ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 02 февраля 2017 г. № 3а-7/2017
г.Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой М.В.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Ивановой Н.Ю.,
при секретаре Федосеевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим решения Совета Тимановского сельского поселения Бабушкинского муниципального района Вологодской области от 23 апреля 2015 года № 17 «О приостановлении действия решения Совета поселения от 03 сентября 2008 года № 26 «Об утверждении порядка обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы Тимановского сельского поселения»,
установил:
решением Совета Тимановского сельского поселения Бабушкинского муниципального района Вологодской области от 03 сентября 2008 года № 26 утвержден Порядок обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы Тимановского сельского поселения (л.д....).
Решением Совета Тимановского сельского поселения Бабушкинского муниципального района Вологодской области от 23 апреля 2015 года № 17 в связи с ограниченностью бюджета поселения и отсутствием доходных источников бюджета Тимановского сельского поселения приостановлено действие решения Совета Тимановского сельского поселения Бабушкинского муниципального района Вологодской области от 03 сентября 2008 года № 26 «Об утверждении порядка обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы поселения» (л.д....).
Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Совета Тимановского сельского поселения Бабушкинского муниципального района Вологодской области от 23 апреля 2015 года № 17 «О приостановлении действия решения Совета поселения от 03 сентября 2008 года № 26 «Об утверждении порядка обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы Тимановского сельского поселения».
В обоснование исковых требований указала, что в период с <ДАТА> по <ДАТА> замещала выборную должность главы Тимановского сельского поселения Бабушкинского муниципального района Вологодской области. На основании постановления администрации Тимановского сельского поселения Бабушкинского муниципального района Вологодской области от 03 ноября 2009 года № 37 «Об установлении доплаты к пенсии ФИО1» ей установлена и выплачивалась с <ДАТА> ежемесячная доплата к пенсии в размере ... рубля (л.д....).
Согласно постановлению администрации Тимановского сельского поселения Бабушкинского муниципального района от 03 сентября 2010 года №28 «О внесении изменений в постановление администрации поселения от 03 ноября 2009 года №37» доплата к пенсии была установлена в размере ... рублей ... копеек. В связи с принятием оспариваемого решения она лишена права на получение гарантированного дополнительного пенсионного обеспечения. Нормативными правовыми актами Вологодской области и сельского поселения не предусмотрено приостановление выплаты ежемесячной доплаты к пенсии в связи с ограниченностью доходных источников бюджета.
По мнению административного истца, оспариваемое решение не соответствует статье 5 Закона Вологодской области от 26 декабря 2007 года №1728-ОЗ «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области».
Просила суд признать недействующим с момента принятия решение Совета Тимановского сельского поселения Бабушкинского муниципального района Вологодской области от 23 апреля 2015 года № 17 «О приостановлении действия решения Совета поселения от 03 сентября 2008 года № 26 «Об утверждении порядка обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы поселения».
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика администрации Тимановского сельского поселения глава Тимановского сельского поселения Бабушкинского муниципального района Вологодской области ФИО3 исковые требования не признал. Указал, что финансирование выплаты доплаты к пенсии осуществляется за счёт средств местного бюджета. Органы местного самоуправления муниципального образования наделены правом изменять порядок и условия предоставления за счёт средств местного бюджета дополнительного обеспечения к трудовым пенсиям, корректировать правила исчисления размера таких выплат, исходя из имеющихся финансово-экономических возможностей муниципального образования. Поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление (л.д....).
Представитель административного ответчика Совета Тимановского сельского поселения Бабушкинского муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явился. Представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Ивановой Н.Ю., полагавшей исковые требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно частям 2, 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 1 Устава Тимановского сельского поселения Бабушкинского муниципального района Вологодской области, принятого решением Совета Тимановского сельского поселения от 03 августа 2005 года (действовавшего на момент принятия оспариваемого решения) муниципальное образование Тимановское является сельским поселением (л.д....).
В структуру органов местного самоуправления Тимановского сельского поселения входит Совет Тимановского сельского поселения, являющийся представительным органом муниципального образования (статья 17 Устава).
