Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
30 августа 2019 года город Благовещенск
Амурский областной суд в составе:
председательствующего судьи Михайленко В.Г.,
при секретаре Лысове В.В.,
с участием представителя административного истца ООО «Благовещенская строительная компания – Формовочный завод» - ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Благовещенская строительная компания – Формовочный завод» о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <номер>, общей площадью 101377 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, видом разрешенного использования – для размещения коммунальных, складских объектов, расположенного <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Представитель ООО «Благовещенская строительная компания – Формовочный завод» ФИО1 обратилась в Амурский областной суд с данным административным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что на основании соглашения от 5.10.2005 г. о присоединении к договору аренды № 160 от 5.10.2005 г., а также договора уступки прав от 23.04.2008 г. Обществу на праве аренды принадлежит объект недвижимости – земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером <номер>, расположенный <адрес>.
Данный объект недвижимости вошел в перечень объектов государственной кадастровой оценки, проведенной в 2013 году на территории Амурской области.
Постановлением Правительства Амурской области от 5.11.2013 г.№ 537 утверждена кадастровая стоимость земельный участок по состоянию на 1 января 2013 года в размере 93717967 рублей 65 копеек. При этом сведения о кадастровой стоимости земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании утвержденных средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских) округов Амурской области.
Дата утверждения кадастровой стоимости земельного участка – 5 июня 2014 года. Согласно выписке из ЕГРН от 7.06.2019 г. № 28/ИСХ/19-162567 в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер> информация о внесении сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости и о дате определения кадастровой стоимости в реестре объектов недвижимости отсутствуют, так как включение указанных сведений в отношении объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых внесена до 30.06.2014 года, не было предусмотрено действующим законодательством.
После получения выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, ООО «Благовещенская строительная компания – Формовочный завод» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном рыночной стоимости, определенной оценщиком ООО «<данные изъяты>» по состоянию на 1 января 2013 года в размере 40678000 рублей.
Уведомлением Комиссии от 3.07.2019 г. Обществу было отказано в принятии заявления к рассмотрению, в связи с тем, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано за пределами срока, установленного ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», то есть позднее пяти лет с даты внесения в ЕГРН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в Амурский областной суд с административным исковым заявлением.
Из разъяснений, приведенных в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» следует, что согласно абз. 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Однако Федеральным законом от 3.07.2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ч. 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности были внесены изменения в части срока проведения государственной кадастровой оценки, предусматривающего проведение оценки не реже чем один раз в течение пяти лет. Действующее законодательство об оценочной деятельности данной правовой нормы не содержит.
Принимая во внимание тот факт, что в связи с принятием Федерального закона от 3.07.2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения ч. 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности, предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, утратили силу, и учитывая, что в связи с изменением закона очередная оценка кадастровой стоимости принадлежащего Обществу земельного участка не проводилась, причины пропуска срока по обращению в суд с административным иском являются уважительными. При этом до внесения изменений в Закон об оценочной деятельности Общество рассчитывало на своевременное проведение очередной государственной кадастровой оценки принадлежащих ему объектов недвижимости, которая в настоящее время отложена на неопределенный срок.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта недвижимости, и ее внесение в качестве кадастровой стоимости, направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. При этом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <номер> значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы Общества, поскольку влечет увеличение его обязательств в части уплаты сумм арендной платы.
С учетом изложенного просит восстановить срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <номер>, общей площадью 101377 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, видом разрешенного использования – для размещения коммунальных, складских объектов, расположенного <адрес>, в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года, составляющей 40678000 рублей.
В письменном отзыве представитель Министерства имущественных отношений Амурской области ФИО2, действующая в интересах административного ответчика – Правительства Амурской области, не возражает против удовлетворения требований административного иска. Указывает, что Министерство имущественных отношений Амурской области не обнаружило грубых нарушений Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки при рассмотрении представленного совместно с административным исковым заявлением отчета об оценке № 204-19-1/18Н от 14.06.2019 года.
В письменном отзыве представитель Управления Росреестра по Амурской области ФИО3 указывает, что в 2013 году в Амурской области проводилась государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов по состоянию на 1 января 2013 года. Результаты утверждены Постановлением Амурской области от 5.11.2013 г. № 537 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области». Положения статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности предусматривают возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего объекта недвижимости в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Управление ознакомилось с представленным отчетом об оценке № 204-19-1/18Н от 14.06.2019 года, составленным в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер>, и просит суд принять решение исходя из фактически обстоятельств дела, без участия представителя Управления.
