ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-106/17 от 24.10.2017 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-106/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 24 октября 2017 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шадриной Е.В.,

при секретаре Левичевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Лужский горно-обогатительный комбинат» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

открытое акционерное общество (далее – ОАО) «Лужский горно-обогатительный комбинат» обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением (уточнённым в ходе судебного разбирательства в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В обоснование требований административный истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 47:29:0000000:11, общей площадью 513 300 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земли: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешённое использование: для производственных целей.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 12 января 2017 г. № 1 определена кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 85 675 000 руб., по состоянию на 5 сентября 2013 г., которая применяется с 1 января 2016 г.

До указанного времени кадастровая стоимость земельного участка, которая внесена в государственный кадастр недвижимости 12 декабря 2014 г. и применялась с 1 января 2015 г., составляла 164 271 399 руб. и была определена на основании постановления правительства Ленинградской области от 27 октября 2014 г. № 490 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Ленинградской области».

Названная кадастровая стоимость определена в соответствии с отчётом № 0212-13, подготовленным оценщиком обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Тамбов-Аппрайсал».

По заключению ООО «АСБ Групп» от 18 июля 2017 г. № 4/07-17 в данном отчёте допущены существенные ошибки в расчётной части, повлиявшие на итоговый результат и расчёт кадастровой стоимости земельного участка, что свидетельствует о недостоверности сведений, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В заключении той же организации от 23 октября 2017 г. № 30/10-17 указано, что стоимость земельного участка по состоянию на 5 сентября 2013 г. составляет 49 777 000 руб.

Оспариваемая кадастровая стоимость является архивной, но за ОАО «Лужский горно-обогатительный комбинат» по-прежнему сохраняется право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости для целей налогообложения.

Административный истец просил устранить в сведениях государственного кадастра недвижимости кадастровую ошибку, возникшую в результате использования недостоверных сведений в упомянутом отчёте ООО «Тамбов-Аппрайсал» № 0212-13 в части, касающейся определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 47:29:0000000:11, путём установления с 12 декабря 2014 г. кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 49 777 000 руб.

Административный ответчик управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в письменном отзыве указало, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:29:0000000:11 органом кадастрового учёта определена правомерно, нарушений действующего законодательства не допущено. Обратило внимание суда на то, что обязанность доказать недостоверность сведений объекта недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, лежит на административном истце.

Административный ответчик федеральное государственное бюджетное учреждение (далее – ФГБУ) «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ленинградской области в письменном отзыве указало, что сведения Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 47:29:0000000:11 соответствуют сведениям, содержащимся в правоустанавливающем документе на этот земельный участок. Искажения данных о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, не допущено.

Административный ответчик правительство Ленинградской области в письменном отзыве указало, что доводы административного истца об использовании недостоверных сведений при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 47:29:0000000:11 являются несостоятельными. Выводы, изложенные в заключении ООО «АСБ Групп» от 18 июля 2017 г. № 4/07-17, сделаны без учёта норм, содержащихся в актах уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регламентирующих вопросы определения кадастровой стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 административные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представители ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ленинградской области Войцех Т.В. и ФИО4, представитель правительства Ленинградской области ФИО5, настаивая на том, что кадастровая стоимость земельного участка определена правильно, а административный истец не доказал недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, просили в удовлетворении заявленных требований отказать.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, будучи извещённым о месте и времени рассмотрения административного дела, своего представителя в суд не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя. Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывая мнение представителей лиц, участвующих в деле, суд счёл возможным рассмотрение дела в отсутствие указанного административного ответчика.

Выслушав объяснения представителя административного истца ФИО3, представителей административных ответчиков Войцех Т.В., ФИО4 и ФИО5, исследовав письменные доказательства и допросив в качестве свидетеля специалиста ООО «АСБ Групп» ФИО1, составившего заключения от 18 июля 2017 г. № 4/07-17 и от 23 октября 2017 г. № 30/10-17, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1, 2 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Абзацем первым пункта 2 и пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) за юридическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» выражена правовая позиция о том, что исходя из содержания статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлёкшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

К недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешённое использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчёте кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки (пункт 13).

