ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1051/20 от 11.11.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Дело № 3а-1051/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 ноября 2020 года город Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего Пархоменко Г.В.,

при секретаре судебного заседания Мацко В.Н.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Шкатова Валерия Васильевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и земельного участка и об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и земельного участка равной рыночной,

установил:

Шкатов В.В. обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости:

- объекта недвижимости с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...>, равной его рыночной стоимости в размере 95 895 000 рублей;

- объекта недвижимости с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...>, равной его рыночной стоимости в размере 97 624 000 рублей;

- объекта недвижимости с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...>, равной его рыночной стоимости в размере 127 841 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...>, равной его рыночной стоимости в размере 8 742 000 рублей.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что согласно данным отчетов о рыночной стоимости объектов недвижимости и земельного участка от 29 апреля 2020 года № 0-181/04-02, №0-181/04-01 выполненных ООО «Краснодарский центр Кадастра, Оценки и Экспертизы» рыночная стоимость объектов недвижимости:

- с кадастровым номером <№...>, составляет 95 895 000 рублей;

- с кадастровым номером <№...>, составляет 97 624 000 рублей;

- с кадастровым номером <№...>, составляет 127 841 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <№...>, составляет 8 742 000 рублей.

Вместе с тем, согласно данным филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость объектов недвижимости:

- с кадастровым номером <№...>, составляет 163 044 478,72 рублей;

- с кадастровым номером <№...>, составляет 165 985 295,19 рублей;

- с кадастровым номером <№...>, составляет 208 242 753,55 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <№...>, составляет 13 780 093 рубля.

Административный истец указывает, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости нарушают его права и затрагивают законные интересы, поскольку кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что приводит к начислению завышенного, экономически необоснованного размера налога.

Шкатов В.В. в судебное заседание не явился, до начала судебного заседания представив заявление об уточнении административных исковых требований, просит суд установить кадастровую стоимость объектов недвижимости и земельного участка, в размере определенной на основании заключения судебной экспертизы.

Представителем Департамента имущественных отношений Краснодарского края Пашниной С.Г., действующей на основании доверенности, в суд направлен отзыв на административный иск, который содержит в себе просьбу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований в отношении объектов капитального строительства.

Представителем Департамента имущественных отношений Краснодарского края Огиди О.М.И., действующим на основании доверенности, в суд также направлен отзыв на административный иск, в которым содержится просьба о вынесении по делу законного и обоснованного решения.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности Юртаева С.А. в судебное заседание не явилась, до начала судебного заседания предоставив отзыв по делу, применительно к обстоятельствам дела, рассматриваемого в рамках административного искового заявления, Управление не выражает какой - либо правовой заинтересованности и возражений относительно предмета судебного разбирательства, просит суд рассмотреть дело по существу с учётом изложенной позиции в отсутствие представителя Управления.

Представителем администрации Краснодарского края по доверенности Пыхтиным Е.Ю. направлено ходатайство об исключении из состава лиц, участвующих в деле администрации Краснодарского края.

Участвующие в деле лица в зал судебного заседания не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.

В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Кроме того, на основании части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства в отсутствие участвующих в деле лиц.

Проверив доводы административного искового заявления, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных административных исковых требований.

Обосновывая свою правовую заинтересованность в пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости и земельного участка, истец ссылается на то, что завышенная кадастровая стоимость ведет к необоснованному увеличению размера имущественного и земельного налога.

В соответствии со статьей 213 Гражданского кодекса Российской Федерации в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

Как видно из материалов дела Шкатову В.В. на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества:

- нежилые помещения №<№...>; 1<№...> этажей административного здания, с кадастровым номером <№...> расположенные по адресу: <Адрес...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 19 марта 2020 года;

- нежилые помещения №<№...>; <№...> этажей административного здания, с кадастровым номером <№...>, расположенные по адресу: <Адрес...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 19 марта 2020 года;

- нежилые помещения №<№...>, цокольного, 1,2,3 этажей административного здания, с кадастровым номером <№...>, расположенные по адресу: <Адрес...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 19 марта 2020 года;

- земельный участок с кадастровым номером <№...>, общей площадью 1 227 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации административно-офисного здания, расположенного по адресу: <Адрес...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 19 марта 2020 года.

