ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1069/2021 от 24.02.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД: 59OS0000-01-2021-000631-37

Дело № 3а-55/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 февраля 2022 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Буланкова Р.В.,

при секретаре Корольковой А.А.,

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Меньтиной А.С.,

административного истца ФИО1,

представителя административного истца ФИО2,

представителя административного ответчика ФИО3,

представителя заинтересованного лица Министерства социального развития Пермского края ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании закона Пермского края от 30 июня 2021 года № 668-ПК «О внесении изменений в отдельные законы Пермской области, Пермского края в сфере социальной поддержки отдельных категорий населения Пермского края»,

у с т а н о в и л:

Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 17 июня 2021 года принят Закон Пермского края от 30 июня 2021 года № 668-ПК «О внесении изменений в отдельные законы Пермской области, Пермского края в сфере социальной поддержки отдельных категорий населения Пермского края».

В соответствии со статьей 1 указанного Закона внесены изменения в статью 6 Закона Пермской области Закон Пермской области от 2 октября 2000 года № 1147-167 «О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой страховой стаж».

Статья 2 Закона Пермского края от 30 июня 2021 года № 668-ПК вносит изменение в статью 4 Закона Пермского края от 20 декабря 2012 года № 146-ПК «О ветеранах труда Пермского края».

Закон Пермского края от 30 июня 2021 года № 668-ПК опубликован в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 27, 5 июля 2021 года и размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 2 июля 2021 года.

ФИО1 (с учетом уточненного административного искового заявления) обратилась в суд с административными исковыми требованиями об оспаривании:

- пункта 1 статьи 4 Закона Пермского края от 20 декабря 2012 года № 146-ПК «О ветеранах труда Пермского края» в части предоставления меры социальной поддержки в форме ежегодной денежной выплаты на оздоровление в зависимости от ежемесячного дохода и величины прожиточного минимума, установленной для пенсионеров в Пермском крае;

- закона Пермского края от 30 июня 2021 года № 668-ПК «О внесении изменений в отдельные законы Пермской области, Пермского края в сфере социальной поддержки отдельных категорий населения Пермского края».

В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемые положения противоречат действующему законодательству: требованиям статьи 4 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», статей 10 и 13 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», статьи 185 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Административный истец, являясь «Ветераном труда Пермского края», полагает, что оспариваемые нормы ограничивают перечень мер социальной поддержки, установленных федеральным законом. Считает, что распространение действия закона на правоотношения с 1 января 2021 года противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Определением суда от 24 февраля 2022 года административные исковые требования ФИО1 об оспаривании части 1 статьи 4 закона Пермского края от 20 декабря 2012 года № 146-ПК «О ветеранах труда Пермского края» оставлены без рассмотрения, прекращено производство по административным исковым требованиям ФИО1 об оспаривании статьи 1, части 2 статьи 3 закона Пермского края от 30 июня 2021 года № 668-ПК «О внесении изменений в отдельные законы Пермской области, Пермского края в сфере социальной поддержки отдельных категорий населения Пермского края» (далее – закон Пермского края № 668-ПК).

Административный истец ФИО1, представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Считают, что предоставляемые виды социальной поддержки для «Ветерана труда Пермского края» значительно отличаются от перечня видов социальной поддержки «Ветерана труда». Дополнительно административным истцом ФИО1 указано, что ежегодную социальную поддержку на оздоровление как «Ветеран труда Пермского края» получает с 2019 года.

Представитель административного ответчика Законодательного Собрания Пермского края ФИО3 в судебном заседании возражала об удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Административный ответчик губернатор Пермского края извещён о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представлены письменные возражения.

Представитель заинтересованного лица Министерства социального развития Пермского края ФИО4 в судебном заседании возражала об удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Заинтересованные лица Министерство финансов Пермского края, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Пермскому краю извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, направлены письменные отзывы на административное исковое заявление.

Суд, заслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, заключение прокурора Прокуратуры Пермского края, полагавшего, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «ж» части 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение.

Согласно части 3 статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Финансирование полномочий, предусмотренное названной статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В соответствии со статьей 22 указанного закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Названные положения Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» реализованы на территории Пермского края путем закрепления соответствующих правовых норм:

- в законе Пермской области от 30 ноября 2004 года № 1830-388 «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермского края»;

- в указе губернатора Пермского края от 4 апреля 2006 года № 50 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Пермском крае».

Кроме того, на территории Пермского края определены дополнительные меры социальной поддержки (не в порядке реализации положений Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах») для «Ветеранов труда Пермского края» и закреплены в законе Пермского края от 20 декабря 2012 года № 146-ПК «О ветеранах труда Пермского края» (далее – закон Пермского края № 146-ПК).

