ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1056/20 от 18.11.2020 Брянского областного суда (Брянская область)

дело № 3а-1056/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Брянск 18 ноября 2020 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего

судьи областного суда Богородской Н.А.,

при секретаре Кравцовой М.В.,

с участием представителя административного истца Черняка Б.Г. - Девятовой И.А., представителя административного ответчика Клинцовской городской администрации Брянской области Ершова Р.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Черняка Бориса Григорьевича о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

У С Т А Н О В И Л :

административный истец Черняк Б.Г. обратился в Брянский областной суд с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, ссылаясь на то, что вступившим в законную силу решением Клинцовского городского суда Брянской области от 22 ноября 2017 года удовлетворены его требования к Клинцовской городской администрации, Комитету по управлению имуществом гор.Клинцы об оспаривании решений, действия (бездействия) органов местного самоуправления.

Суд признал незаконным бездействие Клинцовской городской администрации в не обеспечении соблюдения требований о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в отношении общественного кладбища, расположенного на земельном участке (кадастровый номер 32:30:0010503:1) для размещения кладбищ и обязал Клинцовскую городскую администрацию в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» при осуществлении полномочий по содержанию общественного кладбища в районе дома № 21 по ул.2-ая Парковая гор.Клинцы Брянской области. Кроме того, суд признал незаконным бездействие Комитета по управлению имуществом гор.Клинцы и обязал в срок до 01 июня 2018 года совершить действия, направленные на регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером 32:30:0010503:1, для размещения кладбища, расположенный на площади 21140 кв.м в гор.Клинцы в районе дома № 21 по ул.2-ая Парковая гор.Клинцы Брянской области и занятый общественным кладбищем.

Решение суда в части проведения мероприятий, направленных на устранение нарушений требований о санитарно-эпидемиологическом благополучии при осуществлении полномочий по содержанию общественного кладбища в районе дома № 21 по ул.2-я Парковая в гор.Клинцы Клинцовской городской администрацией не исполнено, в связи с чем на основании выданного 27 февраля 2019 года исполнительного документа судебным приставом-исполнителем РОСП УФССП России по Брянской области 04 апреля 2019 года было возбуждено исполнительное производство, должником по которому является Клинцовская городская администрация. До настоящего времени исполнительное производство не окончено, общая продолжительность исполнения решения Клинцовского городского суда Брянской области от 22 ноября 2017 года с момента возбуждения исполнительного производства составляет 1 год 1 месяц 10 дней, при этом должником не принято конкретных, своевременных, достаточных и эффективных мер для исполнения решения суда. Отсрочка или рассрочка по исполнению судебного акта не предоставлялась, производство его исполнения не приостанавливалось.

В связи с нарушением его права на исполнение судебного акта в разумный срок, учитывая, что впервые он обратился в органы власти гор.Клинцы по вопросу приведения мест захоронения в надлежащее состояние в 2012 году, однако администрацией города не было принято соответствующих мер, что и явилось основанием для его обращения в суд с иском об оспаривании решений, действия (бездействия) органов местного самоуправления, он испытывает негативные эмоции в связи с умалением достоинства его умерших родственников, а также нарушением его прав на санитарную и экологическую безопасность места погребения (общественного кладбища).

Просит взыскать с Клинцовской городской администрации компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 100 000 руб.

В судебном заседании представитель административного истца Черняка Б.Г.- Девятова И.А. административный иск поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, пояснив, что в период рассмотрения настоящего административного дела решение суда от 22 ноября 2017 года административным ответчиком исполнено в части организации хозяйственно-питьевого водоснабжения посредством установки водоразборной колонки с подключением к централизованному водоснабжению, осуществлена установка общественного туалета выгребного типа, установлен информационный стенд со схемой общественного кладбища и обозначением секторов, дорожек, исторических и мест общего пользования, осуществлена установка огороженной площадки для мусоросборника с твердым покрытием к нему, ликвидированы имеющиеся скопления и не санкционированные свалки мусора, удалены аварийные деревья на территории кладбища и примыкающей к нему территории; в части регистрации и нумерации мест захоронения решение суда исполнено не в полном объеме, т.к. учет захоронений произведен в соответствующей книге по состоянию на 2019 год, учет захоронений 2020 года в книге не произведен; в остальной части решение суда не исполнено до настоящего времени.

