ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1057/2022 от 09.01.2023 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД Номер изъят

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 октября 2023 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Поповой А.Ю., с участием представителей административного истца заместителя Прокурора Иркутской области Б.В.В. - старшего прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области К.О.А., прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области Е.А.В., представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области Л.Т.Г., действующей на основании доверенности от 9 января 2023 г., представителя заинтересованного лица Службы по тарифам Иркутской области П.А.В., действующей на основании доверенности от 14 ноября 2022 г. Номер изъят, представителя заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «РТ-НЭО Иркутск» Ч.А.В., действующего на основании доверенности от 9 января 2023 г. Номер изъят,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-44/2023 по административному исковому заявлению заместителя Прокурора Иркутской области Б.В.В. в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании недействующим со дня принятия приказа Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 7 декабря 2021 г. № 77-мпр «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр»,

У С Т А Н О В И Л :

в обосновании уточненного административного искового заявления прокурор указывает, что приказом Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области (далее – Министерство) от 29.12.2017 № 43-мпр утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Иркутской области.

В соответствии с государственный контрактом от 17.05.2021, заключенным Министерством и ООО «Управляющая компания «Сиб-Транс-Петройл» был подготовлен проект корректировки Территориальной схемы обращения с отходами в Иркутской области и ее электронной модели, утвержденной Приказом Министерства от 29.12.2017 № 43-мпр.

Приказом Министерства от 07.12.2021 № 77-мпр «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 года № 43-мпр» (далее – Приказ № 77-мпр) Территориальная схема обращения с отходами в Иркутской области, утвержденная приказом Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29.12.2017 № 43-мпр (далее - Территориальная схема), изложена в новой редакции в соответствии и с проектом указанной выше корректировки.

Приказ официально опубликован в сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области» (ogirk.ru) 08.12.2021, а также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 14.12.2021.

Проведенной Прокуратурой Иркутской области проверкой установлено несоответствие Приказа № 77-мпр требованиям федерального законодательства, в частности, в нарушение положений статей 1, 12, 13.3,13.4, 24.6, 24.8, 24.13, 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130, Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы России от 21.11.2016 № 1638/16.

Административный истец просит суд признать Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 07.12.2021 № 77-мпр «О внесении изменений в приказ министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 года № 43-мпр» не действующим в части раздела 1 «Нахождение источников образования отходов», раздела 2 «Количество образующихся отходов», раздела 3 «Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов», раздела 4 «Места накопления отходов в Иркутской области», раздела 5 «Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов», раздела 7 «Схема потоков отходов в Иркутской области», раздела 8 «Картографический материал», раздела 12 «Сведения о зонах деятельности региональных операторов», раздела 13 «Описание электронной модели территориальной схемы обращения с отходами» с момента его принятия.

В судебном заседании представители административного истца заместителя Прокурора Иркутской области Б.В.В. - старший прокурор отдела Прокуратуры Иркутской области К.О.А., прокурор отдела Прокуратуры Иркутской области Е.А.В. поддержали уточненные административные исковые требования, просили удовлетворить административные исковые требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области Л.Т.Г., в судебном заседании поддержала доводы отзыва на административное исковое заявление, просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ООО «РТ-НЭО Иркутск» - Ч.А.В., просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Службы по тарифам Иркутской <адрес изъят>П.А.В. поддержала доводы письменных возражений на административное исковое заявление, полагала, что административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Заинтересованное лицо ООО «Управляющая компания «Сиб-Транс-Петроил», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, в ранее представленном суду отзыве указало, что не усматривает оснований для удовлетворения административных исковых требований заместителя Прокурора Иркутской области.

Заинтересованные лица ООО «Региональный оператор», ООО «ИТК», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили, письменные отзывы на административное исковое заявление не представили.

Суд, выслушав мнение лиц, явившихся в судебное заседание, полагавших возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, учитывая, что сведения о дате и времени судебного заседания размещены на сайте Иркутского областного суда, а также имеются доказательства надлежащего извещения ООО «Управляющая компания «Сиб-Транс-Петроил», ООО «Региональный оператор», ООО «ИТК» о месте и времени настоящего судебного заседания, руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.

Изучив материалы административного дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных административных исковых требований Прокурора Иркутской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц в полном объеме по приведенным ниже основаниям.

В силу ч. 3 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правого акта не действующим полностью или в части.

Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита, в том числе охраняемых законом интересов общества или государства.

В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», он вправе оспорить в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты, а также акты, обладающие нормативными свойствами, в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ. Прокурор имеет право на обращение с административным иском о признании не действующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых, в частности, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами (п. 2 ст. 1, п. 3 ст. 22, ст. 23 и 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 39, ч. 3 ст. 208 КАС РФ).