От иных участвующих в деле лиц письменные возражения на административное исковое заявление не поступили.
В судебном заседании представитель ООО «Благовещенская строительная компания – Формовочный завод» ФИО1 настаивала на удовлетворении административного искового заявления, указав на правильность расчетов, произведенных оценщиком ООО «<данные изъяты>» Ф.И.О.7, и законность отчета об оценке № 204-19-1/18Н от 14.06.2019 года. Просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <номер> в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года, а именно сумме 40678000 рублей.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. В соответствии с положениями ст. 150, ч. 4 ст. 247 КАС РФ дело рассмотрено при состоявшейся явке.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Согласно абзацу первому статьи 24.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
В силу ст. 24.18 указанного Федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно п.1, 5 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Арендатор может подать в суд административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости, если она влияет на размер арендной платы или выкупной цены, поскольку при этом затрагиваются его права и обязанности (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28).
Из материалов дела следует, что ООО «Благовещенская строительная компания – Формовочный завод» на основании соглашения от 5.10.2005 г. о присоединении к договору аренды № 160 от 5.10.2005 г., а также договора от 23.04.2008 г. уступки прав (цессии) по договору № 160 является арендатором земельного участка с кадастровым номером <номер>, общей площадью 101377 кв.м., расположенного в <адрес>.
Из справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 7 июня 2019 года следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <номер> по состоянию на 1 января 2013 года составляет 93717967 рублей 65 копеек. Данная стоимость внесена в реестр на основании постановления Правительства Амурской области 5.11.2013 г. № 537 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области».
Между тем в соответствии с отчетом ООО «<данные изъяты>» № 204-19-1 от 14.06.2019 г. рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <номер> по состоянию на 1 января 2013 года составляет 40678000 рублей.
Не согласившись с установленной кадастровой стоимостью объекта недвижимости, ООО «Благовещенская строительная компания – Формовочный завод» просит пересмотреть кадастровую стоимость арендуемого земельного участка и установить ее в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года.
Согласно ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Из п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. № 28 №О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» следует, что согласно абз. 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
По смыслу указанных разъяснений, процессуальные ограничения срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости обусловлены только установленной Законом об оценочной деятельности периодичностью проведения государственной кадастровой оценки.
Из материалов дела следует, что оспариваемые административным истцом результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости были внесены в государственный кадастр недвижимости 5 июня 2014 года.
С настоящим иском ООО «Благовещенская строительная компания – Формовочный завод» обратилось в суд 26 июля 2019 года, то есть с пропуском установленного законом пятилетнего срока.
В соответствии с абз. 3 п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. № 28 пропуск срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости не является основанием для отказа в принятии заявления, и если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части 1 ст. 24.12 Закона слова «и не реже чем один раз в течение пяти лет» были исключены.
В связи с изменением закона очередная (по истечении 5 лет с даты, по состоянию на которую была проведена последняя государственная кадастровая оценка) оценка кадастровой стоимости земельного участка не проводилась.
Принимая во внимание тот факт, что в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения ч. 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности, предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, утратили свою силу, а также учитывая незначительность пропуска административным истцом установленного законом срока на подачу административного искового заявления, суд признает причины пропуска срока уважительными, поскольку до принятия Федерального закона № 360-ФЗ административный истец мог рассчитывать на своевременное проведение очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, которая в настоящее время отложена на неопределенный срок, а пропущенный процессуальный срок подлежащим восстановлению.
Согласно ст. 24.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
В силу положений статьи 24.18 указанного Федерального закона основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем в судебном порядке посредством предъявления требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости и подлежит рассмотрению по правилам главы 25 КАС РФ (п. 2, 3 Постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28).
В соответствии с п. 5 ст. 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса.
Обязанность доказать размер рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (ч. 5 ст. 247 и ч. 1 ст. 248 КАС РФ).
Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Доказательством определения рыночной стоимости земельного участка является отчет независимого оценщика саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков (ч. 2 ст. 246 КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 61 КАС РФ доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
С учетом вышеизложенного, представленный в материалах дела отчет № 204-19-1 от 14.06.2019 г. об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером <номер>, общей площадью 101377 кв.м., расположенного <адрес> (л.д. 22-110), как документ, содержащий сведения доказательственного значения, подлежит оценке по правилам статьи 84 КАС РФ.
В силу ч. 1 ст. 20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности определяются стандартами оценочной деятельности.
Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297 утвержден Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО №1), пункт 2 которого предусматривает, что федеральный стандарт оценки является обязательным к применению при осуществлении оценочной деятельности.