Представитель Клинцовской городской администрации Брянской области Ершов Р.Л. иск не признал по основаниям, изложенным в представленных письменных возражениях на административный иск, пояснив, что не исполнение решения суда связано с тяжелым финансовым положением муниципального образования «городской округ «город Клинцы Брянской области». При формировании бюджета городского округа город Клинцы Брянской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов будут рассмотрены вопросы о выделении бюджетных ассигнований на организацию и содержание мест захоронения, а также для исполнения перечня мероприятий, направленных на соблюдение требований о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в отношении общественного кладбища, расположенного на земельном участке в районе дома № 21 по ул.2-ая Парковая.

Административный ответчик финансовое управление Клинцовской городской администрации Брянской области о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание представитель финансового управления не явился. В ходатайстве от 12 ноября 2020 года начальник финансового управления Клинцовской городской администрации Брянской области Колбаско М.В. просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, поддерживает позицию Клинцовской городской администрации.

Заинтересованные лица - управление Федерального казначейства по Брянской области, территориальный отдел № 3 управления Федерального казначейства по Брянской области, Клинцовский РОСП УФССП России по Брянской области и УФССП России по Брянской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованных лиц не явились, ходатайств об отложении дела не заявляли.

В отзыве на административный иск от 29 октября 2020 года судебный пристав- исполнитель Клинцовского РОСП УФССП России по Брянской области Шпигарь Л.А. просит отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что в настоящее время требования исполнительного документа исполнены в части: установлен информационный стенд со схемой кладбища, на прилегающей территории скошена трава, подключено хозяйственно-питьевое водоснабжение, установлен общественный туалет выгребного типа и мусоросборник с твердым покрытием, ликвидированы свалки мусора, удалены аварийные деревья на территории кладбища и примыкающей к нему территории.

В соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей управления Федерального казначейства по Брянской области, территориального отдела № 3 управления Федерального казначейства по Брянской области, Клинцовского РОСП УФССП России по Брянской области и УФССП России по Брянской области.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, материалы административного дела № 2а-1549/2017, материалы исполнительного производства № 16091/19/32016-ИП от 04 апреля 2019 года, суд приходит к следующему.

Согласно статье 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации (часть 1).

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (часть 2).

Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц

(часть 3).

В соответствии со статьей 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее также - административное исковое заявление о присуждении компенсации) (часть 1).

Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта (часть 4).

Аналогичные требования содержатся в части 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».

Согласно части 1 статьи 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство и исполнение судебных актов по административным делам осуществляются в разумный срок.

Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В соответствии с частью 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: 1) правовая и фактическая сложность дела; 2) поведение административного истца и иных участников судебного процесса; 3) достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; 4) достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; 5) общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.

В силу разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта. При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, часть 4 статьи 222.4 АПК РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ) (пункт 46).

При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ) ( пункт 55).

Как следует из материалов административного дела № 2а-1549/2017 по административному иску Черняка Б.Г. к Клинцовской городской администрации, Комитету по управлению имуществом гор.Клинцы об оспаривании решений, действия(бездействия) органов местного самоуправления, решением Клинцовского городского суда Брянской области от 22 ноября 2017 года требования Черняка Б.Г. об оспаривании решений, действия (бездействия) органов местного самоуправления удовлетворены.

Суд признал незаконным бездействие Клинцовской городской администрации в не обеспечении соблюдения требований о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в отношении общественного кладбища, расположенного на земельном участке (кадастровый номер 32:30:0010503:1) для размещения кладбищ и обязал Клинцовскую городскую администрацию в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» при осуществлении полномочий по содержанию общественного кладбища в районе дома № 21 по ул.2-ая Парковая гор.Клинцы Брянской области, а именно: разделить территорию кладбища на функциональные зоны; осуществить планировку и благоустройство территории кладбища (организовать хозяйственно-питьевое водоснабжение, установить общественный туалет выгребного типа); принять меры по ограждению территории муниципального общественного кладбища по периметру; установить информационный стенд со схемой кладбища и обозначением секторов, дорожек, исторических и мест общего пользования; обеспечить регистрацию и нумерацию мест захоронений; установить урны для сбора мусора на территории кладбищ, огороженную площадку для мусоросборников с твердым покрытием и подъездами к нему, ликвидировать имеющиеся скопления и несанкционированные свалки мусора, удалить аварийные деревья на территории кладбища и на примыкающей к нему территории; обеспечить постоянное содержание территории общественного кладбища в соответствии с требованиями Федерального закона «О погребении и похоронном деле».