Обязанность по доказыванию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, лежит на административном истце, а если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы (пункт 19).

Согласно части 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г.
№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) воспроизведённая в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном данным Законом (далее – реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Аналогичные положения содержались и в статье 28 Закона о кадастре, утратившей силу с 1 января 2017 г.

В абзаце четвёртом статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что в случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.

Из материалов дела следует, что ОАО «Лужский горно-обогатительный комбинат» является собственником земельного участка с кадастровым номером 47:29:0000000:11, общей площадью 513 300 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земли: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешённое использование: для производственных целей, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26 октября 2012 г.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 16 августа 2017 г. кадастровая стоимость земельного участка в размере 164 271 399 руб. внесена в Единый государственный реестр недвижимости 12 декабря 2014 г. и определена по состоянию на 5 сентября 2013 г.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 12 января 2017 г. № 1 по результатам рассмотрения заявления ОАО «Лужский горно-обогатительный комбинат» определена кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 85 675 000 руб., по состоянию на 5 сентября 2013 г.

Сведения о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости внесены 1 февраля 2017 г. и применяются в целях налогообложения с 1 января 2016 г., что подтверждается выпиской из указанного реестра от 5 июня 2017 г.

Следовательно, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость является архивной.

Решением инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области от 27 июня 2016 г. № 4328 ОАО «Лужский горно-обогатительный комбинат» привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, ему начислены недоимка по земельному налогу за 2015 г. в сумме 2 454 601 руб. из расчёта кадастровой стоимости земельного участка в размере 164 271 399 руб., штраф в размере 81 820,03 руб., пени в размере 225 501,22 руб. Также налоговым органом выставлено требование от 1 сентября 2016 г. № 4668 об оплате указанных сумм.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 апреля 2017 г. по делу № А56-78165/2016 ОАО «Лужский горно-обогатительный комбинат» отказано в удовлетворении требований к инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области о признании указанных решения от 27 июня 2016 г. № 4328 и требования от 1 сентября 2016 г. № 4668 незаконными.

Поскольку в случае пересмотра архивной кадастровой стоимости за ОАО «Лужский горно-обогатительный комбинат» сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей налогообложения, административные исковые требования подлежат рассмотрению по существу.

Уведомлением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 31 июля 2017 г. заявление ОАО «Лужский горно-обогатительный комбинат» от 25 июля 2017 г. о пересмотре результатов определения архивной кадастровой стоимости земельного участка по мотиву использования недостоверных сведений к рассмотрению не принято.

Результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Ленинградской области утверждены постановлением правительства Ленинградской области от 27 октября 2014 г. № 490.

В пункте 22414 таблицы 1 к названному акту для земельного участка с кадастровым номером 47:29:0000000:11, общей площадью 513 300 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость утверждена в сумме 164 271 399 руб., удельный показатель кадастровой стоимости – 320,03 руб. за 1 кв. м.

Принятию упомянутого документа предшествовало заключение Ленинградским областным комитетом по управлению государственным имуществом государственного контракта с ООО «Тамбов-Аппрайсал» от 5 декабря 2013 г. на выполнение работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения на территории Ленинградской области, по результатам которых оценщиком ООО «Тамбов-Аппрайсал» ФИО2 составлен отчёт
№ 0212-13 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения на территории Ленинградской области по состоянию на 5 сентября 2013 г. (далее – Отчёт № 0212-13).