В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 02.07.2021, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Статьей 6 указанного выше Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.

Как предусмотрено п. 1 ст. 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 2 ст. 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.

Федеральным законом от 26.07.2019 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» установлено, что до принятия федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), территориальные схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденные субъектами Российской Федерации до 25.09.2019, применяются, корректируются в порядке, установленном до этой даты.

Судом установлено, что оспариваемый Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 07.12.2021 № 77-мпр «О внесении изменений в приказ министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 года № 43-мпр» (далее - Приказ Минприроды от 07.12.2021 № 77-мпр, является нормативным правовым актом, так как обладает признаками нормативных правовых актов.

Проверяя соблюдение порядка принятия оспариваемого нормативного правого акта суд установил, что согласно п. 1 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденном постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 № 392/171-пп (в ред. от 07.09.2021, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) (далее – Положение о министерстве) Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в области охраны окружающей среды, недропользования, водных отношений, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.

Подпунктами 10 (1), 10 (2), 10 (10), 10 (11) п. 7 Положения о министерстве Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет: разработку и утверждение территориальной схемы обращения с отходами (пп. 10 (1)); установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору) (п.10 (2)); ведение перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации (пп.10 (10)); принятие решения о включении (исключении) объектов размещения твердых коммунальных отходов в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов (пп. 10 (11)).

В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области от 12.01.2010 № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» (далее - Закон Иркутской области № 1-оз) под правовым актом Иркутской области понимается официальный письменный документ, обязательный на территории Иркутской области и направленный на установление, изменение или отмену общеобязательных норм (нормативный правовой акт), или официальный письменный документ индивидуального правового регулирования (ненормативный правовой акт), принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом области в пределах полномочий либо принятый на референдуме Иркутской области.

Согласно ст. 13 Закона Иркутской области № 1-оз нормативные правовые акты министерств и иных исполнительных органов государственной власти Иркутской области издаются в форме приказов, акты индивидуального правового регулирования (ненормативные правовые акты) - в форме распоряжений. Приказы и распоряжения министерства, иного исполнительного органа государственной власти Иркутской области издаются его руководителем путем их подписания и должны содержать указание на правовые акты, на основании и во исполнение которых издается соответствующий правовой акт.

Правовые акты иных правотворческих органов Иркутской области и их должностных лиц вступают в силу с момента их принятия (издания), если в самих правовых актах не указан иной срок. Вступивший в силу подзаконный правовой акт области, принятый в пределах полномочий соответствующего правотворческого органа Иркутской области, обязателен на территории Иркутской области.

В соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона Иркутской области нормативные правовые акты, принимаемые (издаваемые) Законодательным Собранием Иркутской области, Губернатором Иркутской области, Правительством Иркутской области, министерствами и иными исполнительными органами государственной власти области, иными государственными органами и должностными лицами области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию.

Согласно ч. 2 и 2 (1) ст. 54 Закона Иркутской области № 1-оз официальное опубликование правового акта Иркутской области осуществляется для всеобщего сведения Посредством помещения текста правового акта области, полностью совпадающего с официально принятым, включая все приложения, с указанием всех его реквизитов в печатном средстве массовой информации и сетевом издании, учрежденных органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации, а также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в течение десяти дней со дня их издания.

Территориальная схема обращения с отходами должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта Российской Федерации для всеобщего и бесплатного доступа (п. 6 ст. 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 № 392/171-пп на территории Иркутской области данными полномочиями наделено Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, Приказом которого от 29.12.2017 № 43-мпр, утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Иркутской области.

Судом установлено, что в соответствии с государственный контрактом от 17.05.2021, заключенным Министерством и ООО «Управляющая компания «Сиб-Транс-Петройл» был подготовлен проект корректировки Территориальной схемы обращения с отходами в Иркутской области и ее электронной модели, утвержденной Приказом Министерства от 29.12.2017 № 43-мпр.

Приказом Министерства от 07.12.2021 № 77-мпр «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 года № 43-мпр» Территориальная схема обращения с отходами в Иркутской области, утвержденная приказом Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29.12.2017 № 43-мпр, изложена в новой редакции в соответствии с проектом указанной выше корректировки.

Приказ подписан министром природных ресурсов и экологии и экологии Иркутской области Т.С.М., назначенной на должность Указом Губернатора Иркутской области от 19.09.2020 № 86-угк.

Оспариваемый Приказ № 77-мпр официально опубликован в сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области» (ogirk.ru) 08.12.2021, а также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 14.12.2021.

