ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1053/20 от 26.06.2020 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Самара 26 июня 2020 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Калинниковой О.А.,

при секретаре – Добиной Д.Д.,

с участием прокурора – Роговой О.В.,

представителя административного истца - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1053/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дом-Сервис» к министерству имущественных отношений Самарской области о признании нормативных правовых актов не действующими в части,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Дом-Сервис» (далее ООО «Дом-Сервис», общество) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений заявленных требований, просит признать недействующими со дня их принятия:

- пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016г. N 1907,

- пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017г. N 1647,

- пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018г. N 1608 (далее также Перечни на 2017-2019г.г.).

Требования обоснованы тем, что под указанными пунктами в Перечни включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером , которое не отвечает критериям ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не является административно-деловым либо торговым центром, не предназначено для размещения офисов, объектов общественного питания или бытового обслуживания. Не предусматривает размещение таких объектов и вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание. Включение указанного объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридического лица и нарушает его права и законные интересы.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Относительно заявленных требований министерство имущественных отношений Самарской области представило возражения, пояснив, что нежилое здание соответствует критериям, предусмотренным подп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, и обоснованно включено в перечисленные выше Перечни на основании данных, полученных в порядке информационного взаимодействия из Единого государственного реестра недвижимости.

Выслушав представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего, что требования ООО «Дом-Сервис» подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, проверив оспариваемые положения нормативных правовых актов на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о том, что административный иск является обоснованным.

В соответствии с положениями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подп. 33 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст.ст. 14, 372 НК РФ).

Законом Самарской области от 25 ноября 2003г. № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

Пунктом 7 ст. 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014г. № 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 п. 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.

В рамках переданных полномочий приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016г. № 1907, от 18 октября 2017 года № 1647, от 29 октября 2018 года № 1608 утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017-2019 г.г., соответственно.

Оспариваемые приказы приняты в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок: Перечень на 2017 г. - на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 24 ноября 2016г., а также в печатном издании «Волжская коммуна», N 313(29859), 24 ноября 2016г.; Перечень на 2018 год - на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru информационно-телекоммуникационной сети Интернет в подразделе «законодательные инициативы раздела «законодательство» в день его принятия, а также в печатном издании «Волжская коммуна», N 281(30176), 31.10.2017; N 283(30178), 01.11.2017, N 285(30180), 02.11.2017; N 297(30192), 16.11.2017г.; Перечень на 2019 год - на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru. информационно-телекоммуникационной сети Интернет в подразделе «законодательные инициативы» раздела «законодательство» 16.11.2018г., а также в печатном издании «Волжская коммуна», N 308(30543), 20.11.2018.

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты соответствуют требованиям, предъявляемым к форме и процедуре их принятия и по данным основаниям не оспариваются.

В оспариваемые Перечни на 2017-2019г.г. под пунктами , , , соответственно, включен объект капитального строительства с кадастровым номером , площадью 448,4 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>

Из материалов дела следует, что собственником указанного объекта недвижимости является ООО «Дом-Сервис», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) от 18.06.2020г.

Несмотря на истечение срока действия указанных выше приказов, оспариваемые нормативные правовые акты затрагивают права и законные интересы административного истца, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество, а также право налогового органа на взыскание недоимки.

В обоснование возражений на заявленные требования министерство имущественных отношений Самарской области ссылается на то, что спорный объект включен в Перечень в соответствии с п.п. 1 п. 1 и п. 3 ст. 378.2 НК РФ по сведениям, полученным в порядке информационного взаимодействия из ЕГРН, поскольку здание имеет наименование «административное».

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

В соответствии с п. 3 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорное нежилое здание с кадастровым номером имеет назначение «Административное здание» и наименование «Нежилое здание Литера А (Административное здание)».

По материалам технической инвентаризации, данным технической документации – экспликации к техническому паспорту, спорный объект включает части назначением: коридоры, кабинеты, подсобные помещения, котельная, умывальник, раздевалка, кладовая, санузлы, выставочный павильон.

При этом, наименование здания «административное» не тождественно терминам «административно-деловой центр» и «офисное здание», назначение помещений «кабинеты» не является равным по значению с термином «офисы», а, соответственно, не свидетельствует об их предназначении для размещения объектов офисного, делового, коммерческого назначения, размещения сопутствующей офисной инфраструктуры. Назначение помещения, указанное в техническом паспорте как «выставочный павильон», не является тождественным термину «торговый зал».

Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации) наименование и назначение спорного нежилого здания не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений п.п. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, поскольку прямо не предусматривают размещение административно-делового центра, офисов, торговых объектов, тогда как по смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечни по сведениям ЕГРН и технической документации должны быть безусловными, бесспорными.

Не предусматривает размещение офисных зданий, административно-деловых центров и вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером – «занимаемый нежилыми зданиями и прилегающей территорией», о чем представлена выписка из ЕГРН от 18.06.2020г.

В связи с этим суд полагает, что для включения здания в Перечни объектов на 2017-2019г.г. требовалось установление его фактического использования.

Однако, осмотр нежилого здания до утверждения оспариваемых Перечней министерством имущественных отношений Самарской области не проводился.

В проведении осмотра объекта капитального строительства по обращению ООО «Дом-Сервис» от 15.10.2019г. министерством отказано.

Основным видом деятельности ООО «Дом-Сервис» является аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 05.06.2020г.

Как пояснил представитель административного истца нежилое здание с кадастровым номером в аренду в 2017-2019г.г. не сдавалось, что не опровергнуто.

Из акта осмотра нежилого здания от 11.03.2020г., представленного административным истцом, составленного ООО «Право и ЖКХ», следует, что помещения площадью 60, 8 кв.м используются для переодевания, приема пищи и отдыха; помещения, площадью 387, 6 кв.м – не используются, ввиду нахождения коммуникаций в аварийном состоянии. Фактически нежилое здание находится в промышленной зоне, подъездные пути разрушены, водоснабжение и водоотведение отсутствует. Здание нуждается в капитальном ремонте.

На основании ч. 9 ст. 13 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Доказательства, свидетельствующие о фактическом использовании спорного здания в целях, предусмотренных подп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, административным ответчиком в нарушение требований ч. 2 ст. 62, ч. 9 ст. 213 КАС РФ суду не представлены.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что включение нежилого здания в Перечни на 2017-2019гг. противоречит положениям статьи 378.2 НК РФ, в связи с чем, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2017, 2018, 2019гг.), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых нормативных правовых актов не действующими в части со дня их принятия.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск общества с ограниченной ответственностью «Дом-Сервис» удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия:

- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016г. N 1907, в части включения в него под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017г. N 1647, в части включения в него под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018г. N 1608, в части включения в него под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Самарский областной суд.

Судья О.А.Калинникова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 06.07.2020 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(резолютивная часть)

г. Самара 26 июня 2020 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Калинниковой О.А.,

при секретаре – Добиной Д.Д.,

с участием прокурора – Роговой О.В.,

представителя административного истца - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1053/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дом-Сервис» к министерству имущественных отношений Самарской области о признании нормативных правовых актов не действующими в части,

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск общества с ограниченной ответственностью «Дом-Сервис» удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия:

- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016г. N 1907, в части включения в него под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017г. N 1647, в части включения в него под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018г. N 1608, в части включения в него под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Самарский областной суд.

Судья О.А.Калинникова