Кроме того, суд признал незаконным бездействие Комитета по управлению имуществом гор.Клинцы и обязал в срок до 01 июня 2018 года совершить действия, направленные на регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером 32:30:0010503:1, для размещения кладбища, расположенный на площади 21140 кв.м в гор.Клинцы в районе дома № 21 по ул.2-ая Парковая гор.Клинцы Брянской области и занятый общественным кладбищем (том 1 л.д.236-248).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 25 октября 2018 года указанное решение Клинцовского городского суда Брянской области от 22 ноября 2017 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя Клинцовской городской администрации – без удовлетворения (том 2 л.д.101-106).

Таким образом, с учетом требований статьи 186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение Клинцовского городского суда Брянской области от 22 ноября 2017 года вступило в законную силу 25 октября 2018 года и, как указано в резолютивной части решения, в течение четырех месяцев подлежало исполнению в части устранения нарушений санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» при осуществлении полномочий по содержанию общественного кладбища в районе дома № 21 по ул.2-ая Парковая гор.Клинцы Брянской области.

Согласно части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Из материалов указанного выше административного дела № 2а-1549/2017 следует, что 25 февраля 2019 года представитель Черняка Б.Г. - Девятова И.А. обратилась в Клинцовский городской суд Брянской области с заявлением о выдаче исполнительного листа по делу № 2а-1549/2017 по административному исковому заявлению Черняка Б.Г. к Клинцовской городской администрации об оспаривании решений, действия (бездействия) органов местного самоуправления (том 2 л.д.109), т.к. в установленный решением суда 4-х месячный срок решение суда Клинцовской городской администрацией исполнено не было.

Согласно материалам исполнительного производства № 16091/19/32016-ИП (административное дело № 3а-1056/2020 том 1 л.д.110-225) 27 февраля 2019 года на основании вступившего в законную силу указанного выше судебного акта выдан исполнительный лист серии ФС № 015142411 в отношении должника – Клинцовская городская администрация.

03 апреля 2019 года в Клинцовский районный отдел судебных приставов поступило заявление представителя Черняка Б.Г. – Девятовой И.А. о возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу от 27 февраля 2019 года серии ФС № 015142411 и 04 апреля 2019 года судебным приставом-исполнителем Клинцовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области возбуждено исполнительное производство в отношении должника: Клинцовская городская администрация в пользу взыскателя Черняка Б.Г. Предмет исполнения: обязать Клинцовскую городскую администрацию в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» при осуществлении полномочий по содержанию общественного кладбища в районе дома № 21 по ул.2-ая Парковая гор.Клинцы Брянской области, а именно: разделить территорию кладбища на функциональные зоны; осуществить планировку и благоустройство территории кладбища (организовать хозяйственно-питьевое водоснабжение, установить общественный туалет выгребного типа); принять меры по ограждению территории муниципального общественного кладбища по периметру; установить информационный стенд со схемой кладбища и обозначением секторов, дорожек, исторических и мест общего пользования; обеспечить регистрацию и нумерацию мест захоронений; установить урны для сбора мусора на территории кладбищ, огороженную площадку для мусоросборников с твердым покрытием и подъездами к нему, ликвидировать имеющиеся скопления и несанкционированные свалки мусора, удалить аварийные деревья на территории кладбища и на примыкающей к нему территории; обеспечить постоянное содержание территории общественного кладбища в соответствии с требованиями Федерального закона «О погребении и похоронном деле».

Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Клинцовского районного отдела судебных приставов УФССП России по Брянской области от 06 июня 2019 года с Клинцовской городской администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. в связи с неисполнением исполнительного документа в установленный срок.

Согласно акту совершения исполнительных действий от 06 июня 2019 года, составленному судебным приставом-исполнителем Клинцовского РОСП УФССП России по Брянской области ФИО1 в рамках указанного исполнительного производства, при выходе на территорию общественного кладбища в районе дома 21 по ул.2-ая Парковая в гор.Клинцы Брянской области установлено, что требования исполнительного листа не выполнены.

