ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1065/2021 от 11.03.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД Номер изъят

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 марта 2022 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Андриевской А.А., с участием прокуроров отдела прокуратуры Иркутской области В, П, представителей административного ответчика Правительства Иркутской области С, действующей на основании доверенности Номер изъят от Дата изъята , Х, действующего на основании доверенности Номер изъят от Дата изъята , представителя заинтересованного лица Министерства сельского хозяйства Иркутской области К, действующего на основании доверенности Номер изъят от Дата изъята ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-364/2022 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Иркутской области Б в защиту интересов неопределенного круга лиц к Правительству Иркутской области о признании недействующим абзаца 4 пункта 29 Положения о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 26 октября 2015 г. № 536-пп (в редакции Постановления Правительства Иркутской области 30.08.2021 № 609),

У С Т А Н О В И Л :

в обоснование административных исковых требований в защиту интересов неопределенного круга лиц прокурор указывает, что Прокуратурой Иркутской области проведена проверка на предмет исполнения министерством сельского хозяйства Иркутской области (далее - министерство) требований законодательства при проведении в 2021 году конкурсного отбора на право получения грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в соответствии с Положением о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 26.10.2015 № 536-пп (далее – Постановление № 536-пп, Положение о предоставлении грантов).

В ходе проверки установлено, что по результатам конкурсного отбора, проведенного 24-26 февраля 2021 г., министерством принято распоряжение от 26.02.2021 № 41-мр о признании победителем конкурсного отбора СПССПК «Солнечный». Кооперативы СССППК «Дархан», СПССПК «Иркутский крестьянин», набравшие одинаковое количество баллов по всем критериям, победителями не признаны по причине отсутствия правового регулирования возникшей ситуации.

На оставшиеся средства в размере 32,2 млн. рублей министерством было принято решение объявить новый конкурс, после внесения изменений в Положение о предоставлении грантов, устранив возможность повтора ситуации с равным количеством баллов.

Разработанным министерством проектом постановления Правительства Иркутской области о внесении изменений в Положение, определены новые критерии для составления рейтинга участников конкурса и предусмотрено, что при равном количестве баллов, набранных заявками, преимущество отдается участнику с более ранней датой регистрации в качестве юридического лица.

На данный проект Прокуратурой Иркутской области 23.07.2021 дано отрицательное заключение, поскольку, по мнению прокуратуры, указанное условие определения победителя не соответствует статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее –Федеральный закон № 135-ФЗ), в силу которой органам государственной власти субъекта Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Однако, постановлением Правительства области от 30.08.2021 № 609-пп в Положение о предоставлении грантов, утвержденное Постановлением Правительства № 536-пп, внесены изменения в части порядка составления рейтинга участников конкурсного отбора без учета отрицательного заключения Прокуратуры Иркутской области.

Так, пункт 29 Положения о представлении грантов предусматривает, что при равном количестве баллов, набранных заявками, преимущество отдается заявке участника отбора с более ранней датой регистрации в качестве юридического лица.

Прокурор полагает, что при этом, установление критерия приоритетности оказания государственной поддержки сельхоз товаропроизводителям исходя из даты их государственной регистрации федеральным законодательством не предусмотрено.

В пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что при наличии спора о соответствии статье 15 Закона о защите конкуренции правовых актов, решений, действий (бездействия) необходимо доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить угрозу наступления таких последствий, в том числе в результате, создания для отдельных участников конкурентных преимуществ или препятствий в конкуренции.

Законом Иркутской области от 16.12.2020 № 114-оз «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» предусмотрено стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования в форме предоставления грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в 2022-2023 гг. Таким образом, существует угроза ограничения конкуренции неопределенного круга хозяйствующих субъектов, которые будут участвовать в отборах, проводимых министерством сельского хозяйства Иркутской области в последующие годы.

