ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1064/20 от 28.05.2020 Московского областного суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Смышляевой О.В.,

при секретаре Дойничко О.И.,

с участием прокурора Ищенко Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1064/20 по административному исковому заявлению Батасова А. М. к Совету депутатов городского округа Истра Московской области о признании недействующим нормативно-правового акта в части,

УСТАНОВИЛ:

Батасов А.М. обратилсяв суд с иском к Совету депутатов городского округа Истра Московской области о признании недействующим в части нормативно-правового акта Совета Депутатов городского округа Истра Московской области. В обоснование иска указал, что 02.08.2019 им было направлено обращение в Совет депутатов городского округа Истра как представителем инициативной группы граждан, состоящей из 4 человек, с просьбой установить границы ТОС в д. Борзые г.о. Истра, включающего в себя жилые дома, расположенные на <данные изъяты>. По результатам рассмотрения Председателем Совета депутатов городского округа Истра указанного обращения в установлении границ ТОС отказано на основании пп. 3.2.1. п. 3.2. ст. 3 Положения о ТОС в г.о. Истра, поскольку состав обратившейся в Совет депутатов инициативной группы менее установленной названным пунктом Положения численности в 10 человек.На основании изложенного, просил признать недействующим подпункт 3.2.1. пункта 3.2. статьи 3 Положения о территориальном общественном самоуправлении в городском округе Истра Московской области, утвержденного Решением Совета депутатов городского округа Истра Московской области № 10/5 от 23.04.2018, как несоответствующий пункту 3 статье 27 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В судебном заседании представитель административного истца поддержал требования в полном объеме, полагал, что установление количественного лимита для инициативной группы при создании ТОС является заведомым ограничением права граждан на самоорганизацию граждан по месту их жительства.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, в письменном заявлении иск не признал в полном объеме, просил рассмотреть в отсутствие представителя.

Представитель Администрации г.о. Истра в судебном заседании не участвовал, в письменном отзыве возражал против удовлетворения требований. Указал, что в удовлетворении заявления Батасова А.М. об установлении границ территории предполагаемого к созданию ТОС отказано правомерно, поскольку численность инициативной группы обратившихся с заявлением граждан менее 10 человек. Внесение изменений либо отмена собственных правовых актов относится к сфере усмотрения органа местного самоуправления. Подпункт 2.3.1 решения Совета депутатов городского округа Истра от 23.04.2018 № 10/5 не противоречит требованиям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Иные лица, участвующие в деле в суд, не явились, извещены надлежащим образом.

Заслушав пояснения истца, представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что 23 апреля 2018 года Решением Совета депутатов городского округа Истра № 10/5 утверждено Положение о территориальном общественном самоуправлении в городском округе Истра Московской области (приложение № 1 к Решению № 10/5 от 23.04.2018), которое опубликовано в газете «Истринские Вести» (№ 43 от 06.06.2014) и размещено в сети Интернет на официальном сайте городского округа Истра Московской области.

Пунктом 2.3.1. указанного решения установлено, что организацию и проведение собрания (конференции) осуществляет инициативная группа граждан численностью не менее 10 (десяти) человек, проживающих на территории, на которой будет осуществлять свою деятельность ТОС.

Пунктом 3.2.1 вышеуказанного решения установлено, что организацию и проведение собрания (конференции) осуществляет инициативная группа граждан численностью не менее 10 (десяти) человек, проживающих на территории, на которой будет осуществлять свою деятельность ТОС.

Пунктом 3.2.2. этого же Решения установлено, что на собрании (конференции) граждан принимается решение о направлении заявления с предложением установить границы территории ТОС в Совет депутатов.

Таким образом, первоначальное собрание граждан организуется и проводится инициативной группой с целью выяснения мнения населения, проживающего на территории, на которой будет осуществляться ТОС о границах создаваемого территориального общественного самоуправления.

Последующее собрание граждан - учредительное собрание (конференция) на котором уже решаются вопросы об организации и осуществлении на данной территории ТОС, определяется структура органов ТОС, принимается устав ТОС, избираются органы ТОС и определяются основные направления его деятельности.

02.08.2019 административным истцом в Совет депутатов городского округа Истра было направлено обращениес просьбой установить границы ТОС в д. Борзые г.о. Истра, включающего в себя жилые дома, расположенные на <данные изъяты>, инициативной группы граждан, состоящей из 4 человек:

Батасова А. М., зарегистрированного по адресу: <данные изъяты>,

Батасовой А. А., зарегистрированной по адресу: г<данные изъяты>,

Батасовой Н. А., зарегистрированной по адресу: г<данные изъяты>,

Батасовой Е. Н., зарегистрированной по адресу: <данные изъяты>.

Ответом Председателя Совета депутатов городского округа Истра указанного обращения от 30.08.2019 г. исх.№ 192/СД в установлении границ ТОС отказано на основании пп. 3.2.1. п. 3.2. ст. 3 Положения о ТОС в г.о. Истра, поскольку состав обратившейся в Совет депутатов инициативной группы менее установленной численности в 10 человек.

Согласно ч.1 ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

В силу ч. 2,3 ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с ч. 5 и ч. 11 ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления, организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Согласно ч. 4 ст. 22 Устава г.о. Истра от 01.02.2018 (в действующей редакции) территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Согласно ч. 2 ст. 23 Устава г.о. Истра от 01.02.2018 (в действующей редакции) порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются Положением о территориальном общественном самоуправлении, утверждаемым Советом депутатов городского округа.

