,Дело № 3а-106/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 11 марта 2019 года
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.,
при секретаре Ошмариной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Карабиха» об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Карабиха» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит:
установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 26 432 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного строительства с ведением дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 650 000 рублей;
установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 40 700 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного строительства с ведением дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> в размере рыночной стоимости 1 000 000 рублей;
установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 42 800 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного хозяйства, садоводства и огородничества, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 21, 2 га, в размере рыночной стоимости 1 052 000 рублей;
установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 17 400 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного хозяйства, садоводства и огородничества, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 428 000 рублей;
установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 22 715 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного хозяйства, садоводства и огородничества, расположенного по адресу: <адрес> в размере рыночной стоимости 558 000 рублей;
установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 535 164 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного строительства с ведением дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> в размере рыночной стоимости 9 735 000 рублей;
установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 21 101 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного строительства с ведением дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> в размере рыночной стоимости 519 000 рублей;
установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 133 607 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного строительства с ведением дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 2 820 000 рублей.
Заявление обосновано тем, что ООО «Карабиха» является собственником указанных земельных участков и плательщиком земельного налога. ООО «Карабиха» проведена оценка рыночной стоимости земельных участков. Отчетами, выполненными ООО «Ярэксперт» (далее – Отчеты), установлено, что
рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2015 года составляет 650 000 рублей;
рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2015 года составляет 1 000 000 рублей;
рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 24 апреля 2015 года составляет 1 052 000 рублей;
рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 6 сентября 2015 года составляет 428 000 рублей;
рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 6 сентября 2015 года составляет 558 000 рублей;
рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2015 года составляет 9 735 000 рублей;
рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 3 февраля 2015 года составляет 519 000 рублей;
рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 3 февраля 2015 года составляет 2 820 000 рублей.
В соответствии с результатами государственной кадастровой оценки земельных участков, утвержденных Постановлением Правительства Ярославской области от 24 февраля 2016 года № 170-п,
кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2015 года составляет 3 297 127, 68 рублей;
кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2015 года составляет 5 076 918 рублей;
кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 24 апреля 2015 года составляет 5 338 872 рубля;
кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 6 сентября 2015 года составляет 2 170 476 рублей;
кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 6 сентября 2015 года составляет 2 833 469, 10 рублей;
кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2015 года составляет 66 756 357, 36 рублей;
кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 3 февраля 2015 года составляет 2 632 138, 74 рублей;
кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 3 февраля 2015 года составляет 16 666 137, 18 рублей.
В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) административный истец просит установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца на основании доверенности ФИО1 административный иск поддержала.
Представитель Управления Росреестра по Ярославской области по доверенности ФИО2 оставила разрешение административного иска на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области по доверенности ФИО3 просила в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на отсутствие в материалах дела достоверных доказательств размера рыночной стоимости земельных участков, определенной на дату установления его кадастровой стоимости.
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» представило суду отзыв на административный иск, в которых оставило разрешение дела на усмотрение суда, подтвердило размер кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Административный ответчик Правительство Ярославской области, заинтересованные лица администрация Карабихского сельского поселения, администрация Ярославского муниципального района Ярославской области своих представителей в судебное заседание не направили, письменного отзыва на административный иск не представили суду.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление ООО «Карабиха» подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях – статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно части 1 статьи 245, статье 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения закреплены в статье 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статье 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».
Суд принимает во внимание, что в соответствии с частями 6 и 7 статьи 24 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Поскольку оспариваемая в настоящем деле кадастровая стоимость земельного участка установлена до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в настоящем административном деле суд применят положения Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Судом установлено, что ООО «Карабиха» на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
земельный участок площадью 26 432 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного строительства с ведением дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>
земельный участок площадью 40 700 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного строительства с ведением дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>
земельный участок площадью 42 800 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного хозяйства, садоводства и огородничества, расположенного по адресу: <адрес> площадью 21, 2 га;
земельный участок площадью 17 400 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного хозяйства, садоводства и огородничества, расположенного по адресу: <адрес>
земельный участок площадью 22 715 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного хозяйства, садоводства и огородничества, расположенного по адресу: <адрес>
земельный участок площадью 535 164 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного строительства с ведением дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>
земельный участок площадью 21 101 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного строительства с ведением дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>
земельный участок площадью 133 607 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного строительства с ведением дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>
В соответствии с частью 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 390, пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Решением муниципального Совета Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района от 22.11.2018 года N 48 на территории Карабихского сельского поселения установлен земельный налог, налоговые ставки земельного налога установлены в процентах от кадастровой стоимости земельных участков.
