РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Московская область Московский областной суд в составе: председательствующего судьи Смышляевой О. В., при секретаре Белохвостиковой А.И., с участием прокурора Яременко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1061/2021 по административному исковому заявлению Поповнина Ф. К. к Министерству имущественных отношений Московской области о признании недействительными нормативно-правовых актов в части, УСТАНОВИЛ: Поповнин Ф.К. обратился в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела административным иском к Министерству имущественных отношений <данные изъяты> о признании недействительными нормативно-правовых актов в части. В обоснование иска указал, что ему на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое помещение, с кадастровым номером 50:04:0010101:899, расположенное по адресу: Московская область, г. Дмитров, ул. Московская, д. 7. Данное нежилое помещение расположено в нежилом здании с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном по адресу: <данные изъяты> Распоряжениями Министерства имущественных отношений объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> был незаконно, в нарушение положений п.п. 1, 2, 4 ст. 378.2 НК РФ, ст. 1.1. Закона Московской области от 21.11.2003 № 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области» включен в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на период 2018-2020 г.г. Нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты> не является отдельным стоящим зданием, а является встроенно-пристроенным к многоэтажному жилому дому, части объекта имеют общие конструктивные элементы, более того, часть помещений, принадлежащих ему на праве собственности, находятся непосредственно в жилом доме. Помещение с кадастровым номером <данные изъяты> используется им в предпринимательских целях, сдается в аренду. По помещению ему ежегодно предоставлялась налоговая льгота по налогу физических лиц связи с применением как индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения на основании п. 3 ст. 346.11 НК РФ. 26.06.2020 инспекцией ИФНС по г. Дмитров Московской области было отказано в предоставлении налоговой льготы. Основанием для отказа явилось распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 № 15ВР-1632. Ссылаясь на положения вышеуказанных норм права, просил признать недействительными Распоряжения Минмособлимущества от 27.11.2018 № 15ВР-1632 "Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (номер по порядку 78), Распоряжения Минмособлимущества от 28.11.2019 № 15ВР-1947 "Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (номер по порядку 100), Распоряжения Минмособлимущества от 26.11.2020 № 15ВР-1607 "Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"» (номер по порядку 102) в части включения в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, объекта недвижимости <данные изъяты>. В судебном заседании истец не участвовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее в судебном заседании требования поддерживал, приводил доводы, в целом, аналогичные изложенным в иске и уточненном административном иске. Представитель ответчика в судебном заседании просил в иске отказать. В обоснование возражений указал, что нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты> стоит на кадастровом учете как здание под магазин, земельный участок, на котором расположено нежилое здание, имеет вид разрешенного использования «под магазин». Помещение с кадастровым номером 50:04:0010101:899 принадлежит истцу и сдается им в аренду под торговую деятельность. В соответствии с п.п. 1, 2, 4 ст. 378.2 НК РФ, ст. 1.1. Закона Московской области от 21.11.2003 № 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области» объект обоснованно включен в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на период 2018-2020 г.г. Прокурор в судебном заседании дал заключение, согласно которому полагал административные исковые требования не подлежащими удовлетворению. Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены надлежащим образом. Заслушав явившегося лица, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Однако в силу части 2, 5 статьи 76 Конституции РФ данные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемого данными органами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов. Налог на имущество организаций является региональным налогом, который устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие Налогового кодекса обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации). Согласно ч. 1 ст. 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения. Таковым, в силу положений ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации, для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 настоящего Кодекса. Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных объектов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке. Субъекту Российской Федерации, после утверждения им в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, предоставлено право своим законом устанавливать особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Законом Московской области от 21 ноября 2003 года N 150/2003-ОЗ "О налоге не имущество организаций Московской области" установлено, что на территории Московской области с 1 января 2014 года налоговая база как кадастровая стоимость недвижимого имущества определяется в отношении, в том числе, торговых центров (комплексов) общей площадью от 1000 квадратных метров и помещений в них, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 278.2 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 1.1). Согласно подпунктам 1 - 3 пункта 7 статьи 278.