Проверив соблюдение порядка принятия и опубликования Приказа № 77-мпр суд приходит к выводу о том, что данный приказ принят в соответствии с полномочиями Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области в сфере обращения с ТКО на территории Иркутской области, он подписан надлежащим должностным лицом, форма, этого нормативного, порядок опубликования соблюдены.

Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правого акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд установил следующее.

По смыслу статей 1, 13.3, 24.6, 24.8, 24.13, 29.1 Федерального закона № 89-ФЗ Территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами является базовым нормативным правовым актом, на основе которого осуществляется стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в результате потребления товаров (продукции), осуществляется деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, разрабатываются и проводятся конкретные мероприятия по реконструкции и модернизации и строительству объектов размещения, захоронения, хранения, обезвреживания отходов и иных объектов, необходимых в области обращения с отходами, создаются места накопления твердых коммунальных отходов, разрабатываются мероприятия по предотвращению, снижению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Требования к Территориальным схемам в области обращения с отходами установлены в ст. 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ, а также в Правилах разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130 (далее - Правила № 1130).

Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ, Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.

Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя: данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации); данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов; данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам); данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации; данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов; данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов; оценку объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов; прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, рассчитанные в соответствии с требованиями к составу и содержанию территориальных схем; сведения о зонах деятельности регионального оператора; электронную модель территориальной схемы обращения с отходами (п. 3 ст. 13.3).

Порядок разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами и порядок разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию указанных схем устанавливаются Правительством Российской Федерации. Проект территориальной схемы обращения с отходами направляется на рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти, российскому экологическому оператору и на общественное обсуждение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти и российский экологический оператор рассматривают территориальную схему обращения с отходами на предмет соответствия проекта территориальной схемы обращения с отходами требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на предмет экономической обоснованности решений о размещении и технических характеристиках объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, а также рассматривают схему потоков отходов на предмет достоверности информации, содержащейся в проекте территориальной схемы обращения с отходами. Российский экологический оператор проводит экспертизу проекта территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с учетом позиции федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности в отношении обращения с отходами I и II классов опасности, и при необходимости представляет рекомендации по корректировке проекта территориальной схемы обращения с отходами. Рассмотрение разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, российским экологическим оператором, федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности или между субъектами Российской Федерации при разработке и корректировке территориальных схем обращения с отходами, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При разработке и корректировке федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами российский экологический оператор вправе представить субъекту Российской Федерации рекомендации по корректировке территориальной схемы обращения с отходами (п. 5 ст. 13.3).

Согласно п. 6 Правила № 1130 Раздел «Нахождение источников образования отходов» Территориальной схемы в области обращения с отходами должен содержать: а) наименования источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации; б) сведения о почтовом адресе и (или) географических координатах источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации).

В нарушение указанного выше требования оспариваемая Территориальная схема не содержит полного перечня источников образования отходов, так как не указаны объекты жилого фонда, производственные объекты, административные здания, используемые органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Суд приходит к выводу о том, что следует признать недействующим также Раздел 2 оспариваемой Территориальной схемы «Количество образующихся отходов», который содержит оценку объемов твердых коммунальных отходов от населения, Расчет объемов коммунальных отходов от населения которых проведен административным ответчиком, в том числе на основании приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 № 58-28-мпр «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области», который вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Бурятия от 25.12.2020 по административному делу Номер изъят, а также решением Иркутского областного суда от 17.07.2023 по административному делу Номер изъят приказ признан недействующим в части.

Следовательно, в разделе 2 Территориальной схемы, вопреки требованиям законодательства, содержатся расчеты, проведенные на основании недействующих правовых актов.

Не соответствует требованиями п. 8 Правил № 1130 Раздел 3 «Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов» оспариваемой Территориальной схемы, так как в нем отсутствуют данные о доле обезвреженных и утилизированных отходов в общем количестве образованных отходов I - V классов опасности (процентов), а также о доле обезвреженных твердых коммунальных отходов в общем количестве образованных твердых коммунальных отходов (процентов).

Судом установлено, что в нарушение п. 9 Правил № 1130 Раздел 4 «Места накопления отходов» оспариваемой Территориальной схемы не содержит данных о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и реестрами мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В нарушение п. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ Раздел 4 «Места накопления отходов в Иркутской области» оспариваемой Территориальной схемы не содержит полной и достоверной информации о местах накопления отходов, так в частности, в ней не отражены сведения о контейнерных площадках на территории: Нижнеудинского муниципального образования: <адрес изъят> (включена постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26.06.2023 № 841); <адрес изъят>, в районе дома блокированной застройки Номер изъят (включена постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 31.07.2023 № 975).