Прокурор считает, что абзац 4 пункта 29 Положения о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 26.10.2015 № 536-пп, подлежит признанию недействительным, поскольку он противоречит статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Заместитель прокурора Иркутской области с учетом уточнений административных исковых требований просит суд признать недействующим абзац 4 пункта 29 Положения о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 26 октября 2015 г. № 536-пп (в редакции Постановления Правительства Иркутской области 30.08.2021 № 609), со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокуроры отдела прокуратуры Иркутской области В, П административные исковые требования поддержали, просили административный иск удовлетворить.

Представители административного ответчика - Правительства Иркутской области С, Х, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании административные исковые требований не признали, поддержали доводы письменных возражений на иск, просили в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица Министерства сельского хозяйства Иркутской области К, действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы возражений на административное исковое заявление поддержал, просил в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд находит административные исковые требования заместителя прокурора Иркутской области Б в защиту интересов неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению.

В силу части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правого акта не действующим полностью или в части.

Согласно части 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита, в том числе охраняемых законом интересов общества или государства.

В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», он вправе оспорить в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты, а также акты, обладающие нормативными свойствами, в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ. Прокурор имеет право на обращение с административным иском о признании не действующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых, в частности, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами (п. 2 ст. 1, п. 3 ст. 22, ст. 23 и 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 39, ч. 3 ст. 208 КАС РФ).

Проверяя соблюдение порядка принятия оспариваемого нормативного правого акта суд установил.

Согласно статье 5 Закон Иркутской области от 12.01.2010 № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» (далее - Закона № 1-оз) Правительство Иркутской области является субъектом правотворческой деятельности.

Статьей 12 Закона № 1-оз закреплено, что Правительство Иркутской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и законов области, правовых актов Губернатора Иркутской области принимает нормативные Правовые акты в форме постановлений и акты индивидуального правового Регулирования (ненормативные правовые акты) в форме распоряжений.

Согласно статье 7 Закона № 1-оз нормативные правовые акты издаются Правительством Иркутской области в форме постановлений.

Анализируя оспариваемое Положение о предоставлении грантов № 536-пп, суд приходит к выводу о том, что Положение обладает признаками нормативного правового акта, поскольку: является официальным документом принятым в определенной законом форме; устанавливает правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц; рассчитанным на многократное применение; адресованным неопределенному кругу субъектов в целях регулирования общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии; действующим независимо от того, возникли или прекратились правоотношения, предусматриваемые актом.

Постановление о представлении грантов № 536-пп содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, которые рассчитаны на неоднократное применение.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу о то, что согласно статье 7 Закона № 1-оз при издании оспариваемого Постановления с соблюдением форма и вид постановления Правительства Иркутской области, как нормативного правового акта.

Проверяя соблюдение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта суд установил.

В соответствии с частью 1 статьи 64 Устава Иркутской области Правительство Иркутской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области.

Согласно статье 66 Устава Иркутской области Первый заместитель Губернатора Иркутской области - Председатель Правительства Иркутской области подписывает правовые акты Правительства Иркутской области. Согласно части 6 статьи 12 Закона № 1-оз постановления и распоряжения Правительства Иркутской области подписываются первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области.

Оспариваемое Постановление № 536-пп подписано уполномоченными лицами - первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем правительства Иркутской области ФИО12, действовавшим на основании указа Губернатора Иркутской области от 21.10.2015 № 85-угк «О назначении на должность ФИО12», и министром сельского хозяйства Иркутской области ФИО13, действовавшим на основании указа Губернатора Иркутской области от 12.10.2015 № 82-угк «О назначении на должность ФИО13».

По состоянию на 11.03.2022 года Постановление № 536-пп действует в редакции постановлений Правительства Иркутской области от 24.02.2016 № 100-пп, от 07.04.2016 № 200-пп, от 05.12.2016 № 772-пп, от 24.01.2017 № 32-пп, от 29.03.2017 № 202-пп, от 01.06.2017 № 359-пп, от 17.10.2017 № 654-пп, от 21.05.2018 № 374-пп, от 14.11.2018 № 831-пп, от 20.02.2019 № 132-пп, от 28.02.2019 № 181-пп, от 08.05.2019 № 381-пп, от 15.09.2019 № 768-пп, от 03.06.2020 № 406-пп, от 31.07.2020 № 632-пп, от 14.10.2020 № 848-пп, от 30.08.2021 № 609-шт, от 25.02.2022 № 126-пп, от 03.03.2022 № 151-пп.