До принятия указанного решения на территории Карабихского сельского поселения действовало решение Муниципального Совета Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области от 10.11.2009 года N 9, содержавшее аналогичные положения.
Таким образом, правоотношения административного истца по определению земельного налога являются публичными. Изменение размера земельного налога, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости земельных участков.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что ООО «Карабиха» в силу статьи 24.18, части 3, части 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности.
В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, частью 1 статьи 248 КАС РФ, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Судом установлено следующее:
Земельные участки административного истца с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> вошли в Перечень объектов, подлежащих оценке на 1 января 2015 года – дату проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Ярославской области, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Ярославской области от 24 февраля 2016 года № 170-п.
Согласно приложению 1 «Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Ярославской области» по состоянию на 1 января 2015 года
кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 3 297 127, 68 рублей;
кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 5 076 918 рублей;
кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 66 756 357, 36 рублей.
Земельные участки административного истца с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты><данные изъяты> не вошли в Перечень объектов, подлежащих оценке на 1 января 2015 года – дату проведения государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ярославской области, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Ярославской области от 24 февраля 2016 года № 170-п.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости:
датой определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> является 24 апреля 2015 года;
датой определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> является 6 сентября 2015 года;
датой определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> является 3 февраля 2015 года.
Согласно положениям части 1 и части 2 статьи 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определялась на 24 апреля 2015 года; земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> - на 6 сентября 2015 года; земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> – на 3 февраля 2015 года в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года N 222, действовавшими до 28 февраля 2019 года, на основании результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Ярославской области от 24 февраля 2016 года № 170-п.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 24 апреля 2015 года составила 5 338 872 рубля;
кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 6 сентября 2015 года составила 2 170 476 рублей;
кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 6 сентября 2015 года составила 2 833 469, 10 рублей;
кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 3 февраля 2015 года составила 2 632 138, 74 рублей;
кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 3 февраля 2015 года составила 16 666 137, 18 рублей.
Административным истцом представлены Отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков, которыми
рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2015 года установлена в размере 650 000 рублей;
рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2015 года установлена в размере 1 000 000 рублей;
рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 24 апреля 2015 года установлена в размере 1 052 000 рублей;
рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 6 сентября 2015 года установлена в размере 428 000 рублей;
рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 6 сентября 2015 года установлена в размере 558 000 рублей;
рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2015 года установлена в размере 9 735 000 рублей;
рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 3 февраля 2015 года установлена в размере 519 000 рублей;
рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 3 февраля 2015 года установлена в размере 2 820 000 рублей.
Судом исследованы указанные Отчеты, проверены те возражения, которые приведены Департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области в опровержение их достоверности, заслушаны дополнительные пояснения оценщика по Отчетам. На основании исследования данных доказательств суд приходит к следующему:
При определении рыночной стоимости всех объектов административного истца оценщиком применялся сравнительный подход в оценке, метод сравнения продаж.
До выбора объектов, использованных в качестве аналогов для расчета, оценщиком проведен анализ рынка и определены все предложения о сделках с земельными участками на дату оценки, относящиеся к одному сегменту рынка с объектом оценки.
При определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> оценщиком использованы сведения о шести объектах – аналогах, к ценам которых применены корректировки на уступку, на местоположение, на площадь.
При определении рыночной стоимости остальных земельных участков оценщиком использованы сведения о трех объектах – аналогах, к ценам которых применены корректировки на уступку и местоположение.
Все действия, совершенные оценщиком в процессе оценки, нашли свое отражение в Отчете, их обоснованность сомнений не вызывает.
Суд полагает, что основания для применения корректировки на уступку в размере 20 % у оценщика имелись. Возражения Департамента в указанной части являются необоснованными.
В возражениях Департамент указывает, что земельные участки, использованные в качестве объектов – аналогов, относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения. В связи с этим, Ярославская область имеет преимущественное право покупки данных земель. Таким образом, после отказа от приобретения земельного участка Ярославской областью, его цена для продажи иным лицам не может быть изменена. В случае изменения цены, у продавца вновь возникает обязанность предложить приобретение данного земельного участка Ярославской области.
Суд полагает, что данные обстоятельства не исключают возможности снижения цены предложения по сравнению с тем, что указано в объявлениях о продаже, при соблюдении процедуры, установленной статьей 8 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Кроме того, положения указанного Федерального закона на дату оценки не применялись к земельным участкам, предназначенным для ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества.
Таким образом, корректировка цены объектов – аналогов на уступку обоснована.
В своих возражениях Департамент указывает также, что отобранные оценщиком для расчетов объекты – аналоги являются неоднородными, на что указывают коэффициенты вариации полученных по результатам корректировки цен объектов – аналогов, составляющие в Отчетах величины в 95 % и в 92 %.