Не соответствует действительности указанный в оспариваемой Территориальной схеме адрес контейнерной площадки на территории Жигаловского района, поскольку ее адрес указан, как <адрес изъят>.

В указанной выше части Раздел 4 «Места накопления отходов в Иркутской области» оспариваемой Территориальной схемы следует признать недействующим.

Суд не усматривает оснований для признания недействующим в полном объеме Раздела 4 «Места накопления отходов в Иркутской области» оспариваемой Территориальной схемы, поскольку суду не представлено достаточных доказательств недостоверности включения в эту схему иных мест накопления отходов в разрезе каждого населенного пункта на территории Иркутской области, включенного в государственный реестр объектов размещения отходов.

Пунктом 10 Правил № 1130 предусмотрено, что Раздел 5 «Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов» Территориальной схемы должен содержать:

а) наименования расположенных на территории субъекта Российской Федерации объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;

б) сведения о почтовом адресе и (или) географические координаты местонахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации);

в) данные о количестве отходов (суммарно и с разбивкой по видам и классам опасности отходов), принимаемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, а также данные о количестве обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещенных отходов;

г) сведения из проектной документации объектов обработки, утилизации, обезвреживания и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов:

- о производственной мощности (тонн/единиц в год, суммарно по видам отходов), применяемых технологических решениях и об оборудовании объектов обработки, утилизации, обезвреживания и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;

- о проектной мощности объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;

д) сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, согласованной в установленном порядке санитарно-защитной зоне, лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности у эксплуатирующей объект обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов организации, индивидуального предпринимателя, реквизитах документа, содержащего информацию о включении объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов;

е) данные о состоянии объектов, включая информацию о свободной мощности для объектов размещения отходов, оставшемся сроке службы для мусоросжигательных заводов и мощности (фактической и проектной) для сортировочных объектов.

В нарушение п. 10 Правил № 1130 Раздел 5 «Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов» оспариваемой Территориальной схемы не содержит сведений о количестве отходов с разбивкой по видам отходов.

Пунктом 2 ст. 24.8 Федерального закона № 89-ФЗ регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом Территориальной схемы обращения с отходами.

Исходя из чего, при разработке Территориальной схемы обращения с отходами должны учитываться положения законодательства в сфере ценообразования, тарифного регулирования.

В соответствии с пунктом 12 Правил № 1130 раздел «Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов» содержит:

а) графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, указанных в подпункте «а» пункта 10 данных Правил и расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, а также информацию о количестве образующихся и поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов;

б) графическое отображение движения отходов, направляемых в другие субъекты Российской Федерации, от источников образования отходов либо от объектов обработки отходов.

Как предусмотрено п. 2 Правил № 1130 «Схема потоков отходов» - графическое отображение движения отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

Согласно пункту 5 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 (далее - Основы ценообразования) тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6(1) данного документа, с учетом территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 90 Основ ценообразования установлено, что в расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов включаются расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов, предусмотренные схемой потоков твердых коммунальных отходов, содержащейся в территориальной схеме, в том числе от мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, до объектов, используемых для обработки, обезвреживания и размещения твердых коммунальных отходов, включенных в соответствии с п. 8 ст. 29.1 Федерального закона № 89 в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, а также от объектов, используемых для обработки твердых коммунальных отходов, до объектов, используемых для энергетической утилизации твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 3 Основ ценообразования закреплено, что расчет размера необходимой валовой выручки, предельных тарифов на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленных органами регулирования тарифов, долгосрочных параметров регулирования тарифов, дифференциация тарифов осуществляются в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Во исполнение данного положения приказом Федеральной антимонопольной службы России от 21.11.2016 Номер изъят утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Методические указания).

Согласно п. 91 Методических указаний, если иное не предусмотрено соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, индексация собственных расходов регионального оператора производится по приведенным в этом пункте формулам, при этом корректировка расходов на транспортирование отходов осуществляется в соответствии с формулой № 50, в которой используются значения:

, - среднее расстояние транспортирования отходов первого плеча (от источника образования или накопления отходов до объекта по обращению с отходами без осуществления сортировки или перегрузки) соответственно в годах (i+1), i, км, а также

, - среднее расстояние транспортирования отходов второго плеча (от перегрузки или сортировки до объекта, на котором осуществляется обезвреживание, энергетическая утилизация или захоронение отходов) соответственно в годах (i+1), i, км.

Как указано в п. 91 Методических указаний, средние расстояния транспортирования отходов, учитываемые при расчете тарифов в соответствии с формулой № 50 п. 91 данных Методических указаний определяются в соответствии с Территориальной схемой. Корректировка расходов на транспортирование не рассчитывается в случае, если Территориальной схемой не предусмотрено изменений схемы потоков транспортирования отходов на соответствующий год.