Указанные нормативные правовые акты подписаны следующими должностными лицами:

- Первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области ФИО12, действовавшим на основании указа Губернатора Иркутской области от 21.10.2015 № 85-угк «О назначении на должность ФИО12» подписаны постановления Правительства Иркутской области от 24.02.2016 № 100-пп, от 07.04.2016 № 200-пп, от 05.12.2016 № 772-пп, от 24.01.2017 № 32-пп, от 29.03.2017 № 202-пп, от 01.06.2017 № 359-пп;

- Первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области ФИО14, действовавшим на основании указа Губернатора Иркутской области от 25.09.2017 № 9-угк «О назначении на должность ФИО14» подписаны постановления Правительства Иркутской области от 17.10.2017 № 654-пп, от 21.05.2018 № 374-пп, от 14.11.2018 № 831-пп, от 20.02.2019 № 132-пп, от 28.02.2019 № 181-пп, от 08.05.2019 № 381-пп, от 16.09.2019 № 768-пп;

- Первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области З, действовавшим на основании указа Губернатора Иркутской области от 16.04.2020 № 29-угк «О назначении на должность З» подписаны постановления Правительства Иркутской области от 03,06.2020 № 406-пп, от 31.07.2020 № 632-пп;

- Первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области З, действующим на основании указа Губернатора Иркутской области от 19.09.2020 № 69-угк «О назначении на должность З» подписаны постановления Правительства Иркутской области от 14.10.2020 № 848-пп, от 30.08.2021 № 609-пп, от 25.02.2022 № 126-пп, от 03.03.2022 № 151-пп.

Исходя из изложенного выше суд приходит к выводу о соблюдении при издании оспариваемого нормативного правового акта процедуры его принятия, предусмотренной действующим законодательством.

Судом установлено, что порядок опубликования Постановления правительства № 536-пп соблюден.

Так, в соответствии с частью 2 (1) статьи 54 Закона № 1-оз официальное опубликование правовых актов области осуществляется в печатном средстве массовой информации и сетевом издании, учрежденных органами государственной власти области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти области, иной официальной информации, а также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Согласно части 1 статьи 3 Закона Иркутской области от 12.03.2010 № 10-оз «О печатном средстве массовой информации, учреждаемом органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации» Для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области и Губернатора Иркутской области, иной официальной информации Законодательным Собранием Иркутской области и Правительством Иркутской области учреждается печатное средство массовой информации - общественно-политическая газета «Областная».

Согласно части 1 статьи 3 Закона Иркутской области от 10.07.2014 № 90-оз «О сетевом издании, учреждаемом для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации» для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области и Губернатора Иркутской области, иной официальной информации Законодательным Собранием Иркутской области и Правительством Иркутской области учреждается сетевое издание «Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области» (ogirk.ru), зарегистрированное в качестве средства массовой информации в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Оспариваемое Постановление № 536-пп было опубликовано в общественно-политической газете «Областная» 11 ноября 2015 года в выпуске № 127 (1443), а также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 октября 2015 года номер опубликования 3800201510300004.

По состоянию на 11 марта 2022 г. Постановление № 536-пп действует в редакции постановлений Правительства Иркутской области от 24.02.2016 № 100-пп, от 07.04.2016 № 200-пп, от 05.12.2016 № 772-пп, от 24.01.2017 № 32-пп, от 29.03.2017 № 202-пп, от 01.06.2017 № 359-пп, от 17.10.2017 № 654-пп, от 21.05.2018 № 374-пп, от 14.11.2018 № 831-пп, от 20.02.2019 № 132-пп, от 28.02.2019 № 181-пп, от 08.05.2019 № 381-пп, от 15.09,2019 № 768-пп, от 03.06.2020 № 406-пп, от 31.07.2020 № 632-пп, от 14.10.2020 № 848-пп, от 30.08.2021 № 609-пп, от 25.02.2022 № 126-пп, от 03.03.2022 № 151-пп.

