещает средствам массовой информации освещать деятельность действующего Президента Российской Федерации, не свидетельствует о том, что в печатных материалах (листовках) освещена именно такая деятельность. При этом следует учитывать, что в силу требований части 13 статьи 55 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ, положения настоящей статьи не применяются в отношении предвыборных агитационных материалов, распространяемых в соответствии со статьями 52 и 53 настоящего Федерального закона, то есть на телевидении и радио, через периодические печатные издания.

Положения статьи 55 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ устанавливают, что все предвыборные печатные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя и отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов, сведения об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда. Экземпляры предвыборных печатных агитационных материалов или их копии, до начала их распространения должны быть представлены кандидатом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации либо в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, на территориях которых будут распространяться эти материалы. Вместе с указанными материалами в соответствующие избирательные комиссии должны быть также представлены сведения об адресе юридического лица (об адресе места жительства физического лица), изготовившего и заказавшего эти материалы, и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала за счет средств соответствующего избирательного фонда с отметкой филиала публичного акционерного общества "Сбербанк России". Запрещается изготовление предвыборных печатных агитационных материалов в организациях и у индивидуальных предпринимателей, не выполнивших требования, предусмотренные пунктом 11 настоящей статьи, либо по договору с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств избирательного фонда, с нарушением требований, установленных пунктами 4, 6, 6.1 и 7.1 статьи 49 настоящего Федерального закона, пунктом 2 настоящей статьи. Запрещается распространение предвыборных агитационных материалов, изготовленных с нарушением требований, установленных пунктом 7 статьи 49 настоящего Федерального закона, пунктами 3 и (или) 5 настоящей статьи (части 2, 3, 5 и 6 статьи 55 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ).

Как правильно установлено Избирательной комиссией Пермского края, представленные с заявлением Г. печатные материалы не содержат выходных данных: наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства) изготовившей (изготовившего) предвыборные печатные материалы, наименование организации (фамилию, имя и отчество лица) заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов, сведения об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда.

Поскольку запрещается изготовление предвыборных печатных агитационных материалов у лиц, не выполнивших требования пункта 11 статьи 55 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ, либо по договору с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств избирательного фонда, с нарушением требований пунктов 4,6, 6.1, 7.1 статьи 49 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ, пункта 2 статьи 55 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ, а также запрещается распространение предвыборных агитационных материалов, изготовленных с нарушением требований, установленных пунктом 7 статьи 49 и пунктами 3 и (или) 5 статьи 55 указанного Федерального закона, Избирательная комиссия Пермского края пришла к выводу о том, что данные печатные материалы являются незаконным печатным агитационным материалом.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что постановление Избирательной комиссии Пермского края является законным и обоснованным, административное исковое заявление не содержит доводов, которые указывали бы на наличие правовых оснований для отмены оспариваемого постановления.

Утверждение административного истца о том, что постановление № 45/02-3 не было опубликовано в установленный трехдневный срок, а также с постановлением не размещены печатные материалы, которые признаны незаконным агитационным печатным материалом, не свидетельствует о незаконности принятого Избирательной комиссией постановления.

В силу положений статьи 46 Регламента Избирательной комиссии Пермского края, утвержденного постановлением Избирательной комиссии Пермского края 09.02.2017 № 07/04-3, Постановления Комиссии, в том числе, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Комиссии. Нормативные акты Комиссии вступают в силу с момента их принятия.

Довод административного истца о том, что в установленный трехдневный срок постановление Комиссии № 45/02-3 не размещено в сети Интернет на сайте Комиссии не влечет безусловного признания его незаконным, как и не свидетельствует о нарушении требований закона не размещение в сети Интернет на сайте Комиссии печатных материалов, которые признаны незаконным печатным агитационным материалом. Напротив, размещение незаконного агитационного печатного материала свидетельствовало бы о нарушении Комиссией требований Закона об основных гарантиях избирательных прав и Закона о выборах Президента Российской Федерации.

Поскольку оспариваемое постановление Избирательной комиссии Пермского края от 25.01.2018 № 45/02-3 является законным, согласно части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Семеновой Александре Владимировне в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Пермского края от 25 января 2018 года № 45/02-3 «О печатных материалах», - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Судья (подпись)