Таким образом, из системного анализа вышеуказанных правовых норм следует, что для расчета корректировки расходов на транспортирование отходов в Территориальной схеме обращения с отходами должны быть указаны значения среднего расстояния транспортирования отходов первого плеча (от источника образования или накопления отходов до объекта по обращению с отходами без осуществления сортировки или перегрузки), а также среднего расстояния транспортирования отходов второго плеча (от перегрузки или сортировки до объекта, на котором осуществляется обезвреживание, энергетическая утилизация или захоронение отходов).

В нарушение требований Методических указаний такие значения в оспариваемой Территориальной схеме отсутствуют.

Территориальной схемой были предусмотрены следующие средние плечи транспортирования: в период с 2018 г. по 2019 г. плечо транспортирования ТКО 154,74 км (Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29.12.2017 № 43-мпр (с изм. от 28.09.2018 № 47-мпр); в 2020 г. среднее плечо транспортирования ТКО не определено (Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29.12.2017 № 43-мпр (с изм. от 29.05.2020 № 22-мпр); в 2020 плечо транспортирования ТКО 41 км, в 2021 г. плечо транспортирования ТКО 71 км (Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29.12.2017 № 43-мпр (с изм. от 07.12.2021 № 77-мпр).

Кроме того, Территориальная схема не содержит расчетов среднего расстояния транспортирования отходов первого плеча (данные изъяты) и расчетов среднего расстояния транспортирования отходов второго плеча (данные изъяты), а расчет среднего плеча транспортирования отходов в 2020 году в размере 41 км произведен без учета расстояния транспортирования ТКО внутри населенных пунктов, в отличие от расчета данной величины в размере 71 км, произведенной с учетом расстояния внутри населенных пунктов.

О данном факте свидетельствует расчет «Распределение потоков отходов в зоне деятельности регионального оператора № 2 по состоянию на 2020 год» и Таблица 7.3. «Существующее распределение потоков отходов в зоне деятельности регионального оператора № 2» Раздела 7 Территориальной схемы. Таким образом расчет средних плеч транспортирования отходов в размере 41 км и 71 км произведены в несопоставимых условиях.

В нарушение Методических указаний в Разделе 7 «Схема потоков отходов в Иркутской области» оспариваемой Территориальной схемы закреплены лишь следующие сведения: расстояние от муниципального образования до объекта размещения; среднее плечо транспортирования внутри муниципального образования; плечо транспортирования от источников образования отходов до объекта; средние плечи транспортирования по Зоне 1 (Север) и Зоне 2 (Юг).

Перечисленные значения не позволяют рассчитать корректировку расходов на транспортирование отходов в соответствии с требованиями законодательства, имеющего большую юридическую силу.

Кроме того, в Территориальной схеме отсутствует информация о способе расчета значений средних плеч по Зоне 1 и Зоне 2, что не отвечает принципу правовой определенности нормативных правовых актов и противоречит ч. 2 ст. 4 Закона Иркутской области от 12.01.2010 № 1-оз, в соответствии с которой правовые акты области не должны содержать положения, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положений, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Судом установлено, что в Разделе 7 «Схема потоков отходов в Иркутской области» оспариваемой Территориальной схемы представлено сравнение средних плеч транспортирования отходов в 2020, 2021 гг.

Так, среднее плечо транспортирования по Зоне 1 (Север) увеличилось с 34 км. в 2020 г. до 153 км. в 2021 г., по Зоне 2 (Юг) - с 41 км. в 2020 г. до 71 км. в 2021 г.

Как указано в оспариваемой Территориальной схеме, изменение плеч транспортирования в 2021 г. по сравнению с 2020 г. вызвано корректировкой методологии расчета, а именно: добавлены существующие мусороперегрузочные станции; при наличии в населенном пункте мусороперегрузочных станций расчет плеч транспортирования произведен с применением коэффициента уменьшения второго плеча транспортирования отходов равным 0,8; расчет плеч транспортирования произведен с учетом движения мусоровозов от мест сбора отходов, расположенных внутри населенных пунктов, до мест размещения (захоронения).

Анализируя изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что при сравнении средних плеч транспортирования отходов за 2020, 2021 г.г. расчет производился в несопоставимых условиях, а именно: в 2020 г. не учтено движение мусоровозов от мест сбора отходов, расположенных внутри населенных пунктов, до мест размещения (захоронения), а в 2021 г. такое расстояние учтено, что повлекло некорректное сравнение средних плеч транспортирования отходов.

