ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1061/20 от 19.06.2020 Самарского областного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июня 2020 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ласковской С.Н.,

при секретаре судебного заседания Нагапетян А.Г.,

с участием:

представителя административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1061/2020 по административному исковому заявлению ФИО2 к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области, ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в Самарский областной суд к Правительству Самарской области, ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.

В иске указал, что являлся собственником земельных участков с кадастровыми номерами: .

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 02 сентября 2019 года в размере 3 146 658 рублей, земельного участка с кадастровым номером – по состоянию на 06 сентября 2019 года в размере 3 089 644 рублей, земельного участка с кадастровым номером - по состоянию на 09 сентября 2019 года в размере 3 063 120 рублей, земельного участка с кадастровым номером - по состоянию на 09 сентября 2019 года в размере 3 146 658 рублей.

ФИО2 не согласен с указанной выше кадастровой стоимостью земельных участков, считает её завышенной и не соответствующей действительной рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются интересы истца как плательщика земельного налога.

Согласно отчёту об оценке от 14.03.2020 года № 20-516, подготовленному независимым оценщиком <данные изъяты>», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 02 сентября 2019 года составляет 1 073 545,30 рублей, земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 06 сентября 2019 года – 1 051 486,15 рублей, земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 09 сентября 2019 года – 1 041 191,88 рублей, земельного участка с кадастровым номером - по состоянию на 09 сентября 2019 года – 1 039 721,27 рублей.

При таких обстоятельствах, ФИО2 просит установить кадастровую стоимость принадлежавших ему объектов недвижимости равной рыночной стоимости по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости, на основании отчета об оценке.

Определением суда от 05.06.2020 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Росреестра по Самарской области.

Представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала административные исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, а также дополнила, что в период нахождения спорных земельных участков в собственности ФИО2 они имели вид разрешенного использования: гостиницы, дома приема гостей, центры обслуживания туристов. Соответственно, земельный налог исчислялся исходя из указанного вида разрешенного использования земельных участков, и с размером налоговых платежей административный истец был согласен. 25.07.2017 г. ФИО2 продал земельные участки ФИО3, которой были внесены изменения в их разрешенное использование. После чего, ФИО2 получил уточненное налоговое уведомление от 25.10.2018 г. с перерасчетом земельного налога в сторону увеличения за 2015 и 2016 г.г. и задолженностью по уплате налога за 2017 и 2018 г.г. При этом, задолженности по земельному налогу на июль 2018 года за ним не числилось.

Представители: Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрации городского округа Самара, Министерства имущественных отношений Самарской области, заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель Правительства Самарской области и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представили в суд возражения, в которых просили в удовлетворении заявленных требований отказать.

Иные лица, участвующие в деле, письменных возражений на административное исковое заявление не предоставили.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Положения пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в период с 28.11.2014 года по 25.07.2017 года ФИО2 на праве собственности принадлежали следующие объекты недвижимости:

- земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для использования под магазин, деловое управление с максимальным процентом застройки земельного участка – до 60 %, площадью 730 кв.м., расположенный по адресу относительно ориентира: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 13.03.2020 г.;

- земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для использования под магазин, деловое управление, площадью 708 кв.м., расположенный по адресу относительно ориентира: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 10.06.2020 г.;

- земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для использования под магазин, деловое управление, площадью 715 кв.м., расположенный по адресу относительно ориентира: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 10.06.2020 г.;

- земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для использования под магазин, деловое управление, площадью 707 кв.м., расположенный по адресу относительно ориентира: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 10.06.2020 г.

В настоящее время вышеуказанные земельные участки принадлежат на праве собственности ФИО3, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 16.03.2020 г.

Кадастровая стоимость спорных земельных участков определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области».

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13.03.2020 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 02 сентября 2019 года в размере 3 146 658 рублей, дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости 14.10.2019 года, дата применения кадастровой стоимости, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда 02.09.2019 г.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13.03.2020 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 06 сентября 2019 года в размере 3 089 644 рубля, дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости 14.10.2019 года, дата применения кадастровой стоимости, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда 09.09.2019 г.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13.03.2020 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 09 сентября 2019 года в размере 3 063 120 рублей, дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости 14.10.2019 года, дата применения кадастровой стоимости, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда 09.09.2019 г.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13.03.2020 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 09 сентября 2019 года в размере 3 146 658 рублей, дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости 14.10.2019 года, дата применения кадастровой стоимости, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда 09.09.2019 г.В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление.

