РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3а-105/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Калининградской областной Думы от 16 июня 2016 года № 182 назначены выборы депутатов Калининградской областной Думы шестого созыва на 18 сентября 2016 года. Решениями Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № при проведении выборов депутатов Калининградской областной Думы шестого созыва) от 4 августа 2016 года № и от 5 августа 2016 года № зарегистрированы соответственно М. и ФИО1 кандидатами в депутаты Калининградской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №.ФИО1 обратился в суд 30 августа 2016 года с указанным административным иском, ссылаясь в первоначальном и дополнительном административных исковых заявлениях на то, что кандидат М. фактически начал свою агитационную предвыборную кампанию по выборам депутата Калининградской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № в декабре 2015 года, при этом в период времени с февраля по май 2016 года М., представляясь президентом некоммерческой организации «Ю.», председателем правления которого является супруга М. и деятельность которого финансируется непосредственно за счет личных денежных средств М. и его супруги, незаконно осуществлял предвыборную агитацию, в ходе которой под видом благотворительной помощи вручал учащимся школы №, расположенной в границах одномандатного избирательного округа №, ценные подарки (в частности, телефоны, смартфоны, планшеты) и школьные дневники общей стоимостью не менее <данные изъяты> руб. согласно имеющейся в сети Интернет ценовой информации, что превышает 5% от установленного законом предельного размера избирательного фонда кандидата (п. 3 ст. 66 Уставного закона Калининградской области № 497 от 29 сентября 2010 года «О выборах депутатов Калининградской областной Думы»). Кроме того, согласно публикациям в газете «Б.» М. раздавал ценные подарки и в других школах, расположенных в границах одномандатного избирательного округа № (например, в школах № и №). Также М. обещал поощрения учащихся этих школ ценными подарками и в последующем. Административный истец обращает внимание на то, что за счет ООО «В.», зарегистрированного в Архангельской области, руководителем которого является супруга М., под видом осуществления некоммерческой организация «Ю.» благотворительной помощи производится, в том числе в период избирательной компании, установка детских площадок в границах одномандатного избирательного округа №. Эти обстоятельства, по мнению административного истца, свидетельствуют о наличии оснований к отмене регистрации М., предусмотренных подпунктами «б» и «г» пункта 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представители ФИО2 – ФИО3 и ФИО4 заявленные требования поддержали, изложив в их обоснование аналогичные доводы.
М. и его представители - ФИО5 и ФИО6 просили в административном иске отказать, по существу спора в основном настаивая на том, что вручение учащимся школ, расположенных в границах одномандатного избирательного округа №, ценных подарков и установка детских площадок в пределах этого избирательного округа являются благотворительной деятельностью некоммерческой организации «Ю.», деятельность которого финансируется, в частности, за счет денежных средств спонсоров организации, которые и поставили задачу оказать помощь жителям улиц, включенных в границы одномандатного избирательного округа №, что нашло свое отражение в уставе некоммерческой организации «Ю.», к разработке и принятию которого М. не имеет никакого отношения. Также обращают внимание на то, что приобретение оргтехники и вручение учащимся подарков имели место до начала избирательной компании по выборам депутатов Калининградской областной Думы шестого созыва.
Представитель Калининград-Московской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № при проведении выборов депутатов Калининградской областной Думы шестого созыва) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, каких-либо ходатайств суду не представил.
Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, непосредственно кандидата М., свидетеля Я., заключение прокурора об удовлетворении административного иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании подпункта «б» пункта 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов.
Согласно пункту 1 статьи 58 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.
Пунктом 10 этой же статьи определено, что законом устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата, средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, а также предельные размеры расходования средств избирательных фондов.
Уставным законом Калининградской области № 497 от 29 сентября 2010 года «О выборах депутатов Калининградской областной Думы» предусмотрено, что предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата не может превышать трех миллионов рублей (пункт 3 статьи 66).
Все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам (пункт 11 статьи 58 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года).
В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Уставного закона Калининградской области № 497 от 29 сентября 2010 года «О выборах депутатов Калининградской областной Думы» кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, обязан открыть в этом избирательном округе специальный избирательный счет своего избирательного фонда после уведомления соответствующей избирательной комиссии о своем выдвижении.
Из приведенных норм закона следует, что обязанность по созданию избирательного фонда возникает у кандидата после уведомления избирательной комиссии о его выдвижении, в связи с чем и вопрос о превышении предельного размера расходования средств избирательного фонда либо об использовании кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда может быть поставлен только при установлении соответствующих фактов в период избирательной кампании конкретного кандидата, под которой, в свою очередь, понимается деятельность, направленная на достижение определенного результата на выборах и осуществляемая в период со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов до дня представления итогового финансового отчета кандидатом, избирательным объединением, а также уполномоченными ими лицами (пункт 20 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года).
М. уведомил избирательную комиссию о своем выдвижении кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу 9 июля 2016 года.
Таким образом, ранее этой даты у М. отсутствовала обязанность по созданию собственного избирательного фонда.