Судом не приняты доводы административного ответчика о том, что увеличение средних плеч транспортирования отходов произошло, в том числе по причине увеличения количества муниципальных образований, в которых осуществляется сбор твердых коммунальных отходов, а также увеличения числа контейнерных площадок, поскольку указанные обстоятельства не указаны в оспариваемой Территориальной схеме в качестве обоснования увеличения средних плеч транспортирования отходов в 2021 г., кроме того, сравнительный анализ названных показателей по Зоне 2 (Юг) свидетельствует лишь о незначительном их увеличении в 2021 г. в сравнении с 2020 г.

Сравнительный анализ количества населенных пунктов, контейнерных площадок, контейнеров в 2020, 2021 г.г. показал, что: в 2020 году количество населенных пунктов составляло 434, количество контейнерных площадок 15 218,0 шт., количество контейнеров 40 962,0 шт.; в 2021 году количество населенных пунктов составляло 558, количество контейнерных площадок 15 905,0 шт., количество контейнеров 44 001,0 шт.

Таким образом, в 2021 г. по сравнению с 2020 г. увеличилось: количество обслуживаемых населенных пунктов на 28,6 %; контейнерных площадок на 4,5 %; контейнеров на 7,4 %, в то время как среднее плечо транспортирования отходов увеличилось на 73,2 %, что также подтверждает некорректное сравнение в оспариваемой Территориальной схеме средних плеч транспортирования отходов.

В соответствии со ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем, в оспариваемой Территориальной схеме при расчете среднего плеча по Зоне 2 (Юг) необоснованно учтено расстояние внутри муниципальных образований, где отсутствуют места (площадки) накопления отходов, а также расстояние от этих муниципальных образований до мест размещения отходов.

Так, в приложении 4.3 Раздела 4 «Реестр мест (площадок) накопления ТКО, расположенных в Зоне 2 (Юг) Иркутской области» оспариваемой Территориальной схемы отсутствуют места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории Дальне-Закорского, Знаменского, Лукиновского, Петровского, Тимошинского, Усть-Илгинского, Чиканского муниципальных образований Жигаловского района.

В то же время, в таблице 7.3 Раздела 7 «Существующее распределение потоков отходов в зоне деятельности регионального оператора № 2» оспариваемой Территориальной схемы среднее плечо транспортирования внутри указанных муниципальных образований, а также расстояние от этих муниципальных образований до объекта размещения отходов учтено при расчете среднего плеча по Зоне 2 (Юг).

Принимая во внимание, что региональным оператором деятельность по обращению с отходами на территории перечисленных муниципальных образований не осуществляется, учет названных расстояний способствует необъективному расчету среднего плеча транспортирования отходов по Зоне 2 (Юг), что свидетельствует о противоречии оспариваемой Территориальной схемы статье 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ.

Аналогичные системные нарушения имеют место в оспариваемой Территориальной схеме в отношении территорий Балаганского, Зиминского, Заларинского и иных районов, что свидетельствует о недостоверности Территориальной схемы в этой части.

Также в таблицу 7.3 Раздела 7 «Существующее распределение потоков отходов в зоне деятельности регионального оператора № 2» оспариваемой Территориальной схемы включены объекты, не являющиеся объектами обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов. В частности, по результатам выездных обследований с привлечением специалистов Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Иркутской области установлено, что площадки накопления отходов в Баяндаевском, Жигаловском, Качугском, Куйтунском районах не соответствуют требованиям природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства, данное обстоятельство административным ответчиком не оспаривается.

Как было указано выше, в соответствии с п. 3 ст. 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ территориальная схема должна включать в себя схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

Согласно п. 12 Правил № 1130 Раздел «Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов» должен содержать, в том числе графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, указанных в пп. «а» п. 10 данных Правил и расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, а также информацию о количестве образующихся и поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов.

Пунктами 6 и 7 ст.12 Федерального закона № 89-ФЗ закреплено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В силу п. 8 ст. 29.1 Федерального закона № 89-ФЗ до 01.01.2023 объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - Перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 01.01.2023 и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из анализа приведенных норм законодательства, размещение твердых коммунальных отходов допускается только на объектах, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов либо в Перечень. Следовательно, включение в территориальную схему обращения отходами объектов размещения отходов, не отвечающих требованиям законодательства и не включенных в государственный реестр размещения отходов либо в Перечень не допускается.

Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области утвержден приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29.12.2020 № 74-мпр.

