ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1060/20 от 05.10.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-1060/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

5 октября 2020 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Буланкова Р.В.,

при секретаре Гатиной О.Ф.,

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Вохмяниной Ю.М.,

представителя административных истцов ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

представителя заинтересованных лиц ФИО3, ФИО4, ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО6, ФИО7, ФИО8

об оспаривании в части пункта 4281 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Пермского края, подлежащих капитальному ремонту общего имущества, являющегося Приложением к постановлению Правительства Пермского края от 24 апреля 2014 года № 288-п (в редакции постановления от 24 декабря 2019 года № 983-п),

о возложении обязанности по внесению изменений в постановление Правительства Пермского края № 288-п от 24 декабря 2019 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Правительства Пермского края от 24 апреля 2014 года № 288-п утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы (далее – региональная Программа). В приложении № 1 названной Программы приведен Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Пермского края, в которых необходимо осуществить капитальный ремонт общего имущества (далее – Перечень).

В названное постановление неоднократно вносились изменения, в том числе постановлением Правительства Пермского края от 24 декабря 2019 года № 983-п, согласно которому приложение № 1 региональной Программы изложено в новой редакции. В данной редакции под пунктом 4281 Перечня указан многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...> год ввода в эксплуатацию – 2013, плановый срок возникновения обязанности по уплате взносов на капремонт – 1июля2015года.

Первоначальная редакция постановления и названного постановления о внесении изменений опубликованы в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края № 17 от 5 мая 2014 года, № 51 от30декабря2019года соответственно.

ФИО6, ФИО7, ФИО8 с учетом уточненного административного искового заявления от 10 сентября 2020 года, обратились в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании пункта 4281 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Пермского края, подлежащих капитальному ремонту общего имущества, являющегося Приложением к постановлению Правительства Пермского края от 24 апреля 2014 года № 288-п (в редакции постановления от 24 декабря 2019 года № 983-п) в части определения даты планового срока возникновения обязанности по уплате взносов на капремонт у собственников помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме, находящемся по адресу: <...> с 1 июля 2015 года;

о возложении обязанности по внесению изменений в постановление Правительства Пермского края № 288-п от 24 апреля 2014 года определив дату планового срока возникновения обязанности по уплате взносов на капремонт у собственников помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме, находящемся по адресу: <...>.

В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемый пункт Перечня в части указания «планового срока возникновения обязанности по уплате взносов на капремонт – 1 июля 2015 года» нарушает права и законные интересы административных истцов и противоречит положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 6 Закона Пермского края от 11 марта 2014 года № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края». Считают, что поскольку включение многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> в региональную Программу произошло 29 декабря 2016 года, а вторая очередь дома введена в эксплуатацию на основании разрешения от 31 декабря 2015 года, то и обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений многоквартирного дома возникает с 1 декабря 2021 года.

Административные истцы ФИО6, ФИО7, ФИО8 извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административных истцов ФИО1 в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и дополнительных пояснениях.

Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании возражала об удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми ФИО3 в судебном заседании возражала об удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица ФИО4 в судебном заседании возражала об удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица ТСЖ «Хабаровская 54» М.Е.ДБ. в судебном заседании поддержала доводы административного искового заявления.

Заслушав представителей сторон, прокурора, полагавшего заявленные требования необоснованными, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к выводу, что оспариваемое в рамках данного административного дела постановление правительства Пермского края соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, имеющих большую юридическую силу.

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Отношения по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме регулируются жилищным законодательством, что предусмотрено пунктом11.1 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта.

Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с названным Кодексом (часть 6 статьи168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким законом, регулирующим вопросы организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, на территории Пермского края является закон Пермского края от 11 марта 2014 года № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края» (далее – закон Пермского края № 304-ПК).

Согласно пункту 2 статьи 3 закона Пермского края № 304-ПК утверждение и актуализация региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах относится к полномочиям Правительства Пермского края в сфере организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края.

Оспариваемое административными истцами в части постановление Правительства Пермского края принято при наличии необходимого кворума, по результатам заседания Правительства Пермского края, опубликовано в официальном источнике «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», что соответствует порядку, установленному пунктом 4 указа губернатора Пермского края от24июля2008года № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края».

Таким образом, оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий, опубликовано в установленном порядке и по этим основаниям не оспаривается.

Доводы стороны административных истцов сводятся к несогласию с установленной датой «плановый срок возникновения обязанности по уплате взносов на капремонт – 1 июля 2015 года» в строке 4281 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Пермского края, в которых необходимо осуществить капитальный ремонт общего имущества. В обоснование изложенной позиции административные истцы ссылаются на обстоятельства возведения многоквартирного дома, расположенного по адресу <...> в две очереди, при этом вторая очередь дома введена в эксплуатацию на основании разрешения от31декабря2015года, что, по мнению истцов, свидетельствует о наступлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений многоквартирного дома с 1 декабря 2021 года.

Суд не соглашается с указанной позицией стороны административных истцов по следующим основаниям.

В ходе судебного разбирательства установлено, что дом, расположенный по адресу: город Пермь улица Хабаровская 54 вводился в эксплуатацию двумя пусковыми комплексами (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № 242/2008 от 30 декабря 2013 года – 1 пусковой комплекс, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 31 декабря 2015 года – 2 пусковой комплекс).