Непосредственно в оспариваемый пункт 29 Постановления № 536-пп вносились изменения следующими постановлениями Правительства Иркутской области от 21.05.2018 № 374-пп, от. 14.11.2018 № 831-пп, от 03.05.2019 № 381-пп, от 03.06.2020 № 406-пп, от 30.08.2021 № 609-пп.

Постановление № 536-пп оспаривается в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 30.08.2021 № 609, более поздней редакцией Постановления Правительства от 25.02.2022 № 126-пп, от 03.03.2022 № 151-пп. изменения в оспариваемы пункт 29 Постановления № 536-пп не вносилось.

Перечисленные выше постановления Правительства Иркутской области, которыми предусмотрено внесение изменений в Постановление № 536-пп, опубликованы в следующем порядке:

1) Постановление Правительства Иркутской области от 24.02.2016 № 100-пп «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Правительства Иркутской области» - общественно-политическая газета «Областная» 4 марта 2016 г. в выпуске № 22 (1486); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26 февраля 2016 г. (номер опубликования: 3800201602260012);

2) Постановление Правительства Иркутской области от 07.04.2016 № 200-пп «О внесении изменений в Положение о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов» - общественно-политическая газета «Областная» 6 мая 2016 г. в выпуске Д 47 (1511); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14 апреля 2016 г. (номер опубликования: 3800201604140004);

3) Постановление Правительства Иркутской области от 05.12.2016 № 772-пп «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Иркутской области» - общественно-политическая газета «Областная» 26 декабря 2016 года в выпуске № 144 (1608); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 7 декабря 2016 г. (номер опубликования: 3800201612070003);

4) Постановление Правительства Иркутской области от 24.01.2017 № 32-пп «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Иркутской области» - общественно-политическая газета «Областная» 3 февраля 2017 г. в выпуске № 11 (1621); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26 января 2017 г. (номер опубликования: 3800201701260003);

5) Постановление Правительства Иркутской области от 29.03.2017 № 202-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 26 октября 2015 года № 536-пп» - общественно-политическая газета «Областная» 14 апреля 2017 г. в выпуске № 41 (1651); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 4 апреля 2017 г. (номер опубликования: 3500201704040002);

6) Постановление Правительства Иркутской области от 01.07.2017 № 359-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 26 октября 2015 года № 536-пп» - общественно-политическая газета «Областная» 14 июня 2017 г. в выпуске № 63 (1673); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2 июня 2017 г. (номер опубликования: 3800201706020008);

7) Постановление Правительства Иркутской области от 17.10.2017 № 654-пп «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Иркутской области» - общественно-политическая газета «Областная» 30 октября 2017 г. в выпуске № 122 (1732); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18 октября 2017 г. (номер опубликования: 3800201710180001);

8) Постановление Правительства Иркутской области от 21.05.2018 № 374-пп «О внесении изменений в Положение о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов» - общественно-политическая газета «Областная» 30 мая 2018 г. в выпуске № 57 (1814); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23 мая 2017 г. (номер опубликования: 3-800201805230006); .

9) Постановление Правительства Иркутской области от 14.11.2018 № 831-пп «О внесении изменений в Положение о Предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов» - общественно-политическая газета «Областная» 28 ноября 2018 г. в выпуске № 133 (1890); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19 ноября 2018 г. (номер опубликования: 3800201811190005);

10) Постановление Правительства Иркутской области от 20.02.2019 № 132-пп «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Иркутской области» - Официальный интернет- портал правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru, 21 февраля 2019 г.; общественно-политическая газета «Областная» 15 марта 2019 г. в выпуске № 27 (1930); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25 февраля 2019 г. (номер опубликования: 3800201902250005);

11) Постановление Правительства Иркутской области от 28.02.2019 № 181-пп «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Иркутской области» - Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru, 6 марта 2019 г.; общественно-политическая газета «Областная» 13 марта 2019 г. в выпуске № 26 (1929); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 6 марта 2019 г. (номер опубликования: 3800201903060006);