Принимая во внимание, что факты вручения М. учащимся школ ценных подарков (на которые ссылается административный истец) имели место в феврале и в мае 2016 года, а стоимость подарков, переданных М. учащимся школ в период избирательной кампании, не установлена, суд находит ошибочными доводы административного истца о наличии основания к отмене регистрации кандидата, предусмотренного подпунктом «б» пункта 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года регистрация кандидата может быть отменена судом в случае установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией.
В силу пункта 2 статьи 56 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года кандидатам, их доверенным лицам, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей, в частности, вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу), предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Для целей Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года под избирательной кампанией понимается деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов (пункт 19 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ).
Избирательная кампания по выборам депутатов Калининградской областной Думы шестого созыва началась 17 июня 2016 года – после официального опубликования постановления Калининградской областной Думы № 182 от 16 июня 2016 года о назначении на 18 сентября 2016 года выборов депутатов Калининградской областной Думы шестого созыва.
Из материалов дела следует, что в декабре 2015 года М. дал интервью, которое опубликовано в выпуске газеты «Б.» от 4-17 декабря 2015 года № (478), в котором М. представился президентом некоммерческой организации «Ю.», рассуждал о необходимости принятия мер к повышению уровня жизни жителей поселка И. г.Калининграда и близлежащих улиц, обещая материальное поощрение наиболее активных жителей района и учащихся школ, расположенных на этой территории.
Постановлением Калининградской областной Думы № от 18 февраля 2016 года утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Калининградской областной Думы.
Территория, о необходимости улучшения уровня жизни населения которого говорил М., практически полностью входит в границы одномандатного избирательного округа №.
7 апреля 2016 года М. подал заявление в Калининградский региональный организационный комитет по проведению предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от партии «С.» кандидата в депутаты Калининградской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №.
22 мая 2016 года избирательным объединением – региональным отделением партии «С.» - принято решение о согласовании кандидатуры иного лица для выдвижения кандидатом в депутаты по данному округу.
В этот же период времени М., продолжая представляться президентом некоммерческой организации «Ю.», осуществлял распространение в школах, расположенных в границах одномандатного избирательного округа №, школьных дневников с символикой «Ю.» и фотоизображением М. на первом листе дневника, описанием его биографии – на последних четырех листах и перечислением ценных подарков, которыми будут награждены отличники школ по итогам учебного года.
В феврале и мае 2016 года М., представляясь президентом названной некоммерческой организации, вручал телефоны, смартфоны и планшеты учащимся школ №, №, №, которые расположены в пределах избирательного округа №, о чем подробная информация была распространена в очередных выпусках газеты «Б.» и в социальных сетях в сети Интернет.
Кроме того, М. неоднократно высказывался в средствах массовой информации о необходимости реализации одной из программ «Ю.» - «Ф.» путем массовой установки на территории, входящей в границы одномандатного избирательного округа №, детских игровых и спортивных площадок, при этом соответствующие сведения и фотоизображения площадок с расположенными в непосредственной близости стендами с символикой «Ю.» также приводились в средствах массовой информации, например, в выпуске газеты «Б.» от 15 апреля 2016 года, в социальной сети «Ч.» в сети Интернет 13 июня 2016 года, в специальном выпуске газеты «Б.” от 16 июня 2016 года с сообщением о намерении дальнейшего размещения новых элементов и спортивных комплексов.
Кроме того, в социальной сети «Ч.» в сети Интернет социальная группа «Ю.» 16 июня 2016 года в 11.49 часов разместила информацию о том, что отличники школы № будут награждены четырьмя мобильными телефонами и иными ценными подарками и для получения призов необходимо обратиться к руводству Фонда.
Также социальная группа «Ю.» в социальной сети «Ч.» разместила 13 июня 2016 года информацию о том, что запущен второй этап благоустройства дворов и детских площадок.
Является очевидным то обстоятельство, что вручение подарков ученикам и продолжение массовой установки игровых площадок имеет место в период избирательной кампании по выборам депутатов Калининградской областной Думы шестого созыва.
Кроме того, согласно представленному М. акту приема-передачи оборудования для детских и спортивных игровых площадок от 9 июня 2016 года некоммерческая организация «Ю.» получила соответствующее оборудование 18 наименований.
Установка оборудования осуществлялась и будет осуществляться в дальнейшем, о чем неоднократно заявлял М. как средствах массовой информации, так и в судебном заседании, ссылаясь при этом на благотворительность подобных акций.
Таким образом, совокупность имеющихся материалов позволяет сделать вывод о том, что М. от имени некоммерческой организации «Ю.» не только до начала избирательной кампании, но и в период избирательной компании осуществляет вручение несовершеннолетним учащимся школ, расположенных в пределах одномандатного избирательного округа №, ценных подарков, а также установку детских и спортивных игровых площадок в пределах этого округа.