Аналогичный акт составлен судебным приставом-исполнителем Клинцовского РОСП УФССП России по Брянской области 18 июля 2019 года.

02 августа 2019 года судебным приставом-исполнителем в адрес главы Клинцовской городской администрации Брянской области направлено требование в срок до 15 августа 2019 года выполнить требования исполнительного документа, о чем сообщить судебному приставу-исполнителю.

15 августа 2019 года главой Клинцовской городской администрации Морозовым А.И. в адрес начальника Клинцовского РОСП УФССП России по Брянской области направлена информация по исполнительному производству № 16091/19/32016-ИП, из которой следует, что распоряжением Клинцовской городской администрации от 14 августа 2019 года утвержден перечень мероприятий, направленных на соблюдение требований о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в отношении общественного кладбища, расположенного на земельном участке (кадастровый номер 32:30:0010503:1) в районе дома № 21 по ул.2-ая Парковая гор.Клинцы Брянской области.

Отделу архитектуры, градостроительства и землеустройства городской администрации в срок до 01 сентября 2019 года поручено разработать схему территории общественного кладбища, расположенного на земельном участке (кадастровый номер 32:30:0010503:1) в районе дома № 21 по ул.2-ая Парковая гор.Клинцы Брянской области, с разделением на функциональные зоны.

Отделу жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, строительства и тарифно-ценовой политики городской администрации в срок до 20 сентября 2019 года поручено подготовить смету в отношении общественного кладбища, расположенного на земельном участке (кадастровый номер 32:30:0010503:1) в районе дома № 21 по ул.2-ая Парковая гор.Клинцы Брянской области на выполнение работ по планировке и благоустройству территории кладбища (организации хозяйственно-питьевого водоснабжения, установке общественного туалета выгребного типа), по ограждению территории муниципального общественного кладбища по периметру, по установке информационного стенда со схемой кладбища и обозначением секторов, дорожек, исторических и мест общего пользования, по установке урн для сбора мусора на территории кладбища, огороженной площадки для мусоросборников с твердым покрытием и подъездами к нему; подготовив для финансового управления городской администрации расчет-обоснование потребности на выполнение вышеуказанных работ; а также провести работу, направленную на ликвидацию имеющихся скоплений и несанкционированных свалок мусора, удаление аварийных деревьев на территории кладбища.

МУП «Торговые ряды» в срок до 01 октября 2019 года поручено обеспечить регистрацию и нумерацию мест захоронения на территории общественного кладбища, расположенного на земельном участке (кадастровый номер 32:30:0010503:1) в районе дома № 21 по ул.2-ая Парковая гор.Клинцы Брянской области.

При этом указано, что, учитывая тяжелое финансовое положение муниципального образования «городской округ «город Клинцы Брянской области» реализовать данные мероприятия в короткий срок не представилось возможным.

Также из представленной информации следует, что между Клинцовской городской администрацией и ФИО2. 06 мая 2019 года заключен муниципальный контракт № 01272000002190018210001 «Содержание мест захоронения (кладбищ) на территории городского округа «город Клинцы Брянской области», в том числе по адресу: ул.2-ая Парковая.

Постановлением и.о. начальника Клинцовского РОСП УФССП России по Брянской области ФИО3 от 16 августа 2019 года по делу об административном правонарушении Клинцовская городская администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 руб.

03 сентября 2019 года в адрес главы Клинцовской городской администрации судебным приставом-исполнителем направлено требование о выполнении требований исполнительного документа в срок до 06 сентября 2019 года, а также вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности по статье 315 УК РФ за неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта.

Постановлением дознавателя Клинцовского РО УФССП по Брянской области от 23 сентября 2019 года в возбуждении уголовного дела отказано за отсутствием состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 315 УК РФ.

16 сентября 2019 года и 20 сентября 2019 года в Клинцовский РОСП УФССП России по Брянской области поступили уведомления от главы Клинцовской городской администрации о невозможности выполнить требование от 03 сентября 2019 года в установленный срок, т.к. данное требование поступило в администрацию 11 сентября 2019 года, а также представлен акт обследования территории кладбища в районе дома № 21 по ул.2-ая Парковая гор.Клинцы от 17 сентября 2019 года, из которого следует, что сотрудниками Клинцовской городской администрации в ходе визуального осмотра территории вокруг кладбища установлено: трава выкошена; поваленных деревьев не обнаружено; имеется контейнерная площадка с контейнером для сбора мусора; мусора на территории нет.