Совет поселения по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами Вологодской области, Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения (статья 18 Устава).
В систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты Совета Тимановского сельского поселения. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Муниципальные правовые акты подлежат опубликованию (обнародованию) в «Официальном вестнике Тимановского сельского поселения» в течение ... дней со дня их подписания.
23 апреля 2015 года Советом Тимановского сельского поселения Бабушкинского муниципального района Вологодской области принято решение № 17 «О приостановлении действия решения Совета Тимановского сельского поселения Бабушкинского муниципального района от 03 сентября 2008 года №26 «Об утверждении порядка обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы Тимановского сельского поселения».
Указанное решение опубликовано в Официальном вестнике Тимановского сельского поселения от <ДАТА>№... (л.д....).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом. Соблюдены форма, в которой Совет Тимановского сельского поселения Бабушкинского муниципального района Вологодской области вправе принимать нормативные правовые акты и порядок их опубликования.
Исходя из разъяснений пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Законодательным Собранием Вологодской области 26 декабря 2007 года принят Закон Вологодской области № 1728-ОЗ «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области» (далее Закон Вологодской области № 1728-ОЗ), гарантирующий лицам, замещавшим должности глав муниципальных образований области, доплату к пенсии, выплачиваемую за счёт средств местного бюджета.
Указанные гарантии устанавливаются уставами муниципальных образований области в соответствии с федеральным законодательством и указанным законом области (часть 2 статьи 1 Закона Вологодской области № 1728-ОЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Вологодской области № 1728-ОЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) доплата к пенсии устанавливается при условии прекращения полномочий главы муниципального образования к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, либо к пенсии за выслугу лет, назначенным в соответствии с федеральным законодательством.
Часть 2 статьи 4 и статья 9 вышеназванного Закона предусматривают, что порядок обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии, установленной настоящим законом области, определяется представительными органами муниципальных образований области. Финансирование выплаты доплаты к пенсии осуществляется за счёт средств соответствующих местных бюджетов.
Согласно части 10 статьи 25 Устава Тимановского сельского поселения гарантии осуществления полномочий главы поселения устанавливаются настоящим Уставом в соответствии с федеральными законами и законами области. Главе поселения в соответствии с Законом Вологодской области № 1728-ОЗ «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области» устанавливается доплата к пенсии в размере ... процентов от размера заработной платы (оплаты труда) на момент прекращения полномочий главы поселения (л.д....).
Пунктом 4 Порядка обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы Тимановского сельского поселения, определено, что выплата установленной доплаты к пенсии осуществляется уполномоченным органом на основании постановления главы муниципального образования по личному заявлению получателя.
Как следует из материалов дела, ФИО1 в период с <ДАТА> по <ДАТА> исполняла полномочия главы Тимановского сельского поселения Бабушкинского муниципального района Вологодской области.
На основании Закона Вологодской области №1728-ОЗ и Устава Тимановского сельского поселения постановлением администрации Тимановского сельского поселения от 03 ноября 2009 года № 37 ФИО1 назначена ежемесячная доплата к государственной пенсии в размере ... рубля (л.д....).
Согласно постановлению администрации Тимановского сельского поселения Бабушкинского муниципального района от 03 сентября 2010 года № 28 «О внесении изменений в постановление администрации поселения от 03 ноября 2009 года №37» доплата к пенсии ФИО1 установлена в размере ... рублей ... копеек (л.д.15).
В связи с приостановлением действия решения Совета Тимановского сельского поселения Бабушкинского муниципального района Вологодской области от 03 сентября 2008 года № 17 «Об утверждении порядка обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы Тимановского сельского поселения» ФИО1 с <ДАТА> начисление доплаты к пенсии не производилось.
Судом установлено, что основанием для принятия Советом Тимановского сельского поселения оспариваемого решения, являлась ограниченность бюджета поселения и отсутствие доходных источников бюджета Тимановского сельского поселения.