В нарушение приведенных выше положений законодательства таблица 7.3 Раздела 7 «Существующее распределение потоков отходов в зоне деятельности регионального оператора № 2» оспариваемой Территориальной схемы содержит сведения об объектах размещения отходов, не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, и не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов либо в Перечень, в частности: объект размещения ТКО до 01.01.2023, введенный в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющий документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, эксплуатируемый в соответствии и с приказом Минприроды России от 14.05.2019 № 303 - <адрес изъят> кадастровый номер участка для размещения планируемого объекта Номер изъят; объект размещения ТКО до 01.01.2023, введенный в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющий документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, эксплуатируемый в соответствии с приказом Минприроды России от 14.05.2019 № 303а - <адрес изъят>, кадастровый номер земельного участка Номер изъят.

В соответствии с п. 3 ст. 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

Вместе с тем, в таблицу 7.3 Раздела 7 «Существующее распределение потоков отходов в зоне деятельности регионального оператора № 2» оспариваемой Территориальной схемы включены объекты, не являющиеся объектами обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, а именно: <адрес изъят>; Площадка накопления отходов, <адрес изъят> кадастровый номер земельного участка Номер изъят; Перегрузочная станция, Слюдянский район, местность Падь Талая, кадастровые номера земельных участков Номер изъят; Площадка накопления отходов, <адрес изъят>, кадастровый номер (Номер изъят); Площадка накопления отходов, <адрес изъят>, кадастровый номер земельного участка Номер изъят; Площадка накопления отходов, <адрес изъят>.

Как указано в административном исковом заявлении, а также представленных суду материалов, не опровергнутых в судебном заседании, по результатам выездных обследований с привлечением специалистов Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Иркутской области установлено, что площадки накопления отходов в Баяндаевском, Жигаловском, Качугском, Куйтунском районах не соответствуют требованиям природоохранного, санитарно- эпидемиологического законодательства.

Из приобщенных к материалам административного дела заключений специалистов указанных органов следует, что отходы накапливаются навалом на незащищенном почвенном покрове, территория накопления отходов не забетонирована, фактически указанные объекты являются несанкционированными свалками отходов.

Кроме того, в оспариваемой Территориальной схеме не указано расстояние до указанных объектов от мест накопления отходов, что противоречит п. 90(1) Основ ценообразования, согласно которому расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов определяются с учетом расстояния транспортирования твердых коммунальных отходов в соответствии с территориальной схемой.

Кроме того, в Разделе 12 «Сведения о зонах деятельности региональных операторов» оспариваемой Территориальной схемы представлены расчеты объемов образования твердых коммунальных отходов, осуществленные на основании приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 № 58-28-мпр «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области», признанного недействующим в части решением Верховного Суда Республики Бурятия от 25.12.2020 по административному делу Номер изъят, а также решением Иркутского областного суда от 17.07.2023 по административному делу Номер изъят.

Согласно п. 3 ст. 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ Территориальная схема включает в себя данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации).

Пунктом 6 Правил № 1130 закреплено, что раздел «Нахождение источников образования отходов» должен содержать: а) наименования источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации; б) сведения о почтовом адресе и (или) географических координатах источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации).

При этом, согласно п. 2 Правил № 1130 под «источником образования отходов» понимается объект капитального строительства или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых образуются отходы.

Поскольку судом установлено нарушение в части включения в оспариваемую Территориальную схему объектов обращения коммунальных отходов, а также как следствие этого, недостоверное отображение потоков твердых коммунальных отходов Раздел 8 «Картографический материал», а также Раздел 13 «Описание электронной модели территориальной схемы обращения с отходами» оспариваемой Территориальной схемы следует признать недействующими.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 15.07.1999 № 11-П, от 11.11.2003 № 16-П и от 21.01.2010 № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями; напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.

Как разъяснено пункта 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» суд, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Анализируя изложенное выше, оценивая собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований заместителя Прокурора Иркутской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц в полном объеме, так как утвержденная приказом Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 07.12.2021 № 77-мпр «О внесении изменений в приказ министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 года № 43-мпр» Территориальная схема противоречит требованиям федерального законодательства, в частности, статей 1, 12, 13.3,13.4, 24.6, 24.8, 24.13, 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 2, 6, 8, пп. «а» п. 10, 12 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130, Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы России от 21.11.2016 № 1638/16, не удовлетворяет критерию правовой определенности и имеет существенные системные недостатки, приводящие к неоднозначному толкованию приведенных в ней норм.

Реализация, оспариваемой в рамках настоящего административного дела Территориальной схемы с имеющимися в ней недостатками, может оказать негативное влияние на экологическую безопасность на территории Иркутской области в целом, привести к дестабилизации ситуации в регионе в сфере обращения с отходами, в том числе по их сбору, транспортировке, обработке, утилизации и захоронению, а также неправильному тарифному регулированию в этой сфере.