В силу пунктов 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с п.2 и п.3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 08 апреля 2000 года.

Согласно данным филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю&#0;кадастровая стоимость земельного участка кадастровый: <№...> составляет 13 780 093 рубля.

В соответствии со статьи 402 Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 статьи 402 Налогового Кодекса Российской Федерации, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 статьи 402 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Согласно данным филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость объектов недвижимости:

- с кадастровым номером <№...>, составляет 163 044 478,72 рублей;

- с кадастровым номером <№...>, составляет 165 985 295,19 рублей;

- с кадастровым номером <№...>, составляет 208 242 753,55 рублей.

В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135 - ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Согласно представленного административным истцом отчета о рыночной стоимости земельного участка от 29 апреля 2020 года №0-181/04-01 выполненного ООО «Краснодарский центр Кадастра, Оценки и Экспертизы» рыночная стоимость - земельного участка с кадастровым номером <№...>, составляет 8 742 000 рублей.

В силу статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 года № 237-ФЗ (ред. от 29.07.2017 года) "О государственной кадастровой оценке", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Согласно представленным административным истцом отчетов о рыночной стоимости объектов недвижимости от 29 апреля 2020 года № 0-181/04-02 выполненного ООО «Краснодарский центр Кадастра, Оценки и Экспертизы» рыночная стоимость объектов недвижимости:

- с кадастровым номером <№...>, составляет 95 895 000 рублей;

- с кадастровым номером <№...>, составляет 97 624 000 рублей;

- с кадастровым номером <№...>, составляет 127 841 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <№...>, составляет 8 742 000 рублей.

В соответствии со статьей 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Разрешение вопроса о размере рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, является одним из юридически значимых для данного дела, требует специальных познаний в области оценочной деятельности. Отчеты об оценке представленные административным истцом, подготовлены по заказу административного истца, специалист не предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, не несет ответственности за выводы, кроме как в рамках договора, заключенного с заказчиком. В связи с чем, определением Краснодарского краевого суда от 12 августа 2020 года, с целью соблюдения баланса интересов всех лиц, участвующих в деле, по делу была назначена судебная оценочная экспертиза для установления рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества.

Согласно заключения эксперта № ЭЗ 57/ОЗ от 22 сентября 2020 года, выполненного ООО «НЭО ЭКСПЕРТ» рыночная стоимость объектов недвижимости:

- с кадастровым номером <№...>, составляет 114 965 000 рублей;

- с кадастровым номером <№...>, составляет 117 039 000 рублей;

- с кадастровым номером <№...>, составляет 146 835 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <№...>, составляет 10 007 000 рублей.

В силу статьи 62, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.

Суд, проанализировав заключение судебной экспертизы, установил, что экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества, и соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года №135 - ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, определённую по состоянию на дату их кадастровой оценки. Само заключение экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, на основании этого исследования даны ответы на поставленные перед экспертном вопросы.

У суда нет оснований сомневаться в компетенции эксперта проводившего данную экспертизу. Информация, использованная экспертом при проведении оценки рыночной стоимости объектов недвижимости, удовлетворяет требованиям закона. Выводы эксперта не опровергнуты.

Определение о возобновлении производства по делу, содержащее сведения о возвращении административного дела в Краснодарский краевой суд с заключением эксперта, получено своевременно всеми лицами, участвующими в деле. При должной степени заботливости и осмотрительности их добросовестное поведение предполагало принятие всех разумных мер для ознакомления с материалами делами, в том числе, с судебной оценочной экспертизой.

В ходе судебного разбирательства ни административными ответчиками, ни заинтересованными лицами по административному делу, выводы экспертного заключения не опровергнуты, доказательств его порочности не представлено, сведений о несогласии с его содержанием либо с размером определенной рыночной стоимостью объектов недвижимого имущества материалы дела не содержат.

Доказательств того, что его рыночная стоимость является иной, чем отражено в заключении судебной экспертизы, суду не представлено, участвующие в деле лица о назначении и проведении повторной либо дополнительной судебной оценочной экспертизы не просили.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что определённая в заключении эксперта № ЭЗ 57/ОЗ от 22 сентября 2020 года, рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, является достоверной.