В силу статьи 5 Закона Вологодской области №1728-ОЗ, предусматривающей основания для приостановления доплаты к пенсии, ограниченность доходных источников и дефицит местного бюджета не является основанием для приостановления указанной выплаты. Закон Вологодской области № 1728-ОЗ не связывает реализацию данного права с таким условием, как отсутствие у муниципального образования дефицита бюджета для выплаты указанной доплаты к пенсии.
В соответствии с частью 9 статьи 34, частью 2 статьи 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счёт собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.
В силу статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Как усматривается из справки о формировании бюджета Тимановского сельского поселения на <ДАТА> год бюджет утверждён по доходам в сумме ... тыс.руб., по расходам в сумме ... тыс.руб., дефицит составил ... тыс.руб. Дефицит бюджета финансируется за счёт остатков денежных средств на начало года. Остаток денежных средств на начало <ДАТА> года составил ... тыс.руб. Бюджет поселения за <ДАТА> год исполнен с профицитом. Утверждённый бюджет поселения по доходам на <ДАТА> год в сумме ... тыс.руб. состоял из: налоговые и неналоговые доходы - ... тыс.руб., дотации - ... тыс.руб., субсидии - ... тыс.руб., субвенции - ... тыс.руб., межбюджетные трансферты - ... тыс.руб. (л.д....).
Денежные средства, необходимые для выплаты доплаты к пенсии, лицу, замещавшему должность главы муниципального образования, были запланированы в бюджете на <ДАТА> год ( графа - социальная политика) только на первый квартал в размере ... тыс.руб.; в бюджете на <ДАТА> год в размере ... тыс.руб. (задолженность ФИО1 за <ДАТА> года). В бюджете на <ДАТА> год указанные расходы не запланированы (л.д....).
Таким образом, ответчиком осуществлён произвольный отказ от соблюдения в указанных бюджетных периодах установленной законодательством Вологодской области и предусмотренной муниципальным правовым актом гарантии лицу, замещавшему должность главы муниципального образования, в виде доплаты к пенсии, выплачиваемой за счёт средств местного бюджета.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что возникшее обстоятельство - ограниченность доходных источников бюджета Тимановского сельского поселения Бабушкинского муниципального района Вологодской области, не могло быть преодолено путём некомпенсируемого в иной форме приостановления действия нормативного правового акта, которым определены условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим должность главы муниципального образования, являющейся установленной законодательством Вологодской области социальной гарантией.
При таких обстоятельствах по делу, решение Совета Тимановского сельского поселения Бабушкинского муниципального района Вологодской области от 23 апреля 2015 года № 17 «О приостановлении действия решения Совета Тимановского сельского поселения от 03 сентября 2008 года № 26 «Об утверждении порядка обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы Тимановского сельского поселения» не соответствует положениям Закона Вологодской области от 26 декабря 2007 года №1728-ОЗ, имеющим большую юридическую силу, что является основанием для удовлетворения исковых требований.
В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт применён в отношении истца и нарушает права и законные интересы ФИО1, является действующим в настоящее время.
В соответствии со статьёй 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.
Исходя из положений статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд применяет норму подпункта 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой оспариваемый нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Признание оспариваемого решения Совета Тимановского сельского поселения Бабушкинского муниципального района Вологодской области от 23 апреля 2015 года № 17 с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в Официальном вестнике Тимановского сельского поселения Бабушкинского муниципального района Вологодской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьей 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать недействующим с момента его принятия решение Совета Тимановского сельского поселения Бабушкинского муниципального района Вологодской области от 23 апреля 2015 года № 17 «О приостановлении действия решения Совета Тимановского сельского поселения от 03 сентября 2008 года № 26 «Об утверждении порядка обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы Тимановского сельского поселения».
Опубликовать сообщение о принятом решении суда в Официальном вестнике Тимановского сельского поселения Бабушкинского муниципального района Вологодской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в мотивированном виде.
Судья М.В. Соколова
Мотивированное решение изготовлено <ДАТА>