В дальнейшем Клинцовской городской администрацией в адрес начальника Клинцовского РОСП УФССП России по Брянской области неоднократно направлялась дополнительная информация по исполнительному производству № 16091/19/32016-ИП:

- 08 октября 2019 года о подготовке сметного расчета мероприятий, направленных на соблюдение требований о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в отношении общественного кладбища, расположенного на земельном участке ( кадастровый номер 32:30:0010503:1) в районе дома № 21 по ул.2-ая Парковая гор.Клинцы Брянской области, а именно: на устройство ограждения из декоративных бетонных панелей, устройство пешеходной дорожки из тротуарной плитки, проведение водоснабжения с установкой водоразборной колонки, устройство контейнерной площадки для сбора мусора, установки информационного стенда, установки общественного туалета; а также о рассмотрении при формировании бюджета муниципального образования «городской округ «город Клинцы Брянской области» вопроса о выделении финансовых средств на вышеуказанный комплекс мероприятий;

- 11 октября 2019 года информация о том, что МУП «Торговые ряды» обеспечена регистрация и нумерация мест захоронения на территории общественного кладбища, расположенного по указанному выше адресу;

- 24 января 2020 года о проведении отделом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, строительства и тарифно-ценовой политики городской администрации комплекса мероприятий, направленных на выполнение работ по планировке и благоустройству территории кладбища, а именно: установке общественного туалета выгребного типа. При этом указано, что учитывая дефицит бюджета муниципального образования – городской округ «город Клинцы Брянской области», недостатка финансовых средств на непосредственное исполнение полномочий, закрепленных действующим законодательством, исполнить решение суда в полном объеме не представляется возможным. Распоряжение городской администрации от 14 августа 2019 года, которым утвержден перечень мероприятий, направленных на соблюдение требований о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в отношении общественного кладбища, расположенного на земельном участке (кадастровый номер 32:30:0010503:1) в районе дома № 21 по ул.2-ая Парковая гор.Клинцы Брянской области, выполняется поэтапно;

- 03 февраля 2020 год представлена выписка из приложения 7 «Ведомственная структура расходов бюджета городского округа город Клинцы Брянской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» к решению Клинцовского городского Совета народных депутатов от 29 января 2020 года № 7-67 « О внесении изменений и дополнений в решение Клинцовского городского Совета народных депутатов «О бюджета городского округа город Клинцы Брянской области на 2020 год и на плановый период 2021-2022 годов» от 11 декабря 2019 года № 7-49, где имеется указание на вид расходов - организация и содержание мест захоронения (кладбищ);

- 16 апреля 2020 года направлена копия договора от 14 апреля 2020 года, заключенного между Клинцовской городской администрацией и ФИО4, предмет договора: работы по благоустройству зоны кладбища, расположенного в районе дома № 21 по ул.2-ая Парковая в гор.Клинцы Брянской области (организация хозяйственно-питьевого водоснабжения, установка общественного туалета выгребного типа, работы по ограждению площадки ТКО);

- 02 июня 2020 года направлена копия акта о приемке выполненных работ по договору от 14 апреля 2020 года, заключенному между Клинцовской городской администрацией и ФИО4 предмет договора: работы по благоустройству зоны кладбища, расположенного в районе дома № 21 по ул.2-ая Парковая в гор.Клинцы Брянской области (организация хозяйственно-питьевого водоснабжения, установка общественного туалета выгребного типа, работы по ограждению площадки ТКО) и указано, что в настоящее время проводятся работы по определению сметной стоимости в ценах 2020 года на остальные виды работ (согласно решению Клинцовского городского суда Брянской области от 22 ноября 2017 года № 2а-1549/2017) – по ограждению территории муниципального общественного кладбища по периметру; по установке информационного стенда со схемой кладбища и обозначением секторов, дорожек, исторических и мест общего пользования.

На момент обращения Черняка Б.К. с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок указанное исполнительное производство № 16091/19/32016 от 04 апреля 2019 года не окончено и не прекращено.