Положение о территориальном общественном самоуправлении в городском округе Истра Московской области утверждено решением Совета депутатов г.о. Истра Московской области от 23.04.2018 № 10/5.

Таким образом, Положение о ТОС принято Советом депутатов г.о. Истра в рамках полномочий, предоставленных представительному органу местного самоуправления ч. 11 ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ и ч. 2 ст. 23 Устава г.о. Истра от 01.02.2018.

Указанный нормативный акт опубликован на сайте городского округа Истра Московской области (http://istra-adm.ru) 24апреля 2018г.; в газете «Истринские вести» от 27 апреля 2018 г., №32.

Довод административного истца о противоречии п.п. 3.2.1 п. 3.2 ст. 3 Положения о ТОС ч. 3 ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ суд считает несостоятельным, поскольку указанная норма определяет, в пределах каких территорий проживания граждан может осуществляться территориальное общественное самоуправление.

При этом данной нормой порядок организации и осуществления ТОС не регулируется.

Из анализа норм законодательства следует, что ТОС - в первую очередь институт гражданского общества, имеющий специфическую публично-ориентированную цель и сферу деятельности. По своей природе ТОС является связующим звеном между населением и муниципальным уровнем публичной власти.

Поскольку ТОС по определению - это территориальное общественное самоуправление, то ключевым является вопрос определения территорий, в границах которых создается и действует каждое конкретное ТОС. Общее правило заключается в том, что ТОС создается гражданами по месту их жительства на части территорий муниципального образования, причем именно первичного, "низового" уровня - поселения либо внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района. Закон прямо называет территории проживания граждан, в которых, как правило, осуществляется ТОС.

Закон не устанавливает требований и правил определения территории ТОС и никому не делегирует это право. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района по предложению населения, проживающего на данной территории. При этом у органов местного самоуправления нет потребности планомерно разделять территорию на ТОС, поэтому решающую роль играет самоощущение населения определенной территории как сообщества.

Следовательно, устанавливая в пункте 3.2.1 оспариваемого решения организацию и проведение собрания (конференции) инициативной группой граждан численностью не менее 10 (десяти) человек, проживающих на территории, на которой будет осуществлять свою деятельность ТОС, орган местного самоуправления преследует цель наиболее эффективного выяснения мнения граждан на создание и деятельность ТОС, учитывая, в том числе, сложившуюся систему коммуникаций и размещения объектов социальной инфраструктуры (детских садов, школ, остановок транспорта, ландшафта, узнаваемости людей, наличия доверия между ними), а также объективные географические факторы.

Кроме того, устанавливая данную численность, орган местного самоуправления стремится обеспечить гражданам (населению) гарантированность в последующем эффективность выделения бюджетных средств, поскольку в последующем будут иметь место договорные отношения ТОС с муниципалитетами, позволяющие им использовать средства местных бюджетов для проведения деятельности по обустройству территорий и иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей жителей.

Наряду с вышеизложенным, к основополагающим началам территориального общественного самоуправления можно отнести: законность, гарантии и защиты прав и законных интересов населения, широкого участия граждан, свободного волеизъявления граждан, выборности, подотчетности и подконтрольности органов и выборных лиц территориального общественного самоуправления, взаимодействия органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления, гласности, выявления и учета общественного мнения, партнерства с общественными объединениями, партиями, коммерческими и некоммерческими организациями и т.п.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что установление численности инициативной группы, которая выходит с предложением о создании и установлении границ ТОС, должно отвечать интересам общественности, населения, а не отдельно взятой группе граждан-жителей территории.

Суд обращает внимание, что, обратившись с вышеуказанным заявлением, представитель инициативной группы Батасов А.М. фактически просит создать территориальное общественное самоуправление в отношении двух жилых домов, в которых зарегистрированы по месту жительства он, его дочь, бывшая супруга.

Создание такого рода ТОС не может обеспечить соблюдение принципов деятельности ТОС, отвечать его задачам.

Таким образом, поскольку определения порядка организации и осуществления территориального общественного самоуправления отнесено ч. 11 ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ к дискреционным полномочиям представительного органа местного самоуправления, противоречий п.п. 3.2.1 п. 3.2 ст. 3 Положения о ТОС нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в частности Федеральному закону № 131-ФЗ, и Уставу г.о. Истра, не имеется.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что нормативно-правовой акт юридическому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, права истца не нарушает.

Доводы административного истца о том, что орган местного самоуправления препятствует созданию ТОС, устанавливая все большую численность, основанием для удовлетворения иска служить не могут, поскольку не основаны на законе и материалах дела.

Иные доводы административного истца, изложенные в исковом заявлении, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем отклоняются судом.

Руководствуясь ст. 177, 178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Батасова А. М. к С. депутатов городского округа <данные изъяты> о признании недействующим подпункта 3.2.1 пункта 3.2 статья 3 Положения о территориальном общественном самоуправлении в городском округе Истра, утвержденного решением С. депутатов городского округа <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты> как несоответствующего пункту 3 статья 27 Федерального закона от <данные изъяты> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отказать в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.В. Смышляева