Допущенные при утверждении Территориальной схемы существенные нарушения действующего законодательства свидетельствуют о ее несоответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также о нарушении прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает его недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что в том случае, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Учитывая указанные выше обстоятельства суд, определяя дату, с которой оспариваемый нормативно-правовой акт должны быть признан недействующим, принимает во внимание, что поскольку оспариваемый нормативно-правовой акт до вынесения решения применялся, на его основании были реализованы права граждан и организаций, в том числе производилась оплата региональному оператору за услуги, связанные с обращением с твердыми коммунальными отходами, то основания для признания его недействующим с момента принятия отсутствуют.

С учетом изложенного приказ Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 07.12.2021 № 77-мпр «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр» подлежит признанию не действующим в полном объеме со дня вступления решения суда по настоящему административному делу в законную силу.

Как предусмотрено ч. 4 ст. 216 КАС РФ в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

В связи с признанием судом недействующим приказа Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 07.12.2021 № 77-мпр «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр» выявлена недостаточная правовая урегулированность в вопросе установления Территориальной схемы обращения с отходами в Иркутской области.

Кроме того, вступившим в законную силу решением Иркутского областного суда от 07.02.2022 (УИД Номер изъят) по административному делу Номер изъят по административному исковому заявлению Ж.А.Н. и Иркутской областной общественной организации «Центр социальных проектов и инициатив «ПЛАТФОРМА ДИАЛОГА» к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании недействующим приказа Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Иркутской области» (в первоначальной редакции и в редакциях приказов от 28.09.2018 № 47-мпр, от 29.05.2020 № 22-мпр) административные исковые требования удовлетворены частично.

Суд признал недействующим приказ Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29.12.2017 № 43-мпр «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Иркутской области» (в первоначальной редакции, а также в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 28.09.2018 № 47-мпр) - с 10.07.2019, а Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29.05.2020 № 22-мпр «О внесении изменений в приказ министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 года № 43-мпр» - со дня его принятия, в части использования (применения) при издании этого приказа и приказов, вносящих в него изменения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, определенных в соответствии с положениями Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 08.12.2016 № 168-мпр «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (в редакции приказов Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.12.2018 № 138-мпр, от 07.06.2019 № 58-23-мпр), а также Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 № 58-28-мпр «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области», признанных недействующими вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Бурятия от 25.12.2020 по административному делу Номер изъят (УИД Номер изъят).

Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу о необходимости принятия нормативного правого акта, заменяющего правовое регулирование установленного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 07.12.2021 № 77-мпр «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр», в том числе с учетом ранее принятого Иркутским областным судом решения от 07.02.2022 (УИД Номер изъят) по административному делу Номер изъят.

В связи с чем суд находит правильным возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области обязанности принять нормативный правовой акт, заменяющий правовое регулирование, установленное приказом Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 07.12.2021 № 77-мпр «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр», с учетом трудоемкости приведения Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Иркутской области, в соответствие с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, в двухмесячный срок, исчисляемый со дня вступления решения суда по настоящему административному делу в законную силу.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение или сообщение о принятом Иркутским областным судом решении подлежит публикации в общественно-политической газете «Областная» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 178-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административные исковые требования заместителя Прокурора Иркутской области Б.В.В. в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании недействующим со дня принятия приказа Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 7 декабря 2021 г. № 77-мпр «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр» - удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему административному делу Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 07.12.2021 № 77-мпр «О внесении изменений в приказ министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 года № 43-мпр» в части, а именно: раздел 1 «Нахождение источников образования отходов»; раздел 2 «Количество образующихся отходов», раздел 3 «Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов»; раздела 4 «Места накопления отходов в Иркутской области» в части не отражения сведений о контейнерных площадках на территории: Нижнеудинского муниципального образования: <адрес изъят>, неверного указания адреса контейнерной площадки на территории Жигаловского района, указанного в оспариваемой Территориальной схеме как: <адрес изъят>; раздел 5 «Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов»; раздел 7 «Схема потоков отходов в Иркутской области»; раздел 8 «Картографический материал»; раздел 12 «Сведения о зонах деятельности региональных операторов»; раздел 13 «Описание электронной модели территориальной схемы обращения с отходами».

Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий правовое регулирования, установленное признанным недействующим решением суда по настоящему административному делу приказом Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 7 декабря 2021 г. № 77-мпр «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр», в двухмесячный срок, исчисляемый со дня вступления решения суда по настоящему административному делу в законную силу.

Опубликовать решение Иркутского областного суда по настоящему административному делу в общественно-политической газете «Областная» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Председательствующий А.С. Папуша

Мотивированное решение изготовлено 16 октября 2023 г.