В соответствии со статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В обоснование нарушенных прав, свобод и законных интересов, административный истец ссылается на то обстоятельство, что завышенная кадастровая стоимость объектов недвижимости и земельного участка ведет к необоснованному увеличению размера земельного и имущественного налога.

В силу части 7 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 года № 237-ФЗ (ред. от 29.07.2017 года) "О государственной кадастровой оценке", в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно сведениям, предоставленным филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, является 01 января 2018 года. Датой, внесения сведения о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости объектов недвижимости, является 01 января 2019 года. Датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость земельного участка, является 01 января 2016 года. Датой, внесения сведения о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости земельного участка, является 04 сентября 2018 года.

Датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере равной их рыночной стоимости, считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию.

Шкатов В.В. обратился в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости и земельного участка, в размере равной их рыночной стоимости, 30 июня 2020 года, что подтверждается отметкой входящей корреспонденции, дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости объектов недвижимости является 01 января 2019 года, земельного участка 04 сентября 2018 года.

Лицо должно проявлять повышенную осмотрительность при совершении процессуальных действий и заботу о своих процессуальных делах. Суд вызывал в судебное заседание представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, администрации.

В судебное заседание представители, извещенные надлежащим образом, не являлись о причинах не явки не сообщали, ходатайств об отложении слушания дела не представляли. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что со стороны административных ответчиков и заинтересованных лиц, имеет место отсутствие процессуального интереса в исходе рассмотрения данного дела.

Ходатайство представителя администрации Краснодарского края по доверенности Пыхтина Е.Ю. об исключении из состава лиц, участвующих в деле администрации Краснодарского края, поступившее в адрес суда, рассмотрению не подлежит, поскольку подано с нарушением требований Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а именно: не подписано представителем.

Доводы Департамента имущественных отношений Краснодарского края, изложенные в отзыве на административное исковое заявление о том, что, нарушение прав административного истца установлением и размером кадастровой стоимости земельного участка является недоказанным, необоснованны и противоречат материалам дела.

Вместе с тем, вопреки требованиям части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным ответчиком не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые он ссылается.

При таких обстоятельствах, с учетом совокупности представленных по делу доказательств, заключения эксперта, наличия заявления об уточнении административных исковых требований, суд удовлетворяет административные исковые требования Шкатова В.В. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, в размере равной их рыночной стоимости.

Директором ООО «НЭО Экспрет» Энгель Н.И., в суд подано ходатайство о взыскании с административного истца расходов по проведению в рамках настоящего дела судебной экспертизы в размере 80 000 рублей.

Согласно части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

На основании пункта 1 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.

В соответствии с пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.

При таких обстоятельствах суд полагает необходимым взыскать с административного истца в пользу экспертной организации стоимость проведения судебной экспертизы.

Руководствуясь статьями 20, 175, 180, ч.3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Шкатова Валерия Васильевича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости и земельного участка, в размере равной их рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости, с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...>, равной его рыночной стоимости в размере 114 965 000 (сто четырнадцать миллионов девятьсот шестьдесят пять тысяч) рублей, по состоянию на 01 января 2018 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости, с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...>, равной его рыночной стоимости в размере 117 039 000 (сто семнадцать миллионов тридцать девять тысяч) рублей, по состоянию на 01 января 2018 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости, с кадастровым номером <№...>, расположенные по адресу: <Адрес...>, равной его рыночной стоимости в размере 146 835 000 (сто сорок шесть миллионов восемьсот тридцать пять тысяч) рублей, по состоянию на 01 января 2018 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером <№...>, общей площадью 1 227 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации административно-офисного здания, расположенного по адресу: <Адрес...>, равной его рыночной стоимости в размере 10 007 000 (десять миллионов семь тысяч) рублей, по состоянию на 01 января 2016 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№...> считать 30 июня 2020 года.

Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№...>.

Взыскать с Шкатова В.В., в пользу ООО «НЭО Эксперт», оплату за проведение судебной экспертизы в размере 80 000 (восемьдесят тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Краснодарского краевого суда Г.В. Пархоменко