ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1053/19 от 18.02.2020 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

24OS0000-01-2019-001090-85

Дело № 3А-167/2020

121а

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 февраля 2020 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-167/2020 по административному иску Рубцовой Анны Николаевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения и нежилого здания,

У С Т А Н О В И Л:

Рубцова А.Н. обратилась с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения и нежилого здания, мотивируя тем, что она является собственником нежилого здания с кадастровым номером 24:51::649, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Канск, <адрес>, и арендатором нежилого помещения с кадастровым номером 24:51::3473, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Канск, <адрес>

По результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 02 апреля 2015 года для нежилого здания с кадастровым номером 24:51::649 установлена кадастровая стоимость в размере 6 953 016 рублей 28 копеек, для нежилого помещения с кадастровым номером 24:51::3473 установлена кадастровая стоимость в размере 704 370 рублей 28 копеек.

По итогам независимой оценки, выполненной оценщиком Зрюмовой Е.Г. и представленной в отчетах № 198-19 и № 199-19 от 19 декабря 2019 года, по состоянию на 02 апреля 2015 года рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:51::649 составляет 945 000 рублей, рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:51::3473 составляет 232 000 рублей.

Установление кадастровой стоимости нежилого здания и нежилого помещения, не соответствующей их рыночной стоимости, нарушает права административного истца, поскольку она является плательщиком налога на имущество, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости нежилого здания и нежилого помещения.

Просит установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:51::649 в размере его рыночной стоимости – 945 000 рублей, определенной по состоянию на 02 апреля 2015 года; установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:51::3473 в размере его рыночной стоимости – 232 000 рублей, определенной по состоянию на 02 апреля 2015 года.

Представитель административного истца Рубцовой А.Н. – Босс Е.П., действующая на основании доверенности, представила письменное ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие стороны административного истца.

Представитель администрации города Канска Красноярского края Игнатова А.В. представила письменное ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя администрации города Канска.

Правительство Красноярского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие административного истца Рубцовой А.Н., представителей администрации города Канска Красноярского края, Правительства Красноярского края, Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы административного дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом (подпункт 1); квартира, комната (подпункт 2); гараж, машино-место (подпункт 3); единый недвижимый комплекс (подпункт 4); объект незавершенного строительства (подпункт 5); иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6).

Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Законом Красноярского края от 01 ноября 2018 года № 6-2108 «Об установлении единой даты начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01 января 2019 года.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).

Судом установлено, что Рубцова А.Н. является собственником нежилого здания с кадастровым номером 24:51::649, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Канск, <адрес>, и нежилого помещения с кадастровым номером 24:51::3473, расположенном по адресу: Красноярский край, г. Канск, <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 04 октября 2019 года (л.д. 12-14, 16-18).

Согласно выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 10 октября 2019 года, кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:51::649 по состоянию на 02 апреля 2015 года составляет 6 953 016 рублей 28 копеек, дата внесения сведений о кадастровой стоимости – 02 апреля 2015 года; кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:51::3473 по состоянию на 02 апреля 2015 года составляет 704 370 рублей 28 копеек, дата внесения сведений о кадастровой стоимости – 02 апреля 2015 года (л.д. 11, 15).Вышеуказанная кадастровая стоимость определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных Постановлением Правительства Красноярского края от 18 января 2012 года № 15-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства Красноярского края».

Оспаривая кадастровую стоимость нежилого здания и нежилого помещения, административный истец представила в суд отчеты об оценке их рыночной стоимости № 198-19 и № 199-19 от 19 декабря 2019 года, выполненные оценщиком Зрюмовой Е.Г., согласно которым по состоянию на 02 апреля 2015 года рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:51::649 составляет 945 000 рублей, рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:51::3473 составляет 232 000 рублей (л.д. 20-147).

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.

Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).

Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт 24 ФСО № 1).

Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (пункт 27 ФСО № 1).

Судом установлено, что при оценке нежилого здания и нежилого помещения оценщиком применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.

Оформление и содержание отчетов об оценке № 198-19 и № 199-19 от 19 декабря 2019 года соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчетов об оценке, к описанию в отчетах об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.

Достоверность данных, содержащихся в отчетах, участвующими в деле лицами не опровергнута и не оспаривалась, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.

У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о том, что рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:51::649 по состоянию на 02 апреля 2015 года составляет 945 000 рублей, рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:51::3473 по состоянию на 02 апреля 2015 года составляет 232 000 рублей.

Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости объектов недвижимости подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.

Поскольку в соответствии пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости нежилого здания и нежилого помещения, не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов, будут затрагивать права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости нежилого здания и нежилого помещения в размере их рыночной стоимости.

С учетом изложенного, кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:51::649 должна быть определена по состоянию на 02 апреля 2015 года, равной его рыночной стоимости в размере 945 000 рублей, а кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:51::3473 должна быть определена по состоянию на 02 апреля 2015 года равной его рыночной стоимости в размере 232 000 рублей, поскольку рыночная стоимость указанных объектов недвижимости подтверждена соответствующими доказательствами.

Датой обращения Рубцовой А.Н. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 24:51::649 и нежилого помещения с кадастровым номером 24:51::3473 следует считать дату подачи административного искового заявления в Красноярский краевой суд – 24 декабря 2019 года.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Рубцовой Анны Николаевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения и нежилого здания – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:51::649, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Канск, <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 945 000 рублей, определенной по состоянию на 02 апреля 2015 года.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:51::3473, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Канск, мкр<адрес>, в размере его рыночной стоимости – 232 000 рублей, определенной по состоянию на 02 апреля 2015 года.

Датой обращения Рубцовой Анны Николаевны с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 24:51::649 и нежилого помещения с кадастровым номером 24:51::3473 считать 24 декабря 2019 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 19 февраля 2020 года.