В соответствии с п. 6 указанного Стандарта итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке. Подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией (пункт 7).
Названным федеральным стандартом оценки предусмотрено, что оценщик осуществляет сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки объекта оценки. Оценщик изучает количественные и качественные характеристики объекта оценки, собирает информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки теми подходами и методами, которые на основании суждения оценщика должны быть применены при проведении оценки (пункт 18).
Как указано в п. 20 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода. Оценщик вправе самостоятельно определять конкретные методы оценки в рамках применения каждого из подходов.
Так, из отчета ООО «<данные изъяты>» № 204-19-1 от 14.06.2019 г. следует, что рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <номер> по состоянию на 1 января 2013 года составляет 40678000 рублей.
Из указанного отчета усматривается, что при определении рыночной стоимости данного объекта недвижимости оценка объекта была выполнена на основе анализа данных кадастрового паспорта земельного участка, нормативно-справочной и статистической информации о наиболее эффективном использовании земельного участка, а также анализа рынка недвижимости в Амурской области. Для получения результата при проведении оценки специалистом использован сравнительный подход к оценке недвижимости. Даны четкие разъяснения о причинах неприменения затратного и доходного подходов.
Исследовательская часть отчета логична, последовательна и мотивирована, наличие методологических ошибок при проведении исследования суд не усматривает.
Отчет № 204-19-1 от 14.06.2019 г. выполнен оценщиком Ф.И.О.7, которая является членом Саморегулируемой организации союза оценщиков «<данные изъяты>», гражданская ответственность оценщика застрахована в соответствии с действующим законодательством РФ (полис страхования ответственности <данные изъяты> № <номер> с <дата>), оценщик имеет квалификационный аттестат № <номер> от <дата> г. по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости». Установленные обстоятельства подтверждают соответствие оценщика Ф.И.О.7 требованиям, предъявляемым к субъектам оценочной деятельности ст. 4, 15, абз. 4 ст. 15.1, ст.24.7 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Доказательств, опровергающих выводы оценщика, изложенные в отчете № 204-19-1 от 14.06.2019 г. об оценке спорного объекта недвижимости ни административными ответчиками, ни заинтересованными лицами, суду не представлено.
Также не представлено доказательств, указывающих на иной размер рыночной стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2013 года, и сведений, которые могли бы поставить под сомнение достоверность названного отчета об оценке.
Ходатайств о проведении судебной экспертизы отчета № 204-19-1 от 14.06.2019 г. участвующими в деле лицами не заявлялось.
В соответствии с положениями статьи 246 КАС РФ и разъяснением, приведенным в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при подаче заявления об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости необходимым документом является отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, а также подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков положительное экспертное заключение в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Аналогичное положение было предусмотрено абз. 6 ч. 16 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, однако, Федеральным законом от 2 июня 2016 года № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» данное положение закона, предусматривающее необходимость приложения к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости положительного экспертного заключения признано утратившим силу, следовательно, экспертиза отчетов об оценке саморегулирующими организациями в настоящее время носит добровольный характер.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что отчёт об оценке № 204-19-1 от 14.06.2019 г. является допустимым доказательством по настоящему административному делу, соответствующим требованиям ст. 59, 61 КАС РФ.
Согласно ст. 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, суд приходит к выводу о несоответствии произведенной уполномоченными органами кадастровой оценки используемого заявителем объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Как следует из постановления Правительства Амурской области от 05.11.2013 г. № 537 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области» сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу на праве аренды, были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании утвержденных средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Амурской области по состоянию на 1 января 2013 года.
Следовательно, в данном случае установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В силу ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
На основании изложенного, с учетом правовой оценки совокупности представленных в материалах дела доказательств, проведенной в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, и фактически установленных обстоятельств дела, суд находит подлежащими удовлетворению требования административного иска о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <номер>, общей площадью 101377 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, видом разрешенного использования – для размещения коммунальных, складских объектов, расположенного <адрес>, установлении с 1 января 2013 года кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости в размере 40678000 (сорока миллионов шестисот семидесяти восьми тысяч) рублей.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
требования ООО «Благовещенская строительная компания – Формовочный завод» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <номер>, общей площадью 101377 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, видом разрешенного использования – для размещения коммунальных, складских объектов, расположенного в <адрес>, по состоянию на 1 января 2013 года в размере 40678000 (сорока миллионов шестисот семидесяти восьми тысяч) рублей.
Датой подачи заявления считать 26 июля 2019 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Амурского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий В.Г. Михайленко
1версия для печатиДело № 3а-106/2019 ~ М-114/2019 (Решение)