12) Постановление Правительства Иркутской области от 08.05.2019 № 381-пп «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Иркутской области» - Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru, 14 мая 2019 г.; общественно-политическая газета «Областная» 29 мая 2019 г. в выпуске № 58 (1961); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14 мая 2019 г. (номер опубликования: 3300201905140007);

13) Постановление Правительства Иркутской области от 16.09.2019 № 768-пп «О внесении изменений в Положение о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов» - Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru, 19 сентября 2019 г.; общественно-политическая газета «Областная» 2 октября 2019 г. в выпуске № 112 (2015); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18 сентября 2019 г. (номер опубликования: 3800201909180018);

14) Постановление Правительства Иркутской области от 03.06.2020 № 406-пп «О внесении изменения в Положение о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов» - (Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru, 5 июня 2020 г.; общественно-политическая газета «Областная» 22 июня 2020 г. в выпуске № 65 (2117); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 5 июня 2020 г. (номер опубликования: 3800202006050004);

15) Постановление Правительства Иркутской области от 31.07.2020 № 632-пп «О внесении изменений в отдельные установления Правительства Иркутской области» - Официальный интернет- портал правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru, 31 июля 2020 г.; общественно-политическая газета «Областная» 14 августа 2020 г. в выпуске № 88 (2140); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 5 августа 2020 г. (номер опубликования: 3800202008050005);

16) Постановление Правительства Иркутской области от 14.10.2020 № 848-пп «О внесении изменений в Положение о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов» - Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области http:/www.ogirk.ru, 20 октября 2020 г.; общественно-политическая газета «Областная» 6 ноября 2020 г. в выпуске № 124 (2176); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19 октября 2020 г. (номер опубликования: 3800202010190003);

17) Постановление Правительства Иркутской области от 30.08.2021 № 609-пп «О внесении изменения в Положение о Предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов» - Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru, 3 сентября 2021 г.; общественно-политическая газета «Областная» 6 сентября 2021 г. в выпуске № 98 (2297); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31 августа 2021 г. (номер опубликования: 3800202108310005).

18) Постановление Правительства Иркутской области от 25.02.2022 № 126-пп «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Иркутской области» - Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 02.03.2022; Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru, 02.03.2022; общественно-политическая газета «Областная», № 31 от 23.03.2022.

19) Постановление Правительства Иркутской области от 03.03.2022 № 151-пп «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Иркутской области» - Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 04.03.2022; Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru, 06.03.2022; общественно-политическая газета «Областная», № 36 от 04.04.2022; Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru, 04.04.2022.

Анализируя изложенное выше, суд приходит к выводу о соблюдении требований, предусмотренных действующим законодательством, к порядку опубликования Постановления № 536-пп, а также постановлений Правительства Иркутской области, вносящих в него изменения.

Проверяя наличия полномочий административного ответчика на издание оспариваемого Постановления № 536-пп, суд установил.

Согласно разъяснениям приведенным в пункте 28 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. При этом следует иметь в виду, что законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего регулирования на федеральном уровне.

В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование; сельское хозяйство; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры.

Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены частью 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее - Федеральный закон № 264-ФЗ).

Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, реализуемая, в том числе, путем предоставления им бюджетных средств. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, па поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6 и часть 2 статьи 7 Федерального закона № 264-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 264-ФЗ государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия является документом, определяющим цели и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования указанных рынков на среднесрочный период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - Государственная программа № 717), приложением № 8 к которой являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (далее - Правила № 717).

Пунктом 3 данных Правил № 717 предусмотрено, что субсидии Предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, направленных на развитие агропромышленного комплекса, и (или) Предоставления бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам для софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, при реализации муниципальных программ, направленных на развитие агропромышленного комплекса, возникающих при предоставлении средств из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов сельскохозяйственным товаропроизводителям, научным и образовательным организациям, а также организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат (без учета налога на добавленную стоимость), связанных с производством, реализацией и (или) отгрузкой на собственную переработку сельскохозяйственной продукции в рамках приоритетной подотрасли агропромышленного комплекса субъекта Российской Федерации, а также с глубокой переработкой зерна, переработкой молока сырого крупного рогатого скота, козьего и овечьего на пищевую продукцию и с развитием малых форм хозяйствования.