Согласно заключению специалиста ООО «АСБ Групп» ФИО1, составившего заключение от 18 июля 2017 г. № 4/07-17 о проверке Отчёта
№ 0212-13, в данном отчёте допущены существенные ошибки в расчётной части, повлиявшие на итоговый результат и расчёт кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 47:29:0000000:11, выразившиеся в следующем:

1) статистическая выборка не является однородной при расчёте экспоненциальной модели для 2 группы земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения, при построении статистических моделей, максимальное значение превышает минимальное более чем в 136 раз (от 48,89 руб./кв. м до 6 666,67 руб./кв. м);

2) оценщик не учитывает основной фактор кластеризации – общая площадь земельного участка. При проверке исходных результатов наблюдается обратная зависимость: чем больше земельный участок, тем выше удельный показатель кадастровой стоимости. При сопоставимых факторах кластеризации оценщик получает удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка 5 479 кв. м (0,54 га) и 513 300 кв. м (51,33 га) удельные показатели кадастровой стоимости 306,90 руб./кв. м для земельного участка площадью 5 479 кв. м и 320,03 руб./кв. м для земельного участка площадью 513 300 кв. м, что противоречит рыночным данным и принципам оценки;

3) при проверке объектов-аналогов для расчёта 2 группы земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения в расчётной модели использовались недостоверные данные, которые значительно повлияли на итоговый результат кадастровой стоимости земельных участков 2 группы, и в частности, для расчёта кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 47:29:0000000:11 (характеристики объектов-аналогов, использованные оценщиком в расчётах, не совпадают с характеристиками, приведёнными в объявлениях);

4) при расчёте кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 47:29:0000000:11 оценщик не учитывал, что часть земельного участка площадью 21,74 га не пригодна под застройку территории, а является земельными участками под пульпопроводом, железнодорожными путями и дорогами (ширина земельного участка от 2 – 4 м), при этом в расчётных моделях использовались объекты-аналоги правильной формы с возможностью застройки территории.

В соответствии с абзацем восьмым статьи 3 Закона об оценочной деятельности под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определённая в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 этого Закона.

Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости «ФСО № 4», утверждённым приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. № 508, (в редакции, действовавшей до 21 июня 2015 г.) (далее – ФСО № 4) предусмотрено, что под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определённая методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определённая индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (пункт 3).

Для целей данного федерального стандарта оценки под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке (пункт 6).

При определении кадастровой стоимости объектами оценки являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости на дату проведения оценки (пункт 5).

В пункте 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316, (далее – Правила) указано, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования.

Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Правил).

Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее – Методика) утверждена приказом Федеральной службой земельного кадастра России от 20 марта 2003 г. № П/49.

Пунктом 1.3 Методики установлены виды разрешенного использования земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения, в разрезе которых определяется кадастровая стоимость земельных участков в том числе использующихся или предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности (пункт 1.3.1).

Абзацем седьмым пункта 2 Методики установлено, что земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности относятся ко второй группе земель указанной категории.

Сведения о земельном участке с кадастровым номером 47:29:0000000:11 при определении оспариваемой кадастровой стоимости на дату проведения оценки (5 сентября 2013 г.) содержались в государственном кадастре недвижимости и по категории и виду разрешённого использования земельный участок соответствует второй группе земель промышленности и иного специального назначения, что административным истцом не оспаривается.

Требования, предъявляемые к определению кадастровой стоимости земельных участков, отнесённых ко второй группе, изложены в пункте 4 Методики.

В частности, определение кадастровой стоимости земельных участков, отнесённых ко второй группе, осуществляется в следующем порядке: кластеризация земельных участков, отнесённых ко второй группе; определение кадастровой стоимости земельных участков, отнесённых ко второй группе (пункт 4.1 Методики).

Упомянутым приказом Федеральной службой земельного кадастра России от 20 марта 2003 г. № П/49 также утверждены Технические указания по государственной кадастровой оценке земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее – Технические указания).

Типовой перечень факторов кластеризации земельных участков, отнесённых ко второй группе, приведён в приложении 2 к Техническим указаниям, в котором такой фактор кластеризации как «общая площадь» отсутствует.