Указанный факт, по мнению Департамента, свидетельствует о нарушении оценщиком пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года N 299, согласно которому содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Суд полагает, что Отчет не содержит информации, которая вводит в заблуждение пользователей Отчета, либо допускает неоднозначное толкование полученных результатов. Как указывалось выше, процесс оценки полно и доступно описан в Отчете, основания отбора аналогов, а также применения к их ценам корректировок и их размер оценщиком в Отчете обоснованы.
Доказательств того, что использованные оценщиком аналоги не сопоставимы с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, Департаментом суду не представлено.
В свою очередь, обязанность оценщика использовать в расчетах сведения об объектах – аналогах, цена которых не выбивается их какого – либо диапазона, Федеральные стандарты оценки не содержат.
В возражениях на Отчет Департамент приводит также сведениях четырех объектах, предложения о продаже которых на дату оценки имелись в общедоступных источниках. В связи с этим, Департамент указывает на нарушение оценщиком подпункта «в» пункта 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года N 611, как необоснованный отказ от использования всего доступного объема информации для производства расчетов.
Суд не может согласиться с обоснованностью возражений Департамента в указанной части.
Приводя данные возражения, Департамент не приводит доказательств того, что использованных оценщиком объектов – аналогов было недостаточно для определения величины рыночной стоимости земельного участка.
Кроме того, из представленных Департаментом сведений в отношении двух объектов (земельные участки в <адрес>) следует, что они имеют стоимость одного квадратного метра сопоставимую с той, которая получалась в результате оценки земельных участков административного истца, что является доказательством верности расчетов оценщика.
Земельный участок в <адрес> не идентифицирован на публичной кадастровой карте ни оценщиком, ни Департаментом, что исключает возможность достоверно определить его основные ценообразующие характеристики и сопоставить с объектами оценки.
Объект в <адрес> имеет существенные улучшения по сравнению с объектами оценки, виляющие на его стоимость (наличие дачной инфраструктуры, инженерных коммуникаций, близость к водоему). Кроме того, из содержания объявления усматривается, что предлагаются к продаже отмежеванные земельные участки в границах большого земельного участка для дачного хозяйства. Приведенные обстоятельства указывают на то, что данный объект не сопоставим с объектами оценки по основным ценообразующим факторам. Использование сведений о данном предложении в расчетах было бы необоснованным.
По изложенным основаниям суд полагает, что расчет рыночной стоимости земельных участков административного истца сделан оценщиком правильно. Оснований полагать, что определенная в Отчетах величина рыночной стоимости земельных участков административного истца является недостоверной, у суда не имеется.
В связи с этим, рыночная стоимость земельных участков административного истца подлежит установлению в размере, определенном Отчетами.
Таким образом, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков в связи с установлением в отношении них рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости объектов недвижимости подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление ООО «Карабиха» подлежит удовлетворению.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата обращения ООО «Карабиха» с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а именно – 28 декабря 2018 года.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Карабиха» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 26 432 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного строительства с ведением дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> в размере рыночной стоимости 650 000 (шестьсот пятьдесят тысяч) рублей.
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 650 000 (шестьсот пятьдесят тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 40 700 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного строительства с ведением дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> в размере рыночной стоимости 1 000 000 (один миллион) рублей.
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 1 000 000 (один миллион) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 42 800 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного хозяйства, садоводства и огородничества, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 21, 2 га, в размере рыночной стоимости 1 052 000 (один миллион пятьдесят две тысячи) рублей.
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 1 052 000 (один миллион пятьдесят две тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 17 400 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного хозяйства, садоводства и огородничества, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 428 000 (четыреста двадцать восемь тысяч) рублей.
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 428 000 (четыреста двадцать восемь тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 22 715 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного хозяйства, садоводства и огородничества, расположенного по адресу: <адрес> в размере рыночной стоимости 558 000 (пятьсот пятьдесят восемь тысяч) рублей.
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 558 000 (пятьсот пятьдесят восемь тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 535 164 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного строительства с ведением дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 9 735 000 (девять миллионов семьсот тридцать пять тысяч) рублей.
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 9 735 000 (девять миллионов семьсот тридцать пять тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 21 101 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного строительства с ведением дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 519 000 (пятьсот девятнадцать тысяч) рублей.
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 519 000 (пятьсот девятнадцать тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 133 607 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного строительства с ведением дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> в размере рыночной стоимости 2 820 000 (два миллиона восемьсот двадцать тысяч) рублей.
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 2 820 000 (два миллиона восемьсот двадцать тысяч) рублей.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 28 декабря 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Щеголькова
Решение в окончательной форме изготовлено 18 марта 2019 года