Пунктом 1 статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог отнесен к местным налогам.

Согласно пункту 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Административный истец, будучи бывшим собственником спорных объектов, является плательщиком земельного налога, зачисляемого в бюджет муниципального образования. Налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость объекта недвижимости.

Согласно статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Не согласившись с кадастровой стоимостью спорных земельных участков, административный истец 08.04.2020 года обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

На основании статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.

Административным истцом в обоснование требований представлен отчет об оценке Союза «Торгово-промышленная палата Самарской области» от 14.03.2020 года № 20-516.

Из отчета усматривается, что объектами оценки являлись спорные земельные участки с видом разрешенного использования: для использования под магазин, деловое управление, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 02 сентября 2019 года составляет 1 073 545,30 рублей, земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 06 сентября 2019 года – 1 051 486,15 рублей, земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 09 сентября 2019 года – 1 041 191,88 рублей, земельного участка с кадастровым номером - по состоянию на 09 сентября 2019 года – 1 039 721,27 рублей.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.

Абзацем 5 статьи 24.20 Федерального закона РФ от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Как следует из разъяснений, данных в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в той части, в какой нормативные правовые акты об утверждении результатов государственной кадастровой оценки порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 Налогового кодекса Российской Федерации).

В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Из изложенных правовых норм и их толкования, данного в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, следует, что в случае, если в отношении конкретного объекта недвижимости решением комиссии или вступившим в законную силу судебным актом была установлена и внесена в данные Единого государственного реестра недвижимости его рыночная стоимость, то эта рыночная стоимость действует с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, и до момента внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки объектов недвижимости, проведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

То есть, приведенные нормы законодательства об оценочной деятельности в их взаимосвязи устанавливают правило, при котором рыночная стоимость объекта недвижимости, установленная комиссией или судом, действует до момента внесения в единый государственный реестр недвижимости результатов их очередной кадастровой оценки.

При этом, решение комиссии или суда об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости не является правовым актом, утвердившим результаты очередной кадастровой оценки.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость объекта недвижимости.

Установлено, что решением Самарского областного суда от 06.11.2019 г., вступившим в законную силу, удовлетворен административный иск ФИО3 Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для использования под магазин, деловое управление, площадью 707 кв.м., расположенного по адресу относительно ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 09.09.2019 г. в размере 3 146 658 рублей. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для использования под магазин, деловое управление, площадью 708 кв.м., расположенного по адресу относительно ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 09.09.2019 г. в размере 3 063 120 рублей. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для использования под магазин, деловое управление, площадью 715 кв.м., расположенного по адресу относительно ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.09.2019 г. в размере 3 089 644 рублей. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для использования под магазин, деловое управление с максимальным процентом застройки земельного участка – до 60 %, площадью 730 кв.м., расположенного по адресу относительно ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 02.09.2019 г. в размере 3 146 658 рублей.

Решение суда в настоящее время исполнено, в Единый государственный реестр недвижимости на основании данного решения внесена кадастровая стоимость объектов недвижимости равная их рыночной стоимости.

Таким образом, суд считает, что право на оспаривание кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости было использовано, путем оспаривания кадастровой стоимости в судебном порядке.

Установленная кадастровая стоимость земельных участков на основании решения суда действует до момента внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов их очередной кадастровой оценки.

До настоящего времени очередная государственная кадастровая оценка земельных участков на территории Самарской области не проведена.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оснований для пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами , уже пересмотренной решением Самарского областного суда от 06.11.2019 года, не имеется.

При этом, административный истец не лишен возможности восстановления своих нарушенных прав иным способом.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Правительству Самарской области, ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами равной их рыночной стоимости, - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 25 июня 2020 года.

Судья: Ласковская С.Н.