В связи с этим, суждение специалиста ООО «АСБ Групп» о том, что в Отчёте № 0212-13 общая площадь земельного участка относится к существенным факторам кластеризации суд находит несостоятельным.

При этом из Отчёта № 0212-13 видно, что кластеризация земельных участков, отнесённых ко второй группе, оценщиком проведена (стр. 66-71).

Заключение специалиста ООО «АСБ Групп» о том, что в Отчёте
№ 0212-13 статистическая выборка объектов-аналогов не является однородной, и о том, что в расчётах Отчёта № 0212-13 использованы характеристики объектов-аналогов, не соответствующие предложениям об их продаже, не означает, что оценщиком ООО «Тамбов-Аппрайсал» не проведён сбор рыночной информации, как того требует пункт 7 ФСО № 4 (стр. 44-51 Отчёта № 0212-13).

Во всяком случае, такое заключение не свидетельствуют о том, что при проведении кадастровой оценки оценщиком ООО «Тамбов-Аппрайсал» допущено искажение данных непосредственно земельного участка с кадастровым номером 47:29:0000000:11 и упомянутые сведения являются недостоверными о земельном участке, кадастровая стоимость которого оспаривается, по смыслу, придаваемому частью 3 статьи 61 Закона о регистрации и пунктом 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

Замечание специалиста ООО «АСБ Групп» о том, что часть земельного участка с кадастровым номером 47:29:0000000:11 площадью 21,74 га не пригодна под застройку территории, а является земельными участками под пульпопроводом, железнодорожными путями и дорогами, что также следует отнести к недостоверным сведениям о земельном участке, не может быть принято во внимание суда.

Разрешённое использование земельного участка: для производственных целей, а потому размещение на участке пульпопровода, железнодорожных путей и дорог соответствует его целевому назначению.

Пульпопровод, железнодорожные пути и дороги к обременениям земельного участка не отнесены, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26 октября 2012 г.

Кроме того, в соответствии с пунктом 10 ФСО № 4 при применении методов массовой оценки не учитываются виды прав и ограничения (обременения) на объекты оценки, за исключением сервитутов, установленных законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления (в случае отсутствия у оценщика такой информации).

Как пояснил в судебном заседании свидетель ФИО1, и следует из заключения от 18 июля 2017 г. № 4/07-17 в данном заключении им выражено профессиональное мнение.

Между тем, при разрешении дела суд не может не учитывать, что в порядке, установленном статьёй 17.1 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей до 12 марта 2014 г.), проведена экспертиза Отчёта № 0212-13.

Согласно экспертному заключению Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» от 17 декабря 2013 г.
№ 2371/2013 Отчёт № 0212-13 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.

При таких обстоятельствах у суда имеются основания для вывода о том, что заключение специалиста ООО «АСБ Групп» от 18 июля 2017 г.
№ 4/07-17 нельзя признать надлежащим доказательством, объективно подтверждающим, что при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 47:29:0000000:11 использованы недостоверные сведения и допущена реестровая ошибка, повлиявшая на размер его кадастровой стоимости.

По заключению специалиста ООО «АСБ Групп» ФИО1 от 23 октября 2013 г. № 30/10-17, являющимся экспертным мнением, стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:29:0000000:11, определённая в рамках сравнительного подхода, по состоянию на 5 сентября 2013 г. составляет 44 777 000 руб.

Анализ данного заключения позволяет суду сделать вывод, что фактически в нём определена рыночная стоимость земельного участка, по поводу кадастровой стоимости которого возник спор, что к предмету настоящего дела не относится.

Поскольку административным истцом не доказано, что сведения о земельном участке, использованные при определении его кадастровой стоимости, являются недостоверными, в удовлетворении административного иска надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

ОАО «Лужский горно-обогатительный комбинат» в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ленинградского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.В.Шадрина

Решение принято в окончательной форме 1 ноября 2017 г.