Судом установлено, что на территории Иркутской области действует Государственная программа Иркутской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2019 - 2024 годы», утвержденная Постановлением Правительства Иркутской области от 26 октября 2018 г. № 772-пп.

В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1492 утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим Предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Общие требования к нормативным правовым актам).

Пунктом 2 Общих требований к нормативным правовым актам предусмотрено, что правовые акты содержат следующие положения: общие положения о предоставлении субсидий; порядок проведения отбора получателей субсидий для предоставления субсидий (в случае, если субсидия предоставляется по результатам отбора); условия и порядок предоставления субсидий; требования к отчетности; требования об осуществлении контроля (мониторинга) за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.

Судом установлено, что Постановление № 536-пп соответствует форме установленной Общими требованиями к нормативным правовым актам.

Анализируя изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что Постановление № 536-пп принято в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия Правительства Иркутской области на принятие нормативных правовых актов, регулирующих предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Проверяя соответствие оспариваемых положений абзаца 4 пункта 29 Положения о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, утвержденного постановлением Правительства № 536-пп, действовавшего в редакции Постановления Правительства Иркутской области 30.08.2021 № 609, законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд установил.

Как было указано выше, приложением № 8 Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 № 717, установлены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов российской федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования.

Согласно пункту 1 данных Правил, они устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (далее - субсидии).

В подпункте «н» пункта 8 указанных выше Правил приведено понятие «сельскохозяйственный потребительский кооператив», как участника государственной программы, имеющего право на предоставлении субсидии из федерального бюджета, бюджета субъекта на стимулирование развития.

Согласно подпункту «н» пункта 8 данных Правил «сельскохозяйственный потребительский кооператив» -сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий и (или) сбытовой кооператив, созданный и осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 № 193-ФЗ, или потребительское общество (кооператив), действующие не менее 12 месяцев со дня их регистрации, зарегистрированные на сельской территории или на территории сельской агломерации, осуществляющие деятельность по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке, охлаждению, подготовке к реализации, транспортировке и реализации сельскохозяйственной продукции, дикорастущих пищевых ресурсов, а также продуктов переработки указанной продукции, объединяющие не менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей на правах членов кооперативов (кроме ассоциированного членства). Не менее 70 процентов выручки сельскохозяйственного потребительского кооператива должно формироваться за счет осуществления перерабатывающей и (или) сбытовой деятельности указанной продукции.

Таким образом, федеральным законодательством установлено, что участником указанной выше программы может быть сельскохозяйственный потребительский кооператив и он может быть допущенным к отбору на получение гранта на развитие.

Проверяя соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, положений абзаца 4 пункта 29 Положения № 536-пп, суд приходит к выводу о том, что установление дополнительно к критериям подсчета баллов участников отбора перечисленных в пункте 29 Положения № 536-пп дополнительного критерия их отбора при равенстве набранных заявками участников баллов – даты государственной регистрации как юридического лица создает дискриминационные (неравные) условия для участников отбора на получение гранта для участников, имеющих более позднюю государственную регистрацию в качестве юридического лица, поскольку созданные ранее участники и соответственно начавшие осуществление производственной деятельности ранее находятся в преимущественном положении в формировании материально-технической и кадровой базы сельскохозяйственного кооператива.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, пунктом 8 части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ запрещаются, создание дискриминационных условий.

Согласно разъяснениям, приведенным пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2021 года № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», согласно которым антимонопольным законодательством органам публичной власти запрещается создание дискриминационных условий: условий доступа на товарный рынок, условий производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4, пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).

При проверке того, являются ли созданные для хозяйствующих субъектов и подлежащие применению (применяемые) к ним условия деятельности дискриминационными (нарушающими принцип равенства), судам необходимо давать оценку объективности критериев, по которым проводится дифференциация прав и обязанностей хозяйствующих субъектов, наличию законной цели в действиях органов публичной власти при установлении различий в условиях деятельности хозяйствующих субъектов и реализации их прав.