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает его на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В силу пункта 13.5.1 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29 октября 2007 года N 842/27, в Московской области уполномоченным органом, определяющим перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Министерство имущественных отношений Московской области. Из системного анализа названных правовых норм следует, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты компетентным органом. Распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018г. № 15ВР-1632 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» опубликовано в официальном издании "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 225 29 ноября 2018г. и размещено на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области http://mio.mosreg.ru, 27 ноября 2018. Распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 28.11.2019г. № 15ВР-1947 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» опубликовано на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области http://mio.mosreg.ru, 28.11.2019, в издании "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 225, 29.11.2019. Распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 26.11.2020г. № 15ВР-1607 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» опубликовано на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области http://mio.mosreg.ru, 27.11.2020, в издании "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 225, 30.11.2020. Таким образом, порядок принятия и опубликования указанных нормативных правовых актов соблюден. Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункты 1 и 2). Таким образом, включению в Перечень в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат объекты недвижимости при условии их соответствия любому из приведенных в пункте 4 указанной статьи критериев: вид разрешенного использования земельного участка; предназначение объекта недвижимости; фактическое использование здания (строения, сооружения). В Перечень подлежит включению здание, помещение в нем, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами. Материалами дела установлено, что объекту недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенному по адресу: <данные изъяты>, включенному в оспариваемые перечни, согласно выписке из ЕГРН кадастровый номер присвоен 24.07.2012, объект имеет площадь 1267, 5 кв.м, назначение «нежилое здание», наименование «торговые помещения». Сведения о правообладателе отсутствуют. В составе указанного объекта недвижимости имеется два нежилых помещения, одно из которых принадлежит административному истцу на праве общей долевой собственности с Беспаловым О.Г. и имеет кадастровый <данные изъяты>, площадь 415, 1 кв.м, а второе - ООО «Пингвин» с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1670, 2 кв.м. Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: почтовый адрес ориентира <данные изъяты>, имеет вид разрешенного использования «Магазины», имеются координаты земельного участка описание его местоположения. Данный земельный участок принадлежит на праве собственности ООО «Пингвин» с <данные изъяты>. Кроме того, согласно выписке из ЕГРН имеется учетный номер части земельного участка <данные изъяты> с установленными координатами. Согласно постановлению администрации Дмитровского района Московской области от 26.06.2002 № 1652-П Беспалову О.Г. и Поповнину Ф.К. из земель фонда города Дмитрова выделен земельный участок, площадью 333 кв.м под нежилым строением и для его эксплуатации по адресу: Московская область, г. Дмитров, ул. Московская, д. 7. Судом установлено, что два нежилых помещения, входящих в состав нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, используются исключительно в целях торговли, сдаются в аренду под магазины. Указанные обстоятельства не отрицались административным истцом, подтверждаются актом осмотра, выписками из ЕГРН, а также договорами аренды. При таких обстоятельствах, нежилое здание (торговые помещения), с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>, включенный в оспариваемые перечни, площадью 1267, 5 кв.м, расположенное на земельном участке с видом разрешенного использования «под магазин», соответствует всем из приведенных в законе критериям, следовательно, обоснованно включен в оспариваемые перечни. Доводы административного истца о том, что объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>, не имеет правообладателя и поставлен на кадастровый учет незаконно, несостоятелен. Согласно выписке из ЕГРН данный объект поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный, доказательств признания незаконности постановки на учет объекта недвижимости суду не представлено. Кроме того, отсутствие правообладателя объекта недвижимости не исключает возможности включения объекта в оспариваемые перечни при его соответствии указанным выше критериям. Ссылка административного истца на то, что объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> не является отдельно стоящим зданием, а является встроенно-пристроенным помещением к жилому дому, отклоняется судом как не основанная на законе и материалах дела. Документами технического учета и выписками из ЕГРН подтверждается, что в составе спорного нежилого здания имеются помещения, которые имеют назначение – магазины, помещения используются фактически в полном объеме под магазины (торговлю). Следовательно, спорный объект недвижимости, подлежал включению в оспариваемые перечни, так как по сведениям единого государственного реестра недвижимости, документов технического учета нежилое здание с кадастровым номером 50:04:0010101:150 обладает признаками, позволяющими отнести его к объектам, назначение и наименование которого предусматривает размещение магазинов. С учетом вышеизложенного, исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме, в иске необходимо отказать. Руководствуясь ст. 177, 178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации РЕШИЛ: в удовлетворении административного искового заявления Поповнина Ф. К. к Министерству имущественных отношений Московской области о признании недействительными Распоряжения Минмособлимущества от 27.11.2018 № 15ВР-1632 "Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (номер по порядку 78), Распоряжения Минмособлимущества от 28.11.2019 № 15ВР-1947 "Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (номер по порядку 100), Распоряжения Минмособлимущества от 26.11.2020 № 15ВР-1607 "Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"» (номер по порядку 102) в части включения в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, объекта недвижимости <данные изъяты> отказать в полном объеме. На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме Судья О.В. Смышляева Дата изготовления мотивированного решения – 22 сентября 2021 года |