ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1068/2017 от 15.12.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 декабря 2017 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Родиной Т.А.,

при секретаре Бамбуровой Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-1068/2017 по административному исковому заявлению Тайдакова А.Ю. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,

с участием представителя Тайдакова А.Ю. по доверенности Семагиной Е.В.,

представителя Правительства Самарской области по доверенности Фитчиной А.О.,

у с т а н о в и л:

Тайдаков А.Ю. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 020 000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 19 августа 2017 года в размере 872 508 руб.

В обоснование заявленных требований Тайдаков А.Ю. указал, что является собственником вышеуказанного земельного участка, кадастровая стоимость которого существенно превышает размер рыночной стоимости указанного объекта недвижимости, тем самым затронуты его права и обязанности как плательщика земельного налога.

В судебном заседании представитель административного истца Семагина Е.В. поддержала исковые требования в соответствии с доводами, изложенными в административном иске.

Представитель Правительства Самарской области Фитчина А.О. просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Административный ответчик: Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица: ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрация сельского поселения Авангард муниципального района Алексеевский Самарской области, администрация муниципального района Алексеевский Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Относительно заявленных требований ФГБУ ФКП «Росреестра» по Самарской области, администрация муниципального района Алексеевский Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области представили отзывы.

Глава сельского поселения Авангард муниципального района Алексеевский Самарской области в письменном заявлении просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях /пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III1 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»/.

В связи с этим статья 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции.

Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером , площадью 1 020 000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, расположенном по адресу: <адрес>.

Вышеуказанный земельный участок на основании договора дарения от 13 сентября 2017 года принадлежит Тайдакову А.Ю., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 26 сентября 2017 года, договором дарения от 13 сентября 2017 года, зарегистрированным в Управление Росреестра по Самарской области от 21 сентября 2017 года.

Постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в Самарской области» от 26 декабря 2012 года № 814, утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков.

Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 19 августа 2017 года и применительно к статье 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» кадастровая стоимость этого земельного участка определена по состоянию на 19 августа 2017 года в размере 3 070 200 руб.

Считая кадастровую стоимость завышенной, Тайдаков А.Ю. 13 ноября 2017 года обратился в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, рассматриваемого в рамках данного административного дела.

В обоснование заявленных требований административный истец представил отчё т об оценке рыночной стоимости от 27 октября 2017 года , выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Независимый кадастровый центр» ФИО1, являющейся членом Союза специалистов оценщиков «Федерация Специалистов Оценщиков».

Данным отчетом величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 19 августа 2017 года в размере 872 508 руб.

Исследовав отчёт об оценке, суд отмечает, что он выполнен в соответствии с требованиями Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Величина рыночной стоимости спорного земельного участка определена оценщиком с учётом стандартов и принципов оценочной деятельности, с использованием сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах об объекте оценки, а также на основании данных визуального осмотра объекта оценки, проведённого 16 октября 2017 года.

Оценщик сделал вывод о том, что оцениваемый земельный участок принадлежит к сегменту рынка земельных участков сельскохозяйственного назначения Самарской области.

В ходе применения сравнительного подхода оценщиком был проведен анализ рынка предложений по продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Самарской области за 2 квартал 2017 года и путем сопоставления характеристик объектов исследования и выбранных объектов для расчёта оценщиком были отобраны только те участки, которые наиболее полно отражали зависимость цены земельного участка от ценообразующих факторов и находятся в пределах среднего срока экспозиции аналогичных объектов.

Применяя метод регрессионного анализа, оценщик выявил основные причинно-следственные связи в исследуемой системе, выполнил поиск статистических выбросов, проверил условие независимости факторов на результирующую переменную. Оценщик определил коэффициент корреляции переменных в результирующей переменной больше 0,5 по абсолютному значению: на землеоценочный район, на качественную характеристику площади, на качественную характеристику балл бонитета пашни по административному району. На стр. 56 отчета привел расчёт рыночной стоимости земельного участка путем обобщения скорректированных цен аналогов и сделал вывод о рыночной стоимости оцениваемого объекта, равной 872 508 руб.

Последовательность определения стоимости объекта оценки, расчёт стоимости земельного участка, процедура данного расчета, выбор единицы сравнения, подбор аналогов, определение элементов сравнения, введение и обоснование корректировок по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающих их отличие от объекта оценки, произведены в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В ходе рассмотрения дела сторонами не приведено замечаний к отчету об оценке, не представлено доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного земельного участка, и сведений о его рыночной стоимости в иных размерах. Ходатайств о назначении судебной экспертизы от сторон не поступило, оснований для назначения экспертизы по собственной инициативе суд не усматривает.

Проанализировав отчет об оценке, а также принимая во внимание, что обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 августа 2017 года, то есть на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, полагает возможным определить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной стоимости по состоянию на 19 августа 2017 года в размере 872 508 руб.

Ссылка Правительства Самарской области на то, что снижение кадастровой стоимости земельного участка приведет к снижению земельного налога, не может быть принята во внимание, поскольку заявленные Тайдаковым А.Ю. требования основаны на законе.

Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 13 ноября 2017 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Требования Тайдакова А.Ю. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 020 000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 19 августа 2017 года в размере 872 508 руб.

Датой обращения Тайдакова А.Ю. в суд считать 13 ноября 2017 года.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Т.А.Родина