Установление (предоставление) правовым актом прав и вытекающих из них преимуществ на рынке для определенной категории хозяйствующих субъектов само по себе не свидетельствует о создании дискриминационных условий, если это допускается законодательством и обусловлено публичным интересом, например, необходимо для предоставления поддержки отдельным категориям хозяйствующих субъектов, определенным законодательством, для обеспечения социально-экономического развития региона.

В частности, не является созданием дискриминационных условий как таковое предоставление хозяйствующим субъектам поддержки (например, имущественной, финансовой) в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», Федеральным законом от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». Однако нарушением запрета, установленного пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона, может быть признано создание неравных условий доступа к фактическому получению указанной поддержки среди лиц, имеющих согласно закону право на ее получение.

Антимонопольный запрет создания дискриминационных условий распространяется также на условия (порядок) предоставления субсидий хозяйствующим субъектам в соответствии с бюджетным законодательством. Например, не являются дискриминационными условия предоставления субсидий за счет бюджета субъекта Российской Федерации, ограничивающие круг лиц, имеющих право на получение субсидии только лицами, ведущими деятельность на территории данного субъекта Российской Федерации и уплачивающими налоги в бюджет данного субъекта. Однако могут быть признаны дискриминационными условия, исключающие возможность получения субсидии хозяйствующими субъектами, которые ведут деятельность на территории субъекта Российской Федерации, в связи с их регистрацией и ведением деятельности также на территории иных субъектов Российской Федерации.

Как было указано выше, оспариваемый абзац 4 пункта 29 Постановление № 536-пп не соответствует приложению № 8 Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 № 717, Общими требованиями к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим Предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1492, так этими нормативными правовыми актами не предусмотрено установление даты государственной регистрации как юридического лица участника конкурса при определении победителя конкурса, поскольку критерий даты создания (государственной регистрации) участника конкурса, среди прочих, установлен лишь как критерий допуска к участию в конкурсе (отборе).

Таким образом, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, анализируя собранные по делу доказательство, в том числе письмо Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от Дата изъята Номер изъят, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые административным истцом положения абзаца 4 пункта 29 Положения о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, утвержденного постановлением Правительства № 536-пп (в редакции Постановления Правительства Иркутской области 30.08.2021 № 609) противоречат пункту 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Российской Федерации и подлежат признанию недействующими со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему административному делу.

Доводы представителей административного ответчика о том, что письмо Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от Дата изъята Номер изъят не может быть принято во внимание как не имеющее юридической силы, так как дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждено, не приняты судом, поскольку это письмо является письменным доказательством и оценено судом наряду с другими доказательствами по правилам статьи 89 КАС РФ.

То обстоятельство, что дело о нарушении антимонопольного законодательство не возбуждено не имеет юридического значения в рамках проводимого судом в рамках настоящего административного дела абстрактного нормоконтроля, кроме того отсутствуют доказательства применения оспариваемых положений к конкретному участнику отбора на получение гранта.

Доводы отзывов административного ответчика и заинтересованного лица, объяснений их представителей, данных в судебных заседаниях, о соответствии оспариваемых положений абзаца 4 пункта 29 Постановления № 536-пп не приняты судом как основанные на неправильном толковании норм материального права, мотивы по которым эти доводы не приняты приведены судом в выводах в настоящем решении.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение или сообщение о принятом Иркутским областным судом решении подлежит публикации в общественно-политической газете «Областная», а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования заместителя прокурора Иркутской области Б в защиту интересов неопределенного круга лиц к Правительству Иркутской области о признании недействующим абзаца 4 пункта 29 Положения о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 26 октября 2015 г. № 536-пп (в редакции Постановления Правительства Иркутской области 30.08.2021 № 609) – удовлетворить.

Признать недействующим абзац 4 пункта 29 Положения о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 26 октября 2015 г. № 536-пп (в редакции Постановления Правительства Иркутской области 30.08.2021 № 609) со дня вступления решения суда по настоящему административному делу в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Председательствующий А.С. Папуша

Мотивированное решение изготовлено Дата изъята