При вводе в эксплуатацию 1 пускового комплекса указанному жилому дому 4 февраля 2014 года присвоен, ранее зарезервированный адрес: <...> иные адреса более не присваивались.

Региональная программа капитального ремонта впервые принята на территории Пермского края 24 апреля 2014 года в редакции постановления Правительства Пермского края № 288-п.

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу <...> включен в региональную Программу постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2014 года №1122-п.

В последующем при очередной актуализации многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...> отсутствовал в Перечне в период со 2 февраля 2015 года по 29 декабря 2016 года.

В редакции постановления Правительства Пермского края № 983-п от 24 декабря 2019 года по названному дому уточнена графа «плановый срок возникновения обязанности по уплате взносов на капремонт» указана дата – 1 июля 2015 года.

Исходя из содержания заявленных требований, обстоятельства включения дома в региональную Программу административными истцами не оспариваются.

Суд исходит из включения названного дома в региональную Программу капитального ремонта 3 октября 2014 года.

Последующее отсутствие названного дома в региональной Программе в период со 2 февраля 2015 года по 29 декабря 2016 года обусловлено технической ошибкой, что подтверждено пояснениями представителя административного ответчика.

Вопреки доводам стороны административных истцов повторное включение названного дома в региональную Программу в 2016 году без указания на исправление технической ошибки не свидетельствует о включении дома в региональную Программу в 2016 году впервые при объективно подтвержденных обстоятельствах включения дома в перечень 3 октября 2014 года.

Из содержания части 3 статьи 169, части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 6 закона Пермского края №304-ПК следует, что срок уплаты взносов на капитальный ремонт зависит от обстоятельств введения многоквартирного дома в эксплуатацию:

- либо до официального опубликования региональной программы капитального ремонта, тогда обязанность по уплате взносов возникает по истечении 8календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом;

- либо после утверждения региональной программы капитального ремонта, тогда обязанность по уплате взносов возникает при включении такого дома при актуализации программы, по истечении четырех лет одиннадцати месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

Учитывая, что на территории Пермского края региональная Программа капитального ремонта впервые утверждена 24 апреля 2014 года, суд приходит к выводу, что по многоквартирным домам, введенным в эксплуатацию до указанной даты, следует применять срок уплаты взносов на капитальный ремонт по истечении 8 календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

Спорный жилой дом (первый пусковой комплекс) введен в эксплуатацию 30 декабря 2013 года, то есть до даты утверждения региональной Программы капитального ремонта. Впервые названный дом включен в Перечень 3 октября 2014 года (постановление Правительства Пермского края № 1122), что свидетельствует об обоснованности указания даты 1 июля 2015 года в качестве «планового срока возникновения обязанности по уплате взносов на капремонт».

Вопреки доводам стороны административных истцов, момент сдачи второго пускового комплекса (31 декабря 2015 года) не может служить основанием для исчисления другой даты «планового срока возникновения обязанности по уплате взносов на капремонт».

В данном случае многоквартирный жилой дом включен в региональную Программу капитального ремонта обоснованно исходя из введения в эксплуатацию первого пускового комплекса, поскольку пункт 3.21 «ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулирования и метрологии от 11 июня 2014 года № 543-ст определяет многоквартирный дом как оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме.

Таким образом, к моменту включения в региональную Программу первый пусковой комплекс обладал всеми признаками многоквартирного дома, что и явилось правомерным основанием для его включения в соответствующий Перечень.

Включение в Перечень названного жилого дома в зависимости от введения в эксплуатацию 1 и 2 очереди многоквартирного дома невозможно в виду присвоения дому единого адреса, что не позволяет разграничить в Перечне данные очереди многоквартирного дома введенные в эксплуатацию в разное время.

То обстоятельство, что вторая очередь многоквартирного дома была введена в эксплуатацию после утверждения региональной Программы, не свидетельствует о незаконности нормативного правового акта в оспариваемой части, поскольку правовое значение для включения многоквартирного дома в региональную Программу имеет ввод объекта в эксплуатацию как результата завершенного строительства, выполненного в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией и установленными законом требованиям, при этом включение такого объекта в региональную Программу ни федеральным, ни региональным законодательством в зависимость от очередности его ввода в эксплуатацию не поставлено.

По сути, административные истцы не согласны с периодом начисления взносов на капитальный ремонт, возникших у них как собственников квартир в многоквартирном доме второй очереди, введенной в эксплуатацию после утверждения региональной Программы, однако эти обстоятельства не имеют правового значения по данному административному делу, поскольку не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, и не относятся к предмету регулирования Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.

Руководствуясь статьями 178 – 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО6, ФИО7, ФИО8

о признании недействующим пункт 4281 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Пермского края, подлежащих капитальному ремонту общего имущества, являющегося Приложением к постановлению Правительства Пермского края от 24 апреля 2014 года № 288-п (в редакции постановления от 24 декабря 2019 года № 983-п) в части определения даты планового срока возникновения обязанности по уплате взносов на капремонт у собственников помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме, находящемся по адресу: <...> с 1 июля 2015 года;

о возложении обязанности по внесению изменений в постановление Правительства Пермского края № 288-п от 24 апреля 2014 года определив дату планового срока возникновения обязанности по уплате взносов на капремонт у собственников помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме, находящемся по адресу: <...> с 1 декабря 2021 года – отказать.

Решение суда может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 16 октября 2020 года.

Решение суда не вступило в законную силу.

Судья /подпись/