Согласно статье 5 Закона Пермского края № 146-ПК мера социальной поддержки в форме ежегодной денежной выплаты на оздоровление является расходным обязательством Пермского края.

С 1 января 2016 года положениями части 1 статьи 4 Закона Пермского края № 146-ПК установлено, что ветеранам труда Пермского края, ежемесячный доход которых не превышает двукратной величины прожиточного минимума, установленной для пенсионеров в Пермском крае, предоставляется мера социальной поддержки в форме ежегодной денежной выплаты на оздоровление в размере 5000 рублей с последующей индексацией.

На период 2021 года, оспариваемым законом Пермского края № 668-ПК уточнены, скорректированы условия, расширен круг лиц, имеющих право на получение названной выплаты, поскольку с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года ежегодная денежная выплата на оздоровление предоставляется ветеранам труда Пермского края, ежемесячный доход которых превысил двукратную величину прожиточного минимума, установленную для пенсионеров в Пермском крае, но не более чем на 10%.

С учетом характера внесенных изменений оспариваемым законом Пермского края № 668-ПК, которые связаны с уточненной редакцией дополнительной меры социальной поддержки для «Ветеранов труда Пермского края» на период 2021 года, принятые в соответствии с положениями статьи 26.3-1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ и пункта «и» статьи 20 закона Пермского края от 6 марта 2007 года № 8-ПК «О Законодательном Собрании Пермского края», принимая во внимание представленные в материалы дела доказательства по порядку принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу, что оспариваемые изменения в закон Пермского края № 146-ПК, приняты уполномоченным органом, в установленной форме, официально опубликованы для всеобщего сведения и по этим основаниям не оспариваются стороной административного истца.

Доводы стороны административного истца основаны на неверном толковании положений действующего законодательства и не свидетельствуют о наличии оснований для признания недействующими оспариваемые положения нормативного правового акта.

Как установлено выше оспариваемые положения закона Пермского края № 668-ПК регламентируют дополнительные меры социальной поддержки для «Ветеранов труда Пермского края», реализация которых происходит за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в связи с чем оспариваемые положения не соотносятся по предмету с нормативным регулированием Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и не противоречат названным нормативным предписаниям федерального уровня.

В административном исковом заявлении истец ссылается на противоречие статьи 3 оспариваемого закона Пермского края № 668-ПК в части распространения его действия на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года положениям бюджетного законодательства (статьям 85, 173, 185 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Однако в данном случае из отзыва стороны административного ответчика установлено, что согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту оспариваемого закона Пермского края № 668-ПК планировалось осуществлять финансирование в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Пермского края от 7 декабря 2020 года № 582-ПК «О бюджете Пермского края на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (ветеранам труда Пермского края: целевая статья расходов 0320670230 – 368520,9 тыс. рублей), что свидетельствует об отсутствии противоречий с названными административным истцом положениями бюджетного законодательства.

Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 1 октября 1993 года № 81-р и поддерживаемой в последующих судебных актах, основным принципом существования закона во времени является немедленное действие. Придание обратной силы закону – исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя, при этом законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений. Обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида.

В рассматриваемом деле основная норма о дополнительной социальной выплате «на оздоровление» порядок и условия получения закреплены с 2013 года в законе Пермского края № 146-ПК.

Внесенные оспариваемым законом Пермского края № 668-ПК изменения направлены на расширение круга получателей такой выплаты в 2021 году, то есть в интересах лиц, обладающих статусом «Ветеран труда Пермского края», при этом изменение бюджетного финансирования при внесении соответствующих изменений не требовалось.

Таким образом, обстоятельства придания обратной силы оспариваемым положениям закона Пермского края № 668-ПК, в данном случае, не нарушают права и законные интересы административного истца, поскольку внесенные изменения не вводят новое правовое регулирование, а лишь меняют условия получения ранее действующей дополнительной социальной гарантии в виде выплаты «на оздоровление» в 2021 году, при этом изменение таких условий произошло в интересах получателей названной дополнительной социальной выплаты.

Таким образом, заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку не установлено несоответствие оспариваемых положений закона Пермского края № 668-ФЗ требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 об оспаривании статьи 2, части 1 статьи 3 закона Пермского края от 30 июня 2021 года № 668-ПК «О внесении изменений в отдельные законы Пермской области, Пермского края в сфере социальной поддержки отдельных категорий населения Пермского края» - отказать.

Решение суда может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Судья /подпись/

Мотивированное решение составлено 9 марта 2022 года.

Решение суда не вступило в законную силу.