Как установлено судом, на момент обращения административного истца в суд с настоящим административным иском, несмотря на представленную Клинцовской городской администрацией указанную выше информацию в рамках исполнительного производства, решение Клинцовского городского суда Брянской области от 22 ноября 2017 года фактически исполнено не было: территория кладбища на функциональные зоны не разделена, планировка и благоустройство территории кладбища в части организации хозяйственно-питьевого водоснабжения не осуществлены, территория муниципального общественного кладбища по периметру не огорожена, информационный стенд со схемой кладбища и обозначением секторов, дорожек, исторических и мест общего пользования не установлен, регистрация и нумерация мест захоронений не обеспечена, урны для сбора мусора на территории кладбища не установлены, скопления и несанкционированные свалки мусора не ликвидированы, аварийные деревья на территории кладбища и примыкающей к нему территории не удалены.

Указанные обстоятельства не оспаривались в ходе рассмотрения административного дела представителями административного ответчика Клинцовской городской администрации, при этом, как следует из представленных возражений административного ответчика, реализовать мероприятия, указанные в решении Клинцовского городского суда от 22 ноября 2017 года, в короткий срок не представилось возможным в связи с тяжелым финансовым положением муниципального образования «городской округ «город Клинцы Брянской области».

Однако, указанные обстоятельства, связанные с невозможностью исполнения судебного акта в установленные законом сроки, не могут быть отнесены к числу чрезвычайных и непредотвратимых, поскольку право истца на надлежащее и своевременное исполнение вступившего в законную силу решения суда не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия финансирования, а также от наличия или отсутствия вины государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, в связи с чем доводы административного ответчика в данной части являются несостоятельными, поскольку не подтверждают наличие непреодолимых препятствий для исполнения решения суда.

Все представленные административным ответчиком доказательства исполнения решения суда в рамках исполнительного производства сводятся только к принятию решений распорядительного характера, которые не свидетельствуют о мерах, направленных на фактическое исполнение решения суда, в то время как продолжительность исполнения судебного акта к моменту обращения административного истца с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок ( 25 мая 2020 года) составила 1 год 5 месяцев 21 день, из которых 4 месяца - срок установленный судом для исполнения судебного решения и 1 год 1 месяц 21 день - период неисполнения решения суда с момента возбуждения исполнительного производства 04 апреля 2019 года.

Согласно представленным актам совершения исполнительных действий от 25 сентября 2020 года и от 28 октября 2020 года в период рассмотрения настоящего административного дела Клинцовской городской администрацией требования исполнительного документа частично исполнены: хозяйственно-питьевое водоснабжение подключено, установлены общественный туалет выгребного типа, информационный стенд со схемой кладбища, мусоросборник с твердым покрытием, ликвидированы имеющиеся скопления и несанкционированные свалки мусора, удалены аварийные деревья на территории кладбища и примыкающей к нему территории.

В остальной части требования исполнительного документа не исполнены: территория кладбища на функциональные зоны не разделена, ограждение территории кладбища по периметру отсутствует, урны для сбора мусора на территории кладбища не установлены.

Кроме того, как установлено в ходе рассмотрения административного дела, учет захоронений произведен в журнале учета и регистрации мест захоронения кладбища, расположенного по адресу:Брянская область, гор.Клинцы, в районе дома 21 по ул.2-я Парковая, только по состоянию на 2019 год, учет захоронений 2020 года не произведен.

На основании изложенного, на момент разрешения по существу настоящего административного дела, срок неисполнения решения Клинцовского городского суда от 22 ноября 2017 года с момента возбуждения исполнительного производства 04 апреля 2019 года составляет: с учетом частичного исполнения решения суда 25 сентября 2020 года и 28 октября 2020 года соответственно 1 год 5 месяцев 21 день и 1 год 6 месяцев 24 дня, в остальной части (в части неисполнения) - 1 год 7 месяцев 14 дней.

Проанализировав материалы исполнительного производства № 16091/19/32016-ИП от 04 апреля 2019 года, суд находит, что действия Клинцовской городской администрации по исполнению решения Клинцовского городского суда от 22 ноября 2017 года нельзя признать эффективными, а меры, принимаемые в целях своевременного исполнения судебного акта, достаточными.