То обстоятельство, что подобные действия совершаются от имени некоммерческой организации, не имеет существенного правового значения, поскольку М. позиционирует себя президентом этой организации, в качестве юридического лица некоммерческая организация зарегистрирована 8 июня 2016 года и председателем правления организации является супруга М., в своих интервью в выпусках газеты «Б.» М. отождествляет деятельность Фонда с собой лично и открыто заявляет о том, что финансирование деятельности Фонда осуществляется непосредственно из личных денежных средств М. и его супруги.
Ссылки М. на благотворительность подобных акций суд полагает необоснованными.
Так, из показаний допрошенной в качестве свидетеля директора школы №Я. следует, что при первоначальном обращении к ней в декабре 2015 года М., представился руководителем названного Фонда, сообщил о своем намерении баллотироваться на предстоящих выборах депутатов Калининградской областной Думы по округу № с выдвижением избирательным объединением – партией «С.» и распространять подарки среди учеников школы с последующим, после избрания его депутатом, оказанием помощи образовательному учреждению. В феврале и мае 2016 года М. лично награждал телефонами, смартфонами и планшетами отличников школы, родители которых проживают в границах избирательного округа №. Аналогичным образом происходило награждение отличников и других школ в границах округа №, о чем свидетелю известно со слов директоров иных образовательных учреждений.
Оснований не доверять показаниям свидетеля у суда не имеется, показания даны незаинтересованным в исходе дела лицом и согласуются с иными вышеперечисленными доказательствами.
Кроме того, в Уставе некоммерческой организации «Ю.», которая зарегистрирована за 10 дней до назначения выборов, прямо указано, что целью Фонда является поднятие жизненного уровня и обеспечение социальной защищенности только того населения, которое проживает в границах улиц и в садово-дачных товариществах, перечень которых практически полностью совпадает в описанием границ одномандатного избирательного округа (пункт 2.1 устава).
Утверждения М. о том, что он не имеет никакого отношения к разработке устава данной организации, являются неубедительными, поскольку М. в течение полугода накануне назначения выборов представлялся президентом Фонда, а юридически ее руководителем избрана супруга М.
Также суд принимает во внимание, что в интервью М. в упомянутом средстве массовой информации и в распространенных им школьных дневниках он неоднократно упоминал о том, что он после прохождения военной службы в течение 19 лет за пределами Калининградской области решил вернуться на малую Родину, прошел по памятным местам, в том числе детскому саду, в который он ходил, и решил возродить свою родину.
Однако М. учился в школах №, № и №, которые расположены за пределами одномандатного избирательного округа №.
Причины оказания материальной поддержки ученикам школ, расположенных в пределах избирательного округа №, в которых М. и члены его семьи не проходили обучение, М. не указывает.
Что касается установки детских и спортивных игровых площадок за счет ООО «В.», которое со слов М. активно занимается благотворительной деятельностью и неоднократно в связи с этим награждалось почетными грамотами уполномоченных органов г.Архангельска и Архангельской области, суд учитывает, что единственным учредителем и генеральным директором этой фирмы является супруга М., лично М. до подачи заявления о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу № занимал должность коммерческого директора ООО «В.», названная коммерческая организация с момента ее создания в 2005 году до настоящего времени зарегистрирована в г.Архангельске, причины оказания материальной помощи, именуемой М. благотворительной, жителям одномандатного избирательного округа № в г.Калининграде суду не раскрыты.
Суд также обращает внимание на то, что М., уроженец <данные изъяты>, после прохождения военной службы возвратился в г.Калининград незадолго до назначения выборов, не является лицом, известным населению города Калининграда, однако при этом согласно сообщению избирательной комиссии до настоящего времени не осуществлял выпуск агитационных материалов, что нехарактерно для избирательных кампаний соответствующего уровня.
С учетом фактических обстоятельств дела, давая оценку направленности действий М. по вручению подарков несовершеннолетним, родители которых являются избирателями по одномандатному избирательному округу №, а также по установке детских и спортивных игровых площадок в пределах одномандатного избирательного округа №, суд считает, что эти действия совершены М. в целях достижения положительных результатов на выборах депутата Калининградской областной Думы по одномандатному избирательному округу № в нарушение положений пункта 2 статьи 56 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года, то есть являются подкупом избирателей.
Ссылки М. на то, что законные права и интересы кандидата ФИО1 не нарушены действиями М. по подкупу избирателей, не основаны на законе.
Утверждения административного ответчика о том, что кандидат ФИО1 допустил превышение средств избирательного фонда более чем на 5%, подлежат самостоятельной судебной проверке в рамках дела по административному иску М., поданному 7 сентября 2016 года, об отмене регистрации кандидата ФИО1 и не являются законным оснований для отказа в настоящем административном иске.
При таких обстоятельствах суд удовлетворяет заявленные требования.
Руководствуясь ст.ст. 178-180, 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 удовлетворить.Отменить регистрацию кандидата в депутаты Калининградской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №М.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Калининградский областной суд в течение 5 дней.
Мотивированное решение составлено 9 сентября 2016 года.
Судья Калининградского
областного суда А.А. Струкова