В ходе рассмотрения административного дела обстоятельств, указывающих на то, что нарушение разумного срока исполнения судебного решения имело место по причинам, зависящим от административного истца, не установлено. Доказательств, подтверждающих совершение административным ответчиком надлежащих действий, направленных на своевременное исполнение судебного решения, до обращения административного истца с иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного решения в разумный срок, а также наличие уважительных причин для его неисполнения и невозможности исполнения, не представлено. Также суду не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что Черняк Б.Г. в ходе осуществления исполнительных действий злоупотреблял своими правами и затягивал исполнение решения суда.

О несвоевременном исполнении указанного решения суда свидетельствуют обращения Черняка Б.Г. с соответствующими заявлениями в Правительство Брянской области, Клинцовский районный отдел судебных приставов УФССП России Брянской области, в прокуратуру гор.Клинцы, а также в Управление Федеральной службы судебных приставов по Брянской области. При этом доводы заявителя о неисполнении Клинцовской городской администрацией решения Клинцовского городского суда Брянской области от 22 ноября 2017 года и непринятии своевременных мер, направленных на организацию работ по содержанию общественных кладбищ, нашли свое подтверждение, о чем свидетельствуют ответы на его обращения от 12 сентября 2019 года (том 1 л.д. 25-26, 27-29), от 07 мая 2020 года ( том 2 л.д.85-86, 91-92).

Таким образом, с учетом требований части 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, указанных выше разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11, оценив достаточность и эффективность действий Клинцовской городской администрации, направленных на своевременное исполнение судебного акта, суд приходит к выводу о том, что право административного истца Черняка Б.Г. на исполнение судебного решения в разумный срок было нарушено, доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, административным ответчиком не представлено.

Определяя размер компенсации, подлежащей взысканию в пользу административного истца, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о компенсации размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

В силу разъяснений, изложенных в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.

При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона о компенсации).

При определении размера компенсации, подлежащей присуждению в пользу Черняка Б.Г. с учетом указанных требований закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, учитывая значение для заявителя вопроса, с которым он обратился в суд, установленные обстоятельства настоящего дела, принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований административного истца и полагает необходимым присудить в его пользу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 40 000 руб.

Согласно пункту 3 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта по иску к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляет соответствующий финансовый орган.

В силу разъяснений, изложенных в подпункте «а» пункта 36 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 « О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», под органом, организацией или должностным лицом, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения, в целях применения части 5 статьи 253 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации понимаются: по искам к публично-правовому образованию о взыскании денежных средств за счет средств казны соответствующего публично-правового образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации), о присуждении компенсации за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок - Минфин России, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований.

Таким образом, учитывая, что исполнение решения Клинцовского городского суда от 22 ноября 2017 года возлагалось на Клинцовскую городскую администрацию Брянской области, в силу вышеприведенных требований закона решение суда о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в данном случае подлежит исполнению финансовым управлением Клинцовской городской администрации за счет средств бюджета муниципального образования городского округа «город Клинцы Брянской области».

Согласно части 1 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного искового заявления о присуждении компенсации суд принимает решение, которое должно соответствовать установленным главой 15 настоящего Кодекса требованиям и дополнительно к требованиям, предусмотренным статьей 180 настоящего Кодекса, и содержать, в том числе, указание на распределение судебных расходов.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу требований части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Как следует из материалов дела, при подаче в суд административного искового заявления по данному делу Черняком Б.Г. была оплачена государственная пошлина в размере 300 руб.(чек от 25 мая 2020 года).

В соответствии с указанными выше положениями статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность по возмещению административному истцу судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины, взыскав в пользу Черняка Б.Г. 300 руб.

В силу требований части 4 статьи 4 Закона о компенсации и части 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 259-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Черняка Бориса Григорьевича о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.

Присудить Черняку Борису Григорьевичу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.

Взыскать с Клинцовской городской администрации в пользу Черняка Бориса Григорьевича расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Взысканные средства подлежат перечислению на банковский счет Черняка Бориса Григорьевича:

Счет получателя

Банк получателя – <данные изъяты>

ИНН банка получателя <данные изъяты>

БИК банка получателя <данные изъяты>

к/сч банка получателя 30

код подразделения банка по месту ведения счета <данные изъяты>

адрес подразделения банка по месту ведения счета: <адрес>

В остальной части в удовлетворении административных исковых требований Черняка Б.Г. отказать.

Решение суда в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А.Богородская